автор |
сообщение |
Сергей755 
 магистр
      
|
21 апреля 2019 г. 01:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Если в разделе «Форум» на сайте «Фантлаб» вбить в поисковик слово «фэнтези», на выходе получим более ста тем, различной степени посещаемости и проявляемого к ним интереса со стороны пользователей сайта. Подавляющее большинство этих тем не пользуются большим спросом , и, как правило, надолго не задерживаются на главной странице и, так сказать, «умирают» через какое-то время. По состоянию на сегодняшний день, самые активные обсуждения жанра «фэнтези» ведутся в профильных темах трёх ведущих книжных фэнтези-серий от разных издательств страны («Шедевры фэнтези» от «Астрели»; «Звёзды новой фэнтези» от «Азбуки» и «Fantasy World» от «fanzon»). Зачастую беседы и дискуссии в этих темах выходят за рамки обсуждения творчества авторов и произведений, которые в трёх этих книжных сериях издаются, что не совсем правильно, на мой взгляд. И я считаю, что, как раз для подобных обсуждений и споров, такая тема, точно не будет лишней. Да, безусловно, можно, воспользовавшись поиском найти различные узкопрофильные темки, в которых можно обсудить тот или иной аспект жанра: например, кто из авторов лучше всего описывает батальные сцены; или кто из авторов оказал наибольшее влияние на жанр «фэнтези» и т. д. Но, на мой взгляд, было бы неплохо когда все подобные вопросы обсуждались бы в одной теме, как например, это происходит с литературой жанра «хоррор»: есть отдельные темы у всех ведущих авторов жанра (у кого-то даже не одна), в которых обсуждается их творчество; есть отдельная тема для обсуждения серии «Мастера ужасов»; отдельная тема для «Русского хоррора»; всё же остальное, связанное с жанром, с литературной его составляющей, обсуждается в общей теме, которая весьма популярна на «Фантлабе» и пользуется активным спросом. Нечто подобное, хотелось бы видеть и в этой теме, посвящённой жанру «фэнтези». Предлагаю обсуждать в ней любые интересующие вопросы, связанные с жанром и выходящие за пределы обсуждения творчества какого-либо одного автора, у которого есть своя отдельная тема, или за рамки той или иной книжной серии. Не хочется как-то ограничивать тему только обсуждением зарубежных авторов, поэтому предлагаю делиться мнениями и о творчестве российких авторов жанра, если кому-то есть что сказать на этот счёт. Так же не хочется ограничиваться каким-то одним поджанром (тёмное, классическое, городское … фэнтези), так как предпочтения у всех разные, то приветствуются различные мнения и отстаивания своих фэнтезийных вкусов. Единственное, чего хотелось бы видеть, как можно меньше в этой теме, (в идеале, не хотелось бы видеть вообще), так это обсуждения оформления книг (сорта бумаги, обложек, корешков и прочего). В первую очередь, хотелось бы видеть обсуждения и мнения насчёт содержания книг жанра, сравнения произведений авторов, выходящих в различных фэнтезийных сериях, а также обсуждения различных аспектов жанра, и всего такого в этом же направлении.
|
––– "You'll Never Walk Alone" |
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
7 февраля 2022 г. 13:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ton-tan
цитата Пример. Автор пишет: "Мечи в руках магов могут гнуться как змеи". Далее пишет: "Эльф стоял справа от статуи, а гном — слева, за время боя они не сдвинулись ни на шаг". Потом пишет "Дочь пекаря схватила лук и выстрелила. И так сильна она была, так натянула тетиву, что стрела пробила сразу и гнома и эльфа". Автор может сказать (не в тексте): магия (если гнутся мечи, почему не могут творить фигню стрелы). Автор может сказать: и статую пробила. А на самом деле, это просто косяк. Магию надо прописывать.
Разумеется. Но при этом:
цитата Фентези-мир в целом — это наш мир.
Вам самому-то не смешно?  "Наш мир", в котором мечи гнутся, как змеи, но они при этом — мечи? Серьёзно? 
|
|
|
ton-tan 
 гранд-мастер
      
|
7 февраля 2022 г. 13:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Seidhe Наш мир", в котором мечи гнутся, как змеи, но они при этом — мечи? Серьёзно?
Если у вас есть другой мир для заполнения лакун — предъявите. Любой выдуманный мир в основе — наш. В иных случаях автору пришлось бы выдумывать целый мир с нуля. Но он просто берет наш и пририсовывает к нему гнущиеся мечи
|
––– Ioculator Domini |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
Kail Itorr 
 гранд-мастер
      
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
ton-tan 
 гранд-мастер
      
|
7 февраля 2022 г. 14:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Seidhe, так ведь суть не в терминах. Ну, вы как-то по-другому акценты расставляете и вас может не устраивать мой выбор слов.
Суть вот в чем. Автор творит мир. Что он берет за основу? Наш мир. Больше ему взять нечего. Затем он начинает его менять. Добавлять народы, магию, искажать работу гравитации, добавлять измерения пространства-времени — что угодно. Но все, что он не трогает, остается так, как у нас.
В этом контексте, если автор описывает средневековый мир с магией и эльфами, в его мире по умолчанию действуют те же правила, что и в нашем, если автор не утверждает обратного. Ведь автор может выдумать что угодно. И как работает кусок мира, о котором он не пишет, узнать невозможно. Следовательно то, о чем умалчивается не в качестве сюжетного приема, работает по правилам нашей реальности до дальнейших указаний в тексте — другой реальности у читателей для общего опыта просто нет.
И если солдаты осаждают замок в средние века, то это будет обычная средневековая осада, за исключением тех моментов, которые в своем мире изменил магией автор, написав об этих изменениях (плюс следствия из них). Включая болезни.
Однако большую часть художественной реальности автор просто копирует.
|
––– Ioculator Domini |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
7 февраля 2022 г. 14:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ton-tan
цитата Суть вот в чем. Автор творит мир. Что он берет за основу? Наш мир. Больше ему взять нечего. Затем он начинает его менять. Добавлять народы, магию, искажать работу гравитации, добавлять измерения пространства-времени — что угодно. Но все, что он не трогает, остается так, как у нас.
Не поленитесь, потратьте минут 20-30: Евгения Ульяничива Сирингарий Если это — НАШ мир, то я правда не вижу смысла что-то дальше обсуждать.
|
|
|
ton-tan 
 гранд-мастер
      
|
7 февраля 2022 г. 14:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Seidhe, пфф, и что? Сапоги, лошади, птицы, зубы — откуда все это взял автор? Нет другой основы, кроме нашего мира. Если есть — откуда? Это не риторический вопрос.
|
––– Ioculator Domini |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
7 февраля 2022 г. 14:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ton-tan
цитата Сапоги, лошади, птицы, зубы — откуда все это взял автор? Нет другой основы, кроме нашего мира. Если есть — откуда? Это не риторический вопрос.
В этом случае вопросов действительно больше не имею. Описать мир, где у обитателей нет зубов — это, разумеется, невероятная сложность!  Дело в том, что читателю нужно объяснить, чего именно у обитателей этого мира нет... 
|
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
7 февраля 2022 г. 14:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Seidhe Какая разница при этом, куда направлено остриё стрелы в момент выстрела, если ей можно управлять в любой другой момент времени Какая разница, куда ехал автомобиль, если он может быть развернут мановением руки регулировщика?... Что-то с примером не так.
цитата ton-tan если он ничего этого не пишет, то действуют дизентерийные правила нашего мира. Наоборот, нет никаких дизентерийных правил, если автор их или сопутствующие факторы не упомянул, подобно Гомеру, Пушкину и Дюма. Братец Иванушка стал козленочком, а не от поноса сдох, пусть даже сказка упреждающе назидательная на случай утоления жажды из луж. У Стругацких в "Трудно быть богом" дворянство не моется и рук не моет, однако, убивают их серые, а не дизентерия и чесотка. И т.п. и т.д.
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
7 февраля 2022 г. 14:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ааа иии
цитата Какая разница, куда ехал автомобиль, если он может быть развернут мановением руки регулировщика?... Что-то с примером не так.
Регулировщик может сам, без участия водителя развернуть автомобиль? Что-то с примером не так.
|
|
|
cumi 
 активист
      
|
|
ton-tan 
 гранд-мастер
      
|
7 февраля 2022 г. 14:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Наоборот, нет никаких дизентерийных правил, если автор их или сопутствующие факторы не упомянул, подобно Гомеру, Пушкину и Дюма. Братец Иванушка стал козленочком, а не от поноса сдох, пусть даже сказка упреждающе назидательная на случай утоления жажды из луж. У Стругацких в "Трудно быть богом" дворянство не моется и рук не моет, однако, убивают их серые, а не дизентерия и чесотка. И т.п. и т.д.
Правила есть, но они определяются не конкретным произведением, а жанром. Как говаривал герой Гэммела, у принцев на заднице в песнях чирей не выскакивает. Но то в песнях.
Очевидно, что АБС не стремились к махровому реализму. ТББ тяготеет к приключенческому романтизму. Туда же — сказка, романы Дюма и даже "реализм" Пушкина далек от того, что считаем реализмом мы, когда говорим, например, о военной прозе.
И да, разумеется, в высоком (в широком смысле слова) фентези а ля "Властелин Колец" дизентерия, мягко говоря, не обязательна. Но речь с подачи Михаэля шла о фентези, "приближенной к суровому историческому реализму".
|
––– Ioculator Domini |
|
|
heruer 
 авторитет
      
|
7 февраля 2022 г. 14:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Seidhe До того, как эти стрелы полетели, или после того, как маг/волшебник смог отвести их в сторону или просто, скажем, уничтожить файеболом?
текст даст ответ или не даст
|
––– У нашым калгасе парадак і ціша, І шэпчуцца людзі, калі ўжо, калі ўжо |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
7 февраля 2022 г. 15:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Seidhe Что-то с примером не так. С ним всё ОК, он демонстрирует, что "как" тут важнее "что".
цитата Seidhe Регулировщик может сам, без участия водителя развернуть автомобиль? На это способен даже бетонный отбойник.
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
Михаэль 
 магистр
      
|
7 февраля 2022 г. 15:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я там ещё заострял внимание на большой ВЫБОРОЧНОСТИ элементов "грязного натурализма". Потому что натурализм автору не нужен, ему нужны шокирующие сцены. Выборочно. Потому пытки и изнасилования с каннибализмом будут. Эпидемий, способных ополовинить армию, не разбирая, где грязный наемник, где благородный рыцарь, а где обозный мужик, не будет. И я совершенно всерьез писал в одной рецензии, что неподдельной средневековой лютости больше у Вальтера Скотта, который считается представителем напыщенного романтизма. Просто он жесть не смакует, она там есть и все. То же и натурализмом физиологическим.
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
7 февраля 2022 г. 15:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Михаэль
цитата Эпидемий, способных ополовинить армию, не разбирая, где грязный наемник, где благородный рыцарь, а где обозный мужик, не будет.
А как Вы лично представляете себе подобный фэнтези-роман?  Ехал-ехал благородный сэр Икс и его оруженосец Игрек, приключались они приключались, но тут случилась эпидемия, и оба — умерли. Так?
цитата неподдельной средневековой лютости больше у Вальтера Скотта, который считается представителем напыщенного романтизма. Просто он жесть не смакует, она там есть и все.
А можно хотя бы один пример? Не спора ради, мне правда интересно. Где жесть в романе Калашникова — это я понимаю прекрасно, а где у Вальтера Скотта — не особо.
|
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
7 февраля 2022 г. 15:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ton-tan Как говаривал герой Гэммела, у принцев на заднице в песнях чирей не выскакивает. Да хоть бы и выскакивал. Мимо палисадов города Линца проезжают французские драгуны Наполеона I. А он, комендант города, стоит над всеми ними, тоже держится за живот и кричит французскому парламентеру: -- Передайте своему императору, что я не сдамся!
цитата ton-tan даже "реализм" Пушкина далек от того, что считаем реализмом мы, когда говорим, например, о военной прозе. А мы говорим не о Путешествии в Арзрум, а о фэнтези, "Руслане и Людмиле". И дело не в реализме, натурализме, климбатике и т.п., а в том, что приписывать миру вымышленному и, особенно, фэнтези, все свойства реальности, от гравитационного взаимодействия до микробов, значит требовать недостижимого.
|
|
|