Дотолкиновское фэнтези но ...


Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»

"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 19 марта 2009 г. 02:12  
Эта тема отличается от темы "Истоки фэнтези". Я считаю, что "дотолкиновское" фэнтези пишут и сейчас. Это творческий метод (ИМХО), а не просто "то, что было издано до 1954г." Здесь хотелось бы обсудить творчество Дансейни, Миррлиз, Мервина Пика, Чарльза Уильямса, Дж.Б.Кейбелла, Кларка Эштона Смита (а если есть желание — также У.Морриса и Дж.Макдональда).
Ну и всех современных авторов, пользующихся этим методом: Дж.Стоддарда, С.Кокейна. ИМХО: "Балумнийская трилогия" Блэйлока тоже такая;-)... "дотолкиновская". Может, есть кто-то ещё, кого я не знаю.
О, вот: Эрику Рюкеру Эддисону в теме самое место, но его почти никто не читал:-(((, и я тоже — только отрывки.

Краули, Кашнер и Бигль тоже подойдут, отдельных тем у них, кажется, нет.

UPD. Забыла Мэйчена и Блэквуда. Хотя они — скорее мистика-готика, чем фэнтези.
Широкая такая тема получается;-).
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миротворец

Ссылка на сообщение 3 февраля 2023 г. 15:02  
Alex_Razor
цитата
п. с. забавно, что топикстатер, похоже, уже потеряла интерес к теме, а тема жива.) Но это так, оффтоп, заканчиваю.

Уважаемая Вероника проживает в Харькове, поэтому дело, как Вы понимаете, может быть не только в "потере интереса".


миродержец

Ссылка на сообщение 4 февраля 2023 г. 18:13  
цитата Alex_Razor
п. с. забавно, что топикстатер, похоже, уже потеряла интерес к теме, а тема жива.) Но это так, оффтоп, заканчиваю.
У топик-стартера в июле этого года умерла мама, поэтому интерес потерян ко многому.
Но тему иногда читаю.
Напоминаю, что я живу на Украине, новые российские издания здесь почти недоступны, по понятным причинам.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


философ

Ссылка на сообщение 6 февраля 2023 г. 17:51  
Всё понятно. Это не была попытка задеть, или что-то в этом роде — прошу прощения, если так получилось.
Соболезную и надеюсь, всё у вас будет хорошо.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 февраля 2023 г. 02:25  
Мне очень жаль, если своим сообщением я прервала разговор о дотолкиновском фэнтези. Я этого не хотела, извините.

Спасибо за ссылку на сборники Морган.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миротворец

Ссылка на сообщение 10 февраля 2023 г. 10:28  
Veronika
Разговор о дотолкиновском фэнтези не задушишь, не убьёшь! :-[
Вот, совершенно случайно наткнулся: Битва у моста через ручей
Очень рекомендую, журнал — в свободном доступе.


философ

Ссылка на сообщение 10 февраля 2023 г. 15:35  
Я тут подумал... Если вспомнить разные признаки "дотолкиновского" фентези, которые называли в этой теме, напр. отсутствие чёткой проработки мира и обилия нечеловеческих рас, то получается, что Бас Лаг антитолкиниста Чайны Мьевиля — это весьма оригинальное, но всё же по сути вполне толкиновское фентези. Верно, или я что-то не понял?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 февраля 2023 г. 21:39  
Оно не то чтобы толкиеновское, но явно не "ДО".
Так-то к дотолкиеновскому фэнтези относится корифей Говард (у которого и карта мира проработана, и всякие там люди-змеи\черви и прочие полудемоны достаточно часто, а в одном из рассказов вообще фигурируют крабы с жуткой ментальной силой).


миротворец

Ссылка на сообщение 10 февраля 2023 г. 21:41  
Kail Itorr
Не, вот Говард по методу — вообще не дотолкинистика. Ни с какой стороны.
По хронологии — спорить смысла нет.
Но заметьте — его ни один пользователь ФантЛаба к дотолкинистика и не отнес.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 февраля 2023 г. 02:02  
Методика — она очень странную фигню дает, бо по методике Дойл (Сквозь пелену), Хаггард (Она, Древний Аллан, Ледяные боги), Гриффит (Валдар Многаждырожденный), Лондон (До Адама, Смирительная рубашка) и Говард (Джеймс Элиссон) как-то подозрительно похожи...


философ

Ссылка на сообщение 11 февраля 2023 г. 11:37  
Ну Говарда можно отнести даже к псевдо-историчискому фентези, так как это всё происходит на Земле, просто в глубокой древности. И кстати из нечеловеческих рас у него, фактически, только змеелюди, и те, скорее, до-человеческие, которых люди вытеснили. Как и какие-нибудь вурмисы у Смита. И воспринимаются они не как "раса", а как отдельный чуждый вид, ближе к Лавкрафтовским глубоководным. Там нет такого обилия "рас", как в стандартном фентези, которые все живут в своих странах и относятся друг к другу как к обычным иностранцам.
И кстати, до прочтения этой темы я считал, что Говард — как раз типичная дотолкинистика: глобальных "битв великих воинств" нет, мир, хоть и прописан, но не настолько, и не играет особо важной роли. А оказывается этот термин немного другой.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 февраля 2023 г. 13:49  
Так ведь и Толкиен "псевдо-исторический", т.к. Сильм и ВК, сказания первой-второй-третьей эпохи, приносят из плаванья на Запад св. Бреннан со товарищи, типа доплыли до Тол Эрессэа... У Морриса "псеевдоисторического" больше половины, а пресловутый Дом Вольфингов как раз на битве великих воинств и построен.


философ

Ссылка на сообщение 16 февраля 2023 г. 23:00  
цитата
Вслед за родной Португалией, которую с нежностью и иронией любил, Эса ди Кейрош открыл и воссоздал Восток. Его «Мандарин» (1880) — фантастическая история. Один из героев — злой дух; другой из своего грязного лиссабонского пансиона колдовским способом убивает мандарина, запускающего змеев на террасе, которая находится в самом центре Поднебесной Империи. Ум читателя с удовольствием обживает этот невероятный сюжет
.
Борхес, конечно же, лукавит, но эта повесть в духе фантастики Куприна или Лессажа — еще одна ветка не-толкиновской фэнтези.


магистр

Ссылка на сообщение 19 февраля 2023 г. 05:16  
У меня из местных описаний поджанра сложилось впечатление, что "до-толкиенистика" ближе к традиции литературной сказки. Хронология на самом деле вторична. Речь скорее об эстетике, а это дело такое, что трудно сформулировать четко. Я с этим столкнулся когда пытался обозначить что такое "Средневековье по Вальтеру Скотту". И понимать понимаю, написать не могу. Вот и Толкиен так же. В самом деле и карты и чуждые расы и даже апокалиптический масштаб бывали и раньше. Но не такие. Влияние же его на жанр столь велико, что можно не читать самого отца-основателя, а все равно плыть по течению.
В наши дни Гейман вот пишет так будто Толкиена не существовало. Наверное не без волевых усилий.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 февраля 2023 г. 20:17  
Гейман сложнее, если "Звездную пыль" он действительно нарисовал как прямое наследие традиции Луда Туманного ("если бы Шантиклер ушел на Ту Сторону"), а "Коралина" и "Никогда" в традиции тех самых литсказок, то "Американские боги" и "Сыны Ананси", не говоря уже о "Сендмене" — классичское, матерое городское фэнтези, а оно невозможно без тех ноток, которые в жанр привнес именно Толкиен.


авторитет

Ссылка на сообщение 19 февраля 2023 г. 20:45  
Если так широко смотреть, то можно и "Саламбо" Гюстава Флобера (которой, как я подозреваю, мог вдохновляться и Роберт Говард) к этой области отнести. Хотя там скорее не фантастика, а мистика, но в случае с заинфом (покрывалом богини Танит) и его магической силе, а также сцена в святилище богини, где главный герой оказывается для похищения заинфа, а также финальная сцена гибели, то можно сказать, что есть а этом нечто околофэнтезийное.


активист

Ссылка на сообщение 19 февраля 2023 г. 21:29  
цитата Kail Itorr
классичское, матерое городское фэнтези, а оно невозможно без тех ноток, которые в жанр привнес именно Толкиен.


Привнес, наверное, в Хоббите, так как Лейбер свою классическую Ведьму сочинил в 1943


миротворец

Ссылка на сообщение 19 февраля 2023 г. 21:36  
Kail Itorr
цитата
классичское, матерое городское фэнтези, а оно невозможно без тех ноток, которые в жанр привнес именно Толкиен.

Очень интересно, как Вы все это трактует, но не подскажете — в каком городе у Толкина происходит действие? Ну, что бы хотя бы формально отнести его к "городскому фэнтези"... 8:-0


философ

Ссылка на сообщение 19 февраля 2023 г. 22:00  
цитата Seidhe
в каком городе у Толкина происходит действие?

В Минас-Тирите возможно?


магистр

Ссылка на сообщение 19 февраля 2023 г. 22:38  
Всё-таки «Американские боги» Геймана при первом, поверхностном, взгляде в первую очередь кажутся своеобразной идейной интерпретацией иронично околомарксистской (хотя бы по названию) «Глухой поры в Ланкмаре» Лейбера, каковая ещё Глена Кука чуть раньше неслабо увлекла. А по форме (фантасмагоричности, связыванию и проникновению пластов) исполнением à la «Мастер и Маргарита». То есть не совсем вижу, где здесь есть место ещё и Толкину.
–––
Жила-была Аннексия и сестра ейная Контрибуция


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 20 февраля 2023 г. 08:46  
Скажем так, городская фэнтези в "матерых" своих проявлениях — это не просто "фэнтези, где декорациями является современный город". Т.е. и это тоже, но. Именно для "фэнтези большого города" отприродно характерна та самая профессоровская нотка "мировой конфликт вокруг очень маленького существа", ибо в городе всякий его обитатель будет "очень маленьким существом", то, чего не ощущается в классике, где дело "на природе". Вариант "конфликт человека и системы", безусловно изобретенный не Толкиеном, тем не менее, входит в ту же категорию, ибо в сравнении с системой см. выше.
Страницы: 123...2930313233...555657    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»

 
  Новое сообщение по теме «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх