Язык Великий Могучий ...


Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Язык. Великий? Могучий? Правдивый? Свободный?»

Язык. Великий? Могучий? Правдивый? Свободный?

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 13:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата Frigorifico

Не спорю. Но на восприятие литературы читателем не влияет. И не может ответить на вопрос, почему Достоевский с его ошибками прекрасен, а какой-нибудь безупречный (с точки зрения анализа) его современник — скучноват и мало кому интересен. Восприятие текста читателем абсолютно субъективно, я об этом.

Вообще-то нет, не абсолютно. Наша "субъективность" вполне укладывается в рамки существующих "вкусов". На вопрос о том, почему предпочитают Достоевского, а не Альбова с Баранцевичем, удовлетворительно отвечают рецептивная эстетика и социология чтения.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 14:00  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мартин

Тут понимаете в чем дело — вам вот фрагмент не понравился. Но — это еще не значит, что он плох

Да кто ж с этим спорит? Кто-то ведь видит эстетическое совершенство и в Черном квадрате, а кому-то по сердцу Шишкин, Айвазовский с их простотой и ясностью, но вместе с тем, красотой. Вот я за такую красоту и против безобразия.
Та же Чигиринская приводила пример из МиМа, пример ясной и красивой ритмической формы. В том, что здесь разбиралось препарировочными иглами на предметном столике такими же свойствами не обладает.

цитата Kurok

Вся филология держится на одном постулате "Классик не может ошибаться". Докажи обратное и всё рухнет, чёрное станет белым, жидкое твёрдым и наступит хаос!!

Я Вас сейчас сражу в самое ваше доброе материалистическое сердце — вся наука, любое человеческое знание держится на постулатах, часто не осознаваемых, но это уже совсем другая история. И ничего ведь, плоды той науки мы пожинаем с удовольствием.
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 14:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата cianid

Та же Чигиринская приводила пример из МиМа, пример ясной и красивой ритмической формы. В том, что здесь разбиралось препарировочными иглами на предметном столике такими же свойствами не обладает.


Таким же — да, не обладает. Но при этом тоже обладает ритмом, хоть и выраженным менее ярко (то есть находиться хоть и близко к неритмизированному концу спектра, но не на самом краю). В нем нет безобразия, в нем есть своя красота, которую таки видят некоторые читатели.
–––
А в мире втором мотыльки и звезды
Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом.


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 14:14  
цитировать   |    [  ] 

цитата cianid

Кто-то ведь видит эстетическое совершенство и в Черном квадрате

Никто не видит эстетического совершенства в черном квадрате, даже если и утверждает обратное (ну, например, чтобы произвести впечателние).

цитата cianid

кому-то по сердцу Шишкин, Айвазовский с их простотой и ясностью, но вместе с тем, красотой

"Простота" и "ясность" этих художников — иллюзия, внушенная нам пропагандой.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 14:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

цитата cianid
Кто-то ведь видит эстетическое совершенство и в Черном квадрате

Никто не видит эстетического совершенства в черном квадрате, даже если и утверждает обратное

Я бы сказала, что "черный квадрат" — это не эстетическое соврешенство, а эстетический манифест. Декларация позиции: все, дорисовались! Бог умер! :-)
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 14:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

"Простота" и "ясность" этих художников — иллюзия, внушенная нам пропагандой.

Вам, скорее всего, пришлось внушать, а я рассматривал те картинки с удовольствием, не поступив в школу.
Вот Вам закон Гримма внушили, но Вы свято верите.:-)))
PS Кстати, Вы так его и не привели.
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 14:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата cianid

я рассматривал те картинки с удовольствием, не поступив в школу.

Ошибка памяти. В детском саду или в школе вам разъяснили, как на них правильно смотреть. Они построены на художественных условностях, которые очень долго развивались до 19-го века. Фактически "реализм" — это неимоверно сложное искусство, не то что какой-нибудь дохлый кубизм.

цитата cianid

Вот Вам закон Гримма внушили, но Вы свято верите.

Вы свято верите в закон Архимеда или в таблицу умножения, потому что вам их внушили?

цитата cianid

PS Кстати, Вы так его и не привели.

Вообще-то привел, смотрите выше картинку.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 14:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мартин

Таким же — да, не обладает. Но при этом тоже обладает ритмом, хоть и выраженным менее ярко (то есть находиться хоть и близко к неритмизированному концу спектра, но не на самом краю). В нем нет безобразия, в нем есть своя красота, которую таки видят некоторые читатели.

Это как раз к вопросу об элитарности, я со своей ритмологической близорукостью различить его не могу.

Я представляю, что язык — это дорога к мысли и чувству писателя или дорога в мир и положение персонажей, им придуманные. Можно тот путь проложить по урочищам, привести в благообразие, замостить и вымести, чтобы путник, сиречь читатель, шествовал от завязки к кульминации, плача от окружающей его прелести, умиляясь заботе о нём.
Но когда та дорожка "прямоезжая заколодила, замуравила", то что там чувствует идущий по ней Илья Муромец от словесности, мне неведомо и охоты нет.
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 14:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата cianid

Я представляю, что язык — это дорога к мысли и чувству писателя или дорога в мир и положение персонажей, им придуманные. Можно тот путь проложить по урочищам, привести в благообразие, замостить и вымести, чтобы путник, сиречь читатель, шествовал от завязки к кульминации, плача от окружающей его прелести, умиляясь заботе о нём.

А по-моему, лучшая дорога та, которую не замечаешь.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 14:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата cianid

Просмотри тему выше, та же kagerou приводила примеры и др.леди.
А Шолль даже разложила ритмологические формы в спектр — от классического стиха до суровой(аритмичной) прозы.

Ну в таком виде ритм конечно сложно не заметить, но только в таком.
–––
I have no special powers, and I'm really mad about it.


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 15:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Ошибка памяти. В детском саду или в школе вам разъяснили, как на них правильно смотреть.

Говорите за себя, пожалуйста, и не машите рукой, словно джедай какой-нибудь. :-))) Наша раССа к гипнозу и телепатии маловосприимчива.
В каком детском саду? Я не знал что это такое, а картины были в зимнем саду при "малосемейке", где моя грандмаман состояла на службе.

цитата ameshavkin

Они построены на художественных условностях, которые очень долго развивались до 19-го века. Фактически "реализм" — это неимоверно сложное искусство, не то что какой-нибудь дохлый кубизм.

Мне фиолетово на чём они построены, да и для Вас интереса это не представляет, я уверен. Ну опуститесь на землю-то, побудьте с людями немного, тут сухо и комфортно. Ну какие художественные условности, какой реализм с кубизмом мне, ребенку в то время? Ну пялился на картинки красивые, так вот в душу и запали.

цитата ameshavkin

Вообще-то привел, смотрите выше картинку.

В том-то и дело, что Вы привели картинку. Но это лишь графическое представление с нерасшифрованными условными обозначениями и Вы отлично себе представляете, что несведущие ничего не поймут. Они либо промолчат, чтобы не признаваться в непонимании, либо попросят Вас объяснить.
Зная Вас, могу предположить, что Вам доставит удовольствие, если Вас попросят разжевать эту тарабарщину. Но вот никто не попросил, а мне не зазорно — так Вы и своё понимание предмета продемонстрируете и публика станет образованней (я, по крайней мере), учиться-то никогда не поздно.

цитата ameshavkin

Вы свято верите в закон Архимеда или в таблицу умножения, потому что вам их внушили?

Разумеется. А Вы когда-нибудь проверяли закон Архимеда? А существование кислорода (недавно похожий случай тут был) проверяли?
Вопрос насколько сегодняшний мир внушён нам наукой и насколько это внушение адекватно реальности — обширнейшая тема, и я давно к ней подкрадываюсь, может, когда-нить доберусь, но сегодня предлагаю оставить.
Таблица умножения именно зубрилась, а что она могла для меня обозначать?
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 15:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

А по-моему, лучшая дорога та, которую не замечаешь.

Это потому что перевелись путешественники, одни пассажиры кругом.
Эх, утекает магия из нашего мира, по капельке, по облачку.
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 15:46  
цитировать   |    [  ] 
Вот что интересно, по-настоящему, и я удивляюсь, как мы это до сих не обсуждаем.

цитата

Х.Л. Борхес
СУЕВЕРНАЯ ЭТИКА ЧИТАТЕЛЯ

Мне понравилось эссе, понравилось тем, что я с ним не согласен.
Г-н Борхес так погрузился в свою анафему, что не заметил, как сам впал в грех риторики, патетическое тщеславие, завяз в липковатом эстетстве ( в худшем значении этого слова), самочинно набросил мантию и взобрался в кресло председателя суда, пока этому не препятсвуют.

Ну что это?

цитата

Тщеславная жажда стиля перерастает в еще более патетическое тщеславие, в опустошительную жажду совершенства. Нет такого ничтожного и жалкого стихотворца, который бы не изваял (словечко из его собственного лексикона) образцового сонета — крошечного памятника, охраняющего вероятное бессмертие пиита от превратностей и ударов судьбы.


Это кажется ответом на критику Борхеса, упрёки в неизящности или результат опасений такой критики, своего рода превентивный удар или сигнал, типа испытаний ЯО на Новой Земле в Холодную войну.

И почему "Суеверная этика читателя"?
Не был Сервантес стилистом? Допустим. А если был бы, он бы тоже был кем-то вроде того пиита, впавшего в опустошительную жажду совершенства? Почему нужны крайности?
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 15:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата cianid

Мне фиолетово на чём они построены

цитата cianid

Вопрос насколько сегодняшний мир внушён нам наукой и насколько это внушение адекватно реальности — обширнейшая тема, и я давно к ней подкрадываюсь

Эти два утверждения противоречат друг другу. Насколько наша картина мира сформирована наукой и насколько идеологией? Насколько традицией и насколько опытом? Эти вопросы интересны в равной мере, и наука здесь вовсе не привилегированный фактор.
Нет картин "понятных даже ребенку". Это иллюзия, которую воспринимают как данность. Вам ее внушили, и вы в нее свято верите.:-D
Нет "простого" и "сложного" языка. Есть проблемы с устройством декодирования.

цитата cianid

Ну опуститесь на землю-то, побудьте с людями немного, тут сухо и комфортно

Спасибо, мне и тут хорошо, в эмпиреях.

цитата cianid

Зная Вас, могу предположить, что Вам доставит удовольствие, если Вас попросят разжевать эту тарабарщину.

Видите меня насквозь?:-)))
Чтобы понять, о чем речь, необходимо хотя бы смутно представлять себе, что такое языковые семьи, индоевропейские языки, (пра)индоевропейский язык, этимология, реконструкция, фонетика...
Если кратко,

цитата

Первое германское передвижение согласных (также — первый сдвиг согласных, закон Гримма, в англоязычных источниках также закон Раска-Гримма) — фонетико-морфологический процесс в развитии германских языков, заключавшийся в изменении индоевропейских смычных согласных.
Сущность первого передвижения согласных можно кратко выразить как ослабление («одна ступень вниз») каждого из рядов индоевропейских смычных.

Так понятнее?
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 16:22  
цитировать   |    [  ] 
Что ж, Вы мне не оставляет выбора, я буду таким же безаппеляционым и загадошным.

цитата ameshavkin

Нет картин "понятных даже ребенку".

Есть, если в этих картинах нет грубой символики, а передана естественная или ближайшая к ней форма, которую способен наблюдать и ребёнок, без примешивания сторонней интерпретации.

цитата ameshavkin

Эти два утверждения противоречат друг другу.


Не противоречат — прикладывая силу к разным предметам не жди идентичного результата.

цитата ameshavkin

Нет "простого" и "сложного" языка. Есть проблемы с устройством декодирования.

От Вашего острого взгляда порой уходит самое очевидное — в кодировании на источнике сотворяется фундаментальное ограничение. Простая передача информации от одного субъекта к другому всегда идёт в ущерб(или без изменений) исходному и зависит оно от того, насколько богата/ущербна языковая система каждого звена передачи, но фундаментальное ограничение лежит на том, кто порождает первый сигнал. Это довольно хорошо демонстрирует эффект "испорченного телефона" или "а уж потом и неясно — "толи у тебя украли, толи ты украл".

цитата ameshavkin

Это иллюзия, которую воспринимают как данность. Вам ее внушили, и вы в нее свято верите.


Тут напрашивается критический вопрос, как Вы вышли из Матрицы, что способны судить о ней и почему Вы один такой, Морфеус (или Архитектор)?
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 16:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата bbg

Есть ли при этом хоть какая-то вероятность, что автор просто недопродумал этот кусок текста?


Есть, конечно. Скажем, те тексты, где тот же Лев Николаич откровенно впадал в маразм, я защищать не возьмусь и не берусь (а "Крейцерова соната" это оно, по-моему).


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 16:25  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kurok

Собственно это я и говорил немного ранее. Вся филология держится на одном постулате "Классик не может ошибаться".


Извините, чушь.


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 16:30  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Так понятнее?

Ненамного. Похоже, придётся искать самому.

Хотя

цитата ameshavkin

Чтобы понять, о чем речь, необходимо хотя бы смутно представлять себе, что такое языковые семьи, индоевропейские языки, (пра)индоевропейский язык, этимология, реконструкция, фонетика...

представляю — это набор слов со смыслом, который мне известен, но они никак не поясняют излагаемый дальше закон Гримма. Похоже, это очередное подтверждение Вашей учёности, так? Я знаю огромное количество слов, но не считаю себя на этом основании специалистом во всех областях. Хотелось бы, чтобы Вы были немного приземлённее в изложении для меня, возможно, и некоторые другие читатели темы хотят того же.
Иначе получится, то о чём говорил я и, кстати, Вы тоже:

цитата ameshavkin

Другое дело, что бывают попытки скрыть вкусовые оценки за дымовой завесой наукоподобной терминологии.


цитата ameshavkin

Видите меня насквозь?

Что-то вроде.
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 16:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Извините, чушь.

Не чушь, а так и есть на самом деле. Я вот читаю эту тему, читаю... Да и в других темах тоже подобное частенько проскальзывает. И все больше убеждаюсь, что, если кто-нибудь из классиков допустил грубую ошибку, то ее называют каким-нибудь мудреным термином, который и не выговоришь-то. Мол, все правильно, так и надо. А если такая же ошибка встретится у начинающего писателя, который не понравился филологу, то это уже действительно ошибка, автор ни фига не понимает в писательстве, текст его надо предать анафеме и сжечь на костре.

цитата Kurok

Вся филология держится на одном постулате "Классик не может ошибаться".

Вся филология держиться на том, что кому-то в голову взбрело, что вот так писать — это правильно, а вот так — плохо. Этому и следуют. Фигня, в общем, полная. ;-)
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


философ

Ссылка на сообщение 3 июня 2010 г. 16:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата Frigorifico

Не знаю. У меня такого впечатления не сложилось. Или он постоянно должен ссылаться на этих филологов? И у него может быть свое мнение.


Может. Но надо обосновывать любое мнение, в этом смысле литературоведение от физики не отличается — зверь обоснуй приходит к каждому.
Вот Веллер высказал остроумное предположение, что "Фиеста" это такой контр-"Идиот". Ну, для салонной беседы неплохо. А для научной статьи мало — нужно доказать, что как раз в этот период Хемингуэй занимался Достоевским, найти какие-то записи об этом, какие-то свидетельства в подтверждение своей теории, провести четкие параллели между "Идиотом" и "Фиестой", почитать "Идиота" в переводе, в котором его (возможно) читал Хэм, провести текстологический анализ... То есть, начинается _работа_, местами кропотливая и скучная.

И вот там, где она должна начаться, Михил Иосифович пасует. А чтобы сохранить при этом лицо, он они принимает позу "идиоты эти литературоведы".

цитата Frigorifico

По-моему, Вы просто его самого не любите он Вам чем-то неприятен.


Я вам скажу, чем. Когда-то я была большой его поклонницей и пыталась нести его пургу в массы, доказывая литературоведам, что они идиоты. Мне надавали по ушам, и правильно сделали.

цитата Frigorifico

Так что особого "превращения" я не замечал


Сравните вершину его творчества — рассказы из сборника "Хочу быть дворником" — и нынешние бесконечные самоповторы.

цитата Frigorifico

Кстати, вот у него язык — мно-огим фантастам обзавидоваться. Это тот случай, когда достаточно даже не пяти — пары страниц, чтобы понять это.


Опять же, сравните его нынешний язык и то, что он делал до 1990.
Никому не шло на пользу превращение в гуру. За ним приходит уверенность в том, что "мне все можно" и немедленное падение уровня. Логос не обманешь.
Кстати, с Толстым случилось то же самое.

И к вопросу о "мноим фантастом обзавидоваться" — Веллер как раз из тех, кто не стеснялся ходить в "фантастах".
Страницы: 123...1213141516...484950    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Язык. Великий? Могучий? Правдивый? Свободный?»

 
  Новое сообщение по теме «Язык. Великий? Могучий? Правдивый? Свободный?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх