Джон Рональд Руэл Толкин ...


Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Джон Рональд Руэл Толкин. Обсуждение творчества»

Джон Рональд Руэл Толкин. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 11 февраля 2017 г. 18:53  

цитата glupec

2) Вполне мог быть и такой вариант: нам показывают уничтожение Кольца глазами Арагорна и Ко, что произошло с Фродо, мы не знаем, и только потом Гэндальф говорит: "Э-эх, не успели орлы..."

Это необязательно. В книге нет ПОВ'ов. Всё повествование ведётся от третьего совершенно постороннего лица, и транслировать достоверные события можно из любой точки.


миротворец

Ссылка на сообщение 11 февраля 2017 г. 19:38  
LiYu "В книге нет ПОВ'ов" и "повествование ведется от третьего лица" -- разные вещи ;-)
У Мартина тоже не от первого, если на то пошло...
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


авторитет

Ссылка на сообщение 11 февраля 2017 г. 20:28  
glupec, у Мартина очень заметно и ярко выражено, когда и от чьего лица в данный момент читатель видит картину мира. А что, вы хотите поспорить, что и ВК есть ПОВы?) Честно сознаюсь, мне будет не так-то просто аргументировать :-))) Почти любую сцену с участием живого персонажа при большом желании можно считать сценой с участием ПОВа. Но кто-то тут недавно в споре о нашести и ненашести мира приводил довод, что рассказчику ВК известны некоторые технологии нашего мира. Я пока что за это зацеплюсь, хотя это может быть и особенностью перевода))


миротворец

Ссылка на сообщение 11 февраля 2017 г. 22:21  
Фродо — ПОВ
Сэм — ПОВ
Гэндальф — ПОВ
Арагорн — отчасти тоже. Их глазами мы видим все происходящее.
Остальные... ну, насчет остальных можно спорить. Голлум явно на ПОВа тянет.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


авторитет

Ссылка на сообщение 12 февраля 2017 г. 01:49  
Попробую зайти с другой стороны. В Сильмариллионе ПОВов точно-точно нет. С этим-то вы согласны? Так вот, в чём принципиальное отличие глав, например, Феанора и того же Арагорна с точки зрения, что один ПОВ, а другой нет?

Фродо — только по факту того, что автор почти постоянно держит его в кадре?
Сэм — та же причина
Гэндальф — если б он был ПОВом, ему бы не пришлось рассказывать о своих приключениях другим персонажах устно, делая свои рассказы частью сюжета.
А почему не глазами Леголаса или Гимли?

Это меня так зацепило ваше высказывание, что если персонаж умрёт где-нибудь в глухомани, то читатель не сможет ничего о его судьбе узнать, если не будет других свидетелей, по-моему все в последнее время помешались на этих ПОВах немношк) Уж и просто так "со стороны" повествований не бывает что ли? :-)


магистр

Ссылка на сообщение 12 февраля 2017 г. 03:50  
ПОВ — это просто удобный термин, по ссылке очеь хорошо раскрывается на примере Мартина. Повествование от 3-его лица, но в контексте одного героя. Такой жесткой детерминированности в художественных повествованиях у Толкина и правда нет, не соглашусь с glupec. Ни Фродо, ни Сэм, ни Гэндальф не являются ПОВами, то есть "Точками Зрения", хотя их чувства и переживания могут быть богато описаны автором. Повествование в текстах Профессора не ПОВ-ориентированы, хотя и ведутся от третьего лица (от лица рассказчика). Мы знаем больше, чем герои, поскольку "слушаем" именно рассказчика.
Простые примеры — рассказ о Шелоб, на который прерывается повествование, пролог о хоббитах, описание Хельмовой Пади. Ни в одной главе нет такого, будто мы смотрим на ситуацию и базируемся на опыте лишь одного конкретного героя.

А, например, у моего любимого Теда Уильямса (под впечатлением которого Мартин, с его слов, писал свою сагу), как раз присутствует повествование на базе ПОВ (Орден Манускрипта).


авторитет

Ссылка на сообщение 12 февраля 2017 г. 17:12  
Ещё кусочек пруфа. Эпизод у ворот "Гарцующего пони":

цитата

А привратник посмотрел посмотрел вслед хоббитам и пошел в свою сторожку. Но едва он повернулся спиной к воротам, их перемахнул какой то человек – и тут же растворился в уличной темноте.

Человека никто из героев не видел, следовательно, сцена читателю подаётся со стороны.


миродержец

Ссылка на сообщение 12 февраля 2017 г. 17:34  
А ещё есть эпизод погрома в новом доме Фродо и множество других, данных с точки зрерия т н. Всезнающего автора
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 февраля 2017 г. 20:21  

цитата amlobin

с точки зрерия т н. Всезнающего автора

Хватит издеваться.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 февраля 2017 г. 09:12  
О магии в мире ВК.
Высказывались мнения, что

цитата Dark Andrew

В мире Толкина магия практически не описана

Я с этим мнением согласился, а зря — описана магия, в количестве небольшом, но достаточном. И эльфы и майяры не брезгуют ею, когда им очень нужно. Вот, например, как Элронд встречал кольценосцев

цитата

– А кто приказал реке взбунтоваться? – все еще не понимал Фродо.
Элронд, – отозвался Гэндальф. – Река находится в его власти, и, если приспевает нужда закрыть Брод, вода разъяряется. Как только предводитель Призраков направил коня в реку, вода хлынула неукротимым потоком и сшибла их обоих. Открою тебе тайну – для пущего устрашения я добавил кое–что и от себя: ты, наверное, заметил, что гребни волн выглядели как огромные белые кони со сверкающими всадниками в белом?

С Гэндальфом еще круче. Его посох не только статусный символ, но и вполне утилитарный девайс
На перевале

цитата

Но хотя, как советовал Боромир, они взяли с собой дрова и растопку, ни эльфу, ни даже гному не удавалось сохранить выкресанную искру: вихрь тут же задувал ее, да и дерево отсырело. Наконец Гэндальф, с большой, правда, неохотой, взялся за дело сам. Подняв одну из вязанок, он подержал ее на весу и с возгласом «Наур ан эдраит аммэн!» вонзил в нее посох. Из вязанки вырвалось голубое и зеленое пламя. Хворост вспыхнул и затрещал.
– Если кто–нибудь за нами наблюдает, для него больше не секрет, что я тоже участвую в походе, – вздохнул волшебник. – Это было все равно что начертать в облаках огненными буквами: «Здесь был Гэндальф».

На подходе к Мории

цитата

…Лук Леголаса пел не переставая. Гэндальф в мечущихся отсветах пламени сделался словно бы выше и стоял, величавый и грозный, будто на холме воздвиглась каменная статуя какого–то древнего короля. Гигантская тень наклонилась над костром, в руке у нее оказалась пылающая ветвь – и Гэндальф шагнул навстречу волкам. Те подались назад. Огненная ветка вознеслась вверх и вдруг, как молния, брызнула ослепительно белым светом. Над холмом раскатился громовой голос:
– Наур ан эдраит аммен! Наур дан и нгаурот!
Раздался рев и оглушительный треск; дерево над головой волшебника словно взорвалось огненными цветами. Огонь охватил ствол от корней до вершины. Над холмом заполыхал нестерпимо яркий све
т.

И в Мории

цитата

Гэндальф, как и прежде, возглавлял шествие. В левой руке он держал посох, освещавший землю у него под ногами, в правой – меч Гламдринг… Отряду и в самом деле повезло с проводником. Факел смастерить было не из чего: в панике многое было позабыто на берегу. А без света пришлось бы туго – и не только из–за бесконечных развилок

Как следует из текста наш грозный маг не брезговал использовать свой посох как фонарик, зажигалку и огнемет. Имелся в его распоряжении и достойный набор заклинаний
А еще в Средиземье было множество магических артефактов, начиная со светящихся веревок и мечей и заканчивая воротами в Морию.
У Галадриэль, в частности, имелось Кольцо, Зеркало и Фиал, который она презентовала Фродо 8:-0
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 февраля 2017 г. 13:58  

цитата amlobin

Я с этим мнением согласился, а зря — описана магия, в количестве небольшом, но достаточном. И эльфы и майяры не брезгуют ею, когда им очень нужно


Предлагаю вам взглянуть с другой стороны. Магия — это нечто выдающееся из обычного порядка вещей, нечто противоречащее законам природы. Но для майяр (Гэндальфа) и эльфов магия вполне естественна, она является частью их бытия. Это не нечто особенное и противоречащее.
Мне кажется, что у Толкина магия очень тонков вплетена в повествование, мироздание и историю творения. Это не что-то противоестественное, как было например в мирах Говарда.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 февраля 2017 г. 14:02  

цитата DedUshka

Предлагаю вам взглянуть с другой стороны.

Это тоже конечно интересный подход. Но тогда получается, что раз Толкин вплел магию тоньше чем скажем Роулинг, то у нее выходит фэнтези (или волшебная сказка), а у Толкина — нет? Или мир у него не магический?
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 февраля 2017 г. 14:11  

цитата amlobin

Но тогда получается, что раз Толкин вплел магию тоньше чем скажем Роулинг, то у нее выходит фэнтези (или волшебная сказка), а у Толкина — нет? Или мир у него не магический?


Я плохо помню миры Роулинг, но даже противопоставление магов и маглов, магических существ и обычных животных показывает, что в ее мире магия есть нечто выдающееся, не вполне нормальное, отличное.
А Толкин писал не фэнтези, Толкин создавал мифологический мир, а, как мы знаем, в мифе нет границы между естественным и сверхъестественным — это все является нормальным и привычным.
Вот у Говарда магия это нечто противоестественное или сверхъестественное, а для мира Толкина магия поддерживает жизнь лесов, рост травы — магия является частью природы. Вспомните Тома Бомбадила. Он разве магическое существо? Он просто часть мира и природы. Вам так не кажется?


миродержец

Ссылка на сообщение 16 февраля 2017 г. 16:40  
DedUshka
Я понимаю, что вы имеете в виду, но это тупиковый ИМХО подход. Как мы будем определять что

цитата DedUshka

в мифе нет границы между естественным и сверхъестественным — это все является нормальным и привычным.

А вот у Стругацких фантастика очень органично вписана в мир, так он теперь что- не фантастический? Если миф создается конкретным автором — так это все равно фэнтези. Тем более, что в данном случае жанр во многом на Толкина и ориентирован.

цитата DedUshka

Вспомните Тома Бомбадила. Он разве магическое существо? Он просто часть мира и природы.

Персонификация сил природы. Волшебное (сказочное) существо, аналогичное Бабе-Яге или Кощею Бессмертному.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 февраля 2017 г. 18:06  

цитата amlobin

Как мы будем определять что

   цитата DedUshka
   в мифе нет границы между естественным и сверхъестественным


Ну разные гуманитарные дисциплины вроде культурологии, теории и истории культуры это научились определять. А в случае Толкина все достаточно очевидно. Гэндальф — магическое существо ограниченное плотью, для него магия является нормой, как и для эльфов, энтов и других.

цитата amlobin

А вот у Стругацких фантастика очень органично вписана в мир, так он теперь что- не фантастический?


Фантастика базируется на естественнонаучном понимании мира. Тут немного про другое совсем и давайте не будем путаться.

цитата amlobin

Персонификация сил природы. Волшебное (сказочное) существо, аналогичное Бабе-Яге или Кощею Бессмертному.


Ну вот сами видите — сказка. К тому же и Баба-Яга и Кощей Бессмертный не персонификация сил природы.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 февраля 2017 г. 19:15  

цитата DedUshka

Ну разные гуманитарные дисциплины вроде культурологии, теории и истории культуры это научились определять.

И как же они это сделали? Где критерий?

цитата DedUshka

Гэндальф — магическое существо ограниченное плотью, для него магия является нормой, как и для эльфов, энтов и других.

А как вы определите Горлума или Бильбо? А Гарри Поттер или Антон Городецкий? А ведьмаки Сапковского? Они магические существа или так?

цитата DedUshka

К тому же и Баба-Яга и Кощей Бессмертный не персонификация сил природы.

Гэндальф тем более.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 февраля 2017 г. 20:35  
amlobin вы такой упорный, я не могу с вами спорить. Просто очень быстро перестаю понимать о чем мы вообще спорили :-)


миродержец

Ссылка на сообщение 16 февраля 2017 г. 20:51  

цитата DedUshka

Просто очень быстро перестаю понимать о чем мы вообще спорили

Я настойчивый. А спорю лично я о том, есть магия в мире ВК или нет. Вы доказываете, что раз она там

цитата DedUshka

у Толкина магия очень тонков вплетена в повествование, мироздание и историю творения

то как бы и не считается.

цитата DedUshka

Магия — это нечто выдающееся из обычного порядка вещей, нечто противоречащее законам природы.

То есть, если автор сделал сверхъестественное (в нашем мире) частью своего мира, то он уже не магический.
Ну я вас понял именно так, во всяком случае.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


философ

Ссылка на сообщение 17 февраля 2017 г. 02:53  
А магии у ДРРТ нет. У него практическая теология, грубо говоря. Эру дал кусочек своей силы валарам, а те уже выделили мал по малу тем, кого считали полезными. И хоть Гэндальфа обычно называют магом, но не следует забывать, что он истари, мелкий божок или что-то типа ангела.
–––
I am a leaf on the wind. Watch how I soar.


миротворец

Ссылка на сообщение 17 февраля 2017 г. 06:04  

цитата amlobin

А спорю лично я о том, есть магия в мире ВК или нет.

А зачем спорить о том, есть ли магия в Средиземье или нет, когда можно ознакомиться с давно вышедшими работами, например этой 2005 года и вот этой.
–––

Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное.
Страницы: 123...127128129130131...560561562    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Джон Рональд Руэл Толкин. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Джон Рональд Руэл Толкин. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх