автор |
сообщение |
Dimson 
 магистр
      
|
|
Tairis_Hamster 
 активист
      
|
7 февраля 2008 г. 14:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dimson Вспомним таких известных писатлей фантастов, как Жюль Верн. Неужто к его книгам относились как к чему-то несерьёзному?
Именно как к развлекалову и относились, и за то и любили. Факт. За то же любили и Уэллса, и Берроуза...
|
|
|
Tairis_Hamster 
 активист
      
|
7 февраля 2008 г. 14:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вообще, если бы всерьёз исследовать современную отечественную литературу... Хотя бы провести толковый контент-анализ — я думаю, мы нашли бы большое количество разножанровых пересекающихся множеств. То есть, по идее, один и тот же читатель (ну я, например) должен обращать пристальное внимание не только на новинки любимых умниц-фантастов, но и на просто хороших писателей, пишущих в других жанрах. Я обращаю. И читаю. Но в ГОРАЗДО меньшей степени, чем родную НФ и FAN. И такие, как я — тоже виноваты, наверное. Потому что найдутся подобные мне в другом "лагере" (как meterwoman в моём ЖЖ), которые так же точно пристально идут по грибы в отдел "современной прозы" в поисках Зюскинда, Павича и Бегбедера ( ), а в отдел фантастики просто не заходят. Это беда. Но об этом здесь уже шла речь.
|
|
|
Dimson 
 магистр
      
|
7 февраля 2008 г. 15:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Tairis_Hamster Именно как к развлекалову и относились, и за то и любили. Факт. За то же любили и Уэллса, и Берроуза...
Ну так нашим развлекальщикам большая честь находиться в такой компании.
|
|
|
Волдинг 
 магистр
      
|
7 февраля 2008 г. 15:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Tairis_Hamster , поясните, контент-анализ чего? Тут можно много разного.
цитата мы нашли бы большое количество разножанровых пересекающихся множеств. и вот это поясните, а то я представить не могу
|
––– F is for "Fiction" |
|
|
Волдинг 
 магистр
      
|
7 февраля 2008 г. 15:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Tairis_Hamster
цитата Скорее, фантастика вообще с момента зарождения попала в это "развлекательное гетто".
Это большая проблема, но она существует не только у нас. У них то же самое. Так что это не может быть причиной исключительно нашего кризиса
|
––– F is for "Fiction" |
|
|
Волдинг 
 магистр
      
|
7 февраля 2008 г. 15:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Когда я читаю интервью, предисловия или заметки на маджетах западных авторов, они всегда говорят о тех, кто повлиял на их решение начать писать. Там сплош уважаемые имена — то есть хорошие авторы произрастают на поле деятельности других хороших авторов. Данное справедливо не только для SF&F, но вообще практически для любой интеллектуальной деятельности Это рассматривали в книге "На плечах гигантов" (если я не ошибаюсь). Кто же стал путеводной звездой для наших МТА? Мне это очень интересно. Такое ощущение, что это не только не западные авторы, но и не Стругацкие (Ефремов, Булычёв, Крапивин и т.д.) Хотя что проще — границы открыты, информация рекой льётся, знай усваивай, перерабатывай и выдавай! Можно возразить, что тогда это будет калька с "учителей", но пример западных писателей говорит о том, что это не так.
|
––– F is for "Fiction" |
|
|
Tairis_Hamster 
 активист
      
|
7 февраля 2008 г. 15:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
То, что фантастика являлась развлекательной изначально — да, так было у всех. И противоречие, связанное с ЦА и авторами, тоже случается не только у нас, а везде. Просто мы же говорим об отечественной фантастике, а у нас эта проблема встала достаточно остро — здесь уже кто-то писал, что средний западный автор — это очень крепкий, добротный автор, который понимает, что и для кого он пишет. И сильно никуда за границы жанра не прыгает. Это как раз к:
цитата Волдинг и вот это поясните, а то я представить не могу
Пелевин, Липскеров, Быков — 3 фамилии навскидку. Куда бы вы отнесли каждого из них? Я о контент-анализе содержания, с выявлением общности затрагиваемой проблематики и т.п. (расписывать можно долго). Можно ещё более глубокий качественный анализ, но это уже более субъективно и долго. А контент-анализ может показать "профиль" жанра вне жанра. То есть, если отсеять жанровые принципы, определяющие "облик" книги, о чём она получится? Какими вопросами задаётся автор, сколько он места банально уделяет этим животрепещущим проблемам? Вообще, это почти невозможно (книга же не газета, её так просто не "распотрошить"), но всё-таки. И мне априори кажется, мы можем найти много таких вот "пелевиных" в самых разных жанрах. Сейчас ведь сильно не заморачиваются: если ты вообще ни на кого не похож — значит, постмодернист
|
|
|
Волдинг 
 магистр
      
|
7 февраля 2008 г. 15:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Про издателя и продавца всё понятно, но вот например мне, как читателю, проблемы первых двух глубоко фиолетовы,
От наличия проблем у издателя зависит, получим мы хорошие книжки, или нет. Если книжку не берут, кто виноват? Конечно ответственный за серию, галимые книжки в серию поставил! Так вот уже целой кучи хороших серий современной литературы у "Эксмо" мы лишились А проблема продавца — проблема тех читателей, которые не знают, что им нужно
|
––– F is for "Fiction" |
|
|
Волдинг 
 магистр
      
|
7 февраля 2008 г. 15:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Вообще, это почти невозможно (книга же не газета, её так просто не "распотрошить"), но всё-таки.
В принципе — возможно, вопрос в том, что мы хотим получить. Но анализ должен быть именно качественным. И боюсь, это не к социологам всё-таки, а к каким-нибудь филологам-лингвистам. Кстати, зачастую западный автор — человек, который бегает со своей рукописью, не зная, куда её пристроить. Такой вот у них подход. У нас такое не получится — всех талантливых съедят :(
|
––– F is for "Fiction" |
|
|
fox_mulder 
 миродержец
      
|
7 февраля 2008 г. 15:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Волдинг Такое ощущение, что это не только не западные авторы, но и не Стругацкие (Ефремов, Булычёв, Крапивин и т.д.) Хотя что проще — границы открыты, информация рекой льётся, знай усваивай, перерабатывай и выдавай! Можно возразить, что тогда это будет калька с "учителей", но пример западных писателей говорит о том, что это не так. Наши МТА ориентируются на то, что хорошо продается, и сейчас это естественно не Булычев со Стругацкими, а что попроще. К примеру один автор ( называть не стану, но думаю многие узнают) "заново открыл" в нашей стране жанр юмористического фэнтези. Его книги хорошо продавлись не благодаря своим художественным достоинствам, а потому что они были просты и ориентированы на тех, кто далек от фэнтези ( по такому же принципу сочинения Д.Донцовой покупают те, для кого остальные детективы слишком сложны). Итог: бешеный коммерческий успех — и появление целой армии безликих клонов, которые почти как в анекдоте "на свет лезут"!
|
––– "Tell the abyss to stop staring at me" (с) |
|
|
Волдинг 
 магистр
      
|
7 февраля 2008 г. 15:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Этот не в счёт. Он действительно совсем не фантаст. И все его посовые продолжатели — тоже самое. Это я по знаком читателям этого автора сужу.
|
––– F is for "Fiction" |
|
|
Волдинг 
 магистр
      
|
7 февраля 2008 г. 15:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
НО если это действительно так (а мы на самом деле не знаем, всё на уровне гипотез) — то причина кризиса — комерциализация художественного направления и отсутствие адекватной писательской традиции. Ни с тем ни с тем мы ничего сделать не можем. Пока хавают, будут подкладывать. А вот из-за чего могут перестать хавать?
|
––– F is for "Fiction" |
|
|
fox_mulder 
 миродержец
      
|
7 февраля 2008 г. 15:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Волдинг Этот не в счёт. Он действительно совсем не фантаст Тогда давайте формулировать новые критерии НФ и Ф жанров! Я с Вами согласен — далеко не каждое произведение на темы королевств или космических приключений можно по праву назвать фантастикой. Но Вы попробуйте донести эту мысль до их преданных поклонников, которые их читают и поэтому полагают себя поклонниками жанров! Кстати, таковых немало и на "Фантлабе"!
|
––– "Tell the abyss to stop staring at me" (с) |
|
|
Волдинг 
 магистр
      
|
7 февраля 2008 г. 15:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Это не в наших силах, так как массовое общественное мнение к фантастам его причисляет. Но у меня не то что язык, извилина не поворачивается его так назвать. Но это моя проблема, а не чья-то ещё. Я и классическое фентези для себя по другому определяю, чем все. А вообще, можно по ЦА действительно определить — кто это? Фантаст или нет. Но тогда встаёт проблема, скажем, Глуховского, которого читали уже по-моему все. И очень показательны отзывы на его "Сумерки"
|
––– F is for "Fiction" |
|
|
fox_mulder 
 миродержец
      
|
7 февраля 2008 г. 15:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Волдинг А вообще, можно по ЦА действительно определить — кто это? Фантаст или нет фантастический жанр изначально определялся наличием именно фантастической идеи, допущения, предположения,прогноза... А вот как классифицировать фэнтези — это вопрос!
|
––– "Tell the abyss to stop staring at me" (с) |
|
|
Feska 
 философ
      
|
7 февраля 2008 г. 16:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата fox_mulder А вот как классифицировать фэнтези — это вопрос!
Количеством эльфов на а.л. Чем больше, тем фэнтезийнее 
|
––– Из Брешии в Брешию |
|
|
Veronika 
 миродержец
      
|
7 февраля 2008 г. 16:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Разруха — в головах"- писал классик. И в мэйнстриме, и в фантастике есть литература самых разных жанров. Главное — классифицировать. Боевики и "женские романы" уже на это пошли — и правильно сделали. Кто это любит — знает, в какой серии искать, оформление соответствует содержанию. Проблема фантастики, как мне кажется, заключается в попытке многих авторов и издателей выдать литературу одного качества за литературу совсем другого качества. Причём в двустороннем направлении — иногда серьёзную книгу пытаются выдать за развлекаловку с помощью обложки и аннотаций. Как издали того же Дж. Барлоу, или "Поход семерых" Дубинина — страшно вспомнить. В результате книга не находит свою аудиторию, вот и всё. Если бы издательства более тщательно подходили к составлению и качеству выпуска серий, к аннотациям и обложкам — говорить было бы не о чем. И читатель бы находил то, что ему нужно.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Волдинг 
 магистр
      
|
|
fox_mulder 
 миродержец
      
|
7 февраля 2008 г. 16:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Feska Количеством эльфов на а.л. Чем больше, тем фэнтезийнее Ну тогда у нас в стране пишут самые фэнтезийные фэнтези, и никто их неперефэнтезиит.... Ну вобщем вы поняли.
|
––– "Tell the abyss to stop staring at me" (с) |
|
|