автор |
сообщение |
obergefreiter 
 новичок
      
|
19 июня 2011 г. 19:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Разумеется. Это верно не только для компьютерных технологий...
Мораль: прогресс обеспечивается не высоким стремлением ко всеобщему счастию человечества, а потаканием низменным инстинктам означенного человечества.
Ну и где ж ему взяться в ефремовской Утопии, если низменные инстинкты изжиты?
:)
Кстати, вспоминая историю космонавтики...
:)
|
|
|
Nick_Sakva 
 авторитет
      
|
19 июня 2011 г. 19:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата obergefreiter Кстати, вспоминая историю космонавтики... Космонавтика хотя бы развивалась усилиями общества в целом, пусть даже изначально и для военных целей. Но уже лет 20-30 военные технологии безнадежно отстают от гражданских. Сильное впечатление произвел американский агитационный ролик для военных в Ираке. Их на разных страшилках упорно убеждали НЕ пользоваться купленными дома удобными компактными и легкими коммерческими навигационными приемниками, а использовать только находящиеся на вооружении тяжелые неудобные громоздкие "кирпичи".
|
|
|
Korsar37 
 авторитет
      
|
19 июня 2011 г. 20:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nick_Sakva За что я и люблю Ефремова. Даже "в идеальном варианте" все эти внутренне присущие "фичи" коллективистских унифицированных обществ им не маскируются, а честно изображаются. А мне вот что интересно: Вскоре после "Лезвия бритвы" я в очередной раз перечитывал "Понедельнк..." АБС (возможно для того, чтобы избавиться от ощущения, родственного похмелью ). И тут по особому бросилась в глаза мини-сценка из путешествия Привалова в "описываемое будущее":цитата Но зато, едва я остановился, начал разглагольствовать какой-то гражданин неопределённой профессии. Ни к селу ни к городу он повёл речь о музыке. Сразу понабежали слушатели. Они смотрели ему в рот и задавали вопросы, свидетельствующие о дремучем невежестве. Сразу очень остро всплыло по ассоциации:цитата – Знаем мы это духовное наслаждение! Только портить молодежь, развращать. Для меня лично красота девушки или женщины нисколько не теряет оттого, что их неприличные места прикрыты лифчиком и трусиками.
На лице знатока скульптуры выразилось беспомощное отвращение. Тогда вступился Гирин. Он-то знал подобных людей со скрыто-поврежденной психикой, агрессивный параноидальный тип.
– То, что вы здесь высказываете, уважаемый гражданин, ошибка. Результат вашего неудачного жизненного опыта. Ручаюсь, что вас всегда точит удар, полученный в жизни, какая-то трещина в отношениях с женщиной, которую вы любили.
Нападавший побагровел и резко обернулся к Гирину, оттопыривая нижнюю губу.
– Вы что за отгадчик здесь такой? У цыганки учились?
– Не у цыганки, наука такая есть – психология. Можете прийти ко мне на прием, я объясню вам, откуда у вас такие дикие «художественные» вкусы. Держите их при себе! Помните, если вы, глядя на красоту нагой женщины, видите прежде всего «неприличные места» и их надо от вас закрыть, значит, вы еще не человек в этом отношении. – Аудитория встретила реплику Гирина одобрительно.
– Так вы хотите сказать, что я скот? – И противник, еще более разъярившийся, стал подступать к Гирину, угрожая «привлечь за оскорбление».
Гирин в упор взглянул на него, и грубая напористость собеседника точно смялась. Будто остановленный невидимой рукой, он отступил и скрылся за группой людей, выходившей из соседнего зала. Небрежные жесты и нарочито спокойный осмотр выставленного выдавали профессионалов-художников, чье показное равнодушие прикрывало острую ревность и глубокий интерес знатоков.
– Не понимаю: зачем вдруг выставили пронинскую вещь? – громко спросила тонкая узколицая женщина, проходя мимо статуи Анны. – Некрасиво, старо, нет мысли, грубый примитив.
– Согласен с вами, не стоило выставлять, – ответил шедший позади полный, хорошо одетый человек, – что миновало, то миновало. Наше время должно жить находками красоты иного порядка.
Прислушиваясь к разговору и оглядывая зал, Гирин обратил внимание на среднего роста девушку, стоявшую под большим панно. Ее прямая и в то же время свободная, нескованная осанка говорила о долгой дружбе со спортом, гимнастикой или танцами. Простое голубое платье, туго стянутое черным пояском, не скрывало фигуры, столь соответствующей гиринскому понятию прекрасного, что у того перехватило дыхание. Ее необычайно большие серые глаза, казавшиеся темными от ярких, как у детей, белков, вдруг встретились со взглядом Гирина. Девушка чуть улыбнулась, встряхнула короткими черными волосами. Гирин почувствовал немое ободрение. И, повинуясь ему, существовавшему, наверное, только в воображении, Гирин подошел к художникам. И далеее по тексту. "Лезвие бритвы" гл.3
Вот я и думаю, не с нее ли это было списано?
У кого-то еще были такие ассоциации?
|
––– Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
19 июня 2011 г. 20:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nick_Sakva Карта памяти или флэшка (карта с микропроцессором). "Кристалл мнемозаписи".
ну вот приезжаете вы с картой памяти в страну, где все видеопроекторы работают только на ВХС. Э?
цитата Nick_Sakva Если и не подходят, то инженеры Торманса адаптеры сами сваяют. Тем более, что вычислительная техника у них есть собственная, а тормансианские инженеры не склонны объяснять особенности технических устройств "инфернальной борьбой противоположностей, возможностью избежать диалектического качания вправо-влево, вверх-вниз."
Это,конечно, очень бла-ародно, но патроны-то предназначены к распространению среди кжи. Это даже не то что раздавать флешки там, где вся аппаратура на ВХС — это все равно что флешки крестьянам 19-го века раздавать.
|
|
|
abax 
 активист
      
|
19 июня 2011 г. 21:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou патроны-то предназначены к распространению среди кжи
Патрон может включать встроенное средство воспроизведения: голопроектор или маленький дисплей. Или интрефейс к местным телевизорам, обсуждение которого осталось вне рамок текста.
|
|
|
kagerou 
 философ
      
|
19 июня 2011 г. 21:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата abax Слетали к дикарям; великий подвиг, но взять с тех дикарей нечего.
Я, кстати, собиралась коснуться и этого момента — столько пафоса, столько разговора про ужасы инферно, человека там оставили, и... за сто тридцать лет ни разу не почесались вернуться.
цитата abax Но это не совсем учебная методика; это скорее посещение святых мест в рамках ритуала приобщения к подвигу героев. Задача всего мероприятия — вызвать требуемые эмоциональные переживания, поездка и посещение памятника к ним готовит.
Я и против этого ничего не имею. Создание соответствующего настроения — законный психологический прием: японских вон школьников непременно хоть раз да свозят в храм Ясукуни. Потому что ибо. Штука в том, что сами по себе ребятишки совершенно безынициативны в этом смысле.
цитата abax Далее, примечательно отношение к произведению искусства скульптуры как к историческому свидетельству, более того — как к полноправному заместителю отображаемой реальности. В рамках такого сознания диалог с педагогом о выборе подруги кажется вполне закономерным: ребята ритуальным образом погрузились в миф, теперь могут ожидать его воспроизведения в собственной жизни.
То, о чем я говорила: мир Ефремова глубоко религиозен. Отсюда и серьезность науки и искусства — это священнодействие, а не хухры-мухры.
цитата abax А песни, наверное, какие-то слушали — но что в них обсуждать?
Не знаю; разве мы с вами не могли бы поговорить о любимых песнях? ну вот простая аналогия: Могултай обсуждал у себя на страничке соответствие стихотворения Михайлика "В Гамале погибли все..." историческим реалиям.
|
|
|
Jylia 
 миродержец
      
|
19 июня 2011 г. 21:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вполне возможно, что патроны сами все и транслируют, достаточно белой стены и окна зашторить.
|
––– Разница между фантастикой и реальностью в том, что фантастика должна иметь хоть какой-то смысл
|
|
|
kagerou 
 философ
      
|
19 июня 2011 г. 21:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата obergefreiter Мораль: прогресс обеспечивается не высоким стремлением ко всеобщему счастию человечества, а потаканием низменным инстинктам означенного человечества.
Что опять же указал в своей басне о пчелах еще тов. Мандевиль в 18 веке.
|
|
|
abax 
 активист
      
|
19 июня 2011 г. 21:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Я и против этого ничего не имею. Создание соответствующего настроения — законный психологический прием
Законный; просто лично я предпочел бы учиться по другой методике. Меня, как и многих, этими паломничествами несколько перегрузили в детстве.
цитата kagerou Не знаю; разве мы с вами не могли бы поговорить о любимых песнях?
Могли бы; но не говорили :)
ИМХО, в этом возрасте мне бы, скорее всего, не пришло в голову обсуждать вопрос соответствия любимых, равно как и нелюбимых песен, историческим реалиям. Впрочем, это тоже вопрос воспитания. Я (так же, как и описываемые ученики будущего) и не подозревал тогда, насколько далеко они могут расходиться.
|
|
|
kagerou 
 философ
      
|
19 июня 2011 г. 21:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мой список плюсов-минусов в утопии Ефремова:
Плюсы:
1. Мир во всем мире. 2. Хорошо поставленная медицина, а главное — профилактика заболеваний. 3. Исчезновение изнуряющей монотонной работы. 4. Стабилизация экологической обстановки (ценой, видимо, нескольких катастроф, но все же). 5. Наличие укрытия для тех, кому вся эта красота нафиг не сдалась
Личностное, вне списка: как альтруистичный эгоцентрик, пофигистически относящийся к земным благам, я бы там чувствовала себя скорее хорошо, чем плохо. Во всяком случае, исчез бы один из самых мучительных аспектов моего существования: необходимость говорить с людьми о своих и об их потребностях: одна часть потребностей легко обеспечивалась бы обществом, другая — угадывалась ближними за счет унификации потребностей. Ну и можно было бы сдать детишек в интернат и не париться :).
Минусы:
1. Как филолога и лингвиста меня не радует лингвоцид. особенно с намеками на то, что именно ВМПС ляжет в основу будущего Всеобщего языка. 2. Неописуемая самонадеянность и эгоцентричность этой цивилизации. Ребята на голубом глазу уверены, что их история и их понятия о красоте волнуют всю галактику. 3. Размытость личных границ, как физических (территориальных), так и психических. 4. Низкая цена человеческой жизни. 5. Тот факт, что это "цивилизация стыда", а не "цивилизация совести". 6. "Линейное" мышление, чудовищно инертное — в сочетании с самообольщением насчет смелости и раскрепощенности этого самого мышления. 7. Принципиальный дилетантизм. 8. Трепотня и пафос. Эти ребята ужасающе многословны, но опять же, не имея возможности ни с кем себя сравнить, полагают, что они эталон умения говорить кратко и по делу.
|
|
|
Petro Gulak 
 миродержец
      
|
19 июня 2011 г. 21:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Korsar37 "Лезвие бритвы" гл.3 Вот я и думаю, не с нее ли это было списано?
Первый вариант главы из "Понедельника" — рассказ "Машина времени" — написан в начале 1963 года. "Речи о музыке" там нет. "Лезвие" АНС прочитал еще до публикации, в марте 1963. ("Был у Ивана Антоновича. Несколько раз. Он мне первому дал роман «Лезвие бритвы», который пойдет предварительно в «Неве». Вещь колоссальная, на сорок листов. Это будет бомба почище «Туманности». Старик от книги к книге идет к высотам. Прочитал, не отрываясь. Если не считать характерных для него ссылок на груди и бедра, это настоящая энциклопедия современного гоманизма [sic], заключенная в отличный детективный сюжет. Завидовал я желчно".) Третья часть "Понедельника" написана в мае 1964. Так что связь вполне вероятна.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
|
Blackbird22 
 авторитет
      
|
|
Korsar37 
 авторитет
      
|
19 июня 2011 г. 22:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Так что связь вполне вероятна. Очень аналитично.
Но я бы от себя еще добавил, что в отличие от всего прочего, блестяще, ИМХО, спародированного АБС, этого именно я больше нигде в отечественной фантастике не встречал.
|
––– Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис |
|
|
vasilisk 
 активист
      
|
19 июня 2011 г. 22:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou 8. Трепотня и пафос. Эти ребята ужасающе многословны, но опять же, не имея возможности ни с кем себя сравнить, полагают, что они эталон умения говорить кратко и по делу.
Да, это тоже. Пожалуй, к своему списку я бы добавил отсутствие иронии и самоиронии, а также безальтернативный образ мышления, слегка смягченный только в сфере науки, где без гипотез не обойтись в принципе.
|
|
|
Korsar37 
 авторитет
      
|
19 июня 2011 г. 22:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Голубой юноша и розовая девушка в пятнах пролежней :) Хм... а вот этого, ИМХО, чуть ли ни везде хватало, как и изобретений веслосипедов вопреки чинушиным и твердолобовым.
|
––– Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
|
Korsar37 
 авторитет
      
|
19 июня 2011 г. 22:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vasilisk Пожалуй, к своему списку я бы добавил отсутствие иронии и самоиронии, а также безальтернативный образ мышления, слегка смягченный только в сфере науки, где без гипотез не обойтись в принципе. Да.
Особенно на фоне АБС (у которых, в частности Максим Каммерер нечаянно бросает камушек в огород ИАЕ, упомянув между делом, что он "воспитывался в сдержанно-ироническом к себе отношении").
|
––– Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду. К.Льюис |
|
|
Alex Dragon 
 активист
      
|
19 июня 2011 г. 22:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата vasilisk Вполне знакомо по советским временам — школьников возили на экскурсии такого рода, обычно к местам боёв Великой Отечественной, с обязательным посещением памятника и музея.
Это архаическая черта? То есть лишняя, не нужная, так надо понимать?
|
|
|
abax 
 активист
      
|
19 июня 2011 г. 22:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou и... за сто тридцать лет ни разу не почесались вернуться
Очередная странная подробность; что имел в виду И.А., заставив означенный разговор происходить через 130 лет, а не через 100? По поводу ста лет — ответ бы был, не то чтобы убедительный, но все же: так договорились с Вир Нориным. Решили, что цивилизации Торманса необходимо дать время разобраться со своими проблемами самостоятельно.
Цифра 130 — получается, что прошло сто лет, и помидоры завяли? Или, что Совет Звездоплавания теперь, после экспедиции в принципе не собирается возобновлять контакт по своей инициативе?
|
|
|