автор |
сообщение |
kagerou 
 философ
      
|
11 июня 2011 г. 18:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick А какая, собственно, разница? Из истории ЭРМ, или из историй других планет по Кольцу, или из последних оружейных разработок Эры Мирового Воссоединия? Это что-то меняет принципиально?
Конечно. Это фатальным образом сказывается на образе Фвай Родис — она у автора получается человеком, неспособным делать простейшие выводы из наблюдаемых фактов. Любой, кто умеет сложить два и два, мгновенно просчитал бы, что на планете, где людей убивают просто так, потому что они "лишние", с преступниками никто церемониться не будет. Им конец в любом случае, правительственные войска, посланные в Кин-Нан-Тэ, их перебьют.
|
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
11 июня 2011 г. 18:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick как бы позаковыристее так придумать, чтобы и животную природу человека, которую они ценят по-видимому больше, чем она того заслуживает, не тронуть, и формальные признаки ефремовского общества сохранить.
Ну нету у нас для вас другой природы, нету… Как там у Башлачёва: «…Мы выродки крыс, Мы пасынки птиц…»
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
11 июня 2011 г. 18:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Потому что теория и практика — разные вещи.
А у Ефремова где-то сказано, что эротическое обучение ограничивается теорией? Я таких сведений не нахожу.
|
|
|
Clegane 
 активист
      
|
11 июня 2011 г. 18:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
О, еще о знании персонажами ТА истории и уважения к прошлому. Все цитаты из ТА 1958 года издания Скифянка (Глава IV РЕКА ВРЕМЕНИ)
цитата Дар Ветер сразу понял. Накануне своего полета они закончили в приалтайских степях вскрытие большого кургана скифов. Внутри сохранившегося деревянного сруба находился скелет старика вождя, окруженный костяками лошадей и рабов, прикрытых краем курганной насыпи. Старый вождь лежал с мечом, щитом и панцирем, а в его ногах оказался скорченный скелет совсем юной женщины. К костяным чертам ее черепа прилегал шелковый платок, когда-то туго обмотанный вокруг лица. Сохранить платок не удалось, несмотря на все ухищрения, но за несколько минут, пока он не рассыпался в тонкую пыль, удалось точно воспроизвести очертания прекрасного лица, отпечатавшегося на ткани тысячи лет тому назад. Платок передавал еще одну страшную подробность — отпечаток вылезших из орбит глаз женщины, несомненно задушенной этим платком и брошенной в могилу своего мужа, чтобы сопровождать его в неведомых путях загробного мира. Ей было не больше девятнадцати, ему — не меньше семидесяти лет, преклонный для тех времен возраст. Дар Ветер вспомнил дискуссию, разгоревшуюся по поводу находки среди молодых сотрудников экспедиции Веды. По доброй воле или насильно пошла женщина за своим мужем? Зачем? Во имя чего? Если из-за большой, преданной любви, то как же можно было убивать ее, а не сберечь как лучшую память о себе в покинутом мире живых? Тогда заговорила Веда Конг. Она долго вглядывалась в темный бугор кургана загоревшимися глазами, стараясь проникнуть умственным взором в толщу прошедших времен. — Старайтесь понять тех людей. Просторы древних степей были действительно беспредельными для единственных средств сообщения того времени — лошадей, верблюдов, быков. И на гигантском просторе обитали отдельные группы кочевников-скотоводов, не только ничем не связанных между собой, но состоявшие в неугасимой вражде. Множество обид и злобы копилось из поколения в поколение; каждый пришелец был врагом, каждое племя — добычей, обещавшей скот и рабов, то есть людей, работавших по принуждению, как скот, под кнутом. Такое устройство общества порождало, с одной стороны, большую, совсем неизвестную нам свободу отдельного человека в мелких его страстях и желаниях, и, с другой стороны, невероятную замкнутость в общении людей между собой и узость помыслов. Если народность или племя состояло из небольшого числа людей, способных прокормиться охотой и сбором плодов, то эти свободные кочевники жили в постоянном страхе нападения и порабощения или истребления со стороны воинственных соседей. Но при изоляции страны и многочисленности населения, могущего создать большую военную силу, люди также платились за безопасность от военных набегов своей свободой, так как в таких сильных государствах всегда развивались деспотия и тирания. Так было в древнем Египте, Ассирии и Вавилонии. Женщины, особенно красивые, в древности являлись добычей и игрушками сильного. Им нельзя было существовать без власти и защиты мужчины над собой. Собственные стремления и воля женщины значили так мало, нестерпимо мало, что перед лицом той жизни… кто знает… Может быть, смерть казалась более легкой участью…
Сильные, храбрые, жестокие кочевники-скотоводы. Если у покойницы есть глаза, значит, она не рабыня, а жена или дочь. (Скифы выкалывали рабам глаза, чтоб не сбежали). Скифы не были деспотией, жили кланами, воевали друг с другом. О похоронах жен вместе с вождями точных сведений нет. Женщины у скифов и родственных им сарматов могли идти в бой, у сарматов даже чаще. Находка целого, неразграбленного кургана — это тянет на большое историческое открытие, как пектораль Мозолевского. Вместо радости за себя, что такую классную вещь нашли и других, которые узнают много интересного про древних людей на основе этих находок, идет разглагольствование на тему "как тяжело жилось женщинам давно-давно". Вариант, что покойница сама захотела умереть с мужем, чтобы он на том свете без меня не скучал или дочь хочет помочь старому отцу в загробном мире, даже не рассматривается. Не знают люди будущего про религии. Поэтому и понять не могут.
