Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 12:23  

цитата Гвардеец

Конечно же 1895г.
???


миродержец

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 12:26  
Гвардеец
Герберт Уэллс разразился первым романом в 1895 а не в 1919-м. Это была "Машина воемени".
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


миродержец

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 12:26  
visto

цитата

1895 Машина времени / The Time Machine   [= В глубь веков; Машина для перемещения во времени; Через 800 000 лет. Машина времени]

http://www.fantlab.ru/autor227
–––
Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё".


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 12:30  
Феномен советской это отсутствие комиксов. Это как большой спорт без дюсш. Сейчас русскоязычная фантастика читается теми, кто вырос на американских комиксах (кино по комиксам).


миродержец

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 12:36  
пофистал
Были комиксы.
Правда, только в "Веселых картинках" и "Мурзилке". И называлось это — рассказы в картинках.
Ну и по месту публикования видно, как относились к комиксам в СССР.
Т.е. так, как и положено.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


магистр

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 12:42  

цитата Dentyst

Правда, только в "Веселых картинках" и "Мурзилке". И называлось это — рассказы в картинках.

В "Науке и жизни" появлялись "Детектив Людовик" и "Инспектор Варнике".


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 12:44  

цитата Dentyst

Правда, только в "Веселых картинках" и "Мурзилке".
Это для совсем маленьких детей, а американцы комиксы хотели выдвинуть на нобель по литературе, так фанатеют.


миродержец

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 12:53  
пофистал
Ну — на то они и американцы, чтоб от"рассказов в картинках" фанатеть.
))))))))))
Комиксы, по-моему это жанр для не очень грамотных людей. Посмотрите информацию о грамотности в США, и будет понятно, почему там комиксы в таком фаворе.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


миротворец

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 12:53  

цитата пофистал

а американцы комиксы хотели выдвинуть на нобель по литературе

Ну так у них и непонятное чучело Леди Гага — "самая влиятельная женщина в мире" или около того. Нам надо на этакую чушь обращать внимание?
–––
Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
И.Ярмонкин


магистр

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 13:03  

цитата Dentyst

Посмотрите информацию о грамотности в США, и будет понятно, почему там комиксы в таком фаворе.

Информация по грамотности в США к комиксам отношения не имеет, поскольку в ней всегда идёт речь о грамотности на английском языке в стране с самым большим в мире количеством иммигрантов (в абсолютном исчислении, в относительном впереди будут Эмираты какие-нибудь с Монако). Что в США 100500 процентов населения не умеет читать вообще и поэтому довольствуется комиксами — это миф. Будь это так, никто бы не марался комиксы на другие языки переводить.


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 13:05  

цитата Гвардеец

Нам надо на этакую чушь обращать внимание?
Я не об этом. А о том, что в СССР комиксы могли влиять только на отдельных писателей, которые знают английский. Да и то очень слабо, потому что у советских читателей не было тех ожиданий от фантастики, какие американцы с детства впитывали от комиксов. У нас эту роль выполняли Жюль Верн, Герберт Уэллс и т.п.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 13:13  

цитата ameshavkin

Нельзя писать как пишется, надо писать так, чтобы пропустила цензура.

А вот это уже апостериорный подход. Лично я, например, когда в девятом классе что-то пытался ваять — ни о какой цензуре не думал.
Откуда понятие о ней должно быть у начинающих? Перечитайте письма АБС времен СБТ — они рассуждали о сюжете, о героях, но никак не о цензуре.

цитата ameshavkin

Именно что "вроде как". А в реальности шаг влево, шаг вправо — идеологическая диверсия.

Аналогично вышесказанному.
Все это никак не может помешать человеку хотя бы попытаться написать что-то свое.
К тому же — табуировалась социальная фантастика, но она — отнюдь не самая большая часть НФ. Роботы, ракеты, космос — куча совершенно открытых тем.

цитата ameshavkin

А в каких еще "других областях" кроме научно-технической был творческий подъем?

Мало в каких. Потому и разговор об НФ — как области, которая вроде как должна этот подъем сопровождать. Как его неотъемлемая часть.
Но был феномен деревенской прозы, была проза лейтенентская, были "новые городские", но — ничего сопоставимого в фантастике.

цитата ameshavkin

не имели ни малейшего отношения к фантастике.

Фантастика — часть литературы. Что мешало НФ-писателю поступить в Литинститут, что мешало выпускнику этого вуза писать фантастику?

цитата Гвардеец

Первоисточник — это Жюль Верн.

"Первоисточников" три. Жюль Верн, Герберт Уэллс и Олаф Степлдон.
Две трети — англосаксы.

цитата Славич

По причине малого объёма публикуемой в стране фантастики

Применительно к "феномену" это еще более непонятно. Когда Стругацким было мало — они начали писать сами. Примерно так начинали и все остальные.

ergostasio я так понял, вы просто сравнили — что есть у них, и что есть у нас. И различия представили как причины. В принципе, логично.
В целом согласен. Формирование структуры, процесса, потока, в котором бы мог ориентироваться каждый, да еще и привязка этого потока к общему развитию (что там на Западе; Востоке; Юге) — очень важно.
Проблема тут вот в чем — этого по большому счету нет и сейчас и точно не было в 90-е. А вот писателей тогда народилось — мама не горюй. Вполне можно говорить о некоем феномене российской фантастики 90-х :)

цитата Dentyst

Ну и по месту публикования видно, как относились к комиксам в СССР.
Т.е. так, как и положено.

А как положено? Графическая новелла — не чистый текст и не анимация. Совершенно отдельный вид. В СССР почему-то считали его "недолитературой" — и совершенно напрасно.


миродержец

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 13:26  

цитата Farit

Применительно к "феномену" это еще более непонятно. Когда Стругацким было мало — они начали писать сами. Примерно так начинали и все остальные.
Вы серьёзно не понимаете о чём я? В Союзе был план по изданию фантастики (как и всего остального). Всё по разнарядке. Так что "пробить" издание своего романа становилось очень и очень трудно. Причём тут "было мало — начинали писать сами"? В стол, что называется, можно написать два-три романа, а не два-три десятка.
–––
Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё".


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 13:33  

цитата Farit

Откуда понятие о ней должно быть у начинающих?

Из культурного контекста. Ну, не о цензуре как таковой. У любого есть представления о допустимом, и как раз начинающие демонстрируют наибольший конформизм.

цитата Farit

Перечитайте письма АБС времен СБТ — они рассуждали о сюжете, о героях, но никак не о цензуре.

Пока вплотную не столкнулись.

цитата Farit

Роботы, ракеты, космос — куча совершенно открытых тем.

В советской фантастике все это было. Как и в румынской. Почему румынская фантастика не стала феноменом?

цитата Farit

Мало в каких. Потому и разговор об НФ — как области, которая вроде как должна этот подъем сопровождать. Как его неотъемлемая часть.

В то время многие выводили подъем НФ из подъема науки. Хотя некоторые и тогда уже догадывались, что это ложная аналогия.

цитата Farit

Что мешало НФ-писателю поступить в Литинститут, что мешало выпускнику этого вуза писать фантастику?

Очевидно, чувство, напрямую связанное с традициями "великой русской литературы". Что фантастика "не литература", "не настоящая литература", находится "за рамками литературы". Ведь именно в то время родилась максима, что "фантастику пишут жулики, а читают идиоты". Выдающийся литературный деятель и корифей лейтенантской прозы сказал.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


авторитет

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 13:40  
Если о "феномене" НФ СССР (1917-1991): затяжные полёты лучших произведений со стола авторов к читателю: "Мы" Замятина, "Мастер и Маргарита" Булгакова, произведения Платонова, "Улитка на склоне" и "Гадкие лебеди" Стругацких, "Москва 2042" Войновича...
Отсюда искривленное пространство периодизации: те произведения, которые должны были повлиять на развитие литературы НФ в 1930-е, вошли в литературный мир читателя-писателя и читателя-читателя с опозданием.
Что считать вершиной советской Нф в первом десятилетии Страны Советов? "Аэлиту" или "Мы"? Во втором десятилетии: Беляева или Булгакова? В третьем, четвертом?.. Вы можете называть в периоде и больше количество авторов или названий. Все же лучше меньше, чтобы выделить вершину всего периода — пик советской НФ. Если более одного нельзя, я бы назвал "Туманность Андромеды" Ефремова. Несколько книг "наступают на пятки" и стараются потеснить "Андромеду", но я назову всё же её. И вот почему: в этой книге сконцентрировалось мечты и дерзания советского человека. Вот как бы вот так. Одно произведение в гипотетический сборник "Феномен НФ СССР" (сокращенно "ФНФСССР-100", посвященный приближающемуся 100-летию Октябрьской революции (переворота), я предложил. Теперь ваша, коллеги, очередь


миродержец

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 13:44  

цитата Farit

В СССР почему-то считали его "недолитературой" — и совершенно напрасно.


Почему же напрасно? Это и правда — не литература. Это изобразительный жанр.


миродержец

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 13:47  

цитата ameshavkin

Ведь именно в то время родилась максима, что "фантастику пишут жулики, а читают идиоты". Выдающийся литературный деятель и корифей лейтенантской прозы сказал.


Разве? И кто именно? По моим сведениям — сказала "простая учительница-словесница". :-D
Да и то — сказано в одной из статей Стругацких.


миротворец

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 13:51  

сообщение модератора

Казалось-бы, при чем тут американские комиксы и Леди Гага?
Не надо продолжать оффтопик.
–––
Say, we should form our own book club. With black jack! And hookers! In fact, forget the books.
© Bender Bending Rodríguez


философ

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 14:02  

цитата Farit

Проблема тут вот в чем — этого по большому счету нет и сейчас и точно не было в 90-е. А вот писателей тогда народилось — мама не горюй.


Ну-ну-ну, не нужно преувеличивать это "точно не было" относительно 90-х. Во-первых, время второго рывка КЛФ — после ухода давления начала восьмидесятых. Работающий КЛФ — это всегда приток молодых-еще-не-авторов. Во-вторых, куда более тесные связи между разными КЛФ, плюс — время массовых конов (и чуть ли не под эгидой порой комсомола): причем, тем конов, что заканчивались частенько публикациями. И это — третий фактор: куда как большая свобода опубликовать и опубликоваться; пик интереса в фантастике у прессы (как центральной, так и региональной: затрапезный днепропетровский "Прапор Юности" вовсю печатал фантастику — того же тогда еще днепропетровца Головачева — давал раз в месяц разворот под новости КЛФ и фантастики; всеукраинский официозный "Друг читача" с 88-го и до начала 90-х раз в месяц давал разворот (из восьми, что ли, полос) под фантастику (в формате: информация по Союзу/Украине, информация из-за рубежа, информация из КЛФ, новинки в Украине/Союзе, малая проза плюс отрывки). В-четвертых — поток самиздата, который уже мало кто пытается останавливать и контролировать (ага, западного в основном — но дающего ощущение фона, всосанного будущим поколением писателей — со всеми минусами и плюсами этого процесса). В пятых — по причине того же расширения доступа к копировальной технике и к персоналкам — фэнзины. Причем, имеющие реальный вес и значение. В-шестых — резкое (я б даже сказал: РЕЗКОЕ) расширение дозволенных тем (дозволенных даже не в смысле внешней цензуры, а в смысле снятия цензуры внутренней). Так что — уж простите, но как-то странно равнять ситуацию 70-80-х и 90-х. Это даже не разница — это новое состояние всей системы :)

Опять же — о разнице — конец 80-х: в журналах начинают действовать большие и постоянные рубрики фантастики, которые шире, чем просто публикация текстов (опять же — "УС", "Зн-С", "Парус", украинский "Всесвіт"); начинает выходить "Фантакрим-МЕГА"; в 91 (или в конце 90-го? не помню) выходит пилотный номер "Если" — с минимальной тогда, но расширяющейся критической рубрикой.
Ну и мощный количественный (не качественный, увы, но ряд авторов как раз тогда прозвучали) удар "Румбов фантастики".


авторитет

Ссылка на сообщение 24 августа 2013 г. 14:02  

цитата Farit

В СССР почему-то считали его "недолитературой" — и совершенно напрасно.

Кое-как дотянулся до верхней полки (не часто туда заглядываю) и достал пример "недолитературы": Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Рисованная книга (комикс) / Сценаристы: А. Орлов, А. Федулов; художник Н. Соколова. М. Прогресс, 1991 г. 112 стр. (Подписано в печать 12 августа 1991 года, т.е. до Путча).
Страницы: 123...3334353637...387388389    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх