Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 18:51  
цитата П. Макаров
Такое впечатление, что вы Аргус-12 не читали.
Читал. Понравилось кстати)
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 18:52  
цитата П. Макаров
м нет ничего общего со Стажерами.
цитата
Так вот о позиции: "...Хозяин молодец, служить у него — счастье". Еще одно высказывание, уже другого персонажа: "Нет, я не имел высокой чести ни хоронить, ни дружить с ним. Я простой человек, к двуногим божествам типа Штохла и Глена отношения не имею". Где, когда, о ком так говорится? О властителе в каком-нибудь полуфеодальном уголке современной Земли? Нет, это происходит в далеком будущем. Так о своем руководителе говорят исследователи, звездные первопроходцы, представители, надо полагать, коммунистического общества. Автор же красочно живописует, как один (!) негодяй и маньяк подминает под себя целый коллектив освоителей далекой планеты, превращая их в холуев и наркоманов.
А что там на той станции?)))
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 28 апреля 19:41  
цитата просточитатель
А что там на той станции?)))
Это вы параллели проводите. Войскунский же Стругацких не поминает в данной связи никак — потому что связи не видит (ее и нет; мало ли в каком произведении местный злодей устраивает тиранию — тьма таких вещей)


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 19:42  
цитата П. Макаров
(ее и нет; мало ли в каком произведении местный злодей устраивает тиранию — тьма таких вещей)
так вот именно)) И я о том же. А он вот именно за это и ругает Аргус 12)
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 28 апреля 20:12  
цитата просточитатель
А он вот именно за это и ругает Аргус 12
Ну, в принципе справедливо ругает. Никакой связи со Стажерами я из этого не вижу — написал уже.


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 20:15  
цитата П. Макаров
Ну, в принципе справедливо ругает
А на меня произвело впечатление. Да это супергеройская история. Но оригинальная супергеройская история!
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 28 апреля 21:37  
цитата просточитатель
Да это супергеройская история. Но оригинальная супергеройская история
По задумке — да. По исполнению... "Хотели лучше, а вышло как всегда" (с) 😊


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 21:40  
цитата П. Макаров
По исполнению...
На самом деле очень хорошо. потому что ТАКОЙ истории я не ожидал.Ведь супергерой тут временная должность так сказать)
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 28 апреля 22:20  
цитата просточитатель
На самом деле очень хорошо. потому что ТАКОЙ истории я не ожидал.Ведь супергерой тут временная должность так сказать
Ничего не могу в данном случае сказать за Якубовского. Но идея эта по-моему, ваша. Якубовский ничего такого не показывал, просто — одел шлем, снял шлем, на временности полномочий не заострял. (Это интересно, конечно, в смысле поиска у других авторов идей, которые они сами не замечают, но к сходству со Стажерами оно никак не относится)


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 22:28  
цитата П. Макаров
но к сходству со Стажерами оно никак не относится)
Это точно!
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 28 апреля 22:40  
цитата просточитатель
А на меня произвело впечатление. Да это супергеройская история. Но оригинальная супергеройская история!

Я конечно в российской фантастике ни хрена не втыкаю, но настоящей супергеройской историей
мне показалась Фирсова "Сказание о Четвертой Луне".
Хотя какая она российская, повесть была написана в 80-х. Точнее если верить ЛФ даже в 60-х.


философ

Ссылка на сообщение 28 апреля 23:02  
цитата Aleolyias
Я конечно в российской фантастике
А Аргус 12 в 1972)
–––
Чтение-Сила


активист

Ссылка на сообщение 6 мая 23:31  
Диссертант потерял было бдительность, но вовремя спохватился (или ему указали).




активист

Ссылка на сообщение 22 мая 21:07  
Попытка объяснить количественное снижение выпуска советской фантастики в 70-е годы. Из кандидатской диссертации А.И. Мельникова «Советская фантастическая литература 70—80-х годов и тенденции развития жанра» (М., 1987; защита состоялась в 1988-м).

* * * * *

Характерной особенностью советской фантастической литературы с самого начала семидесятых годов является усиливающийся интерес к человековедческой теме. На качественно новом уровне начинает решать фантастика эту основную для всей литературы задачу.

Если попытаться выявить то общее, что свойственно огромному количеству книг в жанре НФ, вышедших в различных издательствах страны за последние пятнадцать лет, невозможно не заметить явного тяготения к "формализации" фантастического.

Другими словами, наука перестает быть главным объектом художественного исследования писателя-фантаста. Перестает быть доминирующей причиной, побуждающей последнего на создание своего произведения.

Важность и всепроникаемость научно-технического прогресса на современном этапе ясна всем. И сейчас в Советском Союзе налажен систематический (чего нельзя сказать о фантастической литературе) выпуск научно-популярных изданий. Поэтому на рубеже 60—70-х годов отпала необходимость, например, в такой разновидности фантастики, как литературно-фантастическое популяризирование науки.

Научная же фантастика перестает быть сциентистски самоценной. По крайней мере, в ней уже на равных паритетах сосуществуют и "число" и миф. И наука, и художественный образ. "За последнее время научная фантастика все реже создает все новые идеи и гипотезы (они, как правило, вырастают сейчас в кабинетах и лабораториях ученых) и все чаще обрабатывает, углубляет, психологизирует уже имеющиеся мифологические сюжеты и ситуации, вроде классического сюжета о пришельцах, внеземных цивилизациях и контактах или полетах с субсветовой скоростью"(1).
_____________
1. Чернышева Т. Научная фантастика и современное мифотворчество // Фантастика-72. — М.: Молодая гвардия, 1972. — С. 300.


Такое уменьшение притока новых технических идей заставило фантастов обратить большее внимание на художественные достоинства произведения, но оно же сократило, по сравнению с прошлым десятилетием, общее число НФ книг, действительно заслуживающих внимания.

Возможно, имел место закономерный переход количества шестидесятых годов (научно-тематический взрыв после преодоления теории "ближнего прицела") в качество семидесятых (тенденция к равновесию и синтезу научного и художественного планов). Но результат налицо. Научно-фантастической прозы стало меньше.

Что и привело к разговору о кризисе в советской фантастике.

Решению данной проблемы развития отечественной фантастической литературы способствует точная периодизация. Разбив историю жанра на определенные хронологические отрезки, рассмотрев всю неповторимость и многообразие факторов, влияющих на культуру каждого исторического периода, учтя объективные закономерности общего порядка, свойственные какому-то времени, только тогда сможем мы понять природу той или иной проблемы, только тогда можно решить ее.

О кризисе в советской научной фантастике семидесятых, начала восьмидесятых годов упоминали как исследователи жанра (Ю. Кагарлицкий, Т. Чернышева, Е. Брандис, А. Бритиков, Вл. Гаков), так и писатели-фантасты (А. Стругацкий, К. Булычев, Г. Альтов, Г. Гуревич, Е. Парнов и др.). Употреблять термин "кризис", как нам кажется, было бы не совсем верно. Речь скорее идет о возвращении реки в свое русло после большого половодья. То есть об обратном движении к норме после вызванного определенными объективными причинами аномального состояния.

Говоря о половодье, мы имеем в виду суперпопулярность НФ в шестидесятые годы. Немудрено, что столкнувшись сейчас с обратными изменениями — результатом некоего подспудного, но тем не менее закономерного процесса в литературе, не подготовленная к этому критика поспешила провозгласить "кризис" жанра.

Данная точка зрения некорректна из-за недостатка теоретических обобщений. "Подобно фотону, не имеющему массы покоя, фантастика может существовать только в движении, в развитии"(2). Она — сложный и еще мало изученный организм в системе мировой литературы. Если, не зная законов его развития, питать одну его часть и мало обращать внимания на другую, то, наверное, надо ожидать гипертрофии в первом случае и, соответственно, некоторой атрофии — во втором. Что и происходило с самоценным и условным видами в фантастической прозе до конца шестидесятых годов.

Самоценная фантастика в той или иной форме существует очень давно. Советские исследователи жанра находят ее образчики во все более и более отдаленные от нас времена. (Так, если Е. Парнов утверждает: "Собственно, с Эдгара По к начинается настоящая история научной фантастики"(3), оговариваясь затем, что научным фантастом можно назвать даже Свифта и Вольтера(4), то Вл.Гаков называет первым научно-фантастическим произведением "Новую Атлантиду" Ф.Бэкона(4)). Она является необходимой частью общечеловеческой культуры.
_____________
2. Альтов Г. Краски для фантазии // Фантастика-71. — М.: Молодая гвардия, 1971. — С. 268.
3. Парнов Е. Зеркало Урании. — М.: Советская Россия, 1982. — С. 46.
4. Парнов Е. Там же. — С. 37.
5. Гаков В. Четыре путешествия на машине времени. — М.: Знание, 1983. — С. 35.



Главная же, как нам кажется, исторически обусловленная причина вспышки НФ заключается в следующем. С начала двадцатого века в копилке мировой культуры и русской в частности, ощутимо дал о себе знать дефицит в изображении научного процесса и научного мышления в искусстве. Ощутимость эту в большой степени подстегнула НТР. И самоценная фантастика, как наиболее приемлемый в данном случае вид фантастической литературы, с нарастающей скоростью стала заполнять это "белое пятно".

"...потребности обиходного мышления обогнали возможности науки. Внутренние закономерности развития общества настоятельно требовали серьезной перестройки обиходного сознания, космизации его, наука же не успела подготовить для этого достаточно прочную почву, ...этими проблемами вплотную занималась только научная фантастика"(6).

И это не единственная причина. После Великой Октябрьской социалистической революции научная фантастика взяла на себя ответственность за развитие всей фантастической литературы в целом. Момент нереальности, тем паче волшебства, не оправданного наукой, а значит и здравым смыслом, особенно в свете тогдашней борьбы с суевериями и поповщиной, и не мог приветствоваться в прозе тех лет.

"Энтузиазм первых пятилеток настолько ускорил темпы преобразований, что реальный прорыв в будущее казался фантастичней любого воображения. Сама жизнь приглашала писателей искать фантастическое в сегодняшних трудовых буднях... Фантастическое любопытным образом контаминировалось с реалистическим"(7).
_____________
6. Чернышева Т. Научная фантастика и современное мифотворчество // Фантастика-72. — М.: Молодая гвардия, 1972. — С.297—298.
7. Бритиков А. Русский советский научно-фантастический роман. — Л.: Наука, 1970. — С. 137.



Чудо социальных изменений невиданного ранее масштаба, реально вставшее перед народом, необходимая борьба с религией, насущность возведения надежного фундамента во всех областях развития нового общества объясняют тот факт, что фантастика росла и функционировала несколько однобоко. "Условное" ее крыло почти исчезло, а если отдельные произведения и появлялись, то обычно рассматривались критикой в негативном плане. Существенную лепту внесло в свое время такое положение в атмосферу непонимания вокруг творчества А. Грина, сыграло немаловажную роль в публичных нападках на лучшие романы А. Беляева.

Как следствие вышеназванных объективных факторов, необходимо назвать и такие специфические препятствия, как критические выступления под эгидой вульгарно применяемых лозунгов "Сказку сделаем былью!", "Поближе к жизни!" и т.д.,а также отношение к жанру, как к облегченной детской литературе.

И вот именно самоценная фантастика (как наиболее приемлемый вид в данной исторически сложившейся обстановке), испытывая, конечно, тормозящее воздействие вышеназванных причин, стала развиваться "за двоих". А сбросив в конце пятидесятых годов последние путы теории "ближнего прицела", ослепительным фейерверком вспыхнула она на небосводе отечественной литературы.

К началу семидесятых "белое пятно" отражения научного процесса в искусстве было заполнено (здесь, конечно, сыграла роль не только фантастика). И после пика начался вполне объяснимый спад НФ (исчезновение гипертрофии) до определенных границ, в которых она и будет далее существовать. Возможно, до следующего рывка научно-технического прогресса.

"...Функция научной фантастики оказалась во многом исчерпанной, современная мифологическая картина мира (имеются в виду натурфилософские мифы последнего периода, о природе которых Т.А. Чернышева говорит в большинстве своих публикаций) в ее основных чертах уже создана, и она, очевидно, сохранится в основе своей впредь до получения новой фундаментальной прямой информации"(8). К подобному же выводу приходит и С. Плеханов: "Усохла та ветвь фантастики, которая питалась научно-техническими идеями — жюльверновская традиция сегодня не в авантаже. Хотя мне кажется преждевременным "закрывать" ее, возможно, на ином витке развития она расцветет вновь"(9).

Самоценная фантастика отнюдь не сдала позиции и не угасает. Однозначно по этому поводу и мнение известного фантаста А. Стругацкого: "Кризис — это когда писатели не желают более писать фантастику, а читатели не желают ее более читать. Такого не наблюдаю"(10).

В свою очередь после некоторой вынужденной "атрофии" снова активизировалось условное крыло в фантастической прозе. Так что данное положение не кризис, а возвращение на круги своя, возвращение к нормальному состоянию большого литературного организма, имя которого "Фантастика".
_____________
8. Чернышева Т. Научная фантастика и современное мифотворчество // Фантастика-72. — М.: Молодая гвардия, 1972. — С. 300.
9. Плеханов С. В пучине оптимизма // Литературная газета, 1985, 14 августа.
10. Фантастика: кризис жанра? // Литературная газета, 1980, 27 февраля.


миродержец

Ссылка на сообщение 22 мая 21:50  
paul_atrydes
Большое спасибо! Интересно, вдумчиво, глубоко. А эта монография издавалась более-менее широко? Интересно было бы почитать, как и книгу Бритикова.
В защиту тезиса Мельникова можно сказать, что и фантастика США в 1970-х годов вошла в тяжелый кризис, который продлился минимум десять лет, до вхождения в полную силу "постмодернистов". А ведь эта страна была мировым флагманом жанра!
Фэнтези в Штатах вообще чуть не двадцать лет в кризисе торчала, до появления "новой фэнтези" романах Роберта Джордана и Тэда Уильямса.
Так что мы были не одиноки во Вселенной))
парадокс совсем в духе жанра: Фантастику хотели и писать, и читать, а кризис тем временем свирепствовал:-)


философ

Ссылка на сообщение 22 мая 23:10  
vfvfhm,
в принципе могу поспорить по поводу англо-американской фантастики. Я уже три года очень скрупулёзно изучаю эту фантастику в плане изданий, сборников Best SF, разных премий и с уверенностью могу сказать, что кризис у неё был в конце 80-х — в начале 90-х годов. А вот в 70-е годы и в начале 80-х кризиса не было. Просто в эти годы у них резко упала популярность космической фантастики, космооперы, темы инопланетян — но зато расцвела тогда преобразованная Новая волна. Просто у нас, как в СССР, так и после, произведения 70-х англо-американцев очень плохо переводили (К. Вилхельм, Д. Расс, М. Бишоп, Г. Уолдроп, Л. Шепард, А. Дэвидсон, Б. Молзберг и др.), и потому возникло впечатление, что у них кризис.


миродержец

Ссылка на сообщение 22 мая 23:26  
validity
Да я как раз ориентируюсь на мнения собственно американских авторов. Правда, почти все они принадлежали к поколению восьмидесятых. И наверно им выгодно было представлять себя спасителями жанра. Впрочем, например, и мой любимый Дж.Г. Баллард, нововолнист, тоже характеризовал эту эпоху как кризисную.
С другой стороны, по сравнению с тем, что творится сейчас, что у НАС, что в Штатах, 1970-е вполне себе выглядят эпохой величайших достижений и невероятных побед:-D


магистр

Ссылка на сообщение 23 мая 01:34  
цитата paul_atrydes
Попытка объяснить количественное снижение выпуска советской фантастики в 70-е годы. Из кандидатской диссертации А.И. Мельникова «Советская фантастическая литература 70—80-х годов и тенденции развития жанра»


Кандидат умалчивает про главный фактор-регулятор: количество книг (фантастики или любого другого жанра) определялось не количеством авторов, написавших ту или иную книгу, а количеством ресурсов, выделявшихся государством на эти цели. Лимитами бумаги, тиражами журналов (заранее фиксированного объема, кстати), нормами членов Союза писателей, которые и могли, собственно, печататься.
Кто-то "наверху" в силу каких-то причин (частных или наоборот, ситуативно-объективных) принял решение, что на фантастику достаточно столько-то "ресурсов" и все. Больше не дадут. Бутылочное горлышко очерчено, извольте в него протискиваться.
Вот что влияло на ассортимент в первую очередь. "Кризис жанра" именно здесь прятался.


активист

Ссылка на сообщение 23 мая 05:56  
цитата vfvfhm
А эта монография издавалась более-менее широко?
Как обычно, тираж — 1 (один) экземпляр. Диссертация же. В монографию не переработана.


активист

Ссылка на сообщение 23 мая 06:06  
цитата AndrewBV
количество книг (фантастики или любого другого жанра) определялось не количеством авторов, написавших ту или иную книгу, а количеством ресурсов, выделявшихся государством на эти цели.
Всё же тогда нечасто писали худлит по заказу (особенно фантастику), так что первичным является просто написанная рукопись, которую потом пытаются куда-то пристроить. И вот парадокс — где эти написанные «в стол» (непристроенные) произведения, которые, теоретически, массово должны напечататься в Перестройку и позднее? Как писал какой-то критик уже в постсоветскую эпоху — «закрома, когда стало можно, оказались практически пусты». Цитата примерная, больше передающая суть.
Страницы: 123...385386387388389    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх