Посмотрел совершенно прекрасную трагикомедию с Ричардом Прайором «Ну и герой». Заглавный «ну и герой» — чернокожий американский солдат Эдди Келлер в исполнении Ричарда Прайора, который совершенно нелепым способом угодил в плен к вьетконговцам, где и провел шесть лет, мужественно отказываясь подписать осуждение своей страны в военных преступлениях. Пока не заболел его товарищ, и Эдди, чтобы помочь ему, все подписал. А вернувшись домой из плена, вдруг обнаружил, что стране, поначалу устроившей ему прием с фанфарами, на него в общем-то плевать. Плевать на то, что его мать перенесла удар и попала в дом престарелых, откуда ее выбросят, если не платить ежемесячно полторы тысячи долларов, плевать на то, что, пока его не было, жена завела любовника, и они профукали его книжный магазинчик, оставив Эдди без средств к существованию. Военная пенсия? Это еще заслужить надо, а кто бумажку вьетконговцам подмахнул? Обстоятельства никого не волнуют, пофиг, что это было сделано ради умирающего товарища и ни к чему не обязывало (и не то чтобы не было справедливо), пофиг, что и война-то к тому времени закончилась. Кредит в банке не дадут, хоть ты приди в форме и с орденами, ибо патриотизм патриотизмом, а кредиты надо еще и обратно выбить, и что с него взять? И вот, уже собираясь уйти, Эдди становится свидетелем ограбления. Один из грабителей — такой же ветеран. И в голове отчаявшегося человека рождается отчаянный план... Фильм на Западе ругали. Причем не мифические «апологеты капитализма» (на дворе стояли 80-е, американцы преспокойно полоскали и полицию, и военщину, и политиков). Ругали за «неуместный юмор». Вообще-то, задумывалась серьезная экранизация серьезного романа, но поскольку главную роль получил Прайор, продюсеры потребовали сделать комедию. В таких случаях принято говорить, что фильм «не определился с жанром». Но внезапно это спорное решение сделало фильм, вытянув из потока бесконечных драм о «судьбе солдата в Америке». Потому что этот казалось бы неуместный юмор великолепно подчеркивает абсурдную трагичность происходящего. Есть и чисто угарные моменты (от попытки Эдди ограбить банк с водяным пистолетом я лежал под столом), и горькая как полынь ирония, как, например, в сцене, где журналисты просят Эдди рассказать об ограблении, и миловидная репортерша безжалостно обрывает его всякий раз, как он пытается хотя бы упомянуть о своем бедственном положении — зрителям, мол, нужны факты, а не контекст. Ричард Прайор великолепен в роли «маленького человека», который, подобно чаплинскому Бродяге, несмотря ни на что сохраняет человечность и чувство собственного достоинства, «как бы жизнь ни била». Марго Киддер в роли «шлюхи с золотым сердцем» — огонь. Разве что спорной получилась концовка. Трудно поверить в такой оптимистичный, почти сказочный финал. А с другой стороны, герой его заслужил, так что почему бы и нет?
|
––– ...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.
|
|