автор |
сообщение |
Futuris 
 магистр
      
|
|
elya 
 гранд-мастер
      
|
8 августа 2017 г. 04:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата serpe Лейбниц про свои уравнения говорил, что в них просто не осталось места для бога. Вы бы еще Архимеда вспомнили. В настоящее время физика ушла настолько вперед, что волей-неволей появляются вопросы о первопричинах сущего. Конечно, это не значит, что надо верить в бородатого дедушку на облаках 
|
|
|
Icipher 
 философ
      
|
|
serpe 
 активист
      
|
8 августа 2017 г. 09:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Icipher О каких именно спекуляциях речь?
Научное обоснование бога у Уоттса выглядит несерьезно, инфантильно. В книге и без того много "лекций", что есть большой промах в области драматургии. А доморощенная философия там вообще не нужна. Лично у меня такое мнение, что книгу писали второпях, сроки сжатые и т. д. Поэтому накидали туда всего помаленьку.
|
|
|
Icipher 
 философ
      
|
8 августа 2017 г. 10:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Не помню там научных обоснований. Какого бога, к тому же? Вы же ведь не думаете, что когда Уоттс говорит об этом то подразумевает нечто из не то, что авраамических религий, а вообще что-либо из известных человечеству религиозных представлений о "боге", хоть "дремучие" иудейские представления, хоть "прогрессивного" Механика/Часовщика/ect. деистов?
|
|
|
Zangezi 
 гранд-мастер
      
|
8 августа 2017 г. 11:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата serpe Вот, Лейбниц про свои уравнения говорил, что в них просто не осталось места для бога.
Это особенно пикантный пример, учитывая, что Лейбниц автор Опытов теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла и Исповедания природы против атеистов 
|
––– Aut liberi aut libri Nec Caesar supra grammaticos |
|
|
Fауст 
 авторитет
      
|
|
elya 
 гранд-мастер
      
|
8 августа 2017 г. 14:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Massaraksh Согласитесь, ответ вида "эта книга была о боге" — не ответ. Это мои ощущения при чтении книги, а не ответ. У каждого разное мировоззрение, так что не надо думать, что после чтения мы все должны испытывать одинаковые чувства и делать одни и те же выводы, каждый получает что-то свое. И чем больше автор вложил своих мыслей, тем больше отклика у вдумчивого читателя. Конечно, если предположить, что Уоттс имел в виду бога в христианском представлении — это крайне упрощенный ответ. Здесь больше подходит понятие не бога, а космоса в древнегреческом понимании, ну или что-то из восточных философских учений.
|
|
|
serpe 
 активист
      
|
8 августа 2017 г. 18:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Icipher Вы же ведь не думаете — думаю. Под термином "бог" имеется в виду бог, а не вселенная, математика, философия и т. д. А если нет, то это тогда демагогия. Не надо так.
цитата Zangezi Лейбниц автор Опытов теодицеи — ну что ж, видимо, это Лаплас.
цитата elya не надо думать, что после чтения мы все должны испытывать одинаковые чувства и делать одни и те же выводы — почему? Авторы в текстах как раз хотят, чтобы мы все поняли их мысли более-менее одинаково, без разночтений. Иначе зачем тогда это все?цитата Icipher Не помню там научных обоснований
— они там есть ( вирус и все такое). И вообще, эти вопросы задайте Уоттсу.
|
|
|
Zangezi 
 гранд-мастер
      
|
8 августа 2017 г. 19:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата serpe — ну что ж, видимо, это Лаплас.
И он этого не говорил ))
цитата Эрве Фай На деле Лаплас никогда не говорил этого. Вот, как мне кажется, что произошло на самом деле. Ньютон, веривший, что вековые возмущения, которые он обозначил в своей теории, в итоге уничтожат Солнечную систему, где-то говорит, что Богу приходится вмешиваться время от времени, чтобы врачевать зло и как-то поддерживать работу системы. Это, однако, чистое предположение, внушённое Ньютону неполным обзором условий устойчивости нашего маленького мира. Наука в то время была ещё недостаточно развита, чтобы полностью обозревать эти условия. Но Лаплас, нашедший их путём глубокого анализа, ответил Первому консулу, что Ньютон напрасно привлёк Божественное вмешательство, чтобы время от времени настраивать машину мира (la machine du monde), и что он, Лаплас, не нуждался в таком допущении. Следовательно, не Бога Лаплас считал гипотезой, а его вмешательство в определённом месте.
|
––– Aut liberi aut libri Nec Caesar supra grammaticos |
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
8 августа 2017 г. 19:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zangezi учитывая, что Лейбниц автор Опытов теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла и Исповедания природы против атеистов

|
––– Чтение-Сила |
|
|
Icipher 
 философ
      
|
8 августа 2017 г. 21:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата serpe — думаю. Под термином "бог" имеется в виду бог, а не вселенная, математика, философия и т. д. А если нет, то это тогда демагогия. Не надо так.
Надо. Потому что нет там никакого "б-га" в религиозном понимании. Вы же знаете, что такое "художественная метафора"? И что у понятия "бог" есть множество значений, а не только те, что вписываются в рамки представлении традиционных религий? Если говорить об НФ в целом, то "богоподобными" часто предстают "сильные" ИИ. А теперь переложите это всё на "Эхопраксию" и вообще пост-сингулярный мир Уоттса в целом.
|
|
|
Fауст 
 авторитет
      
|
8 августа 2017 г. 21:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Уоттс по сути крупным планом показал "прикладную теологию" из "Пламени над бездной" Винджа. Что Виндж после этого даже не вспоминается, думаю, это талант и самобытность Уоттса. Но сам подход к вопросу для НФ, в общем, уже не новый. Даже, можно сказать, в рамках если не определённой традиции, то подхода.))
|
|
|
serpe 
 активист
      
|
8 августа 2017 г. 22:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Icipher Потому что нет там никакого "б-га" в религиозном понимании Ну как это — нерелигиозное понимание бога? Бог он и есть бог, религия. Нет бога — нет религии. Бог в нерелигиозном понимании — не бог. На метафору это тоже не тянет (у Уоттса). "Божество медлительней ледников" — написано в аннотации к Эхопраксии, имеется в виду Порция. Уоттс ли писал аннотацию или нет, она написана вполне в его стиле. ("Представьте себе, что вы машина...", "комета поет в рентгеновском диапазоне") Все эти фразы идут от автора, в этом вся его поэзия. А разговор персонажей о двухпалатниках нифига не поэтичный и не метафора. Если уж очень хочется поискать метафору бога, то тогда это сами двухпалатники. Болтуны тоже подойдут. Красивая метафора, чо. На этом бы и остановиться. Но нет, у них у самих есть бог. Вообще, причем тут бог, если книга не о нем. Это и есть претензия.
|
|
|
Zangezi 
 гранд-мастер
      
|
8 августа 2017 г. 22:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата serpe Нет бога — нет религии. Бог в нерелигиозном понимании — не бог
Ерунда. Бог бывает еще в философском понимании (есть даже философское течение такое — деизм, которое отнюдь не имеет религии, то есть там нет никакого культа, никто никому не кадит и проч.). Или бог бывает в поэтическом понимании (как синоним Природы, Космоса, или запредельного Непознаваемого, как у Гете: познать познаваемое и спокойно чтить непознаваемое).
|
––– Aut liberi aut libri Nec Caesar supra grammaticos |
|
|
serpe 
 активист
      
|
8 августа 2017 г. 22:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Fауст Уоттс по сути крупным планом показал "прикладную теологию" из "Пламени над бездной" Винджа Где крупный план-то? В основном намеки, две фразы, и все. А что касается практики, технологий, хардкора — там как раз все детально. Это же Уоттс. Винджа я не читал, к сожалению. Но я обязательно прочитаю 
|
|
|
Futuris 
 магистр
      
|
8 августа 2017 г. 22:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
просточитатель Его конкурент сэр Исаак Ньютон тоже был мистиком ещё тем, в конце своей жизни ушел в теологию полностью.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Рекомендую книгу Мориса Клайна "Математика. Утрата определенности" пока она ещё есть в продаже. Отличная вещь по истории науки цитата Zangezi Исповедания природы против атеистов
Во времена Лейбница уже были атеисты? Мне всегда казалось, что они появились позже
Касательно Уоттса: Рифтерская трилогия тоже о свободе воли. Что, интересно, так удивляет публику в Эхопраксии..?
Это специфический российский контекст, наверно. Сначала было православие — религия очень своеобразная и полностью антинаучная. Потом её сменил догматический марксизм и согласно закону "отрицания отрицания", из своего источника и составной части, отрек буржуазный идеализм полностью.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) запреты генетики и кибернетики отсюда, кстати, из догматизма, а не из самодурства Джугашвили
|
––– ☭ |
|
|
serpe 
 активист
      
|
8 августа 2017 г. 22:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zangezi Или бог бывает в поэтическом понимании Это замечательно. Но у нас же Уоттс, а не Гомер? Надо ли было втыкать непроработанную концепцию в Эхопраксию?
|
|
|
Griaule 
 гранд-мастер
      
|
8 августа 2017 г. 22:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата serpe Надо ли было втыкать непроработанную концепцию в Эхопраксию? вообще-то он там указывает на антропный принцип. Потому что пока нет концепций объясняющих тонкую настройку вселенной.
|
––– Вселенная есть история пожара, разожженного и удерживаемого гравитацией" (с) С. Лем "Голем XIV" |
|
|
Консул 
 миродержец
      
|
8 августа 2017 г. 22:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Futuris Во времена Лейбница уже были атеисты? Мне всегда казалось, что они появились позже
Если верить данным Википедии, первое употребление слова "атеист" — в 1577 году. Хотя понятие "отрицающий богов" в древнегреческом языке было с V в. до н.э.
|
|
|