Ляпы в произведениях наших и ...


Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Ляпы в произведениях наших и не только наших ;-) авторов-фантастов»

Ляпы в произведениях наших и не только наших ;-) авторов-фантастов

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 08:39  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan, Вы серьёзно считаете, что в советском рассказе к моменту начала освоения землянами планет в иных солнечных системах по аулам Азии будут сидеть депортированные поэты с Кавказа?
Кроме того, Вы слушали именно ашугов? Я посмотрел — так называются сказители-песенники преимущественно в Иране, Азербайджане и Армении. Депортировали в основном именно население Кавказа, а не Закавказья.
Таким образом, в целом слово нехарактерно для Средней Азии по всем параметрам и напрямую без разъяснений автор едва ли стал использовать его в тексте. Гораздо вероятнее, что просто перепутал. С таким же успехом можно было написать про наблюдение борьбы пахлаванов (мастер национальной борьбы в Иране и окрестных странах) на Камчатке. Может быть они там и есть, но только в виде исключения.
–––
Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец,
Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 08:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата Ny

Вы серьёзно считаете, что в советском рассказе к моменту начала освоения землянами планет в иных солнечных системах по аулам Азии будут сидеть депортированные поэты с Кавказа?
— а почему нет? Автор мог не ломать голову по вопросам геополитики будущего, а просто описать то, чему он был очевидцем.

цитата Ny

Кроме того, Вы слушали именно ашугов?
http://www.ingush.ru/jzl30.asp
Именно Цицкиева не слушал. Но ингуши в наших краях были. И их народных исполнителей я видал на разных гуляниях.

цитата Ny

Гораздо вероятнее, что просто перепутал
— никак нет, это исключительно ваш домысел. Исторические реалии вполне себе очевидны — в Средней Азии ашуги были. Перепутал ли Варшавский ашугов с акынами или имел в виду именно ашугов — обе версии равновероятны. И склоняться именно к первой никаких оснований нет.
–––
Mors certa, hora incérta


философ

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 09:50  
цитировать   |    [  ] 
Ny А сам космонавт кто по национальности? А то, может, он просто привычное с детства слово использует.
–––
Писатель пишет. Если писатель не пишет, писатель сочиняет. Если писатель не сочиняет, он либо спит, либо умер.


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 10:00  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

— а почему нет? Автор мог не ломать голову по вопросам геополитики будущего, а просто описать то, чему он был очевидцем.
По одной простой причине — в 60-ых на таких вещах не принято было заострять внимание.

цитата Beksultan

Именно Цицкиева не слушал. Но ингуши в наших краях были. И их народных исполнителей я видал на разных гуляниях.
А я, когда полез в интернет, обнаружил, что у чечен и ингушей такой исполнитель называется илланчи. У других народов Кавказа — ещё сто одно название — по числу основных национальностей.

цитата Beksultan

— никак нет, это исключительно ваш домысел. Исторические реалии вполне себе очевидны — в Средней Азии ашуги были.
И много их было в 1963 году (время публикации рассказа)? Кроме того, Варшавский, судя по всему не жил ни на Кавказе, ни в Средней Азии. Едва ли у него было время и возможность на месте узнать кто и где правильно называется. А попасть на состязание вот просто случайно... Сколько у меня сейчас в 21 веке шансов приехать в Казахстан и попасть на соревнование (не просто на выступление, а как у автора в тексте — на профессиональное соревнование) ашугов?
Таким образом, Вы говорите не о равенстве версий, а лишь о некоторой вероятности (очень небольшой), что Варшавский написал именно об ашугах именно в Средней Азии.
–––
Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец,
Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне.


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 10:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата MiKat

А сам космонавт кто по национальности?
В том-то и дело — никто. Рассказ написан в безличной манере. Даже без имён. Вместо них — профессии: Космонавт, Геолог, Врач. Сомнительно, что на этом фоне автор специально бы заострил внимание на представителях репрессированных народов. Обычный человек наоборот в первую очередь употребил бы наиболее распространённое в данном регионе слово. Для Кавказа в целом — ашуг. Для Средней Азии — акын.
Зачем тут какую-то конспирологию про репрессированных чечен приплетать?
–––
Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец,
Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 10:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата Ny

А я, когда полез в интернет, обнаружил, что у чечен и ингушей такой исполнитель называется илланчи. У других народов Кавказа — ещё сто одно название — по числу основных национальностей.
— собственно у самих среднеазиатских народов таких наименований помимо обобщенного "акын" тоже полно — в казахском "жыршы", в узбекском "бахши", в туркменском "bagşy" и т. д.

цитата Ny

Сколько у меня сейчас в 21 веке шансов приехать в Казахстан и попасть на соревнование (не просто на выступление, а как у автора в тексте — на профессиональное соревнование) ашугов?
— с чего вы взяли, что герой Варшавского застал ашугов именно в 21 веке?

цитата Ny

Зачем тут какую-то конспирологию про репрессированных чечен приплетать?
— это не конспирология, а мнение очевидца. Вы то сами не из Азии, а судить о ляпах беретесь по каким-то масскультовым штампам, не имея представления о реальной истории Средней Азии. В Киргизии и Казахстане были целые районы, заселенные вывезенными с Кавказа народами. Это, по вашему, конспирология?
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 10:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

собственно у самих среднеазиатских народов

Не только у среднеазиатских. По сути в каждом языке есть собственные наименования, а то и не одно...


цитата Ny

Для Кавказа в целом — ашуг. Для Средней Азии — акын.

Интересно, а как называть ашугов или там акынов проводящих свои "соревнования", например, в Москве или СПб? Бардами? :-))):-))):-)))

Помимо того, что в Средней Азии более чем много выходцев с Кавказа и Закавказских регионов у Варшавского речь идет не о средневековье. Может Космонавту повезло оказаться на днях иранской культуры в ДК Колхоза "Светлый путь", о чем он и вспомнил в рассказе? :-))):-))):-)))
–––
Возрождение лубочно-комиксной "культуры" представляет собой неизбежность, ввиду падения общей грамотности населения.


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 11:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

— собственно у самих среднеазиатских народов таких наименований помимо обобщенного "акын" тоже полно — в казахском "жыршы", в узбекском "бахши", в туркменском "bagşy" и т. д.
Этого не знал. Понятно. Версия с узостью распространения "ашуг" отпадает.

цитата Beksultan

— с чего вы взяли, что герой Варшавского застал ашугов именно в 21 веке?
Описывается эпоха фотонных звездолётов, полёт к планете за пределами Солнечной системы.

цитата Beksultan

— это не конспирология, а мнение очевидца. Вы то сами не из Азии, а судить о ляпах беретесь по каким-то масскультовым штампам, не имея представления о реальной истории Средней Азии. В Киргизии и Казахстане были целые районы, заселенные вывезенными с Кавказа народами. Это, по вашему, конспирология?
Повторю вопрос. Насколько велик у человека шанс приехать (не жить там) в Среднюю Азию и случайно попасть на профессиональное соревнование ашугов? Не на свадьбу, не на концерт какого-то певца, а именно на национальное соревнование? Да нулевой шанс, если прямо говорить. Поскольку такие соревнования обычно и проходят на родине традиции, а не где-нибудь на чужбине под гнётом, понимаешь, репрессий.
Наконец, с чего вы взяли, что я не из Азии? В Европе-то почти и не был. Если брать конкретно Среднюю Азию, то прожил в Казахстане у бабки с некоторыми перерывами до 7 лет и потом бывал наездами. На нашем конце города жил весь Союз с окружающими странами: от евреев до корейцев. Но выступления ашугов мне так ни разу и не удалось увидеть. Сомнительно, что Варшавскому (который был моряком мог попасть в Азию лишь в отпуск) повезло больше. Вдвойне сомнительно, что космонавту из будущего удалось застать в Азии национальные соревнования (а не просто выступление) поэтов репрессированных чечен, которые уже в основной массе выехали оттуда ещё к 60 годам обратно на Кавказ.
Собственно, далеко ходить не надо. Я сейчас живу в Азии, в микрорайоне под боком стоят общежития. Кого там только нет: дагестанцы, азербайджан, киргизы, узбеки, молдова, татары, тува. По русски-то во дворе почти не говорят, но соревнований бардов я у них ещё не наблюдал. Засекаю время и буду с нетерпением ждать этого знаменательного события.

цитата ЫМК

Интересно, а как называть ашугов или там акынов проводящих свои "соревнования", например, в Москве или СПб? Бардами?
Товарищ, я уже дано убедился, что вы лезете в эту тему исключительно ради бессмысленных комментариев. Пожалуйста, постарайтесь свести их к минимуму — этим вы упростите жизнь и себе и остальным. Произведений о которых идёт спор, вы обычно не знаете, зато бросаетесь толковать в первую очередь. Так и в этот раз.
В рассказе речь идёт именно об определённом ритуале, который автор сравнивает не просто с пением "бардов", а с конкретной традицией, укоренившейся на Кавказе. Но почему-то переносит носителей традиции в Азию. На мой взгляд, есть некоторая разница. Если вы её не улавливаете и не читали рассказа, то хоть умейте промолчать.
–––
Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец,
Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 11:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата Ny

Товарищ, я уже дано убедился, что вы лезете в эту тему исключительно ради бессмысленных комментариев.

Товарищ, я уже давно убедился, что вы в этой теме пишите по принципу — чем больше, тем больше. При этом не делая допусков ни на здравый смысл, ни на авторский произвол.

цитата Ny

В рассказе речь идёт именно об определённом ритуале, который автор сравнивает не просто с пением "бардов", а с конкретной традицией,

Вы энциклопедию читали или рассказ на 5 тысяч слов? Мужики сидят за столом, пьют вино (кстати, им завтра не надо метко стрелять и войны вокруг вроде нет) и травят байки. Ни о каких "традциях" и речи нет. Просто одно виденное сравнивается с другим виденным. Я например, в Москве был на концертах и органной музыки и горлового пения. А вот в Тыве на концертах горлового пения я не был. Поэтому если мне что то придется сравнивать с хоомей, то так и будет сказано — "которое я слушал в Мск". И мне будет как то все равно, что приехавшие в Москву тувинцы не местные жители.

цитата Ny

Не на свадьбу, не на концерт какого-то певца, а именно на национальное соревнование?

Нет в рассказе не слова о национальном соревнования. Это ваша фантазия. В рассказе сказано только -

цитата

Утолив жажду, таинственные существа уселись в кружок. То, чем они
занимались, было очень похожим на соревнование ашугов, на котором я
однажды
присутствовал в Средней Азии.
какое соревнование, кто в нем участвовал, что это вообще было — неизвестно. Как там оказался герой не известно. Да и вообще, присутствовал можно интерпретировать и как участвовал. :-)))
–––
Возрождение лубочно-комиксной "культуры" представляет собой неизбежность, ввиду падения общей грамотности населения.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 11:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата Ny

Насколько велик у человека шанс приехать (не жить там) в Среднюю Азию и случайно попасть на профессиональное соревнование ашугов? Не на свадьбу, не на концерт какого-то певца, а именно на национальное соревнование?
— с учетом новых сведений, о которых я вспомнил только что, и если брать мою родную Киргизию — шанс стопроцентный.
–––
Mors certa, hora incérta
Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 11:49   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


миродержец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 11:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата Ny

Раз соревнование, то их должно быть много — гостей из всех областей.
— почему должно? Где в определении слова "соревнование" есть утверждение, что участники оного должны быть обязательно из других областей?

цитата Ny

Если Вы станете космонавтом и отправитесь к другим планетам, подобно герою рассказа (чтобы уж оба условия из текста рассказа были выполнены), я охотно приму Ваши объяснения за жизнеспособный вариант.
— да, да, конечно. Еще я при этом должен буду держать в зубах пучок петрушки, смотреть строго на север, быть ни одетым, ни раздетым и прочее в таком же духе.
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 12:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Ny

В Хакасии есть широкоизвестный в узких кругах праздник "Шир Шаян"

Вклинюсь с уточнением, это не народный праздник, а международный эколого-этнический фестиваль театров кукол (но тоже любимый), называется он Чир Чайан и задумывался фестиваль совсем не как соревнование местных хайджи.
–––

Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 12:23  
цитировать   |    [  ] 
Ну и для ясности об упомянутых мной сведениях, о которых припомнил только что:

цитата Ny

именно ашугов? Я посмотрел — так называются сказители-песенники преимущественно в Иране, Азербайджане и Армении. Депортировали в основном именно население Кавказа, а не Закавказья.
— в период 1930-1950-х гг была массовая депортация курдов Армении и Азербайджана в Среднюю Азию, в том числе и Киргизию. Особенно много курдов попали в мою родную Таласскую область — по состоянию на 2009 год в Таласской области проживало 42% всех курдов Киргизии и лишь 6% киргизов всей страны. Я о них не вспомнил сразу, потому что я сам из Ленинпольского района Таласской области, а курдов компактно поселили в Кировском районе области (названия районов — советские).
Курды, напомню, — ираноязычный народ. И певцов-сказителей они тоже, оказываются, называют ашугами. Вот цитата из сборника курдских народных сказок -

цитата

Не умеешь ли ты на сазе играть, песни петь? Я бы сказала, что вернулся из скитаний мой муж, искусный ашуг. Царевна упросила бы отца разрешить ей послушать ашуга.

цитата

Усадила она ашуга, велела молодой служанке подать угощение ему, а потом отослала ее спать

А это из русско-курдского словаря -



Ну и напоследок. Если ингуши из Киргизии уже уехали почти все, чеченцы частично, то курды по прежнему живут у нас в области в немалом количестве.
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 13:27  
цитировать   |    [  ] 

цитата Ny

Не просто выступление, а соревнование. Раз соревнование, то их должно быть много — гостей из всех областей.

Я был в Ярославле на соревновании по ирландским танцам. Угадаете сколько ирландцев было на этом соревновании?

цитата Ny

В Хакасии есть широкоизвестный в узких кругах праздник "Шир Шаян". Это именно культурный праздник с танцами, соревнованиями и плясками.

Это туристический фестиваль, не имеющих никакого отношения к этническим праздникам. Приурочили к тому, что показалось удобно по календарю и проводят.

цитата Ny

. Но он проходит не в Москве, а именно по месту культурной традиции и местные певцы соревнуются там по местным канонам. Не едут хакасы для своих соревнований на Кавказ или в Японию.
А под Москвой есть Этнопарк. В котором, вот что странно, празднуют например, Навруз и что странно, соревнования при этом какие то проводятся. А еще помнится зимой у них были гонки на собачьих упряжках, и не поверите, но на гонках были приглашенные участники из районов крайнего Севера. Вот ведь незадача... странно, зачем они несколько тысяч километров перлись, что бы посоревноваться то в своих "народных промыслах"?
–––
Возрождение лубочно-комиксной "культуры" представляет собой неизбежность, ввиду падения общей грамотности населения.


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 13:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата ЫМК

Это туристический фестиваль, не имеющих никакого отношения к этническим праздникам.

Я же писала выше, что это театральный фестиваль, не старинный народный праздник, тем не менее фестиваль этот является эколого-этническим.
–––

Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 13:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата Конни

международный эколого-этнический фестиваль театров кукол

Насколько я помню, кукольный фестиваль называется Чир-Чайян.
А этнический фестиваль и этнический праздник это разные вещи. Первое — это организованная стилизация народных традиций для туристов, второе это праздник отмечаемый определенным этносом, нацией или народностью. В разбираемом примере, вообще то фестиваль и праздник называются по разному. ;-) праздник помнится называется Алтын талган. Что вызывает определенное недоумение, поскольку талган, вообще то продукт земледелия и с какого перепугу его чтит кочевой народ кажется странноватым.

В продолжении так сказать темы — http://www.kazembassy.ru/ru/mkultura/7332...

цитата

В Москве проводится III-й Московский молодежный конкурс-фестиваль казахской песни "Алтын куз" ("Золотая осень"), направленный на возрождение традиций популяризации в Москве казахского музыкального искусства
То же ведь соревнуются... причем ведь еще и приедут из родного теплого Казахстана в холодную Москву ради этого конкурса...
–––
Возрождение лубочно-комиксной "культуры" представляет собой неизбежность, ввиду падения общей грамотности населения.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 14:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата ЫМК

с какого перепугу его чтит кочевой народ кажется странноватым
— талкан очень такой специфический продукт и как раз таки очень удобен в кочевническом быту. Потому, наверное, и полюбился кочевникам.
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 14:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата ЫМК

Насколько я помню, кукольный фестиваль называется Чир-Чайян.

Вышеупомянутый праздник "Шир Шаян" это искаженное название Чир Чайан.

цитата ЫМК

А этнический фестиваль и этнический праздник это разные вещи.

А я об этом и напоминаю.

цитата ЫМК

праздник помнится называется Алтын талган. Что вызывает определенное недоумение, поскольку талган, вообще то продукт земледелия и с какого перепугу его чтит кочевой народ кажется странноватым.

И фестиваль Чир Сайан и праздник Алтын Талган проводятся в рамках международного культурно-туристского форума «Сибер Ил»
А продукт земледелия, то бишь талган чтят потому что хакасы и их предки чисто кочевым народом не были и издавна занимались земледелием.
–––

Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 марта 2016 г. 14:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

очень такой специфический продукт и как раз таки очень удобен в кочевническом быту
но производит то они его не производят. Поэтому и выглядит это странно. Как правило праздники складываются вокруг некоего действа или события. Первые это традиционные праздники связанные с урожаем (молодого вина, окота и т.п.) вторые это те же солнцестояния или победа над врагом. Этот праздник на мой взгляд из данного ряда выбивается. Поэтому и говорю, что странновато смотрится. Я в хакасскую историю не углублялся, но навскидку очень похоже на современный "новодел", без глубинных этнических корней.

цитата Конни

Вышеупомянутый праздник "Шир Шаян" это искаженное название Чир Чайан

а... то есть,

цитата Ny

... есть широкоизвестный в узких кругах праздник "Шир Шаян".
Ню, у нас к узким кругам не относится... :-)))

цитата Конни

хакасы и их предки чисто кочевым народом не были и издавна занимались земледелием.

угу... а еще они поголовно были светловолосыми и голубоглазыми ... :-))) а потом пришли монголы и все их оросительные системы копытами коней затоптали, а их самих... ну э... генетически испортили... :-)))
старая тема, были ли люди жившие на конкретной территории предками тех, кто живет на ней сейчас или нет...
–––
Возрождение лубочно-комиксной "культуры" представляет собой неизбежность, ввиду падения общей грамотности населения.
Страницы: 123...446447448449450...549550551    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Ляпы в произведениях наших и не только наших ;-) авторов-фантастов»

 
  Новое сообщение по теме «Ляпы в произведениях наших и не только наших ;-) авторов-фантастов»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх