Стивен Эриксон Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Стивен Эриксон. Обсуждение творчества.»

 

  Стивен Эриксон. Обсуждение творчества.

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 29 апреля 2007 г. 14:58  
Предлагаю делиться мнениями о данном авторе, попутно оценивая его творчество...

сообщение модератора

«Память льда»: страницы, потерянные при вёрстке
http://fantlab.ru/blogarticle43910

С.Эриксон «Память льда», том 2 — замена
https://fantlab.ru/blogarticle44042

heleknar
–––
Мы должны, значит, мы можем!


философ

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 15:16  
Фиа понимаете, мне кажется, что вы приписываете Эрикссону то, что он изначально не планировал. Ну то есть как бы вы написали роман, будучи писателем. На мой взгляд это не совсем правильно. Это как вы смотрите фильм, и вам не нравится его концовка. Но это именно этот фильм и именно так режиссер его видит.


магистр

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 15:21  

цитата garuda

Фиа понимаете, мне кажется, что вы приписываете Эрикссону то, что он изначально не планировал. Ну то есть как бы вы написали роман, будучи писателем. На мой взгляд это не совсем правильно. Это как вы смотрите фильм, и вам не нравится его концовка. Но это именно этот фильм и именно так режиссер его видит.

Господи, о чем спорим?

Я согласна. Но я оценила, что у Эриксона слабо прописаны персонажи. Мне возразили, что так и надо, и я, в принципе, согласна. Но они же от этого не становятся лучше прописанными, правда?

Может, я бы, прочитав отзыв, была бы к этому готова и сейчас бы ни с кем не спорила. В конце-концов, я предполагала, что это что-то вроде Аберкромби (оказалось, что намного-много лучше), но надеялась на Мартина или Кука, а детали пришлось пропахивать носом самостоятельно.

Просто от как бы эпика ожидаешь чего-то... Я никак не могу отвязаться от этого чувства. Словно Эриксон остановился в одном шаге от шедевра, удовольствовавшись тем, что имеет.
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


философ

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 15:34  
Фиа ок. Когда дело касается столь тонких материй как ощущения, то о чем спорить-то?🌷


авторитет

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 15:35  

цитата Serega_Kozopas

Вот давайте без этого.


Без чего? Без ваших несбывшихся надежд на Рваную Снасть?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 15:36  

цитата Фиа

Повторяю: я не считаю, что это вообще какой-то ужас-ужас, но считаю, что здесь он, как для эпика, потерял потенциал, и не потому, что хотел, а потому что чуть-чуть не дотянул. Возможно, не пытался, не знаю.

Простите, вы в разных формах это повторяете, но так и не объяснили, почему для эпика нужно раскрытие персонажей на более глубоком уровне. Я понимаю, почему вы можете считать необходимым это для любого художественного произведения (к примеру) — я с такой точкой зрения не согласен, но многие связывают художественность и раскрытие героя. Но при чем тут эпик?

цитата Фиа

описали, главным образом... обстоятельства, принадлежность, исходник, вехи на пути этих двоих. Но в чем разница в характерах, я так и не понимаю. Они одинаковые.

Если упрощать, Колтейн мог бы стать Брудом, если бы умер не он, а его народ, а сам Колтейн прожил бы века. Но вы ведь, по сути, хотите увидеть не разницу характеров (которая видна, если просто прочесть подряд сцены с этими персонажами, их ни за что не спутаешь), а самые сокровенные свойства души каждого, только еще зачем-то приплетаете к этому сравнение. Это не одно и то же.

цитата Фиа

, мне нужны личные детали, привычки, реакции, чтобы составить образ, иначе это не человек, а функция.

Но при чем здесь Эриксон? Если вы скажете, что Эриксону, на ваш вкус, не хватает всего перечисленного, я с вами соглашусь. Но ведь речь не о том, чего, на ваш вкус, не хватает Эриксону, а о соотношении понятия эпик, художественного замысла и средств реализации.
–––
Ioculator Domini


авторитет

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 15:37  

цитата Sopor

Без ваших несбывшихся надежд на Рваную Снасть?
Без того, чтобы читать Эриксона, врубаясь в его метод. Без различения персоналии и персонажа, хехе.
–––
"Роман писать это как делать котлеты с пюрешкой" / "Кое-где ПИПИЛИЩА" © Король Отзывов


авторитет

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 15:38  
Фиа, а это ли не хорошо, что все, упомянутые вами авторы, разные?

Мартин, Кук, Эриксон, Аберкромби, Джордан, Толкин... У всех свой неповторимый стиль и методы. Потому и ведущие в жанре.


философ

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 15:47  
Сей спор, ИМХО, нужно заканчивать в виду отсутствия его субстрата.Фиа написала, чего, по ее мнению, не хватает данному произведению. Был дан ответ, что, опять же по мнению других лаборантов, самим текстом и общей идеей этого не предусматривалось.


авторитет

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 15:52  

цитата garuda

ей спор, ИМХО, нужно заканчивать


А мне так от этих всех разговоров перечитать Малазан захотелось 8-)


философ

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 15:54  
Sopor ну это дело хорошее. Только вряд ли повлияет на предмет спора))


магистр

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 16:02  

цитата ton-tan

Я понимаю, почему вы можете считать необходимым это для любого художественного произведения (к примеру)

Не для каждого.

цитата ton-tan

Простите, вы в разных формах это повторяете,

Странно. Я с этим, вроде бы, только об Эриксоне отметилась. Я тут вообще недавно пишу.

цитата ton-tan

но так и не объяснили, почему для эпика нужно раскрытие персонажей на более глубоком уровне.

Я, вообще-то, сначала говорила, что не знаю, в чем фишка, но потом остановилась на глубине фона, из чего бы он не складывался. Это есть в моих сообщениях. У Эриксона плохо с прописанием персонажей и мира. Это лишает эпической глубины. Можете считать, что другие авторы меня избаловали. Вероятно, так и есть.

цитата ton-tan

я с такой точкой зрения не согласен, но многие связывают художественность и раскрытие героя.

Эриксон большую часть своей художественности обратил на другие цели. Это факт.

цитата ton-tan

разницу характеров (которая видна, если просто прочесть подряд сцены с этими персонажами

Нет. Это просто два крутых полководца. Функции. Каждый со своим бременем, и тем не менее. А людей этих почти не видно. Их надо додумывать.

цитата ton-tan

Если вы скажете, что Эриксону, на ваш вкус, не хватает всего перечисленного, я с вами соглашусь.

Я, кажется, сказала это раз 10. Один из них — в самом первом отзыве.

цитата ton-tan

Но ведь речь не о том, чего, на ваш вкус, не хватает Эриксону, а о соотношении понятия эпик, художественного замысла и средств реализации.

И об этом тоже. И я останусь при своем. При всех достоинствах, Малазану недостает глубины. А вы останетесь при своем: Эриксон так видел. Без вопросов. Каждому — свое.
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


магистр

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 16:05  

цитата Sopor


Фиа, а это ли не хорошо, что все, упомянутые вами авторы, разные?
Мартин, Кук, Эриксон, Аберкромби, Джордан, Толкин... У всех свой неповторимый стиль и методы. Потому и ведущие в жанре


*тяжко вздыхая* Если бы вы еще нашли, где я написала, что это плохо... Но глубина образов и прописанность мира — далеко не самое сильное место Эриксона, он хорош в сплетении событий и никому из их участников от него не убежать, и почему я должна признать обратное? И какое отношение к этому имеет разница авторов?

Ладно, пора заканчивать. Соболезную всем горячим поклонникам Эриксона, чьи мозоли отдавила. Сама такого не люблю.
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 16:27  

цитата Фиа

этим, вроде бы, только об Эриксоне отметилась. Я тут вообще недавно пишу.

Я про это обсуждение и говорил. И вот вы еще раз это сказал:

цитата Фиа

остановилась на глубине фона, из чего бы он не складывался. Это есть     в моих сообщениях. У Эриксона плохо с прописанием персонажей и мира. Это лишает эпической глубины

Однако я опять не понял, как вы от плохо прописанных персонажей перешли к отсутствию глубины фона и плохо прописанному миру.

цитата Фиа

Это просто два крутых полководца. Функции. Каждый со своим бременем, и тем не менее. А людей этих почти не видно. Их надо додумывать.

Вы, по-моему, впадаете в другую крайность. Раз персонаж не прописан достаточно глубоко, он, по-вашему, вообще не прописан. Я несколько часов назад прочитал сцены с Брудом и сцены с Колтейном. И я вам официально заявляю — очень разные люди. Вот Бруд и Даджек подчеркнуто похожи, а Колтейн на них обоих — нет. А у вас получается, что их военная крутость затмевает все остальное. Для человека, которому не хватает описания персонажей, вы слишком легко игнорируете важнейшие вещи об их сути. Да, про душевные страдания и какие-то личные моменты Эриксон не пишет, но неужели из-за этого можно игнорировать более крупные мазки, говоря, что Колтейн и Бруд — неразличающиеся функции?
–––
Ioculator Domini


магистр

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 16:41  

цитата ton-tan


Однако я опять не понял, как вы от плохо прописанных персонажей перешли к отсутствию глубины фона и плохо прописанному миру.

Перечитайте дискуссию. Там все есть, подробно. Основное, вероятно, осталось в теме "Кто что читает".

цитата ton-tan

Для человека, которому не хватает описания персонажей, вы слишком легко игнорируете важнейшие вещи об их сути.

У вас все описания уложились в два абзаца. И существенного добавить нечего. А если самим себе лепить героя, то можно сделать из него человека.) Но хотелось бы, чтобы автор дал больше материала для лепки.

P.S.: Вы знаете, у меня нормально с памятью, и я могу, потратив некоторые усилия, выложить веер фраз, из которых сложился Аномандр Рейк. Но для Колтейна это почти безнадежно. Он просто есть, "как скала, как камни, как море"(с) Но я не настаиваю, что нужно иначе. Это просто есть.
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


магистр

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 17:49  
Просто, наверное, Эриксон писатель не для лучшей части человечества. )


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 17:51  

цитата Фиа

Перечитайте дискуссию. Там все есть, подробно. Основное, вероятно, осталось в теме "Кто что читает".

Если бы я мог найти там ответ, наш разговор давно закончился бы. Вот вы можете более подробно объяснить, чем беден мир Эриксона, кроме раскрытия персонажей, и как непроработанность персонажей мешает роману быть эпиком? Понятно, что есть некая глубина фона, но я даже не могу понять, какую часть произведения вы считаете фоном, а какую э... объектом на фоне? Авансценой?

цитата Фиа

вас все описания уложились в два абзаца. И существенного добавить нечего.

Вы хотели увидеть разницу героев, а не психологический портрет на 3 страницы. Что портрета на три страницы нет — согласен, даже, может, на страницу нет, но разница очевидна.

цитата Фиа

выложить веер фраз, из которых сложился Аномандр Рейк

Помимо веера фраз есть поступки героев, их история. Опять же, я согласен с тем, что многим читателям этого мало. Я не согласен, что этого недостаточно для создания индивидуальностей Колтейна и Бруда.
–––
Ioculator Domini


магистр

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 18:05  

цитата aseke

Просто, наверное, Эриксон писатель не для лучшей части человечества. )

Ха-ха. Кстати, если я правильно поняла ваш намек, то часть истины в этом есть. Но это не значит, что ему всего хватает.) По-прежнему, минус 1, и не нервируйте меня!

цитата ton-tan

Если бы я мог найти там ответ, наш разговор давно закончился бы. Вот вы можете более подробно объяснить, чем беден мир Эриксона, кроме раскрытия персонажей, и как непроработанность персонажей мешает роману быть эпиком?

Я не поленюсь найти и привести свои слова. Если вы не согласны -это ваше право. Простите, если они вам ничего не пояснят. Для меня точно также неубедительны ваши позиции.

цитата ton-tan

Вы хотели увидеть разницу героев, а не психологический портрет на 3 страницы. Что портрета на три страницы нет — согласен, даже, может, на страницу нет, но разница очевидна.

Вы привели разницу исходников. Вы говорите, что я в разных формах повторяюсь? Честное слово, так и есть.

цитата ton-tan

Помимо веера фраз есть поступки героев, их история.

Это туда входит. Я же писала:

цитата

В случае Рейка эти оброненные фразы плавно соединились с его образом, словами и действием, и, вместе, обрели плоть.


цитата ton-tan

Опять же, я согласен с тем, что многим читателям этого мало.

Да что сказать, бывает.

цитата ton-tan

Я не согласен, что этого недостаточно для создания индивидуальностей Колтейна и Бруда.

А вы знаете, мне бы тоже было за них обидно: они оба — великие люди. Мне хотелось убить, когда я дочитывала "Собачью упряжку". И у них есть сердце, у обоих. А вот разницы — увы — недостает.
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


активист

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 19:25  
Johann_Wolden если я прочитал книгу цикла, очень стараясь понять происходящее и в итоге она оставила негативные впечатления — уверен, это не моя проблема и копаться дальше в этом мне не хочется, чтобы он там не ,,смастерил" во второй.


Sopor без нападок на удачную сторону Садов луны да и вообще)
Конечно, это моё личное мнение.

Но кто я такой, чтобы молчать когда ругают моих любимых персонажей ? 8-)
Я с ними до конца! :-)))


магистр

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 19:49  
Мой отзыв:

цитата

Читаю сейчас «Малазанскую книгу павших» Эриксона. Дважды подбиралась, и, с третьего раза, наконец, продвинулась. За это спасибо группе «Caladan Brood».) Сейчас на половине четвертой книги. Что могу сказать? Полотно событий развернуто грандиозное. Захватывает, если набраться терпения и прочитать хотя бы пару глав очередной книги, но эта пара глав дается нелегко и кажется повествованием «ниочем и ниоком», которое, впрочем, однажды оборачивается очередной «Повестью о неизвестном герое». Да, именно такое название я бы сейчас дала циклу. Сказала бы точнее: «Повесть о безымянном солдате», но этот солдат точно герой, так что одно оказывается равно другому.

Так вот: грандиозное полотно событий — это, с моей точки зрения, плюс, люблю как бы эпики. Но есть и минусы.

1. Во-первых, при всем его отличном воображении, автору не удается психологичность. Я недаром говорила о безымянном солдате. Дело не в имени, а в сути. Боги, герои, проходные персонажи: все у него на одно лицо. Я бы не взялась отличить Колтейна (Кольтена) от Каладана Бруда, только что второму дали больше экранного времени, но и это не означает, что он раскрылся как личность. Женские персонажи в плане психологии неверибельны вообще. Не знаю, советовался ли автор с кем-то, но результат ему не удался. Но это, как и предыдущее, не страшно, поскольку все персонажи в этой саге всего лишь выполняют свою функцию для все разворачивающегося и разворачивающегося полотна событий.

2. Во-вторых, затрудняет прочтение то, что в очередном томе на 800 с лишним страниц практически невозможно встретить персонажей из предыдущего тома, к которым, как-никак, душой прикипел раньше. Для читателей этих книг вообще проблема: найти персонажа, к которому можно прикипеть душой — так еще и события и расстояния создают дополнительную преграду. Однажды всё сплетется воедино, но когда, и кто к тому времени останется в живых?

3. Третье. Эриксон вводит в повествование ряд нечеловеческих рас, но никак не готовит читателей к этому, и не поясняет их предысторию, во всяком случае, далеко не с начала. Мы можем в четвертом томе найти объяснение того, что встретили как данность и, скорее всего, недопоняли в первом.

4. Я по сей день не знаю, как это назвать и в чем причина. Но не всем признанным авторам эпика действительно удается эпик. Можно насобирать истории множества персонажей, но при взмахе эпическим крылом получается... ветерок. Это при том, что кто-то способен превратить в эпик сказку из трех лиц. Возможно, дело, опять же, в недостатке психологичности, не знаю. Короче, с моей точки зрения, у Эриксона все время что-то до эпика не дотягивает. Я некогда читала, что есть эпик, и есть героика, и это разные вещи. Так вот, в таком случае, его повествование — это именно героика. Великолепная героика, жаль только, что герои несколько.... однообразны. Думаю, вся беда в том, что недостаточно прописан фон.

5. Ну и последнее. Сначала я читала книги в переводе, который выходил в последнее время, с красивыми черно-желтыми картинками. Прочитала так 1,314 тома, пока не наткнулась, наконец, на пару уж совсем бессмысленных фраз. И ведь было понятно, что они должны означать в замысле. После этого я изучила два других доступных перевода, и остановилась на переводе некоего И. Иванова.) Там, по крайней мере, нашелся весь утерянный смысл. Жаль, кажется, в этом переводе существуют только первые две книги, в остальном, имеем то, что имеем, но и то счастье!

Да, своего рода счастье. Я описала, кажется, так много недостатков. Но достоинства этих книг очень сложно описать. Не всегда просматривается обоснованная мотивация командиров, но все эти неизвестные, безымянные герои: их подвиги ощущаются настоящими. Я плакала, читая окончание каждого тома. И уже собрала волю в кулак, дочитывая четвертый.

Забыла упомянуть два важных качества Эриксона, действительно важных.

Во-первых, у него есть чувство юмора. Это сильно оживляет книгу, не позволяя ей стать описанием бессмысленной молотилки всех со всеми, что иногда случается с книгами других авторов схожей направленности.

И, во-вторых, он любит животных. И когда в конце второго тома один из героев отдает последние два целительных снадобья, чтобы вылечить пару чужих собак — раненого сторожевого пса и примкнувшую к стае больших псов маленькую домашнюю собачонку, над которой поиздевались «победители» — у меня просто сердце разбилось.


цитата

Если бы я боялась претензий, я бы не писала. Интересно же обсудить. :-) Каждому видится свое.

Сильмариллион — это эпик.
Колесо времени -это эпик. Колесо Джордана. Не Сандерсона.
Даже первое пятикнижие Корвина — это эпик. Насколько помню, сам Желязны устами персонажей выражался, что его Мерлину эпичности уже недостает по сравнению с Корвином. А, казалось бы, яблоко от яблони... в чем разница?   Но сам Желязны это ощущал. И это книга (пятикнижие Корвина), которую, насколько я читала, автор начал писать на заказ. А получился эпик. Сначала.

Я, признаюсь, не следую определению, которое можно откуда-либо взять. Представим себе так: эпик — это когда душа развернулась... и    никак не может свернуться обратно — настолько далеко за горизонт ведут следы происходящего, настолько грандиозно ею переживаемое, настолько далекоидущими ощущаются следы переживаемого, порой это изменение описываемого мира. И нет, большое количество вводимых в историю персонажей не помогает ей стать эпиком. Есть Амбер и новый Лабиринт, созданный почти в состоянии катарсиса, причем Желязны заставил своего читателя достичь этого катарсиса вместе с Корвином!

А есть Конан.)

И, если вы обиделись за Эриксона, то наполовину напрасно. Но только наполовину. Я ощущаю, как много он хотел вложить в свою книгу, но "хотеть" и"уметь" — это разные вещи. Мне кажется, он хотел больше, чем сумел. А в чем это колдовство, которого ему не хватило, я бы сама хотела знать. Я считаю, что и у Сандерсона количество персонажей таинственным образом не переходит в качество. Возможно, просто не нужно спешить и пытаться впихнуть больше событий на единицу времени, а больше внимания отдать своим персонажам. Не знаю.


цитата

Нет. Мы подразумеваем разные вещи. Да, Эриксон, если можно так сказать, слагает фон из осколков своих героев, как режущую мозаику. Здесь я совершенно согласна. Но ему не удалось прописать нечто ЗА их спинами, хотя оно заявлено. Он что-то рассказывал, но оно не ощутилось. Не понятно, во имя чего, кроме личной доблести и личных устремлений, они сражаются. А это разбивает фон. Это не плохо, нет, но когда мы читаем "Живые и мертвые", мы смотрим не только изнутри, но и снаружи. И видим бездну смысла. Так сказать, при взгляде сверху, с птичьей высоты, возможность которого мы ждем от эпика. Я, конечно, догадываюсь, что у Эриксона, но лучше бы мне не догадываться, а знать.


цитата

Я еще не дочитала, и ощущаю потенциал схождения проблем всех выживших и не совсем персонажей... Так что к моему мнению может что-то добавиться. Хотя убавиться — уже нет, иначе бы я не писала.


Ну, и мое личное откровение:

цитата

Я думаю, все дело в фоне. Это я об эпике. Надо уметь прописать не героев, а глобальный фон, на котором они действуют. Забыла, как называется музейная панорама с эффектом 3-го измерения, глубины? (диарама) Спасибо, вы сейчас сказали о многотысячелетней истории, и я вдруг сообразила. Нужен не масштаб, а глубина. У Толкина и Джордана она есть, а у Эриксона и Сандерсона мелко. Вот оно как.

Я, скорее, бываю одинока в оценке Сандерсона. Он у меня идет на 8 вместо 10 за счет того, что его грандиозный замах вечно заканчивается каким-то перечислением "чем кончилось". А аппетит уже разыгрался на большее. "Я ждал чего-то более" (с)
–––
Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 мая 2020 г. 20:29  
Фиа, ну вот смотрите в чем проблема.
Пункт 4.

цитата Фиа

по сей день не знаю, как это назвать и в чем причина. Но не всем признанным авторам эпика действительно удается эпик. Можно насобирать истории множества персонажей, но при взмахе эпическим крылом получается... ветерок. Это при том, что кто-то способен превратить в эпик сказку из трех лиц.

То есть если некий автор пишет эпик, не факт что будет эпик, ок.

цитата Фиа

Возможно, дело, опять же, в недостатке психологичности, не знаю.

Простите, но я впервые сталкиваюсь с тем, чтобы эпичность определялась степенью психологичности. Психологичность — это психологичность. Ее связь с эпиком нужно еще объяснить.

цитата Фиа

Короче, с моей точки зрения, у Эриксона все время что-то до эпика не дотягивает. Я некогда читала, что есть эпик, и есть героика, и это разные вещи. Так вот, в таком случае, его повествование — это именно героика. Великолепная героика, жаль только, что герои несколько.... однообразны. Думаю, вся беда в том, что недостаточно прописан фон.

"Что-то недотягивает" — это, конечно, не объяснение. Почему у Эриксона героика? Для героики как раз характерна большая психологичность, чем для эпики в привычном понимании этих слов.

цитата Фиа

Думаю, вся беда в том, что недостаточно прописан фон.

Вот и вопрос: о чем именно речь?

цитата Фиа

Сильмариллион — это эпик.
Колесо времени -это эпик. Колесо Джордана. Не Сандерсона.
Даже первое пятикнижие Корвина — это эпик. Насколько помню, сам Желязны устами персонажей выражался, что его Мерлину эпичности уже недостает по сравнению с Корвином. А, казалось бы, яблоко от яблони... в чем разница?   Но сам Желязны это ощущал. И это книга (пятикнижие Корвина), которую, насколько я читала, автор начал писать на заказ. А получился эпик. Сначала.

Пока про то, что вы имеете в виду под эпиком, я не нашел.

цитата Фиа

Я, признаюсь, не следую определению, которое можно откуда-либо взять. Представим себе так: эпик — это когда душа развернулась... и    никак не может свернуться обратно — настолько далеко за горизонт ведут следы происходящего, настолько грандиозно ею переживаемое, настолько далекоидущими ощущаются следы переживаемого, порой это изменение описываемого мира. И нет, большое количество вводимых в историю персонажей не помогает ей стать эпиком. Есть Амбер и новый Лабиринт, созданный почти в состоянии катарсиса, причем Желязны заставил своего читателя достичь этого катарсиса вместе с Корвином!

А есть Конан.)

И вот тут я впадаю в ступор. "Душа развернулась" — у автора? читателя? героя? "Следы происходящего идут за горизонт" — ага, это, кажется о содержании все-таки. Но дальше опять — "переживаемое". Вами или персонажем? Понятно, что если вами, то эпик тут не при чем, это просто реакция читателей, она эпик и героику не определяет. А вот если речь о переживании персонажей, то мы опять возвращаемся в область психологичности, пусть даже взятой предельно широко.
"Есть Конан"? Простота без переживаний? Поверхностное описание чувств? Поверхностное описание мира? Недостаток деталей? О чем речь?

цитата Фиа

Но ему не удалось прописать нечто ЗА их спинами, хотя оно заявлено. Он что-то рассказывал, но оно не ощутилось. Не понятно, во имя чего, кроме личной доблести и личных устремлений, они сражаются. А это разбивает фон. Это не плохо, нет, но когда мы читаем "Живые и мертвые", мы смотрим не только изнутри, но и снаружи. И видим бездну смысла. Так сказать, при взгляде сверху, с птичьей высоты, возможность которого мы ждем от эпика. Я, конечно, догадываюсь, что у Эриксона, но лучше бы мне не догадываться, а знать.

Вы опять говорите в основном о своих переживаниях ("не ощутилось") плюс мотивы действий ГГ. Но я вот вижу то великое, что движет малазанской армией, имасами, Увечным богом. Уверен, что сформулировать вы тоже сможете, но, например, скажите, что недостаточно "глубины", "переживаний", "яркости", то есть мы опять вернемся в область вашего личного читательского впечатления. И метафоры не помогают понять, что вы имеете в виду, когда говорите про "разбитый фон". Где здесь фон? Что значит, что он разбит?

цитата Фиа

Я думаю, все дело в фоне. Это я об эпике. Надо уметь прописать не героев, а глобальный фон, на котором они действуют. Забыла, как называется музейная панорама с эффектом 3-го измерения, глубины? (диарама) Спасибо, вы сейчас сказали о многотысячелетней истории, и я вдруг сообразила. Нужен не масштаб, а глубина. У Толкина и Джордана она есть, а у Эриксона и Сандерсона мелко. Вот оно как.

И вот снова. В чем эта глубина фона? В детализации? В наполненности художественного мира? В психологической достоверности героев?

То есть вот как это выглядит для меня. Вы справедливо заметили, что мир Эриксона не прописан в деталях, как и психология его персонажей. Да, киваю я, согласен, он пожертвовал этим ради размаха и глубины мира. Под "глубиной" я подразумеваю, что вместо детального наполнения мира, создания зримой картины, которую можно нарисовать, и подробных психологических портретов, автор наполняет текст историей. То есть если потянуть любую нить в его мире, она потянет за собой новую масштабную картину, в которую вложена еще одна и т.д. Вот что для меня "эпическая глубина" и "эпическая ширина" — герои находятся в мире, который гораздо шире и глубже их приключений. Можно сделать шаг в сторону — и увидишь новую историю, не менее важную, а за личными трагедиями стоят трагедии коллективов, народов и миров, которые как раз и занимают автора.
Но вдруг вы говорите: это не эпическая глубина. А какая? Героическая? Но героика по определению предполагает меньший масштаб и охват, чем эпика. А раз жертвует масштабом, то может позволить себе уйти в подробное описание мира и психологию.
По-вашему же получается. что эпика — это когда шедевр и душа поет, а героика — когда приключения ради того, чтобы мечами помахать.

Вот в чем проблема. Многие говорили, что персонажей Эриксон рисует не особо. Я бы даже спорить с этим не стал. Но вы первая на моей памяти, кто заявил, что Эриксону не хватает эпичности, это-де героика, привет Конану. Однако из ваших объяснений, я понял лишь, что вам не понравилось то, как Эриксон изображает конкретных людей (всех или почти всех), а также (возможно, это я уже предполагаю) не описывает мир достаточно детально, чтобы мы могли мысленно нарисовать полноценную картину, а не просто наметить общие контуры. Как по мне, логичнее было бы предположить, что Эриксон как раз-таки заигрался в эпику и произведение в отличие от, например, Толкина, кажется дисбалансным, перекошенным в сторону эпичности слишком сильно, чего Толкин себе не позволял даже в Сильмариллионе.
–––
Ioculator Domini
Страницы: 123...289290291292293...351352353    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Стивен Эриксон. Обсуждение творчества.»

 
  Новое сообщение по теме «Стивен Эриксон. Обсуждение творчества.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх