Православная и католическая ...


Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 13:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата LENA56

Юлия Вознесенская православная монахиня и она знает о чем пишет.

Насколько мне известно, она не монахиня. Или что-то уже изменилось?
Кстати, сюда же, хоть и с натяжкой, можно отнести Лукьяненовское "Близится утро", поскольку опорным пунктом служит Евангелие, хоть и вывернутое наизнанку.
Толкиновское фэнтези в строгом смысле к христианскому отнести нельзя, но Толкин — христианский писатель. Поскольку он а) христианин и б) христианские ценности отражены в его произведениях.
–––
Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.


философ

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 14:17  
цитировать   |    [  ] 
На самом деле здесь скрыта двусмысленность:
1. фантастика на религиозную тематику, с использованием религиозных образов
2. фантастика, написанная верующими людьми с катехитическими или прозелитическими целями
Это две разные категории. К "христианской фантастике" можно отнести только вторую. Но и здесь есть свои сложности.
Грэм Грин в интервью на прямой вопрос ответил: "Я не католический писатель, я пишущий католик". Очевидно, то же самое мог бы сказать про себя Лафферти.
Но есть то, что издавна называют christian fantasy, фактически что-то вроде школы или направления. И авторы, в нее входящие, сознательно себя к ней относят. Льюис считается ее основоположником. Эванджелина Уолтон, Стивен Лохед, еще несколько имен (сейчас не помню). Здесь определенно ничего надуманного нет.
У нас тоже есть нечто подобное, бастионовцы и их "сакральная фантастика".
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 15:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kshishtof A.

Религиозная фантастика — это фантастика, сюжет, события и мораль которой непосредственно определяются католическим (православным, и т.п.) мировоззрением автора и/или обусловлены глубоким пониманием автором догматов католицизма (православия, и т.п.) и влиянием данной религиозной философии на построение сюжета.
Нормальное определение, не знаю, кого и чем оно не устраивает.

Кстати, под это определение подходит и текст ВК (сюжет обусловлен именно мировоззрением автора, сомневающиеся могут читать упоминавшуюся книгу Парфентьева и развеять сомнения), и текст Мэри Расселл, который не менее христианский, чем иудейский;-). Понимание догматов есть.

А вот тексты Пуллмана сюда не подходят:-). Мировоззрение автора и понимание догматов тут со знаком минус;-).
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 20:20  
цитировать   |    [  ] 
Kshishtof A., тогда надо ввести градацию "христианское" (пример — Льюис), "антихристианское" (пример — Пуллман) и "на религиозную тему" (пример — Тед Чан). Чисто в интересах покупателей. Если покупатель ищет "что-то типа "Нарнии"", а ему подсовывают "что-то типа Пуллмана" (или ситуация наоборот), покупателя бессовестно обманывают. Чтобы не было путаницы и недоразумений.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миротворец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 22:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

есть то, что издавна называют christian fantasy, фактически что-то вроде школы или направления. И авторы, в нее входящие, сознательно себя к ней относят. Льюис считается ее основоположником. Эванджелина Уолтон, Стивен Лохед, еще несколько имен (сейчас не помню)

Мэделайн Л'Энгл?


авторитет

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 22:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

список зависит от того, что понимают под "христианской фантастикой", а значит надо говорить об этом параллельно. Я исходно знаю, что к ней относят Толкина и Льюиса. Подозреваю, да и говорили об этом, что и Мэри Рассел, вот я на это и опираюсь при поиске определения.


То есть, нужно такое определение, в которое уместятся Рассел, Льюис и Толкин — вне зависимости от того, что сами Толкин и Льюис говорили о себе и своем творчестве. Главное, что их "относят" — и это default setting.
Думаю, что такого определения быть не может.
–––
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 22:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Apraxina

То есть, нужно такое определение, в которое уместятся Рассел, Льюис и Толкин — вне зависимости от того, что сами Толкин и Льюис говорили о себе и своем творчестве. Главное, что их "относят" — и это default setting.

Да нет, не обязательно, если вы скажете, что Толкин и Льюис не писали христианской фантастики, я вам поверю.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 23:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата zarya

Мэделайн Л'Энгл
А её переводили?

цитата Dark Andrew

если вы скажете, что Толкин и Льюис не писали христианской фантастики, я вам поверю
Зря поверите;-).

цитата Apraxina

Думаю, что такого определения быть не может.
Чем плохо определение Kshishtof A. ????
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


авторитет

Ссылка на сообщение 5 июля 2010 г. 23:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

если вы скажете, что Толкин и Льюис не писали христианской фантастики, я вам поверю.


Да я-то тут при чем, они сами за себя все сказали...
–––
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.


философ

Ссылка на сообщение 6 июля 2010 г. 09:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата zarya

Мэделайн Л'Энгл?

Да, точно.

цитата Veronika

А её переводили?

Основную вещь, Wrinkle in Time, да. Мир приключений за 1990 год.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 6 июля 2010 г. 09:28  
цитировать   |    [  ] 
По христианской фэнтези

цитата

Colin Manlove. Christian Fantasy: from 1200 to the Present. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1992. x+356. $32.95.

"Christian fantasy," as defined in Colin Manlove's latest monograph, is "fiction dealing with the Christian supernatural, often in an imagined world" (5). Because such works, no matter how diverse they may be otherwise, presuppose Christian belief, they constitute a genre as apparently oxymoronic as SF itself. What role can fiction or the fantastic play in dealing with truth (or, in this case, the truth)? None at all for those who believe the Bible is the complete and sufficient word of God. But for the authors Manlove considers there is value in making the familiar surprising, in awakening believers to what has been taken for granted, in gradually unveiling truth through mystery and wonder.

Manlove's approach is to examine the changing role of the imagination in the development of Christian fantasy from the French Queste del Graal(1215-30) through Dante, the Middle English Pearl, Spenser, Marlowe, the Metaphysical Poets, Milton, Bunyan, and Blake to George MacDonald, Charles Kingsley, Charles Williams, and C.S. Lewis. As this list makes clear, modern (i.e., post-Romantic) Christian fantasy differs qualitatively from the earlier tradition and, in Manlove's view, is in decline. No longer is it written by authors of the first rank, it becomes far more fictive and inventive as the authority of Biblical supernaturalism declines and thus less fearful of the dangers of imagination (indeed, Manlove notes that "now it actively invokes our imagination" [163]), and it is more immanentist in its orientation to the divine, finding God within the world rather than apart from it.

Christian fantasy is now much less common, to Manlove's regret. He finds only three clear twentieth century examples: Williams, Lewis, and T. F. Powys. Otherwise, there is simply fantasy which "may be Christian" (Tolkien), religious fantasy which is not Christian, and science fiction which "transfers numinous awe from God to the alien or the remote" (209). His final chapter reviews these developments and includes brief treatments of SF works by Wyndham, Blish, Clarke, Miller, Farmer, Lessing, and Dick.

As with all Manlove's work, Christian Fantasy is well written and well informed. For readers of SFS it provides a thoughtful counterpoint to the development of science fiction.--Robert Galbreath, University of North Carolina at Greensboro.


цитата

"Belief' is not the most significant factor here, either. If we think of a category like "Christian Fantasy," for instance, C.S. Lewis and G.K. Chesterton would still be Rationalists, Charles Williams and George MacDonald mystics. Nor would there be any argument among either Christian or atheist readers that these writers' imaginary worlds are at once Fantasy and Christian: even Christian readers are aware that in Christian Fantasy the various imaginary worlds comprise "impossible" realities. There are indeed many "disputed" realities based on various questions about religious phenomena, extraterrestrial visitations, and pseudoscientific monsters (see R.D. Mullen, SFS 10:201). Many people would insist that such things are true, but this is not a problem for literary Fantasy. The latter is really only capable of portraying imaginary worlds and situations as a way of reacting to (rejecting, reversing, transcending) present conceptions of reality shared variously by author and reader. Schmerl is right to insist that "to suspend disbelief when reading a fantasy may mean to fail to understand it" (p 105).

We should now admit that Fantasy fiction is not intended to inculcate dogmatic beliefs. If it were, why should Fantasy also always be so idiosyncratic, so unique and personal in its vision of reality, so individualistic in its style and expression? This does not sound like a very intelligent or effective way to proselytize for one's narrow religious or philosophical cause. The stronger thesis is that Fantasy should make us sensitive to the bad beliefs that we already have and open to new, better ones. Fantasy is in this sense intellectually subversive. Such a view implies, for instance, that C.S. Lewis' Perelandra-trilogy should be read as an imaginative critique of modern scientism and not as closely argued orthodox theology (though this does not preclude Lewis from being a fairly orthodox Christian). Fantasy thus seems to appeal to the intellectual non-conformist in us all.

Перевод нужен?
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 июля 2010 г. 09:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kshishtof A.

Как уже упоминавшаяся градация "боевой фантастики" — "провоенная" и "антивоенная".

Это не градации "боевой" — это характеристики. Антивоенная, да и военная тоже вполне может быть и не боевой фантастикой.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 июля 2010 г. 10:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kshishtof A.

В чём принципиальное отличие от предложенного Вероникой дополнительного разделения религиозной фантастики на про-, анти- и "на религиозную тему"?

В том что "религиозная" и "антирелигиозная" — это составные части "на религиозные темы", а "военная", "антивоенная" и "боевая" — равноправные характеристики одного уровня, а не части друг друга.


философ

Ссылка на сообщение 6 июля 2010 г. 10:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

"военная", "антивоенная" и "боевая" — равноправные характеристики одного уровня, а не части друг друга.

Не совсем так, "военная" и "боевая" — тематические характеристики, "провоенная" и "антивоенная" — идейные.
Фантастика в любом жанре, допустим, эпическое фэнтези или альтернативная история, может быть как "провоенной", так и "антивоенной".
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 июля 2010 г. 10:38  
цитировать   |    [  ] 
ameshavkin
Да, согласен, я к тому, что аналогия тут в целом неуместна.


магистр

Ссылка на сообщение 6 июля 2010 г. 11:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kshishtof A.

Если исходить из этого определения, то и М. Дориа Рассел выходит погулять, не говоря уж о Вулфе.

A Чан тогда — христианский фантаст.


магистр

Ссылка на сообщение 6 июля 2010 г. 11:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

если вы скажете, что Толкин и Льюис не писали христианской фантастики, я вам поверю
Зря поверите.

Отнюдь. Я и в детстве/подростком читал Толкина с огромным удовольствием ничуть не воспринимая его как апологета христианской мысли. При том что уже тогда крайне остро реагировал на любые мессианские моменты в литературе — не нравилось категорически. В осознанном возрасте, когда прочитал кое-какие исследования о христианском аспекте работ Толкина, тоже спокойно это проигнорировал, поскольку Толкин вложил свои мысли на эту тему очень НЕНАВЯЗЧИВО (в отличие от Льюиса). Кто хочет видеть в нем "христианского" автора, тот увидит. Кто не хочет сможет спокойно обойтись без этого знания. А мерило — сознание ребенка. Они его читают, как и я, абсолютно не понимая что там христианское, а что "анти". И это главное.
Страницы: 12345678...353637    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

 
  Новое сообщение по теме «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх