автор |
сообщение |
glupec 
 миротворец
      
|
29 декабря 2010 г. 19:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Думал сделать опрос, да не решил, какую там толком можно придумать выборку (чтоб были разнообразные варианты, а не просто Д\Н). Поэтому просто обозначу проблему. Уже давно встречаюсь в интернете с такой т.з., что "кроме фантастики, современной литературы и не существует толком". На другом форуме читал (года 4 назад) — прямым текстом было сказано: "спустя десятилетия в школах будут преподавать детям Семенову и Перумова" (т.е., автор этого поста был не в курсе, что есть еще как минимум А. Иванов и А. Геласимов. А как максимум -- Пелевин, не-к-ночи-будь-помянут Сорокин и пр. Веллеры. Очевидно, потому, что сам их не читал). На оф. форуме В. Бондаря была озвучена фраза, что единственные востребованные сейчас области д\иллюстратора -- детская книга и ФиФ. На Фантлабе постоянно встречаются суждения вроде: "исторический роман умер", "детектив как жанр умер" (потому как все детективщики жили в первой половине 20 в. [тут полагается смайлик, но я не знаю, какой]... и пр. Есть ли сейчас писатели-анималисты?.. Или про орков -- проще, потому и книг про них больше? (Видел илл. к сказке про "Тараканище", где это самое Тараканище было нарисовано с внешностью заправского Темного Властелина из... какой угодно фэнтезийной РПГ Пример чуть более чем показателен). В. Пузий пишет в отзыве на Норфолка: "лучше воспринимать как фэнтези-эпик" (а я-то, грешный, его мэйнстримщиком полагал...) Ну, и есть, вроде, статья Лукина, где он утверждает, что "в совр. России ничего, кроме фантастики, написать невозможно" Не происходит ли поглощение "Бол. Лит-ры" фантастикой? Или, м.б., уже произошло? "Современной прозы" в других жанрах практически не осталось, одни лишь переиздания классики (которые тоже со временем сойдут на нет)? А если это все не так, и никто ничего не поглощает -- то ведь мнение такое по-любому существует, и в рунете с ним встретиться -- не редкость. Кто и что думает касательно этой проблемы?
(Что думаю я сам -- озвучу попозже. Пока интересно, что скажет народ )
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
|
tkatchev 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 13:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga На мой взгляд, господин glupec предложил вполне рабочее разграничение (оно спорное, конечно, но с ним можно работать — т.е. главное есть) для "большой литературы" и ФиФ.
"Фантастики как темы" не бывает, на самом деле. В таких книжках темой является не фантастика, а обычное "если б я не в офисе сидел, а с бластером -- уухх я б им всем показал". (Ну или еще более глупое "зырь поцаны как оно пыряет и моргает".)
|
|
|
vvladimirsky 
 авторитет
      
|
9 января 2011 г. 14:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tkatchev Толстой и Джордан похожи, а Джордан и Толкин -- ни чуточки.
А чем похожи-не похожи, если не секрет? Вообще-то и в "Колесе Времени", и в "Войне и мире", и во "Властелине Колец" чрезвычайно сильны черты эпоса, так что как раз формальное сходство несомненно.
|
––– Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ. |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 14:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tkatchev "Фантастики как темы" не бывает, на самом деле. В таких книжках темой является не фантастика, а обычное "если б я не в офисе сидел, а с бластером -- уухх я б им всем показал". (Ну или еще более глупое "зырь поцаны как оно пыряет и моргает".)
Ну я и не говорю, что определение господина glupec идеальное. На Ваш взгляд данные им границы некорректны, их нельзя использовать как основу для дискуссии?
цитата tkatchev "Фантастики как темы" не бывает, на самом деле.
А в "большой литературе"? У Борхеса, в рассказе Набокова "Ланс" — разве нет "фантастики как темы", как одной из тем?
|
|
|
Грешник 
 магистр
      
|
9 января 2011 г. 20:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Я впервые такое про Борхеса читаю. Самая яркая черта его новелл — почти полное ослабление фабулы, подмена событий описанием или рассуждением.
Заменим слово "фабула" словом "концепция", и всё. Вот Борхес решил показать общество, построенное на детерменизме, вот он поиграл с теологией и образом Иуды, вот придумал человека с абсолютной сверхпрустовской памятью — и построил тексты вокруг этого.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 21:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Грешник Заменим слово "фабула" словом "концепция", и всё.
Интереснее и интереснее... Фабула — это концепция? Форма — это содержание. Рыдаю.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) На этом месте я обычно говорю: "Спасибо, вопросов больше не имею, увидимся на пересдаче". На всякий случай, произведение и текст — это противопоставляемые друг другу понятия.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 21:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль На всякий случай, произведение и текст — это противопоставляемые друг другу понятия.
Какая , однако, забавная дисциплина — литературоведение.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 21:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Какая , однако, забавная дисциплина — литературоведение.
Это теория постмодернизма. Ролан Барт.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Грешник 
 магистр
      
|
9 января 2011 г. 21:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Дискурс, такой дискурс. Пристрелить бы его, чтоб не мучился и других не мучил.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 21:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Это теория постмодернизма.
Это звучит ещё концептуальнее...
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 21:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Можете сами сравнить. Это сопоставление произведения и текста по Барту. Произведение Замкнуто, отсылает к определенному означаемому. Малосимволично. Моноистично. Интенционально (обладает единством), целостно. Произведение можно перечитывать. Претендует на оригинальность. Метафорически можно сравнить с разрастающимся и развивающимся организмом. Статично. Принадлежит автору, обусловлено действительностью жизни и культуры. Это объект потребления. Имеет отторгающий характер, разделяет письмо и чтение. Написано на одном языке. Эстетический продукт. Структура. Пассивный объект.
Текст Открыт в бесконечность означающего, что предполагает игру, порождение означающего. Всецело символичен, это сама «множественность смыслов». Характеризуется смысловой множественностью. Неинтенционален (единством не обладает), его можно дробить, рассыпать, переворачивать с ног на голову. Прочтение текста – одноразовый акт. Принципиально вторичен, соткан из цитат, отсылок, отзвуков различных языков культуры. Текст подобен ячеистой сети, забрасываемой в море смыслов Книги культуры. Динамичен. Это процесс порождения смыслов. НЕ имеет автора. Только «призрак автора» может появиться в тексте в качестве одного из голосов-персонажей. Это объект удовольствия, игры. Имеет объединяющий характер, объединяет процесс чтения и письма, заставляет читателя участвовать в создании текста. Является многоязычным, объединяет все языки культуры, причем ни один язык не оказывается доминирующим. Знаковая деятельность. Структурообразующий процесс. Работа и игра.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 21:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Госпожа Шолль, подождите,
цитата Шолль Форма — это содержание. Рыдаю.
над этим Вы иронизируете, то есть противопостовляете в древней манере, а вот
цитата Шолль произведение и текст — это противопоставляемые друг другу понятия.
а вот это по-современному (ну, не по-современному, а по Барту). Забавное сочетание, я просто хочу понять?
|
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 21:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga Забавное сочетание, я просто хочу понять?
Я предлагаю не путать термины и теории. Началось все вот с этого: цитата таков практически весь Борхес: в нём очень много фабулы и очень мало человека
Когда мне предлагают слово "фабула" в этой фразе заменить словом "концепция", подразумевая что речь в обоих случаях идет об одном и том же, у меня сразу возникает вопрос: "А что собеседник знает о том, что такое фабула"?
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 21:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Я предлагаю не путать термины и теории.
Ну и какие мы после этого "постмодернисты", если все на запутаем?
А если серьезно, на мой взгляд Грешник был может и не слишком точен терминологически, но весьма точен фактически, поскольку в ряде случаев Борхес действительно практически растворяет "фабулу" в "концепции". Можно все разложить по двум полкам — сюда "тексты", сюда "произведения"? Да и "произведение"-"текст" — все-таки модус отношения, чтения/перечитывания, а не закрепленное, родовое звание.
Я к тому, что Вы применили слишком тяжелое оружие, на мой взгляд.
|
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 21:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga Я к тому, что Вы применили слишком тяжелое оружие, на мой взгляд.
А я тоже зануда
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 21:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль А я тоже зануда
Это хорошо! Тогда как зануда зануде, на Ваш взгляд: насколько оправданно "опасение" «Слияние "Большой Литературы" с ФиФ: есть или нет?» Если мы вообще принимаем такой феномен как "Большая литература"?
|
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 22:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А это опасение? Насчет слияния большой литературы и ФиФ? Как зануда, я считаю, что тут некоторя путаница. Скорее,я могу предположить, что опасение существует из-за того, что современная ФиФ преимущественно представляет собой массовый продукт, а энное время назад ФиФ воспринималась как нечто, вносящее свежие идеи в литературный процесс. Ну вот и возникает опасение, что БЛ будет поглощена массовой литературой. Но такому опасению сто лет в обед.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 22:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль а энное время назад ФиФ воспринималась как нечто, вносящее свежие идеи в литературный процесс.
И внесла? Я просто в "ФиФе" полный профан, но как-то неверится, неужели внесла? Или это просто было такое восприятие: "вот сейчас она внесет"?
|
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 22:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль опасение существует из-за того, что современная ФиФ преимущественно представляет собой массовый продукт, а энное время назад ФиФ воспринималась как нечто, вносящее свежие идеи в литературный процесс.
Нет. Опасение существует из-за того, что, зайди в любой магазин -- ФиФ в первых рядах. Ткнись в любую онлайн-библиотеку -- в списках авторов будут в основном фантасты. Собственно, уже сам этот форум, на котором мы с Вами..
цитата И внесла?
Брэдбери тот же.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 22:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga Я просто в "ФиФе
 Здорово! Надо взять на вооружение!
цитата Kniga Или это просто было такое восприятие
Я склонна думать, что действительно "было такое восприятие", потому что ФиФ была просто больше на слуху. Хотя, с другой стороны, Брэдбери-Шекли-Толкиен, Стругацкие воспринимаются мной лично и другими "старшими товарищами" как часть большой литературы. Словом, отбор идет 
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 22:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Нет. Опасение существует из-за того, что, зайди в любой магазин -- ФиФ в первых рядах.
Угу, рядом ФиФ — детектив, боевики с качками и розовые обложки дамских романов отсвечивают. А еще канцтовары у самого входа лежат и кулинарные рецепты. А до классики и современной прозы редкий покупатель добирается.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|