автор |
сообщение |
Seidhe 
 миротворец
      
|
4 мая 11:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Bansarov
цитата Рискну напомнить, что слово "мифология" стабильно наличествует в названиях научных изданий по быличкам и народной демонологии. Вот по русскому материалу, по каталогу моей бумажной библиотеки, сделав поиск по названиям на "мифолог": Спорить не вижу смысла, но понятие "Нижегородское Поволжье", "Литва" или тем более "Восточная Сибирь" несоизмеримо шире, чем просто Суздаль. Я ещё раз повторюсь: я только за, чтобы выходили подобные книги, да и корни мои именно там, во Владимирской области, но я более чем уверен, что не существует никаких отдельных мифов или, если угодно, мифологических представлений отдельно взятого Суздаля, как не существует их для Владимира, Мурома или, скажем, Коврова.
|
|
|
count Yorga 
 гранд-мастер
      
|
16 мая 17:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Издательство Городец выпустило Шведские Народные Сказки собранные Гуннаром Улофом Хюльтеном-Каваллиусом и Джорджем Стивенсом.https://gorodets.ru/product/shvedskie-nar... Интервью с переводчицей по ссылке https://gorodets.ru/blogs/blog/intervyu-s... цитата В биографии Гуннара Улофа Хюльтена-Каваллиуса меня поразила его неутомимость и многогранность: он был библиотекарем, филологом, собирателем фольклора, коллекционером антиквариата, основателем музея. Примечательно и его литературно-научное наследие. Для написания предисловия к переводу «Шведских народных сказок» я прочла его автобиографию (хотя, конечно, ради собственного интереса, предисловие было лишь предлогом) и объемный двухтомный труд «Wärend och Wirdarne». Это колоссальное собрание сведений о народных верованиях жителей южной Швеции: суевериях, преданиях, обычаях. праздниках, мифических существах. Публикация такого сочинения стала бы настоящим подарком для русскоязычных любителей скандинавской культуры. Я постепенно перевожу его и, хотя работа пока ведется «в стол», не теряю надежды пристроить проект в какое-нибудь издательство. цитата Фольклористы – швед Гуннар Улоф Хюльтен-Каваллиус и англичанин Джордж Стивенс – собрали большую коллекцию сказок и легенд из многих областей Швеции. Первое издание вышло в 1844 году и содержало 32 сказки с подробными комментариями. Позднее, в 1875 году, была опубликована сокращенная версия сборника «Шведские народные сказки», куда вошли 13 сказок с иллюстрациями известного художника Эгрона Лундгрена. По данному изданию и выполнен настоящий перевод.
|
|
|
AndT 
 авторитет
      
|
|
AndT 
 авторитет
      
|
19 мая 09:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
И еще одна любопытная новинка от Вече: Воеводский Л.Ф. Введение в мифологию "Одиссеи"

цитата Если вы — человек, заинтересованный в глубоком погружении в увлекательный мир древнегреческой мифологии, во все многообразие версий о ее истоках, символике, о смысле и содержании, то эта книга — для вас, вне зависимости от того, согласитесь ли вы с точкой зрения и аргументами ее автора. Появившееся в конце XIX века исследование, основанное на множестве античных источников, с привлечением множества параллелей мифологии других народов, сразу вызвало споры, а потом оказалось полузабыто, поскольку в мифах стремились видеть прежде всего отражение социальных процессов/q] [ https://veche.ru/books/show/11770/
|
|
|
count Yorga 
 гранд-мастер
      
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
blakrovland 
 магистр
      
|
26 мая 08:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата count YorgaНины Живловой Шесть захватов может и переведуть когда нибудь эту книгу нормально...
|
––– ... И не надо надеяться, о мое сердце! И бояться не надо, о сердце мое! Омар Хайям |
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
|
AndT 
 авторитет
      
|
31 мая 13:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Bansarov Даже не верится, книга столько раз меняла дату выхода, сменила цвет обложки... Кто бы что ни говорил, интересное издание, ознакомится определенно стоит.
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
4 июня 21:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата BansarovЗанимательные задачки для любителей классической мифологии. Без сравнительного религиоведения, и без глубокого копания в забытых храмовых смыслах. Задачки будут чисто по надводной части айсберга. Ответов, если что, не знаю :) 1. Как вписать Девкалионов потоп в гесиодовскую схему смены веков и соответствующих им человеческих рас? Двойка мне по классической филологии за само возникновение вопроса! У Аполлодора прямым текстом Девкалионов потоп вписан в гесиодовскую схему человеческих генераций. Им у Аполлодора заканчивается медный век. Мы, разумеется, понимаем, что Аполлодор осуществил натягивание совы на глобус, т.к. у Гесиода конец медного поколения людей описан совершенно иначе, а если бы Гесиод считал бы, что был потоп, и что медное поколение погибло в его результате, то он бы именно так и написал. Также мы понимаем, что сама мифологема потопа, и Девкалионов потоп в особенности, является для греков импортным элементом семитского происхождения, принесённым в Элладу в силу извечного преклонения эллинов перед любым ближневосточным умствованием. И этому чужеродному элементу, на самом деле, нет никакого места в аутентичной космогонии греков. Ни Немировский, ни Грейвс в своих антологиях не пытаются примирить это противоречие, давая схему веков — текстуально по Гесиоду, а Девкалиона — отдельным повисающим в воздухе нарративом. Но коли уж греки там-сям показывали путешественникам локации, связанные с Девкалионом, выбили на Паросском мраморе датировку потопа его имени, и напоследок герр Аполлодор примотал это событие колючей проволокой к гесиодовской хронологии перед "веков героев" — деваться некуда. Это кривая, нелепая, но часть канона. И как сказал бы товарищ Сталин — "другого канона у меня для вас нет".
|
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
5 июня 20:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ну и за скифо-сибирский символизм мне тоже трояк. С формулировкой "за фантазию и смекалку, но с пожеланием к следующему экзамену всё-таки готовиться по учебникам к курсу, а не по Яндекс-картинкам". Хотя кто знает эту тему на пятёрку? Разве что А.Р.Канторович. Я когда-то на ветке писал на тему змееволосых существ в изобразительном искусстве вот такие вещи, даю в цитатах:
цитата    ...это рога только во вторую очередь, а в первую очередь это некий фриз, рассказывающий некую неизвестную нам мифологическую историю, который в скифском искусстве интегрировали в изображение в качестве части анатомии головы фантастического существа. Не секрет, что скифское искусство любит рассказывать какие-то истории именно посредством фризов, только мы эти истории уже не понимаем. <...> Даже при достигаемом уровне стилизации изображений видно, что эта деталь головы фантастических существ состоит из змей. Или дракончиков, учитывая, что у змей нет ушей, а у персонажей фриза они порою есть. <...> Особенно впечатляет последняя фотография, где показан последний завиток рога на олене из кургана Куль-Оба. Судя по другим изображениям (которых много) этот последний завиток (замыкающая фигура фриза) по канону должен был изображаться чуть отличающимся, хотя бы покрупнее остальных. А тут ему придали кардинальное отличие, изобразив его в виде змея с бараньей головой. Чудеса! Вот уж не ожидаешь обнаружить в скифских степях, в кургане IV века до н.э., изображение герметического Демиурга в удивительной переходной форме. У него баранья голова, как у египетского Хнума (творца если не всей материи, то по крайней мере категории формы для таковой); но при этом у него змеиное тело с головой зверя, как у гностического Хнубиса (он же Ялдабаоф), но эту эмблему изображали исключительно с львиной головой. И заметьте эту отлитую в золоте тонкую мысль, что создатель нашего материального мира — это всего лишь отросток рога божественного оленя. "...Лишь бубенцы на колпаке у бога" (с) WWM.
А теперь смотрите, какого товарища я нашёл в книге как раз-таки Канторовича и Эрлиха "Бронзолитейное искусство из курганов Адыгеи".


Голова у существа — та самая, что и на отростках рогов. Уши "дракончиков" оказались стилизованными рогами, а само существо — четвероногим и помещенным в жертвенную позу, в которой изображаются копытные. А в легенде к этой единице каталога написано, что существо это — горный козёл. И это стилизованными головами горных козлов, получается, увенчаны змеиные шеи, которыми в свою очередь являются отростки рогов божественного оленя. А может быть, учитывая вовсе не по-козлиному завитые рога и уровень стилизации, литейщиками имелись в виду бараньи головы, одну из которых, замыкающую, согласно изобразительному канону изваяли отлично от остальных — в данном случае портретно, а не стилизованно. Догадке относительно того, что это изображение существа типа Хнума/Ялдабаофа это, кстати, не противоречит, картина даже становится более цельной. Появляется понимание, что фриз изображает шеренгу демиургов на общей "шине", причём их растиражированность тогда передаёт мысль о множественности миров, будь то на рогах космического оленя или в ветвях ясеня Иггдрасиль. А ведь хорошая получилась мысль. Я теперь подумал — вот за такой ответ на экзамене мне бы Канторович, возможно, целую четвёрку бы поставил. Надо кстати поискать в литературе научные публикации этих изображений, и посмотреть, как там трактуется и комментируется символика этих фризов-рогов. Может, я изобрёл велосипед, а может, нащупал что-то новое и важное.
|
|
|
count Yorga 
 гранд-мастер
      
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
5 июня 20:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата BansarovНадо кстати поискать в литературе научные публикации этих изображений, и посмотреть, как там трактуется и комментируется символика этих фризов-рогов. Вот когда знаешь, что искать — оно моментально находится. Пожалуйста. Бляха из Гырчиново (Болгария).
 Каждый рог оленя представляет собой баранью голову на змеиной шее. Бинго. Парад творцов материальных форм из красной (или какой придётся) глины, изображённый без всяких художественных условностей, со всей конкретностью соцреализма. Небольшую статью из малотиражного сборника по вопросу этой типологии изображений — нашёл (прикрепляю), авторы именитые, но увы, никаких мыслей по мифологии там нет. А вопросы продолжают появляться. Например, я ещё раньше заметил, что в этих фризах бывает разное количество завитков, но похоже, что из них всегда ровно два — противостоящих, направленных в сторону, обратную остальным. Пластина из Гырчиново, ранее мне неизвестная, подтвердила это наблюдение. Что это значит? Какие-то два "антимира", антагонистичные к остальным? Проблема в том, что я не припоминаю ни одной космологии, кроме скандинавской, где заявлялось бы число обитаемых миров числом свыше трёх, и уж тем более чтобы они располагались не по линии "от великих небес к великим недрам", а по горизонтали.
|
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
5 июня 22:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа ииицитата Bansarov > где заявлялось бы число обитаемых миров числом свыше трёх
Буддизм, в некоторых изводах
А и правда.
цитата ааа ииицитата Bansarov > изображённый без всяких художественных
Орнамент-то?
Это был юмор. Предполагалось, что читатель шутки представит себе картину с названием "Парад демиургов на Красной площади 01.01.1918", написанную каким-нибудь художником с незапоминающейся фамилией и чёткой рисовкой, требуемой стилем соцреалистического пин-апа.
цитата ааа иии А куда смотреть по этой ссылке, чтобы там было про множественность обитаемых миров, и два антимира среди таковых, в индоевропейских мифологиях?
|
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
6 июня 08:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Bansarovгесиодовскую схему человеческих генераций
цитата BansarovНапример, я ещё раньше заметил, что в этих фризах бывает разное количество завитков, но похоже, что из них всегда ровно два — противостоящих, направленных в сторону, обратную остальным. Пластина из Гырчиново, ранее мне неизвестная, подтвердила это наблюдение. Что это значит? Какие-то два "антимира", антагонистичные к остальным? Проблема в том, что я не припоминаю ни одной космологии, кроме скандинавской, где заявлялось бы число обитаемых миров числом свыше трёх, и уж тем более чтобы они располагались не по линии "от великих небес к великим недрам", а по горизонтали. Прочитав собственные подряд идущие сообщения, внезапно смог сложить 2+2. Эти завитки совершенно не обязательно означают материальные миры, одновременно слепленные божествами низкого ранга из персти земной, и существующие затем параллельно и одновременно. Ничто не мешает полагать, что фриз изображает последовательные во времени творения, кальпы. И такая концепция, как мы отлично понимаем, совершенно типична для мировой культуры, в отличие от весьма экзотической скандинавской модели, на которую из всей остальной мировой культуры похожи только космооперы 1950-х, что было метко подмечено и использовано марвеловской франшизой. Остаётся, конечно, всё тот же вопрос, что это за две "антикальпы", о которых можно дополнительно предположить, что они будут расположены в конце всех времён.
|
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
6 июня 18:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата BansarovА куда смотреть по этой ссылке, чтобы там было про множественность обитаемых миров, и два антимира среди таковых, в индоевропейских мифологиях? Чтобы найти цитата Bansarov два — противостоящих завитка надо посмотреть и принять, если не банальность, то обыденность данного художественного/ювелирного приема
цитата BansarovЭти завитки совершенно не обязательно означают материальные миры совершенно
цитата Bansarov в отличие от весьма экзотической скандинавской модели Что там экзотического? Мед Одина? и то не уверен
|
|
|
k2007 
 миротворец
      
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
6 июня 22:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
k2007 Спасибо, любопытно. Хотя и не совсем "моя" тема. Я вот только никак понять не могу — а эта серия в мягких обложках, по типу "Новейших исследований по истории России" от Центрполиграфа, или всё-таки в твёрдых? А то за покет уменьшенного формата цена какая-то совсем не падающая, даже при тираже в 700 экземпляров... 
|
|
|