автор |
сообщение |
ameshavkin 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 13:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Frigorifico Не спорю. Но на восприятие литературы читателем не влияет. И не может ответить на вопрос, почему Достоевский с его ошибками прекрасен, а какой-нибудь безупречный (с точки зрения анализа) его современник — скучноват и мало кому интересен. Восприятие текста читателем абсолютно субъективно, я об этом.
Вообще-то нет, не абсолютно. Наша "субъективность" вполне укладывается в рамки существующих "вкусов". На вопрос о том, почему предпочитают Достоевского, а не Альбова с Баранцевичем, удовлетворительно отвечают рецептивная эстетика и социология чтения.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
cianid 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 14:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мартин Тут понимаете в чем дело — вам вот фрагмент не понравился. Но — это еще не значит, что он плох
Да кто ж с этим спорит? Кто-то ведь видит эстетическое совершенство и в Черном квадрате, а кому-то по сердцу Шишкин, Айвазовский с их простотой и ясностью, но вместе с тем, красотой. Вот я за такую красоту и против безобразия. Та же Чигиринская приводила пример из МиМа, пример ясной и красивой ритмической формы. В том, что здесь разбиралось препарировочными иглами на предметном столике такими же свойствами не обладает.
цитата Kurok Вся филология держится на одном постулате "Классик не может ошибаться". Докажи обратное и всё рухнет, чёрное станет белым, жидкое твёрдым и наступит хаос!!
Я Вас сейчас сражу в самое ваше доброе материалистическое сердце — вся наука, любое человеческое знание держится на постулатах, часто не осознаваемых, но это уже совсем другая история. И ничего ведь, плоды той науки мы пожинаем с удовольствием.
|
––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф. - Дикари. Плакать хочется. |
|
|
Мартин 
 гранд-мастер
      
|
3 июня 2010 г. 14:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата cianid Та же Чигиринская приводила пример из МиМа, пример ясной и красивой ритмической формы. В том, что здесь разбиралось препарировочными иглами на предметном столике такими же свойствами не обладает.
Таким же — да, не обладает. Но при этом тоже обладает ритмом, хоть и выраженным менее ярко (то есть находиться хоть и близко к неритмизированному концу спектра, но не на самом краю). В нем нет безобразия, в нем есть своя красота, которую таки видят некоторые читатели.
|
––– А в мире втором мотыльки и звезды Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом. |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 14:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата cianid Кто-то ведь видит эстетическое совершенство и в Черном квадрате
Никто не видит эстетического совершенства в черном квадрате, даже если и утверждает обратное (ну, например, чтобы произвести впечателние).
цитата cianid кому-то по сердцу Шишкин, Айвазовский с их простотой и ясностью, но вместе с тем, красотой
"Простота" и "ясность" этих художников — иллюзия, внушенная нам пропагандой.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 14:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin цитата cianid Кто-то ведь видит эстетическое совершенство и в Черном квадрате
Никто не видит эстетического совершенства в черном квадрате, даже если и утверждает обратное
Я бы сказала, что "черный квадрат" — это не эстетическое соврешенство, а эстетический манифест. Декларация позиции: все, дорисовались! Бог умер! 
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
cianid 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 14:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin "Простота" и "ясность" этих художников — иллюзия, внушенная нам пропагандой.
Вам, скорее всего, пришлось внушать, а я рассматривал те картинки с удовольствием, не поступив в школу. Вот Вам закон Гримма внушили, но Вы свято верите. PS Кстати, Вы так его и не привели.
|
––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф. - Дикари. Плакать хочется. |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 14:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата cianid я рассматривал те картинки с удовольствием, не поступив в школу.
Ошибка памяти. В детском саду или в школе вам разъяснили, как на них правильно смотреть. Они построены на художественных условностях, которые очень долго развивались до 19-го века. Фактически "реализм" — это неимоверно сложное искусство, не то что какой-нибудь дохлый кубизм.
цитата cianid Вот Вам закон Гримма внушили, но Вы свято верите.
Вы свято верите в закон Архимеда или в таблицу умножения, потому что вам их внушили?
цитата cianid PS Кстати, Вы так его и не привели.
Вообще-то привел, смотрите выше картинку.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
cianid 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 14:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мартин Таким же — да, не обладает. Но при этом тоже обладает ритмом, хоть и выраженным менее ярко (то есть находиться хоть и близко к неритмизированному концу спектра, но не на самом краю). В нем нет безобразия, в нем есть своя красота, которую таки видят некоторые читатели.
Это как раз к вопросу об элитарности, я со своей ритмологической близорукостью различить его не могу.
Я представляю, что язык — это дорога к мысли и чувству писателя или дорога в мир и положение персонажей, им придуманные. Можно тот путь проложить по урочищам, привести в благообразие, замостить и вымести, чтобы путник, сиречь читатель, шествовал от завязки к кульминации, плача от окружающей его прелести, умиляясь заботе о нём. Но когда та дорожка "прямоезжая заколодила, замуравила", то что там чувствует идущий по ней Илья Муромец от словесности, мне неведомо и охоты нет.
|
––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф. - Дикари. Плакать хочется. |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 14:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата cianid Я представляю, что язык — это дорога к мысли и чувству писателя или дорога в мир и положение персонажей, им придуманные. Можно тот путь проложить по урочищам, привести в благообразие, замостить и вымести, чтобы путник, сиречь читатель, шествовал от завязки к кульминации, плача от окружающей его прелести, умиляясь заботе о нём.
А по-моему, лучшая дорога та, которую не замечаешь.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Hermit 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 14:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата cianid Просмотри тему выше, та же kagerou приводила примеры и др.леди. А Шолль даже разложила ритмологические формы в спектр — от классического стиха до суровой(аритмичной) прозы.
Ну в таком виде ритм конечно сложно не заметить, но только в таком.
|
––– I have no special powers, and I'm really mad about it. |
|
|
cianid 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 15:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Ошибка памяти. В детском саду или в школе вам разъяснили, как на них правильно смотреть.
Говорите за себя, пожалуйста, и не машите рукой, словно джедай какой-нибудь. Наша раССа к гипнозу и телепатии маловосприимчива. В каком детском саду? Я не знал что это такое, а картины были в зимнем саду при "малосемейке", где моя грандмаман состояла на службе.
цитата ameshavkin Они построены на художественных условностях, которые очень долго развивались до 19-го века. Фактически "реализм" — это неимоверно сложное искусство, не то что какой-нибудь дохлый кубизм.
Мне фиолетово на чём они построены, да и для Вас интереса это не представляет, я уверен. Ну опуститесь на землю-то, побудьте с людями немного, тут сухо и комфортно. Ну какие художественные условности, какой реализм с кубизмом мне, ребенку в то время? Ну пялился на картинки красивые, так вот в душу и запали.
цитата ameshavkin Вообще-то привел, смотрите выше картинку.
В том-то и дело, что Вы привели картинку. Но это лишь графическое представление с нерасшифрованными условными обозначениями и Вы отлично себе представляете, что несведущие ничего не поймут. Они либо промолчат, чтобы не признаваться в непонимании, либо попросят Вас объяснить. Зная Вас, могу предположить, что Вам доставит удовольствие, если Вас попросят разжевать эту тарабарщину. Но вот никто не попросил, а мне не зазорно — так Вы и своё понимание предмета продемонстрируете и публика станет образованней (я, по крайней мере), учиться-то никогда не поздно.
цитата ameshavkin Вы свято верите в закон Архимеда или в таблицу умножения, потому что вам их внушили?
Разумеется. А Вы когда-нибудь проверяли закон Архимеда? А существование кислорода (недавно похожий случай тут был) проверяли? Вопрос насколько сегодняшний мир внушён нам наукой и насколько это внушение адекватно реальности — обширнейшая тема, и я давно к ней подкрадываюсь, может, когда-нить доберусь, но сегодня предлагаю оставить. Таблица умножения именно зубрилась, а что она могла для меня обозначать?
|
––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф. - Дикари. Плакать хочется. |
|
|
cianid 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 15:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin А по-моему, лучшая дорога та, которую не замечаешь.
Это потому что перевелись путешественники, одни пассажиры кругом.  Эх, утекает магия из нашего мира, по капельке, по облачку.
|
––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф. - Дикари. Плакать хочется. |
|
|
cianid 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 15:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вот что интересно, по-настоящему, и я удивляюсь, как мы это до сих не обсуждаем.
цитата Х.Л. Борхес СУЕВЕРНАЯ ЭТИКА ЧИТАТЕЛЯ
Мне понравилось эссе, понравилось тем, что я с ним не согласен. Г-н Борхес так погрузился в свою анафему, что не заметил, как сам впал в грех риторики, патетическое тщеславие, завяз в липковатом эстетстве ( в худшем значении этого слова), самочинно набросил мантию и взобрался в кресло председателя суда, пока этому не препятсвуют.
Ну что это?
цитата Тщеславная жажда стиля перерастает в еще более патетическое тщеславие, в опустошительную жажду совершенства. Нет такого ничтожного и жалкого стихотворца, который бы не изваял (словечко из его собственного лексикона) образцового сонета — крошечного памятника, охраняющего вероятное бессмертие пиита от превратностей и ударов судьбы.
Это кажется ответом на критику Борхеса, упрёки в неизящности или результат опасений такой критики, своего рода превентивный удар или сигнал, типа испытаний ЯО на Новой Земле в Холодную войну.
И почему "Суеверная этика читателя"? Не был Сервантес стилистом? Допустим. А если был бы, он бы тоже был кем-то вроде того пиита, впавшего в опустошительную жажду совершенства? Почему нужны крайности?
|
––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф. - Дикари. Плакать хочется. |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 15:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата cianid Мне фиолетово на чём они построены
цитата cianid Вопрос насколько сегодняшний мир внушён нам наукой и насколько это внушение адекватно реальности — обширнейшая тема, и я давно к ней подкрадываюсь
Эти два утверждения противоречат друг другу. Насколько наша картина мира сформирована наукой и насколько идеологией? Насколько традицией и насколько опытом? Эти вопросы интересны в равной мере, и наука здесь вовсе не привилегированный фактор. Нет картин "понятных даже ребенку". Это иллюзия, которую воспринимают как данность. Вам ее внушили, и вы в нее свято верите. Нет "простого" и "сложного" языка. Есть проблемы с устройством декодирования.
цитата cianid Ну опуститесь на землю-то, побудьте с людями немного, тут сухо и комфортно
Спасибо, мне и тут хорошо, в эмпиреях.
цитата cianid Зная Вас, могу предположить, что Вам доставит удовольствие, если Вас попросят разжевать эту тарабарщину.
Видите меня насквозь? Чтобы понять, о чем речь, необходимо хотя бы смутно представлять себе, что такое языковые семьи, индоевропейские языки, (пра)индоевропейский язык, этимология, реконструкция, фонетика... Если кратко,
цитата Первое германское передвижение согласных (также — первый сдвиг согласных, закон Гримма, в англоязычных источниках также закон Раска-Гримма) — фонетико-морфологический процесс в развитии германских языков, заключавшийся в изменении индоевропейских смычных согласных. Сущность первого передвижения согласных можно кратко выразить как ослабление («одна ступень вниз») каждого из рядов индоевропейских смычных.
Так понятнее?
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
cianid 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 16:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Что ж, Вы мне не оставляет выбора, я буду таким же безаппеляционым и загадошным.
цитата ameshavkin Нет картин "понятных даже ребенку".
Есть, если в этих картинах нет грубой символики, а передана естественная или ближайшая к ней форма, которую способен наблюдать и ребёнок, без примешивания сторонней интерпретации.
цитата ameshavkin Эти два утверждения противоречат друг другу.
Не противоречат — прикладывая силу к разным предметам не жди идентичного результата.
цитата ameshavkin Нет "простого" и "сложного" языка. Есть проблемы с устройством декодирования.
От Вашего острого взгляда порой уходит самое очевидное — в кодировании на источнике сотворяется фундаментальное ограничение. Простая передача информации от одного субъекта к другому всегда идёт в ущерб(или без изменений) исходному и зависит оно от того, насколько богата/ущербна языковая система каждого звена передачи, но фундаментальное ограничение лежит на том, кто порождает первый сигнал. Это довольно хорошо демонстрирует эффект "испорченного телефона" или "а уж потом и неясно — "толи у тебя украли, толи ты украл".
цитата ameshavkin Это иллюзия, которую воспринимают как данность. Вам ее внушили, и вы в нее свято верите.
Тут напрашивается критический вопрос, как Вы вышли из Матрицы, что способны судить о ней и почему Вы один такой, Морфеус (или Архитектор)?
|
––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф. - Дикари. Плакать хочется. |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 16:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Есть ли при этом хоть какая-то вероятность, что автор просто недопродумал этот кусок текста?
Есть, конечно. Скажем, те тексты, где тот же Лев Николаич откровенно впадал в маразм, я защищать не возьмусь и не берусь (а "Крейцерова соната" это оно, по-моему).
|
|
|
kagerou 
 философ
      
|
|
cianid 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 16:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Так понятнее?
Ненамного. Похоже, придётся искать самому.
Хотя цитата ameshavkin Чтобы понять, о чем речь, необходимо хотя бы смутно представлять себе, что такое языковые семьи, индоевропейские языки, (пра)индоевропейский язык, этимология, реконструкция, фонетика...
представляю — это набор слов со смыслом, который мне известен, но они никак не поясняют излагаемый дальше закон Гримма. Похоже, это очередное подтверждение Вашей учёности, так? Я знаю огромное количество слов, но не считаю себя на этом основании специалистом во всех областях. Хотелось бы, чтобы Вы были немного приземлённее в изложении для меня, возможно, и некоторые другие читатели темы хотят того же. Иначе получится, то о чём говорил я и, кстати, Вы тоже:
цитата ameshavkin Другое дело, что бывают попытки скрыть вкусовые оценки за дымовой завесой наукоподобной терминологии.
цитата ameshavkin Видите меня насквозь?
Что-то вроде.
|
––– - И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф. - Дикари. Плакать хочется. |
|
|
Kuntc 
 гранд-мастер
      
|
3 июня 2010 г. 16:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Извините, чушь.
Не чушь, а так и есть на самом деле. Я вот читаю эту тему, читаю... Да и в других темах тоже подобное частенько проскальзывает. И все больше убеждаюсь, что, если кто-нибудь из классиков допустил грубую ошибку, то ее называют каким-нибудь мудреным термином, который и не выговоришь-то. Мол, все правильно, так и надо. А если такая же ошибка встретится у начинающего писателя, который не понравился филологу, то это уже действительно ошибка, автор ни фига не понимает в писательстве, текст его надо предать анафеме и сжечь на костре.
цитата Kurok Вся филология держится на одном постулате "Классик не может ошибаться".
Вся филология держиться на том, что кому-то в голову взбрело, что вот так писать — это правильно, а вот так — плохо. Этому и следуют. Фигня, в общем, полная. 
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
3 июня 2010 г. 16:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Frigorifico Не знаю. У меня такого впечатления не сложилось. Или он постоянно должен ссылаться на этих филологов? И у него может быть свое мнение.
Может. Но надо обосновывать любое мнение, в этом смысле литературоведение от физики не отличается — зверь обоснуй приходит к каждому. Вот Веллер высказал остроумное предположение, что "Фиеста" это такой контр-"Идиот". Ну, для салонной беседы неплохо. А для научной статьи мало — нужно доказать, что как раз в этот период Хемингуэй занимался Достоевским, найти какие-то записи об этом, какие-то свидетельства в подтверждение своей теории, провести четкие параллели между "Идиотом" и "Фиестой", почитать "Идиота" в переводе, в котором его (возможно) читал Хэм, провести текстологический анализ... То есть, начинается _работа_, местами кропотливая и скучная.
И вот там, где она должна начаться, Михил Иосифович пасует. А чтобы сохранить при этом лицо, он они принимает позу "идиоты эти литературоведы".
цитата Frigorifico По-моему, Вы просто его самого не любите он Вам чем-то неприятен.
Я вам скажу, чем. Когда-то я была большой его поклонницей и пыталась нести его пургу в массы, доказывая литературоведам, что они идиоты. Мне надавали по ушам, и правильно сделали.
цитата Frigorifico Так что особого "превращения" я не замечал
Сравните вершину его творчества — рассказы из сборника "Хочу быть дворником" — и нынешние бесконечные самоповторы.
цитата Frigorifico Кстати, вот у него язык — мно-огим фантастам обзавидоваться. Это тот случай, когда достаточно даже не пяти — пары страниц, чтобы понять это.
Опять же, сравните его нынешний язык и то, что он делал до 1990. Никому не шло на пользу превращение в гуру. За ним приходит уверенность в том, что "мне все можно" и немедленное падение уровня. Логос не обманешь. Кстати, с Толстым случилось то же самое.
И к вопросу о "мноим фантастом обзавидоваться" — Веллер как раз из тех, кто не стеснялся ходить в "фантастах".
|
|
|