автор |
сообщение |
red_mamont 
 философ
      
|
14 февраля 2010 г. 07:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Перенес тему с "личного" форума, рассудите:
Спор о роли женщины в современной фантастике в частности и в развлекательном жанре вообще (кино, литература — не важно) ведется давно. Интересно мнение фантлабовцев по этому поводу.
Так чем же должна быть по Вашему мнению женщина-персонаж в фантастическом романе, повести или рассказе? Осью сюжета, главным героем или фоном для проявления героизма?
Также интересно узнать не только "чем должна быть женщина", но и "чем женщина чаще всего являлась в уже прочитанных Вами книгах"?
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
|
red_mamont 
 философ
      
|
15 февраля 2010 г. 10:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kerigma Из чего сразу становится понятно, какого качества эта литература.
Среднего и общего. 
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
Завета 
 авторитет
      
|
15 февраля 2010 г. 10:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата red_mamont Да нет же — я говорю о БОЛЬШИНСТВЕ фантастических произведений. Приведите сами для себя "тест десяти", а еще лучше "тест ста случайных книг" — и увидете сколько там "женщин-украшений".
Мы все-таки о разных вещах думаем, благодаря чем служим живым подтверждением того тезиса, что мужчины с Марса, а женщины с Венеры. "Большинство фантастических произведений" — это все-таки частный случаи, пусть случаев этих много. Наверное, в большинстве женщина является украшением, я просто не читала столько подобных книг, но готова вам поверить. Но это доказывает только то, что литературный уровень этих вещей невысок, а их авторы лишены истинного таланта, то есть способности понимать людей, мыслящих по-другому. Или что фантастика такого плана просто не требует более глубокого подхода. Так о чем был вопрос: является ли женщина героем или фоном в большинстве книг? Вероятно, ближе к фону, чем к герою. А должно ли так быть? В "просто фантастике" — возможно, да. В литературе вообще — конечно, нет. В том числе и фантастической...
|
––– Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с) |
|
|
red_mamont 
 философ
      
|
15 февраля 2010 г. 10:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Завета Ну что же, я понял. Согласен.
Итак результат: в большинстве книг женщина является фоном — к сожалению, ибо в литературе, в том числе фантастической, так быть не должно. Ну и закончим на этом. 
(А опрос, пожалуй, я чуть-чуть изменю. )
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
15 февраля 2010 г. 10:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
red_mamont Я Вас очень прошу! Ну не может никто роль занимать!! Ну поменяйте слово — глаза режет!!!
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Siroga 
 миродержец
      
|
15 февраля 2010 г. 10:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Иное — женщина может быть любым из первых 7 пунктов. Это зависит от целей и задач писателя, а также направления в котором он пишет (и еще от пола писателя). Выделить что-то одно для фантастики совершенно невозможно. А вот те, кто отметили, что "Пол героев в фантастике не важен" категорически неправы.
|
––– Як у нашым у раю жыць весела. Жыць весела, толькі некаму... © народное |
|
|
badger 
 миротворец
      
|
15 февраля 2010 г. 10:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата red_mamont Давайте примеры. Только, пожалуйста, среди ТИРАЖНЫХ авторов, а не тайных гениев для десяти человек.
Выше вам уже говорили, что можно до бесконечности кидаться десятками примеров, и успешно обосновать тот или иной тезис.
цитата red_mamont "Женщина-цветочный горшок" (использую ваш термин) — присутсвует в подавляющем большинстве произведений.
Если быть точнее, про "цветочный горшок" впервые заговорила Завета Мне просто это определение понравилось. А вот про то что такой персонаж используется в подавляющем большинстве произведений... Закон Страджона еще никто не отменял, я же не говорю что все эти произведения хорошая литература? Я говорил о том, что для хорошего автора, такие украшательства текста ни к чему, они не стремятся привлечь внимание читателей введением сомнительных дополнительных элементов. В их текстах появление любого героя обосновано, и функции украшения текста он не выполняет. А если хотите тиражных примеров — пожалуйста. Что-то уже называли другие, но повторить в любом случае не лишне. ПЛио. Мартина Ведьмак. Сапковского Черный отряд. Кука Мир Элдерлингов. Хобб Дюна. Герберта Волкодав Семеновой Глубина в небе. Винджа. Гиперион. Симмонса Из новинок НФ "Спин", "Ложная слепота" Назовите мне женщин, которые введены цитата red_mamont просто как антураж, как фон, как доп.линия, как элемент, как украшение наконец.
в любых романах Стругацких, Олди, Дяченко, Логинова, Лукина, Лазарчука, Рыбакова. Специально не стал приводить имена героинь и их роль в повествованиях, поскольку глобальные выводы по поводу "подавляющего большинства произведений" предполагают то, что знакомство с творчеством этих тиражных авторов состоялось в должном объеме.
|
––– "В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг
|
|
|
Halstein 
 философ
      
|
15 февраля 2010 г. 10:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата red_mamont Поясняю: Герой — это герой, он обладает набором качеств имеющих отношение к сути повествования (он храбр, силен, умен, избран, наделен талантом или обладает специфическими способностями, оружием, судьбой и т.п.) Но! В качестве элемента приключенческой литературы необходим образ жденщины — не человека и не СОБАКИ, как некоторые утрируют, но просто абстрактный женский образ. Он может быть реализован в подруге героя или в самом герое. Набор образа очень прост: девушка / женщина должна ббыть красива.
Напоминает небезывестные требования "Крылова" к авторам своих серий. Исходя из этого попробую ответить на вопрос Эндрю:
цитата Dark Andrew Вопрос — в чём всё-таки суть данной темы?
Человек пишет достаточно стандартный (по составляющим) роман о крутом герое, но есть одна проблема — в романе "маловато баб". Вроде особо они и не нужны, да вот беда — авторитетный Никитин народ вокруг говорит: "Надо. Какой же это роман о крутых парнях, если у этих парней нет баб?". Короче, надо добавлять. Отсюда и вопрос темы: "В каком виде изволите?" 
PS. Чтобы милые дамы не обижались, добавлю, что слово "бабы" используется исключительно в контексте, создаваемом романами о "крутых перцах" с названиями а-ля "Месть слепого 4: тридцать трупов в чемодане" В других же произведениях подобный вопрос вряд ли будет актуален.
|
|
|
Hermit 
 философ
      
|
15 февраля 2010 г. 11:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата red_mamont С другой стороны обвинять в отсутсвии таланта ГГаррисона и Муркока довольно неблагодарное занятие.
За Муркока не скажу, а вот у Гаррисона на Мете и Анжелине висит по важной функции, во всяком случае, в первых романов циклов.
цитата red_mamont А вот откровенно эротичный мужик в тексте у мужской части читателей вызовет однозначное отторжение и физиологические позывы к тошноте.
Ну украшение не обязательно эротичное. Помощник главного героя, из малого типового набора, который "красив менее, а мускулист более" ГГ — тоже часто просто украшение.
|
––– I have no special powers, and I'm really mad about it. |
|
|
red_mamont 
 философ
      
|
15 февраля 2010 г. 12:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Ну не может никто роль занимать!! Ну поменяйте слово — глаза режет!!!
На что заменить? Сказали бы сразу!
цитата Halstein Человек пишет достаточно стандартный (по составляющим) роман о крутом герое, но есть одна проблема — в романе "маловато баб". Вроде особо они и не нужны, да вот беда — авторитетный Никитин народ вокруг говорит: "Надо. Какой же это роман о крутых парнях, если у этих парней нет баб?". Короче, надо добавлять. Отсюда и вопрос темы: "В каком виде изволите?"
О! Хотя написано с издевкой, но я бы и сам не выразил лучше суть своего опроса. В точку. Делаю вывод: суть опроса все же ПОНЯТНА. Вам просто не нравится либо тема, либо причина опроса.
цитата Hermit вот у Гаррисона на Мете и Анжелине висит по важной функции, во всяком случае, в первых романов циклов
Это конечно конкретный случай, не стоящий обсуждения при нерешенной, так сказать, общей проблематике, однако замечу, что та или иная сюжетная функция "висит" практически на каждой женщине-украшении. Основную "украшательскую" роль, тем ни менее, это не меняет. Но не будем спорить — допустим, согласен.
цитата Hermit "красив менее, а мускулист более" ГГ — тоже часто просто украшение.
Без вопросов! Помощник героя — типичный доп.элемент, как и симпатичная дама. Вот, вы меня все-таки понимаете! 
А то уже каждый первый в теме заклеймил меня автором ничемных, бесталанных и проходных штамповок. Я просто пытаюсь классифицировать на самом деле — всего лишь.
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
15 февраля 2010 г. 12:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата red_mamont На что заменить? Сказали бы сразу!
Или "роль" заменить на "место" Или "занимает" заменить на "играет" Уж выберите...
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
red_mamont 
 философ
      
|
15 февраля 2010 г. 12:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Или "роль" заменить на "место" Или "занимает" заменить на "играет" Уж выберите...
Вы занете, я сейчас вошел в "опрос", заменил "роль" на "место", потом "занимет" на "играл". Потом подумал и поменял обратно. Я не твердолобый, честно, однако слово "место" в опросе про женщин может быть довольно неоднозначно истолковано а любителей зубоскалить на ФантЛабе хоть отбавляй.
Слово же "играет" скорее подходит для кино, а речь в большей степени о литературе. Так что ... Простоте (со всем уважением -я не выпендриваюсь) ваше предложение не подходит. Но я согласен что общая формулировка выглядит немного глупо, арз большинство ее не понимает. Может подскажете что-то еще?

|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
15 февраля 2010 г. 12:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В фэнтези героиня обычное дело. В нф это редкость. Так что "фантастические произведения" это неправильное множество.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Крафт 
 гранд-мастер
      
|
15 февраля 2010 г. 12:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата red_mamont цитата Halstein Человек пишет достаточно стандартный (по составляющим) роман о крутом герое, но есть одна проблема — в романе "маловато баб". Вроде особо они и не нужны, да вот беда — авторитетный Никитин народ вокруг говорит: "Надо. Какой же это роман о крутых парнях, если у этих парней нет баб?". Короче, надо добавлять. Отсюда и вопрос темы: "В каком виде изволите?" Конц цитаты О! Хотя написано с издевкой, но я бы и сам не выразил лучше суть своего опроса. В точку. Делаю вывод: суть опроса все же ПОНЯТНА. Вам просто не нравится либо тема, либо причина опроса.
Нет я тихо балдею. Вчера дважды пытался выложить пост, но после нашей пикировки с red_mamont модераторы его почему-то убирали, хотя исправил до предельно корректной манеры изложения. Попробую ещё раз (опять же — тихо): red_mamont, Вам просто надо убрать восьмой пункт и изменить тему опроса на «Прошу совета для моего нового романа: какую по Вашему мнению роль должна в нём играть ЖЕНЩИНА как литературный герой или персонаж?» *И тут же юркнул назад в норку*
|
––– Делай, что должно, и будь, что будет... |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
15 февраля 2010 г. 12:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата red_mamont Вы занете, я сейчас вошел в "опрос", заменил "роль" на "место", потом "занимет" на "играл".
Дело в том, что в данном контексте "занимать место" — подходит именно для объекта, для цветочной клумбы, короче. А поскольку рассматривается драматургия произведения — то все-таки "играть роль" правильнее, поскольку это уже субъект, то есть имеет собственную волю и может выступать ГГ.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Tyrgon 
 магистр
      
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
15 февраля 2010 г. 12:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Понял... Автор сам не определился, кто у него будет женщина — объект или субъект, и эту свою неопределенность выразил выражением "занимет роль". Глубоко...
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Tyrgon 
 магистр
      
|
15 февраля 2010 г. 13:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Хм.. если это опрос с целью выяснить читательские предпочтения относительно персонажа-женщины в фантастике, то мое мнение не изменилось. А вообще-то чтобы решить какой должна быть (и должна ли быть вообще) женщина в фантастике одного лишь мнения читателей маловато — это ведь от сюжета зависит.
|
––– Альтернативна історія: згадати про Каїна, доки Авель ще живий... |
|
|
SergUMlfRZN 
 миродержец
      
|
15 февраля 2010 г. 13:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Эх, жаль нет статистики в таком разрезе — количество фильмов/романов в которых герои только женщины или только мужчины и тех в которых женщина+мущчина и в сюжете их личные взаимоотношения играют немаловажную роль и, далее, каков процент из их колва добились заметного зрительского/читательского внимания. По себе могу сказать, что ФФ, в которой есть личные/романтические отношения героев существенно превосходит в моём рейтинге "монополовые" фильмы/произведения... Так что ответ очевиден...
|
––– Отмеряю микрометром, отмечаю мелом, отрубаю топором. |
|
|
Veronika 
 миродержец
      
|
15 февраля 2010 г. 17:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Halstein Человек пишет достаточно стандартный (по составляющим) роман о крутом герое, но есть одна проблема — в романе "маловато баб". Вроде особо они и не нужны, да вот беда — авторитетный Никитин народ вокруг говорит: "Надо. Какой же это роман о крутых парнях, если у этих парней нет баб?". Короче, надо добавлять. Отсюда и вопрос темы: "В каком виде изволите?" Ну, если опрос затевался именно для этого, то... То мне "параллельно", какую "роль занимет" женщина в этом романе. Потому что читать оный роман я всё равно не буду. Сразу надо было писать, зачем опрос проводится . Чтобы целевая аудитория и отвечала, а нецелевая не мешала творческому процессу.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
red_mamont 
 философ
      
|
15 февраля 2010 г. 18:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Крафт Нет я тихо балдею. Вчера дважды пытался выложить пост, но после нашей пикировки с red_mamont модераторы его почему-то убирали, хотя исправил до предельно корректной манеры изложения. Попробую ещё раз (опять же — тихо): red_mamont, Вам просто надо убрать восьмой пункт и изменить тему опроса на «Прошу совета для моего нового романа: какую по Вашему мнению роль должна в нём играть ЖЕНЩИНА как литературный герой или персонаж?» *И тут же юркнул назад в норку*
Э-хе-хе. Что ж Вы злой такой, а? Мой роман с указанной проблемой (героиня-жегщина) на самом деле написан и готов три месяца назад, в январе принят издательством и сдан в печать. Проблема "с женщиной" в нем, соответсвенно — решена, да ине было там особой проблемы.
Так что НИКАКИХ СОВЕТОВ мне от Вас не нужно. Я доступно излагаю?
Перед вами просто абстракный опрос. Конкретно беседа началась с форумчанином ааа иии в другом форуме, в другой теме. Мы там с ним немного пацапались но вполне мирно и как бы с пониманием — не так как, я вижу, происходит сейчас у нас с Вами.
Тема показалась мне интересной — и я перенес обсуждение сюда, вот и все. Не надо видеть в каждом действии другого человека нечто плохое. Мне действительно вспомнился Никитин и его классификация.
Я не являюсь фавнатом Никитина. И не знаю кто Вы. Но все же автор написавший свыше 30 романов (я про Никиитина) достоин некоторого уважения. Кроме того, помнится, я читал нечто совершенно аналогичное у кого-то из американцев.
Так что идея КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕНЩИН-ГЕРОИНЬ не так уж глупа как Вам кажется и над ней задумывались многие авторы. И Вы напрасно ерничаете.
Не будем брать меня — я действительно никто, но вопрос КЛАССИФИКАЦИИ персонажей является техническим — как правописание и пунктуация, как метод "отложенной" редактуры текста, как способ разбивки текста по главам при работе с крупной формой, как метод предварительно написания нескольких последовательно расширяющихся синопсисов и так далее. Понимаете?
И я уверен: над ТЕХНИКОЙ задумывались не только примитивные штамповщики, но и по настоящему великие Авторы, ибо давно известно, что писательство — лишь на 20 % талант и на 80 % ремесло и можно быть тысячу раз гением, но если не заставил себя овладеть примитивной техникой — ничего не добьешся.
Так что по поводу Ваших недоплевков могу сказать лишь одно:
цитата Крафт *И тут же юркнул назад в норку*
ВОТ ТАМ И СИДИТЕ Или, хотя бы, сначала постарайтесь понять о чем речь, а уже потом тихо балдеть.
Пока.
|
––– Фантастика не жанр, а способ думать (кинокритик В.Кичин) |
|
|