цитата Книжный червь А вы можете преставить такие подтверждения? Сократ Схоластик в пятой книге «Historia Ecclesiastica» упоминает о беспорядках в Александрии на религиозной почве: уничтожали храмы, но о библиотеке там нет ни слова.
Да не вопрос, обратимся к рекомендованному вами источнику:
цитата В то самое время подобное смятение произошло и в Александрии. Епископ Феофил хлопотал, — и царь издал повеление разрушить языческие храмы, а в Александрии попечение об этом деле возложил на Феофила. Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил все, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское, разрушил храм Сераписа, выставил на позорище кровавые митрийские мистерии и показал все смешные нелепости обрядов Сераписа и других богов, приказав носить по торжищу изображения Приапа.
Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили еще большие; воспламененные одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода. Тем же со своей стороны платили христиане, — и одно зло увеличивалось другим. Борьба продолжалась до тех пор, пока не прекратило ее пресыщение убийствами. В ней погибло несколько и язычников, но христиан весьма много, а раненых с обеих сторон было без числа. Язычники ужаснулись этого события, потому что страшились царского гнева. Поступив так самоуправно и утолив свою ярость убийствами, они скрывались, кто куда мог: многие убежали даже из Александрии и расселялись по разным городам; в числе их были два грамматика, Элладий и Аммоний, у которых я, во время моего детства, учился в Константинополе. Элладий, говорят, был жрецом Юпитера, а Аммоний — обезьяны.
Когда, вместе с тем, возмущение прекратилось, александрийский префект и начальник египетских войск предложили Феофилу свое содействие к разрушению капищ, и капища были срыты, кумиры богов перелиты в умывальницы или обращены на другие потребности александрийской Церкви, потому что, согласно с волей царя, богов надлежало употребить для вспоможения бедным.
У Руфина Аквилейского о событиях 391 г. рассказано несколько полнее:
цитата О храме Сераписа в Александрии, я полагаю, не только все слышали, но многие также и знают. Место то, поднятое на сто или того больше шагов вверх не природой, но руками и трудом, растянулось четырехугольником на все стороны, занимая огромное пространство. А все сооружения, воздвигнутые там, где возвышение заканчивается полом, снабженные бесчисленными светильниками и потайными святилищами, отделенные друг от друга, использовались для различных служб и тайных обрядов. Сверх того, по краям всего этого пространства были расположены экседры и пастофории (палаты), а также дома, поднимающиеся в высоту, в которых обычно находились служители храма или те, кого именуют чистыми, то есть те, кто себя очищают. Портики же, расположенные четырехугольными рядами позади всего этого периметра, замыкают собой все пространство. В центре же находился храм, украшенный величественными колонными и великолепно и чудесно отделанный изнутри камнем мрамора. В нем стояла настолько огромная статуя Сераписа, что правая рука его касалась одной стены, а левая другой. Это чудовище, как передают, было выполнено из всякого рода металла и древесины. Нижние стены храма были сначала покрыты золотыми пластинами, на которые наложены серебряные и наконец медные, чтобы они служили защитой для более драгоценных металлов. Кое-что также искусно и с хитростью было создано для поражения и удивления зрителей.
(...) когда был оглашен рескрипт, хотя наш народ был готов к низвержению источника заблуждений, все же язычниками распространялось мнение, будто если человеческая рука дотронется до той статуи, разверзнется земля и тотчас увлечет в преисподнюю, и тут же небо рухнет в бездну. Это привело народ в небольшое замешательство. И вот тогда один из солдат, вооруженный больше верой, нежели оружием, подняв секиру, со всего маху ударил по челюсти хитрой бестии. Поднялся крик и того и другого народа: и все же ни небо не рухнуло, ни земля не разверзлась. Потом, ударив еще и еще раз, он разбил чадного идола гнилой древесины: ведь когда он был низвергнут, сухая древесина весьма легко горела. После этого у него была отсечена от шеи голова и сокрушен модий (...) Такой финал был у пустого суеверия и древнего заблуждения Сераписа (...) Но ничего [страшного] не случилось, поскольку место обратилось в тлен. Вместилища гнусностей, пустые саркофаги были разрушены и воздвигнуты храмы истинного Бога и величественные церкви. Ведь и на могиле Сераписа, когда до основания были снесены нечестивые святилища, с одной стороны был построен храм мученика, а с другой церковь (...) В Александрии же случилось также то, что символы Сераписа, которые были в каждом доме на стенах, при входе, на дверях и окнах, все оказались стерты и выскоблены, так что нигде не осталось и следа от них и даже имени божества, Сераписа ли или другого демона. А вместо них на дверях, входах, окнах, стенах и колоннах появился знак Господнего Креста.
Суммируем полученную информацию с данными Другой Вики.
1. В 391 г. был разрушен до основания со всеми артефактами и заменен христианским храм Сераписа.
2. Главная библиотека Александрии была основана не ранее 250 г. до н.э. Птолемеем Филадельфом и располагалась в районе Брухий, он же Брухейон.
3. Во время захвата Египта войсками Цезаря (47 г. до н.э.), а затем при Аврелиане (273 г.) главный библиотечный комплекс дважды выгорал и пополнялся книгами в уменьшенном количестве. После аврелианова разгрома библиотечные функции в основном перешли к малой библиотеке в храме Сераписа, а книжный фонд главной библиотеки был перевезен в крепнувший и постепенно перенимавший у Рима столичные полномочия Константинополь.
4. От храма Сераписа не осталось фактически ничего, он был подчистую сожжен и сведен.
5. Следовательно, то, что могло в 391 г. называться Александрийской библиотекой и, уступая великолепием, как и статусом, птолемееву книгохранилищу, все же сохраняло в себе бесценные греческие, египетские, римские, etc. источники, погибло вместе с храмом Сераписа при его штурме христианами.
6. Христианские раннесредневековые историки не упоминают об этом факте по той причине, что языческие тексты, не одобренные церковью, их нисколько не интересовали (сравните с мнениями по поводу языческого наследия, высказанными в работах Тертуллиана и Августина, особенно в De praescriptione haereticorum), а также потому, что до них могло в какой-то степени доходить все уродство этого деяния.
PS. Википедию я без труда могу процитировать, как и вы, но не делаю этого; подумайте, почему.
|
––– Мы начинаем со смелого допущения, что цель войны — победа над заявленным противником. Я мыслю, следовательно, я дискредитирую |
|