|
|
|
kagerou 
 философ
      
|
11 июня 2011 г. 18:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all «…Мы выродки птиц,
Крыс. Кстати, Башлачев людям в этом смысле слишком польстил. Крысы — очень социальные животные, в пределах сообщества "своих" у них недопустима никакая агрессия.
|
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 18:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Не потому что это "святое", а потому что мы пока сами не очень хорошо понимаем, как это работает. А в то, что ты неважно понимаешь — лучше не лезть.
А вот Ефремов описал мир, где получилось. Понимаете? Сначала надо принять тот факт, что получилось, а потом уже задаваться вопросом — да как же это возможно? А у вас сначала идёт "это невозможно", а потом — раз невозможно, я в это не верю. Я же говорю — нарушенное читательское восприятие. Профессиональная деформация.
цитата be_nt_all Ну нету у нас для вас другой природы, нету…
Ефремов утверждает, что природу человека можно изменить. Собственно, вся его литература — об этом.
цитата kagerou Это фатальным образом сказывается на образе Фвай Родис — она у автора получается человеком, неспособным делать простейшие выводы из наблюдаемых фактов. Любой, кто умеет сложить два и два, мгновенно просчитал бы, что на планете, где людей убивают просто так, потому что они "лишние", с преступниками никто церемониться не будет. Им конец в любом случае, правительственные войска, посланные в Кин-Нан-Тэ, их перебьют.
Опять 25 за рыбу деньги. Это любой из нашего времени, с нашей моралью, с нашим опытом.
цитата kagerou А у Ефремова где-то сказано, что эротическое обучение ограничивается теорией? Я таких сведений не нахожу. А кто вам сказал, что нельзя краснеть, думая о прекрасных грудях? Сердечко забилось, давление подскочило, вот и заалелся юноша. К тому же, это индивидуально — кто краснеет, кто нет. Ничего общего с умением надевать презик на член или там практическим банг-банг с подружкой. Вот вам еще вариант — среди танцовщиц одна особенно нравится парню. Он краснеет не от мысли о грудях, а оттого, что там будет его возлюбленная.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
11 июня 2011 г. 18:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou в пределах сообщества "своих" у них недопустима никакая агрессия
Крыс, конечно-же крыс. А разве эти милые симпатичные создания (сейчас один на плече сидит) не начинают грызть друг друга в условиях перенаселённости, подобно другим грызунам?
цитата tick А вот Ефремов описал мир, где получилось. Понимаете? Сначала надо принять тот факт, что получилось, а потом уже задаваться вопросом — да как же это возможно?
Хорошо, допустим, получилось. Но вот с точки зрения такого «выродка крысы», как я — они слишком дорого за это заплатили. Способностью творить поэзию, способностью быть мастером своего дела, радостью отцовства, а зачастую, и материнства. Ценность же их приобретений для меня не вполне ясна…
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
11 июня 2011 г. 18:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick А вот Ефремов описал мир, где получилось.
Нет. Он не описал мир, где получилось. Он описал мир, где попытка это сделать вылилась в социальную стагнацию. Причем если в ТА это еще не очень отчетливо видно, то в ЧБ, в прологе, где описывается школа, хочется за голову схватиться.
цитата tick Сначала надо принять тот факт, что получилось
Видите ли, я постоянно помню, что имею дело с ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВЫМЫСЛОМ. Я не могу его "принять как факт", ибо это не факт.
цитата tick Я же говорю — нарушенное читательское восприятие.
Простите, нет. Помнить, что имеешь дело с вымыслом — не профессиональная деформация, а вполне здравый подход к произведению культуры.
|
|
|
Nick_Sakva 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 18:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Я понимаю, вы клоните к "время-ученической" мысли о безумных толпах на Земле, которые усмиряются со спиролётов Газом Временной Радости. Давайте же, озвучьте, чего стесняться-то... Так я, вроде, уже озвучил.цитата Nick_Sakva Или все же Миру Кольца иногда таки приходится иметь дело с дикой толпой (и соответственно, иметь гуманные средства для ее успокоения)? Чего-то не хватает?
|
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 18:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all Способностью творить поэзию, способностью быть мастером своего дела, радостью отцовства, а зачастую, и материнства. Про поэзию kagerou наврала. Глава седьмая:
цитата Чара медленно перебирала струны гитары, подняв свой маленький твёрдый подбородок. Высокий голос молодой женщины зазвенел тоской и призывом. Она пела новую, только что пришедшую из южной зоны песню о несбывшейся мечте.
Так что поэзия есть, а что язык меняется — так и наш тоже меняется. Английский вообще перестал быть флективным, в русском тоже — потеряли аорист, перфект, склонения, падежи, некоторые звуки. То, что там это — сознательный процесс, говорит только о высоте их лингвистических познаний.
Насчет мастерства — не понятно. Отцовство и материнство тоже есть, как социальный институт — сыновья и дети знают друг друга, общаются. То, что это выглядит не так, как мы привыкли — ну извините. Раньше тоже вон детей до того, как говорить научатся, за нормальных людей не считали. Или отец мог отказаться от ребенка и его пришлось бы убить. Всё меняется.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
11 июня 2011 г. 18:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick То, что там это — сознательный процесс, говорит только о высоте из лингвистических познаний.
 Старомыслы не нутрят ангсоц!
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
tick 
 авторитет
      
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 18:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Он описал мир, где попытка это сделать вылилась в социальную стагнацию. Стагнация в чем? Что каждый год по новому iphone'у не выпускается? цитата kagerou Я не могу его "принять как факт", ибо это не факт. а кто-то говорил про хронотопы... удобное двоемыслие
цитата kagerou Помнить, что имеешь дело с вымыслом — не профессиональная деформация, а вполне здравый подход к произведению культуры. Как вы про эльфов и вампиров вообще пишете? 
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
11 июня 2011 г. 18:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Ефремов утверждает, что природу человека можно изменить. Собственно, вся его литература — об этом.
В рамках художественного вымысла он это утверждает. Ну так в рамках художественного вымысла можно и существование эльфов и драконов утверждать, не вопрос.
цитата tick Опять 25 за рыбу деньги. Это любой из нашего времени, с нашей моралью, с нашим опытом.
Извините, нет. Я апеллирую к тому опыту, который Родис приобрела собственно на Тормансе — и по книге выходит, что из этого опыта она неспособна сделать выводы.
цитата tick А кто вам сказал, что нельзя краснеть, думая о прекрасных грудях? Сердечко забилось, давление подскочило, вот и заалелся юноша.
А отчего оно забилось? Он прекрасные груди одноклассниц, по идее, наблюдает на пляже или в бассейне каждый день. И он не в начале пубертата, когда у парня мускулюс леватор органум маскулини напрягается даже при виде дупла на дереве. Ему 18 и он, по идее, прошел курс эротического обучения.
И кстати, почему все-таки не с подружкой? Чем это плохо?
цитата tick Вот вам еще вариант — среди танцовщиц одна особенно нравится парню.
И что? Даже если так — разве в этом чувстве есть что-то постыдное, что его нужно прятать от взрослых и краснеть?
|
|
|
Nick_Sakva 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 18:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick А вот Ефремов описал мир, где получилось. Понимаете? Получилось общество вполне современных Ефремову людей, психика которых путем сильного нервного напряжения благодаря не менее сильному внешнему давлению общества удерживается в состоянии неустойчивого равновесия. В фантастике таким совершенно типичным современным Ефремову "человеком Мира Кольца" является Андрей Воронов в первых главах "Града Обреченного" Стругацких.
|
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 19:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou И что? Даже если так — разве в этом чувстве есть что-то постыдное, что его нужно прятать от взрослых и краснеть? А кто прячет-то? Засмущался, потому что личное с общественным смешивать — не очень хорошо. Но это все фантазии. Нет ничего в тексте про подружку, и вообще это можно проинтерпретировать безо всяких сексуальных коннотаций. Просто парни хотели бы погеройствовать, акул пострелять или тигров, а им предлагают танцами заняться. Вот отсюда и легкое смущение.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 19:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nick_Sakva Получилось общество вполне современных Ефремову людей, психика которых путем сильного нервного напряжения благодаря не менее сильному внешнему давлению общества удерживается в состоянии неустойчивого равновесия. Ух ты... Вы это скажите Стругацким и всем тем критикам, которые в 60е писали, что у Ефремова люди не похожи на современников.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
11 июня 2011 г. 19:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Так что поэзия есть, а что язык меняется — так и наш тоже меняется.
Простите, я не наврала, а собеседник поневоле исказил смысл моих слов. Я говорила, что нет ПОЭТИКИ. Это никоим образом не исключает наличие песенного искусства — песен, лишенных поэтики, довольно много и сейчас.
цитата tick Насчет мастерства — не понятно.
А что не понятно? Единственный персонаж на две книги, который является мастером своего дела — художник Карт Сан.
цитата tick а кто-то говорил про хронотопы... удобное двоемыслие
Простите, в чем состоит двоемыслие? Хронотоп — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ образ места и времени.
цитата tick Как вы про эльфов и вампиров вообще пишете?
Я не пишу "про эльфов и вампиров". Я пишу о людях, силой воображения помещая их в фантастические обстоятельства.
|
|
|
Clegane 
 активист
      
|
11 июня 2011 г. 19:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
О , еще один чудесный образец невежественной гордыни людей будущего, совмещенного с вопиющим незнанием истории и культуры. Особенно обидно то что Миико этнически японка. Глава XIV СТАЛЬНАЯ ДВЕРЬ
цитата — Что там может быть? — вздохнула Миико, не сводя глаз с двери, надменно поблескивавшей золотом значков. — Она будто смеется над нами: не пущу, не скажу!.. — А что вам удалось просветить в шкафах второго зала? — спросила Веда, отгоняя примитивную и напрасную досаду на неожиданное препятствие. — Чертежи машин, книги, отпечатанные не на древней бумаге из дерева, а на металлических листах. Еще, по-видимому, рулоны кинофильмов, какие-то списки, звездные и земные карты. — В первом зале — образцы машин, во втором — техническая документация к ним, в третьем — как бы это сказать… ценности эпохи, когда еще существовали деньги. Что ж, соответствует схемам. — Где же ценности в нашем смысле? Высшие достижения духовного развития человечества: науки, искусства, литературы? — воскликнула Миико. — Надеюсь, что они за дверью, — спокойно ответила Веда, — но не буду удивлена, если там окажется оружие. — Что, что такое? — Вооружение, средства массового и быстрого истребления.
Куда им в звездные экспедиции?! Их же любая недружественная раса слопает с косточками и тапочками.
|
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 19:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou А что не понятно? Единственный персонаж на две книги, который является мастером своего дела — художник Карт Сан. Ну ваще. Я даже не знаю, что возразить-то... Ладно, Рен Боз плохой математик. Чара плохо танцует. Но уж врач-то, который Рена Боза по кусочкам собирал, как с ним-то быть? Или композитор Зиг Зор, автор известной цвето-музыкальной композиции?
цитата kagerou Я говорила, что нет ПОЭТИКИ. Это никоим образом не исключает наличие песенного искусства — песен, лишенных поэтики, довольно много и сейчас. О, еще один примерчик. Сначала вы утверждаете, что там нет вообще поэтики. Поэтому песня, которую с удовольствием поют и слушают много людей, вы объявляете плохой, лишенной поэтики. На каком, позвольте, основании?
цитата kagerou Простите, в чем состоит двоемыслие? Когда вам надо — то хронотоп есть. А когда не надо — то нету ни хронотопа, ни фактов внутри него.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|