автор |
сообщение |
vvladimirsky 
 авторитет
      
|
31 августа 2010 г. 08:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman СУБЪЕКТИВНЫМИ ФАКТИЧЕСКИМИ ошибками
Это как? Бывают объективные фактические ошибки? Вот пример такой я бы с удовольствием изучил.
|
––– Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ. |
|
|
subhuman 
 философ
      
|
|
vvladimirsky 
 авторитет
      
|
31 августа 2010 г. 09:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman ну поставьте запятую между "субъективными, фактическими" или "/".
Поставил. Не помогло. Что такое "объективная ошибка"?
Попробуйте сформулировать вопрос в других выражениях, другими словами. Может, станет понятнее. Пока я уяснил только, что критики/литжурналисты допускают, оказывается, фактические ошибки. Ну да, бывает. И что из этого следует с вашей точки зрения?
|
––– Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ. |
|
|
elya 
 гранд-мастер
      
|
31 августа 2010 г. 09:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Постепенно из обсуждения начинают вырисовываться разные уровни критики. По своему обыкновению всё упрощать до уровня "пощупать руками" представила что (раз зашла речь о читателе как потребителе) литтворения — товар (например, табуретки), писатель — столяр, издательство — магазин. Тогда, вроде, оптимальная структура: 1. Критик-товаровед. Работает на магазин-издательство, отгоняет от него писателей с колченогими табуретками. Рабочий инструмент — "метла поганая"  2. Критик-эксперт. Делает обзоры современного состояния табуреточного рынка, например, на телевидении в передаче типа "Потребительский выбор". 3. Редкий и упёртый подвид критика-эксперта может делать разбор табуреточных выставок мастеров-самоделкиных в полуподвальных помещениях (самиздат). Работа адовая, потому что табуреток мноооого... Тем более, что даже рассказы — это не табуретки, и осмотреть даже тыщу табуреток легче, чем прочитать и разобрать роман. Но главная-то задача торговли всё же — продать эти чёртовы табуретки! Поэтому надо не только выбрать лучшие, но и учесть ассортимент (то есть не забыть про многообразие читательских вкусов), расхвалить, а в идеале и незаметно подтолкнуть покупателя к покупке хорошей вещи, чтобы он не плевался и "дальше кушал".
|
|
|
Siroga 
 миродержец
      
|
31 августа 2010 г. 09:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
elya Последний абзац никоим образом к работе критика не относится. Прикормленных пиарщиков в расчет не берем.
|
––– Як у нашым у раю жыць весела. Жыць весела, толькі некаму... © народное |
|
|
subhuman 
 философ
      
|
31 августа 2010 г. 09:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vvladimirsky Поставил. Не помогло. Что такое "объективная ошибка"?
Это ваше выражение, а не моё. Я так не говорил. Я сказал "субъективная/фактическая ошибка". Это не означает, что существуют некие "объективные фактические ошибки". Термин ваш. Под "субъективной фактической ошибкой" я имел в виду фактическую ошибку некоего субъекта.
http://www.gramma.ru/RUS/?id=10.7 : цитата Примеры типичных фактических ошибок. "Литература классицизма (Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин и др.) оказала большое влияние на творчество А. С. Грибоедова". Здесь сразу две ошибки. Первая: Фонвизин действительно "оказал большое влияние" на "Горе от ума", говорить же о влиянии Ломоносова и Державина вряд ли возможно. Автор путает факты и роды художественной литературы. Вторая фактическая неточность заключается в том, что Карамзин — представитель культуры сентиментализма
Я об этом.
цитата vvladimirsky Пока я уяснил только, что критики/литжурналисты допускают, оказывается, фактические ошибки. Ну да, бывает. И что из этого следует с вашей точки зрения?
1) в некоторых случаях, что это недоразумение, а не критика. 2) что это всего лишь чьё-то мнение, а не критика. Мне интереснее читать именно критику книги, а не мнение конкретного индивида в большинстве случаев. Когда в "критическом обзоре" больше от личности критика, чем от, собственно, рассматриваемого текста, то это уже не "критика", а нечто иное (журналистика и т.д. и т.п.)
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
DESHIVA 
 философ
      
|
31 августа 2010 г. 10:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Тема «Что нужно автору от критики? И что ему вообще надо?» Может повторюсь, но автору от критики надо: 1. Признания, что автор писатель, а еще лучше — Писатель. 2. Некоторым авторам подсказка, что сделать для приобретения указанного статуса. 3. Чтобы погладили и сказали:"Молодец! Правильным путём идешь!" Профессиональному критику тоже надо чтобы погладили, чтобы профессионалом признали и писатели и издатели и сказали:"Хороший критик. Именно такой нам нужон!" А критику еще и кушать хочется ведь. Критику-читателю нужно только чтобы издаваемые книжки ему нравились. Если ему они не по вкусу, то он может сказать:"Ну и что с того, что ты — Роберт? Тут до черта вас таких ходит!" (Л.Филатов) Но профессионализма, чтобы подтвердить свою правоту ( а порой и неправоту) у читателя не хватает. Отсутствие умения разбираться в прочитанном у большинства читателей практически почти любое обсуждение творчества на большинстве форумов подтверждает.
|
––– Где здесь пропасть для свободных людей? |
|
|
vvladimirsky 
 авторитет
      
|
31 августа 2010 г. 10:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman 1) в некоторых случаях, что это недоразумение, а не критика. 2) что это всего лишь чьё-то мнение, а не критика. Мне интереснее читать именно критику книги, а не мнение конкретного индивида в большинстве случаев. Когда в "критическом обзоре" больше от личности критика, чем от, собственно, рассматриваемого текста, то это уже не "критика", а нечто иное (журналистика и т.д. и т.п.)
Спасибо, теперь понял.
|
––– Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ. |
|
|
vvladimirsky 
 авторитет
      
|
31 августа 2010 г. 10:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DESHIVA Может повторюсь, но автору от критики надо:
Цинично, но, к счастью, не исчерпывающе.
|
––– Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ. |
|
|
swgold 
 миродержец
      
|
31 августа 2010 г. 10:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
vvladimirsky Про субъективно-объективное в критике можно много чего сказать, если к словам не придираться. Возьмем имена известные, пусть они и не критики в строгом смысле слова. Когда читаешь Топорова — это значит: читаешь Топорова. Точка. Неважно, о ком он пишет, совершенно неважно. Читаешь Володихина — опять же, не важно о ком он пишет. Потому что на самом деле он пишет о себе. И так большая часть тех, кто пишет о фантастике и на слуху.
Критику хочется быть ярким и узнаваемым — иначе не запомнят и не позовут, авторам (не МТА) хочется увидеть в критике этакое дистанционное обучение, т.е. разбор полетов (но не профессиональным языком, а популярным, и чтобы носовой платок наготове), мне, как потребителю ФиФ (а отнюдь не критики, некоторые путают) все эти персональные заморочки, стеб, эпатирование и филологические экскурсы нафиг не нужны. Я бы предпочел нечто более объективное, пусть даже по форме, а не по содержанию. Потому что безликие синопсисы г-на Ч* помогают выбрать книгу, а остроумные пассажи г-на И* отнюдь не. Мне вообще желательно покороче и с трехбалльной оценкой, потому что выходит многое, а читать статьи на разворот про "кошмары Камши" или "поэтику Пехова" так и вовсе недосуг.
|
|
|
С.Соболев 
 гранд-мастер
      
|
31 августа 2010 г. 10:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky
цитата И я очень боюсь, что писание нынче ДЕЙСТВИТЕЛЬНО и МАССОВО стало родом самопсихотерапии.
Первый роман о Фандорине (то есть вообще первый свой художественный роман) Чхартишвили-Акунин написал убегая от депрессии чуть ли не суицидального толка. Васильева-Донцова юмористический детектив написала сбегая от проблем реабилитации после онкологии. Некрасов свой могучий мемуар писал в госпитале, приходя в себя после ранения. Из этой троицы смог остановиться только Некрасов. Одни меры не знают, другие знают. У одних есть от чего сбегать, проблемы других ничтожны.
|
|
|
elya 
 гранд-мастер
      
|
31 августа 2010 г. 10:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата С.Соболев Из этой троицы смог остановиться только Некрасов. Скорее, у него не было стимулов, чтобы разгоняться. Время было другое, приоритеты — тоже.
цитата Siroga elya Последний абзац никоим образом к работе критика не относится. Прикормленных пиарщиков в расчет не берем. А почему? Кто тогда будет крутить колёсики системы? Что прямо сразу уж "прикормленный"? Антитеза "бедный, но гордый и принципиальный"?
|
|
|
С.Соболев 
 гранд-мастер
      
|
31 августа 2010 г. 10:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Interleaf
цитата
цитата Тем более, что только единицы из массы нынешних авторов дают себе труд думать о безопасности читателей. Если им вообще приходит это в голову — думать о безопасности.
Извините, здесь не совсем понятно, о какой безопасности идет речь.
О моральной и нравственной безопасности (зачем читателю чужие тараканы), от которой прямым путём проистекает безопасность реальная, в МЧСовском смысле — моральные уроды бросают мусор в том числе и папироски в лесу, упыри людей режут начитавшись жалких продолжателей Конана от российских производителей и возомнив себя правами имеющими суперменами.
|
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
31 августа 2010 г. 10:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DESHIVA Но профессионализма, чтобы подтвердить свою правоту ( а порой и неправоту) у читателя не хватает.
А на то он читатель, а не профессионал.
цитата DESHIVA Отсутствие умения разбираться в прочитанном у большинства читателей практически почти любое обсуждение творчества на большинстве форумов подтверждает.
Смотря что понимать под умением разбираться в прочитанном. Восторженно преклониться перед авторскими идеями? А если эти идеи не резонируют с читательскими представлениями о жизни?
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
swgold 
 миродержец
      
|
31 августа 2010 г. 10:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
С.Соболев Еще был Островский, который написал "Как закалялась сталь" и "Игрок", написанный как средство от долгов и сопутствующего депресняка.
А вообще, какая нафиг разница по какой причине что-либо написано, из-какого сора произрастают сии цветочки? Если автор не встает рядом со своей холстиной и не начинает объяснять, что он на самом деле тут нарисовал (в этом случае имеет место внелитературный процесс, и это все становится очень важно — и носки и белье и макияж и семейные проблемы). Ну и конечно есть разница (существенная) кто именно занялся этой самопсихотерапией. Маящийся проблемами гигант мысли мне предпочтительней школьника, доверчиво поверяющего свои беды бумаге.
|
|
|
Мух 
 философ
      
|
31 августа 2010 г. 10:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DESHIVA Отсутствие умения разбираться в прочитанном у большинства читателей практически почти любое обсуждение творчества на большинстве форумов подтверждает.
Все же в непрочитанном разбираться еще сложней. ИМХО, все же цель критики — помочь сориентироваться читателю: вот это стоит прочесть, вот это — нет.
цитата swgold А вообще, какая нафиг разница по какой причине что-либо написано, из-какого сора произрастают сии цветочки?
Разница появляется, когда мы имеем дело с действительно талантливой вещью — "О! Так у него (автора), оказывается, проблемы были, да еще какие!". А если произведение мне неинтересно — ну, писал его автор, одновременно крутя сальто под куполом, и что?.. Читатель имеет дело не с причинами, а с результатом.
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
swgold 
 миродержец
      
|
|
DESHIVA 
 философ
      
|
31 августа 2010 г. 11:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух Все же в непрочитанном разбираться еще сложней.
Думаю вас понял. Если угодно- умения анализировать и давать обоснованную оценку произведению искусства(?).
цитата bbg Смотря что понимать под умением разбираться в прочитанном. Восторженно преклониться перед авторскими идеями?
Профессиональная критика подразумевает по крайне мере знание описываемого предмета не хуже писателя, знание произведений данной тематики, умение оценить язык произведения, умение выделить и рассмотреть идейную составляющую и т.д. А не разбор на уровне "То, что дон Рэба Румату не ликвидировал -это ляп, это неправильно и неправдоподобно" и т.п.
|
––– Где здесь пропасть для свободных людей? |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
31 августа 2010 г. 11:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DESHIVA Профессиональная критика подразумевает по крайне мере знание описываемого предмета не хуже писателя,
Речь шла о рядовом читателе. Уж он не обязан знать не хуже.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Мух 
 философ
      
|
31 августа 2010 г. 11:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DESHIVA Если угодно- умения анализировать и давать обоснованную оценку произведению искусства(?)
Как по мне, в этом случае от критики ждут профессионального подтверждения собственных оценок.
цитата DESHIVA Профессиональная критика подразумевает по крайне мере знание описываемого предмета не хуже писателя, знание произведений данной тематики, умение оценить язык произведения, умение выделить и рассмотреть идейную составляющую и т.д
Я так понял, имеется в виду некий сравнительный анализ? Хотя бы на уровне "произведение выделяется среди прочих книг жанра тем-то и тем-то".
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|