автор |
сообщение |
glupec 
 миротворец
      
|
29 декабря 2010 г. 19:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Думал сделать опрос, да не решил, какую там толком можно придумать выборку (чтоб были разнообразные варианты, а не просто Д\Н). Поэтому просто обозначу проблему. Уже давно встречаюсь в интернете с такой т.з., что "кроме фантастики, современной литературы и не существует толком". На другом форуме читал (года 4 назад) — прямым текстом было сказано: "спустя десятилетия в школах будут преподавать детям Семенову и Перумова" (т.е., автор этого поста был не в курсе, что есть еще как минимум А. Иванов и А. Геласимов. А как максимум -- Пелевин, не-к-ночи-будь-помянут Сорокин и пр. Веллеры. Очевидно, потому, что сам их не читал). На оф. форуме В. Бондаря была озвучена фраза, что единственные востребованные сейчас области д\иллюстратора -- детская книга и ФиФ. На Фантлабе постоянно встречаются суждения вроде: "исторический роман умер", "детектив как жанр умер" (потому как все детективщики жили в первой половине 20 в. [тут полагается смайлик, но я не знаю, какой]... и пр. Есть ли сейчас писатели-анималисты?.. Или про орков -- проще, потому и книг про них больше? (Видел илл. к сказке про "Тараканище", где это самое Тараканище было нарисовано с внешностью заправского Темного Властелина из... какой угодно фэнтезийной РПГ Пример чуть более чем показателен). В. Пузий пишет в отзыве на Норфолка: "лучше воспринимать как фэнтези-эпик" (а я-то, грешный, его мэйнстримщиком полагал...) Ну, и есть, вроде, статья Лукина, где он утверждает, что "в совр. России ничего, кроме фантастики, написать невозможно" Не происходит ли поглощение "Бол. Лит-ры" фантастикой? Или, м.б., уже произошло? "Современной прозы" в других жанрах практически не осталось, одни лишь переиздания классики (которые тоже со временем сойдут на нет)? А если это все не так, и никто ничего не поглощает -- то ведь мнение такое по-любому существует, и в рунете с ним встретиться -- не редкость. Кто и что думает касательно этой проблемы?
(Что думаю я сам -- озвучу попозже. Пока интересно, что скажет народ )
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
|
snovasf 
 гранд-мастер
      
|
9 января 2011 г. 22:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Отчего же не внесла — и в жизнь, и как в её часть — литературу. Прежде всего, это взгляд на мир, где все явления взаимосвязаны. Та самая глобальность. Без взгляда извне планеты, пусть и придуманного, это не вошло бы в массовое сознание. Философичность литературы ХХ века постепенно нарастала, а ведь в прошлом (взять хоть Сервантеса,хоть Вольтера с "Микромегасом", хоть Бальзака с "Шагреневой кожей") авторы для своих обобщений и сопоставлений всегда прибегали к фантастическим приёмам, строя вокруг них свои произведения. Поэтому закономерно и нарастающее обращение к арсеналу фантастической образности в ХХ веке. Есть и более специфические черты взаимодействия, но они более частного порядка.
|
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 22:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Брэдбери тот же.
цитата Шолль Брэдбери-Шекли-Толкиен, Стругацкие
Ну хорошо, кроме Толкиена, со всеми знаком довольно поверхностно. А какие конкретно цитата Шолль свежие идеи
они внесли (если можно, учтите мое малое знакомство и остановитесь на Толкиене и Стругацких)?
|
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 22:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата snovasf Прежде всего, это взгляд на мир, где все явления взаимосвязаны. Та самая глобальность.
Джойс (каким-то боком Пруст).
цитата snovasf Философичность литературы ХХ века постепенно нарастала
можно спорить
цитата snovasf а ведь в прошлом (взять хоть Сервантеса,хоть Вольтера с "Микромегасом", хоть Бальзака с "Шагреневой кожей") автрры для своих обобщений и сопоставлений всегда прибешали к фантастическим приёмам
не всегда — Стерн, Флобер, Л. Толстой.
|
|
|
snovasf 
 гранд-мастер
      
|
9 января 2011 г. 22:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga Джойс (каким-то боком Пруст).
Смею утверждать, что у людей в целом представление о глобальности формировалось всё же не под воздействием Джойса с Прустом, которые всё больше Ирландией или Францией времён Второй Империи были заняты, к тому же и о будущем не сильно пеклись.
|
|
|
snovasf 
 гранд-мастер
      
|
9 января 2011 г. 22:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga не всегда -
Тут, конечно, я слишком обобщила. Но хотелось подчеркнуть закономерность обращения к фантастическому элементу тех авторов, которые стремились к философичности. Но из приведённого списка первые два автора — признанные классики психологической, а не философской прозы.
|
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 22:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата snovasf Смею утверждать, что у людей в целом представление о глобальности формировалось всё же не под воздействием Джойса с Прустом,
Ну тут мы о разном, меня интересует литература, а не люди и их "массовые" представления. А на счет Джойса — тут все просто, прописаная истина почти, через один день 16.06.04 в Дублине — "показан весь мир". Хотя, на счет будущего, Вы, возможно, правы.
цитата snovasf Но из приведённого списка первые два автора — признанные классики психологической, а не философской прозы.
И слава Богу, что мы живем в эпоху, когда можно забить на "признанность" и работать с доводами. "Философские" повести Вольтера — банальный и упрощенный пересказ английского сенсуализма, в то время как Стерн предлагает едва ли не новый способ мышления.
|
|
|
snovasf 
 гранд-мастер
      
|
9 января 2011 г. 22:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Спасибо за уточнение. О Джойсе, тем не менее, трудно согласиться насчёт и литературы также. Поскольку оказал-то он непосредственное влияние на модернизм, лишь опосредованно повлияв затем на структуру повествования авторов второй половины ХХ века. А его "весь мир" учитывал лишь западную цивилизацию.
|
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 22:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga А какие конкретно
Согласна с глобальным видением мира. Еще на мой взгляд, именно в ФиФ как части литературы активно развивалась идеи, связанные с вариантностью/множественностью миров. Например.
цитата Kniga Джойс (каким-то боком Пруст).
А мне кажется, что у них "глобальность" немного другая, вытекающая изнутри психики, сознания, а не из взгляда снаружи. Снаружи-то у модернистов мир абсурден.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 22:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль А мне кажется, что у них "глобальность" немного другая, вытекающая изнутри психики, сознания, а не из взгляда снаружи.
Не согласен. У Джойса — весь мир объединяют тексты, стили, культура. Весь мир единое поле и не суть важно осознают ли ("изнутри психики") ирландцы-антисемиты, что и их культура пронизана иудейскими текстами, что они потомки "эллинов" и "иудеев".
|
|
|
snovasf 
 гранд-мастер
      
|
9 января 2011 г. 22:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga весь мир объединяют тексты, стили, культура.
Что ж мы тогда такие необъединённые? В том-то и дело, что договариваться ещё долго придётся, поскольку культуры разные. А насчёт эллинов и иудеев — так это как раз подтверждает, что культура у Джойса имеется в виду западная, основанная на христианско-иудейском миропонимании.
|
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 22:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата snovasf взгляд на мир, где все явления взаимосвязаны. Та самая глобальность. Без взгляда извне планеты, пусть и придуманного, это не вошло бы в массовое сознание.
Вот это-то и плохо. Сейчас повсюду раздаются стенания вавилонские: мол, выросло поколение авторов, не нюхавших жизни и знающих обо всем из книжек, РПГшек, да случайно нагугленных знаний. А не тяготела бы литература (и фантастика в т.ч.) к глобальным обобщениям -- такого бы не случилось. Куда ушли, к примеру, писатели-анималисты типа того же Пришвина? по его книгам можно назубок выучить искусство охоты. По "Черному морю" Паустовского можно учить историю восстания лейтенанта Шмидта. Отличие ветра "бора" от остальных ветров.. Ну и т.д. (Я понимаю, конечно, что он хотел сказать своей книгой не только это -- но то, что она чему-то да учит, там таки есть. Это книга о конкретных вещах. О мире в его предметности. Тогда как "клоны Толкина" могут писать только о спасении Мирового Бобра от Мирового Осла. Меньше чем во вселенском масштабе -- ну никак. Про спасение Дворового Бобра в лице дворника от ЖЭКового Осла -- "нам знаний не хватат" Вот она, тяга к философским обобщениям, чем обернулась).
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 23:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата snovasf Что ж мы тогда такие необъединённые?
Потому, что никому нет никакого дела до литературы, стилей и культуры, главное — идеология, простые лозунги в газетах (глава Aeolus).
цитата snovasf А насчёт эллинов и иудеев — так это как раз подтверждает, что культура у Джойса имеется в виду западная, основанная на христианско-иудейском миропонимании.
В какой фантастике охвачено прямо все?
|
|
|
Шолль 
 философ
      
|
9 января 2011 г. 23:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga У Джойса — весь мир объединяют тексты, стили, культура.
А, Вы это имели в виду. Но в ФиФ мир глобален не как культурное пространство, а как мир вообще. Материальный, реальный мир.
Кстати, если тут речь зашла о Джойсе, модернизме и постмодернизме. Как Вы относитесь к мысли, что современный читатель устал от постмодернисткой иронии и цитатности и хочет серьезного взгляда на мир?
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 23:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль детектив, боевики с качками и розовые обложки дамских романов отсвечивают
Дамскими романами\детективами школиё брезгует -- даже для него "Донцова" есть знак антикачества. Боевики с качками, по-моему, давно уступили место именно что ФАНТбоевикам. Ну какой школьник счас купит "Рэмбо"? Он же недостаточно крутой, ибо фаэрболы не кастует цитата до классики и современной прозы редкий покупатель добирается.
До классики добраться можно. Покажите мне целый стенд (а не две полки в нем), полный мэйнстрима. Тогда как целый стенд с фонтастегой -- дело обычное.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 23:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Как Вы относитесь к мысли, что современный читатель устал от постмодернисткой иронии и цитатности и хочет серьезного взгляда на мир?
Если Вы у меня спрашиваете, то я считаю это бредом невежества. Поскольку традиции "иронии и цитатности" не одна сотня лет отроду.
цитата glupec До классики добраться можно. Покажите мне целый стенд (а не две полки в нем), полный мэйнстрима. Тогда как целый стенд с фонтастегой -- дело обычное.
А если Вы правы, тогда сразу Вам и вопрос — почему? Каковы причины этого?
|
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 23:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата какие конкретно свежие идеи они внесли (если можно, учтите мое малое знакомство и остановитесь на Толкиене и Стругацких)?
Толкин "оживил" старую идею: "власть развращает", добавив к этой формулировке уточнение: "исподтишка и против воли". И тем самым -- осовременил давно известный конфликт. Стругацкие -- очень сильно повлияли на приближение "жанра" к "методу" (фантастика должна быть про людей и их психологию прежде всего, а не про научно-технические прогнозы). Сейчас это общее место, а в те времена -- было ново и неслыханно.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
9 января 2011 г. 23:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Как Вы относитесь к мысли, что современный читатель устал от постмодернисткой иронии и цитатности и хочет серьезного взгляда на мир?
По-моему, так и есть Мне эта "цитатность" уже в пелевиновских опусах показалась фиговым листком для идейной пустоты.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
AlisterOrm 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 23:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Из всего вышесказанного делаю вывод (может быть, излишне смелый, не знаю): "БЛ" — понятие, обьединяющее в себе штучные произведения литературы, признанные большинством шедеврами. Следовательно, это — категория абстрактная, созданная скорее для удобства изучения частных литературных феноменов. "ФиФ" — методы и жанры литературного произведения. Среди них есть произведения, входящие в состав "БЛ" — нельзя этого отрицать. Отсюда ещё один вывод — нельзя говорить о слиянии "БЛ" и "ФиФ" — это явления разных порядков.
|
|
|
mischmisch 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 23:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Покажите мне целый стенд (а не две полки в нем), полный мэйнстрима
В любом приличном книжном. И не один. А Вы где искали?
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
9 января 2011 г. 23:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Толкин "оживил" старую идею: "власть развращает", добавив к этой формулировке уточнение: "исподтишка и против воли". И тем самым -- осовременил давно известный конфликт. Стругацкие -- очень сильно повлияли на приближение "жанра" к "методу" (фантастика должна быть про людей и их психологию прежде всего, а не про научно-технические прогнозы). Сейчас это общее место, а в те времена -- было ново и неслыханно.
"Идеи", "идеи" — я недаром закавычиваю, поскольку считаю литературу жизнью приемов и стилей, а не "идей". В этом отношении, в отношении "литературности" у "ФиФ" есть достижения?
|
|
|