автор |
сообщение |
Сергей755 
 магистр
      
|
21 апреля 2019 г. 01:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Если в разделе «Форум» на сайте «Фантлаб» вбить в поисковик слово «фэнтези», на выходе получим более ста тем, различной степени посещаемости и проявляемого к ним интереса со стороны пользователей сайта. Подавляющее большинство этих тем не пользуются большим спросом , и, как правило, надолго не задерживаются на главной странице и, так сказать, «умирают» через какое-то время. По состоянию на сегодняшний день, самые активные обсуждения жанра «фэнтези» ведутся в профильных темах трёх ведущих книжных фэнтези-серий от разных издательств страны («Шедевры фэнтези» от «Астрели»; «Звёзды новой фэнтези» от «Азбуки» и «Fantasy World» от «fanzon»). Зачастую беседы и дискуссии в этих темах выходят за рамки обсуждения творчества авторов и произведений, которые в трёх этих книжных сериях издаются, что не совсем правильно, на мой взгляд. И я считаю, что, как раз для подобных обсуждений и споров, такая тема, точно не будет лишней. Да, безусловно, можно, воспользовавшись поиском найти различные узкопрофильные темки, в которых можно обсудить тот или иной аспект жанра: например, кто из авторов лучше всего описывает батальные сцены; или кто из авторов оказал наибольшее влияние на жанр «фэнтези» и т. д. Но, на мой взгляд, было бы неплохо когда все подобные вопросы обсуждались бы в одной теме, как например, это происходит с литературой жанра «хоррор»: есть отдельные темы у всех ведущих авторов жанра (у кого-то даже не одна), в которых обсуждается их творчество; есть отдельная тема для обсуждения серии «Мастера ужасов»; отдельная тема для «Русского хоррора»; всё же остальное, связанное с жанром, с литературной его составляющей, обсуждается в общей теме, которая весьма популярна на «Фантлабе» и пользуется активным спросом. Нечто подобное, хотелось бы видеть и в этой теме, посвящённой жанру «фэнтези». Предлагаю обсуждать в ней любые интересующие вопросы, связанные с жанром и выходящие за пределы обсуждения творчества какого-либо одного автора, у которого есть своя отдельная тема, или за рамки той или иной книжной серии. Не хочется как-то ограничивать тему только обсуждением зарубежных авторов, поэтому предлагаю делиться мнениями и о творчестве российких авторов жанра, если кому-то есть что сказать на этот счёт. Так же не хочется ограничиваться каким-то одним поджанром (тёмное, классическое, городское … фэнтези), так как предпочтения у всех разные, то приветствуются различные мнения и отстаивания своих фэнтезийных вкусов. Единственное, чего хотелось бы видеть, как можно меньше в этой теме, (в идеале, не хотелось бы видеть вообще), так это обсуждения оформления книг (сорта бумаги, обложек, корешков и прочего). В первую очередь, хотелось бы видеть обсуждения и мнения насчёт содержания книг жанра, сравнения произведений авторов, выходящих в различных фэнтезийных сериях, а также обсуждения различных аспектов жанра, и всего такого в этом же направлении.
|
––– "You'll Never Walk Alone" |
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
ton-tan 
 гранд-мастер
      
|
8 февраля 2022 г. 10:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
heruer, я некорректно выразился. Имелось в виду содержание конкретно ВК. Возможно, и в самой трилогии есть, тогда я не просто неудачно выразился, а именно ошибся и ВК следует заменить на какое-то фентези полностью без привязки к нашему миру. cumi, не сифилис, а любое венерическое.
цитата cumi Арагорну сколько лет было? Свыше ста кажется. А он молод. Почему так? Разве наш опыт не говорит что человек не может не стареть так долго? Просто указано — они были долгожителями.
Потому что ВК — не псевдоисторическое и реалистическое.
цитата cumi Мне кажется все это реалистическое фэнтези просто фигня. Тут магия а тут мы препарирует с точки зрения науки.
Не с точки зрения науки, а с точки зрения внутренней логики мира. Что характерно, детальным разбором зачастую страдают попытки оправдать автора. Например, идея болезней в средние века проистекает из исторического опыта, а вот чтобы объяснить, почему у автора этот опыт не срабатывает приходится говорить, что там микробы другие. Это как в пародиях на гиков. Если молот Тора может поднять только достойный, то взлетит ли самолет, в котором на полу лежит молот Тора? И достоин ли пилот? Допустим у автора самолет взлетает. Какие из этого можно сделать выводы? Никаких. Если автор не дает дополнительных указаний, то он, скорее всего, просто зевнул этот момент. Да, это может быть хитрым сюжетным ходом, намеком и т.д. Но доказательства "хитрости" должны быть в тексте, а не в голове автора и читателя.
|
––– Ioculator Domini |
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
8 февраля 2022 г. 10:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ton-tan Мифология ВК и ПЛиО подразумевают, что нашего мира физически нет. Ну вот смотрите. В Понедельнике дракона возят на полигон, есть неразменный пятак советского образца, яга спокойно читает анкету Привалова по ауре, канализация в заштатном городе на десяток лье, НИИ держит в подвале личную тюрьму... Сказать, что этот мир наш? Не наш?! Где мера (эталон, шкала) искажения? Предложенный географический маркер
цитата ton-tan с точкой, в которую вы или я теоретически способны попасть. подразумевает, что Кривой переулок Роулинг, Соловец и Великий Гусляр одно и тоже в аспекте "искажения", хотя у Роулинг тайный, а местами просто параллельный мир, Булычев разрабатывает криптоисторию (Эпоха сказок) а Стругацкие правдоподобную советскую мифологему секретных городов, академиков и проч. Неужели это имеет значение меньше, чем факт приезда на инженерном транспорте.
цитата ton-tan Что позволено автору сказки не позволену автору детектива и т.д. Позвольте, а сказочные детективы?
цитата ton-tan Если же мы говорим, что те стороны мира, которые не описаны автором, не должны достраиваться на основе представлений из нашей реальности, то мы получаем вселенную полную чайников Рассела и штанов Арагорна. Наоборот, если должны достраиваться, то штаны и чайники.
|
|
|
Kail Itorr 
 гранд-мастер
      
|
8 февраля 2022 г. 10:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Исландские крестьяне, пересказывая такие байки, думали о чем угодно, только не о реализме Саги подразделяются на три условных категории. "Эпические", где мифы о богах и богоравных героях; "исторические", где рассказы о вполне реальных товарищах и условно славных предках; "бытовые", где все творится вот буквально на соседнем хуторе. Отдельным пунктом идут "лживые саги", занимающую нишу наших анекдотов, т.е. полный и безусловный вымысел, но смешной. Персонажами могут выступать герои любой из трех вышеназванных категорий. Скажем, "как Тор ловил Йормунганда" — классическая рыбацкая байка. Но это отдельно и сбоку. А вот цитируемая "Сага о Ньяле" ("голова сказала: десять") — вполне себе историческая рассказка. В целом. Из того же комплекта, что "Сага об Эйрике Рыжем" с открытием Америки.
|
|
|
cumi 
 активист
      
|
8 февраля 2022 г. 10:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ton-tan cumi, не сифилис, а любое венерическое.
А СПИД почему не обязан быть? Не потому ли что он случайно в Африке возник и вовсе не обязан существовать и в нашей реальности?
|
|
|
cumi 
 активист
      
|
8 февраля 2022 г. 10:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А что насчет малярии? Негры практически не восприимчивы а вот белые умирали как мухи. Так вот в фэнтезйином мире солдаты тоже могут быть резистентны к любой заразе просто так за кадром.
|
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
8 февраля 2022 г. 10:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата cumi В Беовульфе и у дансейни никто не поносит, и это прекрасно. У Дансейни детский рак и ангел сооружает пристройку к аду для тех, кто делает новые дрожжи.
|
|
|
ton-tan 
 гранд-мастер
      
|
8 февраля 2022 г. 11:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Сказать, что этот мир наш? Не наш?! Где мера (эталон, шкала) искажения? Предложенный географический маркер
Разумеется, любой художественный мир — не наш. Он лишь воспроизводит наш в той или иной степени.
цитата ааа иии Неужели это имеет значение меньше, чем факт приезда на инженерном транспорте.
Я же не предлагаю ввести шкалу с делениями. Но для того, чтобы описать фантастику ближнего прицела (айфон х9000) и для того, чтобы описать далекую планету, на которую прилетели земляне, требуется разный объем изменений мира. То, что мы не можем провести границы в спорных моментах, не означает, что мы не должны разделять крайние. Одно зернышко — не куча. Сто — куча. Мы не знаем, когда появится куча, но одно — не куча, а сто — куча все равно.
цитата ааа иии Позвольте, а сказочные детективы?
Это не традиционная сказка и не традиционный детектив. Это сказочный детектив. Со своими требованиями.
цитата ааа иии Наоборот, если должны достраиваться, то штаны и чайники.
ааа иии, ок, давайте по-другому. Вот вы читаете книгу.
цитата Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня, прижимаясь к самой дороге, зеленел лес, изредка уступая место полянам, поросшим желтой осокою. Солнце садилось уже который час, все никак не могло сесть и висело низко над горизонтом. Машина катилась по узкой дороге, засыпанной хрустящим гравием. Крупные камни я пускал под колесо, и каждый раз в багажнике лязгали и громыхали пустые канистры.
Откуда вы знаете, что у машины нет крыльев, что у солнца нет лица, а осока не притаилась перед броском на венерианского хищного кролика? Потому что автор об этом не пишет, так что машина — это машина-как-из-нашего-мира, как солнце и осока. По крайней мере, настолько подобны нашим, что не бросаются на кроликов и у них лица.
Далее. Зеленел лес. Что может быть в лесу? Ну, например, двадцать обелисков, из-за которых изумрудная кора деревьев порождает мемочервей. Но вы ведь не думали об этом. Вы думали, что там деревья, а зелень — от листвы. Потому что к этому приучил вас наш мир.
Как вы достраиваете мир Стругацких? Или у вас мир состоит из леса, дороги, солнца и машины, а все, что не они — белое пятно? Или ими заполнен весь мир? Автор не может в книге описать весь мир. Значит, лакуны заполняет читатель. Так если не основе нашего мира — на основе чего? Это не риторический вопрос.
цитата cumi вот в фэнтезйином мире солдаты тоже могут быть резистентны к любой заразе просто так за кадром.
Так вот в том-то и суть. "За кадром" или нет. Вот у нас герой всю жизнь прожил в дождливом городе и теперь идет через пустыню. Два месяца. Прошел. Ни слова о воде. Как он прошел? "За кадром" он мог обучиться на бедуина. "За кадром" у него могла быть биология, которая не требует воды два месяца. "За кадром" пустыня может быть утыкана колодцами. Но если автор пишет про пустыню, то воду за кадром не оставляют. По крайней мере, не в "реалистическом" фентези.
|
––– Ioculator Domini |
|
|
ton-tan 
 гранд-мастер
      
|
8 февраля 2022 г. 11:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата cumi СПИД почему не обязан быть? Не потому ли что он случайно в Африке возник и вовсе не обязан существовать и в нашей реальности?
Потому что одно дело изображать людей, которые не подцепили конкретный вирус, и другое — людей, у которых не ломается процесс размножения. Если люди (коллективно-статистически) не ломаются, то это не люди. Опять же, в рамках конкретных жанров и направлений.
|
––– Ioculator Domini |
|
|
VladimIr V Y 
 гранд-мастер
      
|
8 февраля 2022 г. 11:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата cumi А вот размножение через член и и пищеварение микрофлорой кишечника это необходимое условие существования человека в любом мире
Кстати говоря, первое не является обязательным условием. У Фуюми Оно в "Двенадцати Королевствах" всё живое рождается из плодов особых деревьев. Люди, фауна (обычная и магическая), даже часть крупной флоры. И рождается это всё исключительно по воле верховного божества. Люди и животные делятся на два пола, но размножаться обычным образом не могут.
|
|
|
Kail Itorr 
 гранд-мастер
      
|
8 февраля 2022 г. 12:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А еще есть Берроуз и его марсианские принцессы со стройными яйцекладами, авторской волей полностью совместимые с земными хомосапиенсами генетически.
|
|
|
heruer 
 авторитет
      
|
8 февраля 2022 г. 12:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kail Itorr А еще есть Берроуз и его марсианские принцессы со стройными яйцекладами, авторской волей полностью совместимые с земными хомосапиенсами генетически.
и вот как раз они в человеческом сознании с трудом проходят через критерий "зеленое солнце должно быть убедительным". Хорошо, что для сюжета эти факты нужны не слишком.
|
––– У нашым калгасе парадак і ціша, І шэпчуцца людзі, калі ўжо, калі ўжо |
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
8 февраля 2022 г. 12:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ton-tan Откуда вы знаете, что у машины нет крыльев Не могу отказаться от удовольствия выступить кэпом: поскольку Привалов упоминает гравийную дорогу и колесо вместо фонтана грязи и камней в кабину, крылья у его легковушки есть. цитата ton-tan Вы думали, что там деревья, а зелень — от листвы. Хвойный лес, подступающий к дороге только в оценке шофера, не видящего, что за поворотом. На деле он на приличном расстоянии, раз от низкого солнца светло. Но чисто субъективно мне эта эйдетика не то чтобы важна, воспринимая слова не воображаю картинки целиком.
цитата ton-tan Или у вас мир состоит из леса, дороги, солнца и машины, а все, что не они — белое пятно? Да, пока не состоялась загрузка декораций, вплоть до того, чья машина, всё кроме суть белое пятно. Это у АБС типовой прием: ср. начало ТББ, ОО и ПкБ.
цитата ton-tan Так если не основе нашего мира — на основе чего? Это не риторический вопрос. Так на основе своих представлений о нем, если честно, часто крайне отличающихся от авторских — отсюда столько воплей профессионалов (натуралистов, астрономов)...
цитата ton-tan Но если автор пишет про пустыню, то воду за кадром не оставляют. Возможно (Херберт, например, обошел продовольственный вопрос), но это вопрос не реализма, а детализации. Например, "Стрелок" Стивена Кинга в этот вопрос углубляется, хотя мир Темной башни довольно сюрный.
|
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
|
arcanum 
 магистр
      
|
8 февраля 2022 г. 12:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата cumi Вообще то если начать рассматривать фэнтези на серьезных щас с научной точки зрения то уже главный элемент МАГИЯ это самое лживое утверждение. в этом основная проблема, родовая травма и фатальный баг любого "реалистического фэнтези" — оно ущербно с точки зрения жанра, просто исходя из своего базиса. Фэнтези не для реалистичности придумывалось. А строго наоборот. Поэтому настоящие корни у него в сказочном фольклоре, сказках, рыцарских романах — и идеальная форма им достигнута в абсолютно не поддающихся логике обыденного мира рассказах упомянутого вами Дансейни, Миррлиз, всякой "кельтщине" вроде Фионы Маклеод и Кеннета Морриса и прочих авторов 19-го-начала 20-го века. Из современных в этой традиции сработана, например, "Звездная пыль" Геймана. Реалистичность в фэнтези — все равно, что драконы в "Анне Карениной" ("Андроид Каренина" не вспоминать!))). Поэтому, когда Дансейни пишет о троне, вырезанном из цельного куска слоновой кости — это нормально. И не нужно даже пытаться обосновывать наличие с точки зрения физических законов подобного элефантуса. Потому что настоящее фэнтези — это греза в чистом виде, дистиллированная и очищенная от законов реальности.
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
8 февраля 2022 г. 12:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
arcanum
цитата Потому что настоящее фэнтези — это греза в чистом виде, дистиллированная и очищенная законов реальности.
Ещё более золотые слова! 
|
|
|
ArK 
 авторитет
      
|
|
ArK 
 авторитет
      
|
|
ArK 
 авторитет
      
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|