автор |
сообщение |
urs 
 магистр
      
|
24 марта 2013 г. 18:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dentyst А "Властелин колец" — это что?
Дополненная Сильмариллоном попытка создания собственной мифологии, а может быть даже вселенной
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 18:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
urs Ну я сказочный аромат чувствую и от «Последнего Единорога» Биггля, но это взрослая книга, мифопоэтическое фэнтези. А в «Хоббите» есть, имхо, прежде всего такой не вполне сказочный момент: одни положительные персонажи были готовы начать войну с другими положительными персонажами и от этой беды их спас только общий враг, в борьбе с которым многие из них и погибли.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
Dentyst 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 18:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
urs И что — "Хоббит" в эту вселенную не вписывается никак? Или литературная сказка не может быть частью литературной же мифологии и вселенной?
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
24 марта 2013 г. 18:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all и вы попросту не знаете и не способны познать то, о чём пытаетесь рассуждать.
Разумеется.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
urs 
 магистр
      
|
24 марта 2013 г. 18:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all я сказочный аромат чувствую и от «Последнего Единорога» Биггля
Бигль тоже литературная сказка. Мне все время хотелось перевести ее в разряд подростковой литературы, ее когда-то даже включили в список рекомендованных для прочтения в школе. Но было это уже давно. лет 10 назад. Но высокая сказка есть объект универсальный, ее нельзя утащить ни во взрослую, ни в детскую литературу, все равно будет высовываться каким-то концом из жанровых рамок
цитата Dentyst И что — "Хоббит" в эту вселенную не вписывается никак?
Вписывайте куда и как угодно... я-то причем? Я вижу в нем в первую очередь сказку... вы вправе увидеть все, что любезно вашему сердцу
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
Dentyst 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 19:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Я вижу в нем в первую очередь сказку...
Аналогично! Но во "Властелине колец" в первую очередь я тоже вижу сказку, несколько более объёмную правда. Ну может чуть более глубокую, но суть-то всё равно — сказка.
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
Shean 
 гранд-мастер
      
|
24 марта 2013 г. 19:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ну высокая сказка — оно, знаете, жанр не менее брутальный, чем эпос. И с этой точки зрения Джексон смухлевал совсем не сильно. но, таки, никто ничего не скажет насчет критериев определения фантастики как религиозной, о которых я писала пару страниц назад? Есть ли какие-то еще кроме этих трех? (напоминаю — исповедание автора, декорации, фантдопущение)
|
––– Список лонгселлеров всех нас рассудит... |
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 20:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
bbg если это была ирония, то понимание и ненависть — понятия практически взаимоисключающие. Или вы считаете, что афоризм «понять — значит простить» не имеет отношения к реальности?
цитата Shean ничего не скажет насчет критериев определения фантастики как религиозной, о которых я писала пару страниц назад? Есть ли какие-то еще кроме этих трех? (напоминаю — исповедание автора, декорации, фантдопущение)
Ну хочется вспомнить статью сейчас тут не присутствующей Ольги Чигиринской. «Фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа». Где она рассматривает, помимо прочего два слоя произведения: автологичный и металогичный. Автологичный слой произведения, то что написано явно. Сюда попадают как декорации, так и, по большей части фантдопущение, по крайней мере настолько, насколько оно прописано в тексте, а не служит фигурой умолчания. Металогичный же слой — это метафоры, аллюзии и прочие «невидимые невооружённым взглядом детали», которые, к примеру, юный читатель может и не узреть. И вероисповедание и мировоззрение автора будет ответственно за христианскую суть произведения именно на этом слое. Но речь не только, и не столько об исповедании автора, но в том — насколько оно выражается в его книге.
В качестве примера захотелось вспомнить дилогию «Искатели неба» Лукьяненко. Здесь мы имеем (1) явные параллели с НЗ в сюжете (2) Фантдопущение «что, если бы вместо вместо агнца Христа пришёл бы тот, кто разрешил бы тогдашние проблемы человечества силой, лежащее в ряду обсуждаемых богословием вопросов (3) Ответ на поставленный вопрос лежащий в пределах догматов христианства (этому миру всё-равно понадобился бы Христос-спаситель). Таким образом в этой дилогии С.Л. вполне показал, что его православие — не совсем пустые слова. Но во всех остальных вещах С.Л. духа христианства нет, порой есть немало того, что с этим христианским духом вступает в явный конфликт.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
nalekhina 
 магистр
      
|
24 марта 2013 г. 20:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата voroncovamaria А человек со здоровой потенцией не может быть христианином и интересоваться "трансцендентальным"? цитата nalekhina
Уважаемая Мария. Эта тема вообще-то — о православной и католической фантастике, т.е. таких произведениях, в которых автор — не просто крестившийся в какой-то конфессии, а призывающий жизнь по принципам этой конфессии. Другими словами, тема тут — не о произведениях с христианской атрибутикой (иначе, например, кучу манги и аниме про девочек-волшебниц придется считать христианской фантастикой), а о произведениях с христианским духом, т.е. в некоторой степени миссионерских. Если это не так, пусть автор темы меня поправит. В остальном, мне кажется, нормально — это не осуждать оппонента, не взбираться на баррикаду с минусометами (особенно в после определенного возраста), а удивляться и спрашивать: "А почему вы так решили". Для этого, в общем-то дискуссии и предназначены, как я понимаю.
|
––– Плюсометчица |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 20:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Прозелитическая агитка.
Это такой поджанр?
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
urs 
 магистр
      
|
24 марта 2013 г. 20:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dentyst Но во "Властелине колец" в первую очередь я тоже вижу сказку, несколько более объёмную правда
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А вообще по сути дела вся художественная литература подпадает под разряд сказки: вымысел, он и есть вымысел, какие бы ни были в нем реалии.
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 20:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Поджанр чего?
Фэнтези и/или Научной фантастики. М. б. фантастики вообще. Всё остальное деление, по большому счёту, поджанры разной степени заметности.
upd. Чтобы не углублятся в зыбкую почву неустоявшейся терминологии, уточню, свой вопрос «Как соотносится ваша реплика с вопросом Shean, привели-ли вы разновидность околорелигиозной околофантастики или ваш лапидарный ответ следует трактовать как то иначе?»
Я попытался написать свою реплику в столь же лапидарном стиле, как и Вы, но видимо не был понят. И даже смайлик не помог .
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
24 марта 2013 г. 21:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all Как соотносится ваша реплика с вопросом Shean, привели-ли вы разновидность околорелигиозной околофантастики
Shean привела не "разновидности" фантастики (вероисповедание автора никоим образом не может трактоваться таким образом), но критерии, по которым то или иное (фантастическое) произведение можно назвать "религиозным". Я добавил свой. Например, "Оставленные".
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 21:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ameshavkin ну данный критерий кажется мне неясным. Эту книгу я не читал, а так, кому то из атеистов и «Космическая трилогия» Льюиса покажется именно этой самой прозелитической агиткой.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
24 марта 2013 г. 21:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all данный критерий кажется мне неясным
Что тут неясного? Имеется явное и недвусмысленное намерение использовать "литературу" для проповеди. Горькое лекарство в сладкой глазури.
цитата be_nt_all кому то из атеистов и «Космическая трилогия» Льюиса покажется именно этой самой прозелитической агиткой.
Элементы есть, это несомненно.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 22:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ameshavkin Ок, вроде на страницах этой темы прозелитическую, миссионерскую цель как один из признаков собственно религиозной фантастики уже кто-то отмечал.
Вопросы насколько такое лекарство горькое, и, в стиле bbg, насколько оно является лекарством, оставим в стороне, как уводящие нас куда то далеко в область ОИ.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
Veronika 
 миродержец
      
|
24 марта 2013 г. 22:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Shean но имхо странно считать сказкой (особенно ДОБРОЙ сказкой) историю, в которой из 15 спутников живыми остаются пятеро, историю с воровством, предательством, многочисленным мочиловом и разными прочими тяжелыми вещами... Да-ааа . 15 спутников=13 гномов+Бильбо+Гэндальф. В конце книги — умирают из них ТРОЕ: Торин, Фили и Кили. 15-3=12, а не 5. Или у Вас альтернативная арифметика? Воровство: да, злодей Бильбо увёл у Голлума Кольцо, без которого гномы не добрались бы до Эребора по определению. Предательство — ГДЕ? Может, есть альтернативный "Хоббит"?
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Red Goblin 
 авторитет
      
|
24 марта 2013 г. 22:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Veronika, ну, Бильбо еще камнем завладел не совсем честно, скажем так. Не том смысле, что дракона ограбил, а потому, что гномам не рассказал.
|
––– Утешила... Зар-раза... |
|
|