автор |
сообщение |
Дядюшка Шу 
 гранд-мастер
      
|
позавчера в 21:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
42 — это база, без вопросов. Что получится, если умножить шесть на девять?
|
––– Мы заявляли, что Венера не пройдет транзитом по Солнцу, и она не прошла! (с) М. Галина |
|
|
fbk 
 активист
      
|
вчера в 02:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_При этом, твёрдая фантастика все отклонения от известных автору физических законов оговаривает, а мягкая то же самое только подразумевает.
Есть шкала Мооса для определения твердости фантастики: https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Me...
цитата «Жёсткая» научная фантастика прочно опирается на реальность, допуская лишь несколько фантастических полётов фантазии, не подтверждённых наукой, или учитывая, что технологии в современном мире ещё не существуют, но, вероятно, станут научно возможными в какой-то момент. «Мягкая» научная фантастика более гибка в отношении правил. Даже фантастические аспекты истории демонстрируют расхождение: в жёсткой научной фантастике они подчиняются строгим, предпочтительно физическим, законам, тогда как в мягкой научной фантастике они действуют так, как лучше всего подходит сюжету. В жёсткой научной фантастике это приводит к повышению планки объёма научных исследований, которые писатель должен вложить в повествование, и обычно это довольно чётко прослеживается .
Пример: персонажу показывают машину времени и он спрашивает: «Как она работает?»
В твёрдой научной фантастике: «Хороший вопрос с интересным ответом. Присаживайтесь, пожалуйста, пока я введу вас в курс последних идей в области квантовой теории, после чего я посвящу главу подробному описанию сложной, но звучащей правдоподобно связи между квантовыми состояниями, единой теорией поля и способами, с помощью которых мозг хранит память, — всё это связано с теориями Альберта Эйнштейна и Стивена Хокинга ». В мягкой научной фантастике: «Вы садитесь в это кресло, назначаете нужную дату и разгоняете свой DeLorean ровно до 88 миль в час ».
Исключение — если телекинез, магия, создание предметов по желанию происходит внутри компьютерной системы и при помощи технологических средств, то фантастика твёрдая. А мультфильм о мальчике Пётрике, который при помощи волшебного карандаша создаёт любые вещи, просто рисуя их, и карандаш ему подарил гном, который непонятно откуда его взял или создал, и сам гном неизвестно откуда взялся — это мягкая фантастика.
|
|
|
fbk 
 активист
      
|
вчера в 03:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_Ну не дикость ли?
Нет. В базе Фантлаба тоже не все произведения верно классифицированы, и со временем ошибку могут исправить, если появятся новые данные, а могут проигнорировать. Вполне научный феномен. Долгое время считалось наукой, что тепло переносится тепловой жидкостью. Люди продолжают верить в финансовые пирамиды и превосходство своих перед чужими. Некоторые распространенные заблуждения живут веками.
|
|
|
_Y_ 
 миродержец
      
|
вчера в 05:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата fbkЕсть шкала Мооса Принципиальный подход, похоже, не особо отличается от того, что я написал. А вот примеры ужасны.цитата fbkПрисаживайтесь, пожалуйста, пока я введу вас в курс последних идей в области квантовой теории, после чего я посвящу главу подробному описанию сложной, но звучащей правдоподобно связи между квантовыми состояниями Это не твёрдая НФ, это убийство литературного произведения извращённым способом.
цитата fbkА мультфильм о мальчике Пётрике, который при помощи волшебного карандаша создаёт любые вещи, просто рисуя их, и карандаш ему подарил гном, который непонятно откуда его взял или создал, и сам гном неизвестно откуда взялся — это мягкая фантастика В зависимости от стиля написания это или фэнтези, или сказка. Фантастический жанр, но не НФ. Хотя бы потому, что волшебство и гномы — два из основных признаков фэнтези (магия и волшебные расы).цитата fbkВ базе Фантлаба тоже не все произведения верно классифицированы, и со временем ошибку могут исправить, если появятся новые данные, а могут проигнорировать. Классификацию делают пользователи обычным голосованием и никто новых данных не ищет. Вплоть до того, что рассказы о Таллине класифицированы как фэнтези просто потому, что написаны Максом Фрайем — автором именно фэнтези
цитата fbkДолгое время считалось наукой, что тепло переносится тепловой жидкостью. Это нормально. Если автор писал твёрдую НФ про тепловую жидкость, то это и сегодня твёрдая НФ, но устаревшая.
Нельзя категорировать произведение в соответствии с сегодняшними сиюминутными научными представлениями хотя бы уже потому, что они всё время меняются. Причём одновременно могут существовать самые разные научные взгляды на одно и то же явление.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
fbk 
 активист
      
|
вчера в 07:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_Это не твёрдая НФ, это убийство литературного произведения извращённым способом.
Жюль Верн в изложении Антоши Чехонте. "Летающие острова": https://ilibrary.ru/text/80/index.html
Если к этому тексту относиться формально, то по признакам это самая настоящая твердая НФ
цитата Через полчаса мистеры Вильям Болваниус, Джон Лунд и шотландец Том Бекас летели уже к таинственным пятнам на восемнадцати аэростатах. Они сидели в герметически закупоренном кубе, в котором находился сгущенный воздух и препараты для изготовления кислорода
Но при внимательном чтении видно, что Чехов сократил технические описания и ввёл совершенно неуместные для НФ свои комментарии относительно полезности кислорода:
цитата * Химиками выдуманный дух. Говорят, что без него жить невозможно. Пустяки. Без денег только жить невозможно. — Примеч. переводчика.
|
|
|
fbk 
 активист
      
|
вчера в 07:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_Хотя бы потому, что волшебство и гномы — два из основных признаков фэнтези (магия и волшебные расы).
И "Заповедник сказок" Кира Булычева из мягкой фантастики превратится в фэнтези только из-за присутствия гномов? https://fantlab.ru/work12263
Гномы и драконы в классификаторе указаны как независимый признак "Фантастические существа", никак не влияющий на жанр произведения "Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика".
|
|
|
_Y_ 
 миродержец
      
|
вчера в 20:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
fbk А давайте спорить дальше.
Но я вам сразу проигрываю. Просто потому, что прочитаное помню плохо, тем более — прочитаное давно, тем более — давно забыл, что читал, а что нет.
Поэтому отвечать я могу только вообще. Гномы сами по себе не признак фэнтези. Гномы и и в сагах имеются, и в сказках, и в фантастике (если, конечно, подразумевается их материалистическое происхождение. Более того, если взять фантастическое произведене и вставить в него магического гнома, не привлекая все традиционные вокруггномовые магические джунгли, то это будет фантаситка с элементами фэнтези. Вообще, написано множество произведений смешивающих жанры, а уж сколько их написано "с элементами" и не сосчитать.
Но в приведённом вами примере гном занимается магией — дарит волшебный карандаш. Логично предположить, что волшебство в произведении занимает довольно серьёзное место. Соответственно, отнесение нечитаного мной текста к сказкам или фэнтези вполне обосновано. Возможно, знай я о тексте больше, чем вы написали, предложил бы другую классификацию.
цитата fbkГоворят, что без него жить невозможно. Пустяки. Без денег только жить невозможно Но это же юмор. А жанровая классификация юмора это совсем другая тема.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
вчера в 20:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_Но в приведённом вами примере гном занимается магией — дарит волшебный карандаш. Логично предположить, что волшебство в произведении занимает довольно серьёзное место. Соответственно, отнесение нечитаного мной текста к сказкам или фэнтези вполне обосновано. Возможно, знай я о тексте больше, чем вы написали, предложил бы другую классификацию. Заповедник гоблинов Саймака читали? Примерно та же идея
|
––– Чтение-Сила |
|
|
_Y_ 
 миродержец
      
|
вчера в 20:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитательЗаповедник гоблинов Саймака читали? Читал, но совершенно не помню. Но в целом у Саймака очень много фантастики пограничной с фэнтези. Да и его фэнтези произведения, на мой взгляд, дают сто очков вперёд любым другим в этом жанре.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
fbk 
 активист
      
|
сегодня в 02:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_А жанровая классификация юмора это совсем другая тема.
На том же примере.
"Заповедник сказок" Кира Булычева имеет общую характеристику: Юмористическое. Это не жанр, жанр — мягкая НФ, темпоральная фантастика, которая в классификаторе смешана с хронооперой.
Произведение входит в цикл «Алиса Селезнёва», с которым имеет одинаковую общую характеристику: Юмористическое. Но не все произведения такую характеристику имеют. «Сто лет тому вперёд» имеет общую характеристику: Приключенческое.
Можно предположить, что цикл просто объединяет все жанры и темы образующих цикл произведений. И произведения разнородные, есть юмор, а есть приключения. Одну книгу читают, чтобы повеселиться, а другую — чтобы проследить за приключениями героев, и юмор там несущественен. Что весёлого в приключениях Коли, которого пираты пытают, чтобы получить от него информацию о интересующем их приборе? Миелофон он стащил совершенно бескорыстно, чтобы пираты не использовали его во зло, сам прибор еиу не нужен. Алиса тут исполняет роль "принцессы в беде", Коля страдает из-за её легкомысленного отношения к важному артефакту.
Роль "принцессы в беде" не классическая, Алиса не сваливает свои проблемы на Колю, но сама активно участвует как в поисках прибора, так и в спасении Коли, который неожиданно сам оказывается в роли "принцессы в беде". Причём задача спасения Коли для неё становится приоритетной. Развилка в сюжете. Алиса отказывается просто выйти из игры, забрав миелофон и бросив Колю на усмотрение пиратов. Это отчасти реабилитирует её. По этому признаку книга становится мягкой фантастикой. Социальные отношения между людьми важнее устранения технологической катастрофы, потенциального вреда от попадания артефакта в руки злодеев.
|
|
|
fbk 
 активист
      
|
сегодня в 02:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_Но в приведённом вами примере гном занимается магией — дарит волшебный карандаш. Логично предположить, что волшебство в произведении занимает довольно серьёзное место.
Не такое серьёзное. Петрику карандаш облегчает решение проблем, но он отлично мог бы обойтись без магии. Не нарисовать музыкальные инструменты для детей, а изготовить их из доступных материалов, или собрать металлолом и заработать деньги на покупку этих инструментов. В «Рассказах о Кешке и его друзьях» герои так и делают. И фантастика становится приключениями. Та же самая цель достигается иначе. А нам остаётся лишь осудить Петрика, которому слишком просто всё достаётся, по щучьему велению. Магией он и занимается, используя возможности карандаша, а гном всего лишь передает артефакт из своего мира в реальный.
|
|
|
_Y_ 
 миродержец
      
|
сегодня в 05:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
fbk У вас память на порядки лучше моей, так что спорить по книгам не могу. Могу только по вашим постам.
Я согласен, юмор как жанр — понятие для нашей дискуссии чуждое. И согласен, что юмор тоже можно категорировать как реализм-фантастику-фэнтези и т.п. Но критерии будут совсем не такие, как для произведений не юмористических. Вот так взять и влёт придумать критерии для юмористичеких произведений я не могу.
цитата fbkПо этому признаку книга становится мягкой фантастикой. Социальные отношения между людьми важнее устранения технологической катастрофы, потенциального вреда от попадания артефакта в руки злодеев. Вот мы и договорились. Ключевые слова здесь "по этому признаку".
ИМХО большинство произведений имеют признаки разных жанров. Просто если признаки одного жанра доминируют, мы относим текст к этому жанру. Если признаки второго жанра проигнорировать никак не получится — тут уж "с элементами". Ну и куча литературы написана со смешением жанров.
цитата fbkа гном всего лишь передает артефакт из своего мира в реальный. Скорее всего, вы говорите о сказке, более узко — о современной сказке. Но, возможно, это и реализм с элементами фэнтези (опять же, это мнение основывается на моём восприятии вашего поста).
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
fbk 
 активист
      
|
сегодня в 10:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Это даже авторская сказка. Писатель пишет книгу, используя опыт, накопленный им при чтении чешских сказок. Гномов там нет вовсе, но есть скршитцы типа Вахмуркм. Гржемилека.
|
|
|