Православная и католическая ...


Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 18:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dentyst

А "Властелин колец" — это что?

Дополненная Сильмариллоном попытка создания собственной мифологии, а может быть даже вселенной
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 18:36  
цитировать   |    [  ] 
urs Ну я сказочный аромат чувствую и от «Последнего Единорога» Биггля, но это взрослая книга, мифопоэтическое фэнтези. А в «Хоббите» есть, имхо, прежде всего такой не вполне сказочный момент: одни положительные персонажи были готовы начать войну с другими положительными персонажами и от этой беды их спас только общий враг, в борьбе с которым многие из них и погибли.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 18:39  
цитировать   |    [  ] 
urs
И что — "Хоббит" в эту вселенную не вписывается никак? Или литературная сказка не может быть частью литературной же мифологии и вселенной?
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


миротворец

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 18:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

и вы попросту не знаете и не способны познать то, о чём пытаетесь рассуждать.

Разумеется.
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


магистр

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 18:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

я сказочный аромат чувствую и от «Последнего Единорога» Биггля

Бигль тоже литературная сказка. Мне все время хотелось перевести ее в разряд подростковой литературы, ее когда-то даже включили в список рекомендованных для прочтения в школе. Но было это уже давно. лет 10 назад. Но высокая сказка есть объект универсальный, ее нельзя утащить ни во взрослую, ни в детскую литературу, все равно будет высовываться каким-то концом из жанровых рамок

цитата Dentyst

И что — "Хоббит" в эту вселенную не вписывается никак?

Вписывайте куда и как угодно... я-то причем? Я вижу в нем в первую очередь сказку... вы вправе увидеть все, что любезно вашему сердцу
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 19:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата urs

Я вижу в нем в первую очередь сказку...

Аналогично! Но во "Властелине колец" в первую очередь я тоже вижу сказку, несколько более объёмную правда. Ну может чуть более глубокую, но суть-то всё равно — сказка.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 19:23  
цитировать   |    [  ] 
ну высокая сказка — оно, знаете, жанр не менее брутальный, чем эпос. И с этой точки зрения Джексон смухлевал совсем не сильно.
но, таки, никто ничего не скажет насчет критериев определения фантастики как религиозной, о которых я писала пару страниц назад? Есть ли какие-то еще кроме этих трех?
(напоминаю — исповедание автора, декорации, фантдопущение)
–––
Список лонгселлеров всех нас рассудит...


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 20:10  
цитировать   |    [  ] 
bbg если это была ирония, то понимание и ненависть — понятия практически взаимоисключающие. Или вы считаете, что афоризм «понять — значит простить» не имеет отношения к реальности?

цитата Shean

ничего не скажет насчет критериев определения фантастики как религиозной, о которых я писала пару страниц назад? Есть ли какие-то еще кроме этих трех? (напоминаю — исповедание автора, декорации, фантдопущение)

Ну хочется вспомнить статью сейчас тут не присутствующей Ольги Чигиринской. «Фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа». Где она рассматривает, помимо прочего два слоя произведения: автологичный и металогичный. Автологичный слой произведения, то что написано явно. Сюда попадают как декорации, так и, по большей части фантдопущение, по крайней мере настолько, насколько оно прописано в тексте, а не служит фигурой умолчания. Металогичный же слой — это метафоры, аллюзии и прочие «невидимые невооружённым взглядом детали», которые, к примеру, юный читатель может и не узреть. И вероисповедание и мировоззрение автора будет ответственно за христианскую суть произведения именно на этом слое. Но речь не только, и не столько об исповедании автора, но в том — насколько оно выражается в его книге.

В качестве примера захотелось вспомнить дилогию «Искатели неба» Лукьяненко. Здесь мы имеем (1) явные параллели с НЗ в сюжете (2) Фантдопущение «что, если бы вместо вместо агнца Христа пришёл бы тот, кто разрешил бы тогдашние проблемы человечества силой, лежащее в ряду обсуждаемых богословием вопросов (3) Ответ на поставленный вопрос лежащий в пределах догматов христианства (этому миру всё-равно понадобился бы Христос-спаситель). Таким образом в этой дилогии С.Л. вполне показал, что его православие — не совсем пустые слова. Но во всех остальных вещах С.Л. духа христианства нет, порой есть немало того, что с этим христианским духом вступает в явный конфликт.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


магистр

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 20:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата voroncovamaria

А человек со здоровой потенцией не может быть христианином и интересоваться "трансцендентальным"?
цитата nalekhina

Уважаемая Мария. Эта тема вообще-то — о православной и католической фантастике, т.е. таких произведениях, в которых автор — не просто крестившийся в какой-то конфессии, а призывающий жизнь по принципам этой конфессии. Другими словами, тема тут — не о произведениях с христианской атрибутикой (иначе, например, кучу манги и аниме про девочек-волшебниц придется считать христианской фантастикой), а о произведениях с христианским духом, т.е. в некоторой степени миссионерских. Если это не так, пусть автор темы меня поправит.
В остальном, мне кажется, нормально — это не осуждать оппонента, не взбираться на баррикаду с минусометами (особенно в после определенного возраста), а удивляться и спрашивать: "А почему вы так решили". Для этого, в общем-то дискуссии и предназначены, как я понимаю.
–––
Плюсометчица


философ

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 20:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата Shean

Есть ли какие-то еще кроме этих трех?

Прозелитическая агитка.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 20:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Прозелитическая агитка.

Это такой поджанр?8-)
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


магистр

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 20:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dentyst

Но во "Властелине колец" в первую очередь я тоже вижу сказку, несколько более объёмную правда

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А вообще по сути дела вся художественная литература подпадает под разряд сказки: вымысел, он и есть вымысел, какие бы ни были в нем реалии.
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


философ

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 20:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

Это такой поджанр?

Поджанр чего? Религиозная фантастика не жанр.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 20:41  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Поджанр чего?

Фэнтези и/или Научной фантастики. М. б. фантастики вообще. Всё остальное деление, по большому счёту, поджанры разной степени заметности.

upd. Чтобы не углублятся в зыбкую почву неустоявшейся терминологии, уточню, свой вопрос «Как соотносится ваша реплика с вопросом Shean, привели-ли вы разновидность околорелигиозной околофантастики или ваш лапидарный ответ следует трактовать как то иначе?»

Я попытался написать свою реплику в столь же лапидарном стиле, как и Вы, но видимо не был понят. И даже смайлик не помог:-(.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 21:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

Как соотносится ваша реплика с вопросом Shean, привели-ли вы разновидность околорелигиозной околофантастики

Shean привела не "разновидности" фантастики (вероисповедание автора никоим образом не может трактоваться таким образом), но критерии, по которым то или иное (фантастическое) произведение можно назвать "религиозным". Я добавил свой. Например, "Оставленные".
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 21:30  
цитировать   |    [  ] 
ameshavkin ну данный критерий кажется мне неясным. Эту книгу я не читал, а так, кому то из атеистов и «Космическая трилогия» Льюиса покажется именно этой самой прозелитической агиткой.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 21:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

данный критерий кажется мне неясным

Что тут неясного? Имеется явное и недвусмысленное намерение использовать "литературу" для проповеди. Горькое лекарство в сладкой глазури.

цитата be_nt_all

кому то из атеистов и «Космическая трилогия» Льюиса покажется именно этой самой прозелитической агиткой.

Элементы есть, это несомненно.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 22:02  
цитировать   |    [  ] 
ameshavkin Ок, вроде на страницах этой темы прозелитическую, миссионерскую цель как один из признаков собственно религиозной фантастики уже кто-то отмечал.

Вопросы насколько такое лекарство горькое, и, в стиле bbg, насколько оно является лекарством, оставим в стороне, как уводящие нас куда то далеко в область ОИ.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 22:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата Shean

но имхо странно считать сказкой (особенно ДОБРОЙ сказкой) историю, в которой из 15 спутников живыми остаются пятеро, историю с воровством, предательством, многочисленным мочиловом и разными прочими тяжелыми вещами...
Да-ааа%-\.
15 спутников=13 гномов+Бильбо+Гэндальф. В конце книги — умирают из них ТРОЕ: Торин, Фили и Кили. 15-3=12, а не 5. Или у Вас альтернативная арифметика?
Воровство: да, злодей Бильбо увёл у Голлума Кольцо, без которого гномы не добрались бы до Эребора по определению.
Предательство — ГДЕ?
Может, есть альтернативный "Хоббит"?
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


авторитет

Ссылка на сообщение 24 марта 2013 г. 22:58  
цитировать   |    [  ] 
Veronika, ну, Бильбо еще камнем завладел не совсем честно, скажем так. Не том смысле, что дракона ограбил, а потому, что гномам не рассказал.
–––
Утешила... Зар-раза...
Страницы: 123...2930313233...353637    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

 
  Новое сообщение по теме «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх