автор |
сообщение |
Veronika 
 миродержец
      
|
19 марта 2009 г. 02:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Эта тема отличается от темы "Истоки фэнтези". Я считаю, что "дотолкиновское" фэнтези пишут и сейчас. Это творческий метод (ИМХО), а не просто "то, что было издано до 1954г." Здесь хотелось бы обсудить творчество Дансейни, Миррлиз, Мервина Пика, Чарльза Уильямса, Дж.Б.Кейбелла, Кларка Эштона Смита (а если есть желание — также У.Морриса и Дж.Макдональда). Ну и всех современных авторов, пользующихся этим методом: Дж.Стоддарда, С.Кокейна. ИМХО: "Балумнийская трилогия" Блэйлока тоже такая ... "дотолкиновская". Может, есть кто-то ещё, кого я не знаю. О, вот: Эрику Рюкеру Эддисону в теме самое место, но его почти никто не читал , и я тоже — только отрывки.
Краули, Кашнер и Бигль тоже подойдут, отдельных тем у них, кажется, нет.
UPD. Забыла Мэйчена и Блэквуда. Хотя они — скорее мистика-готика, чем фэнтези. Широкая такая тема получается .
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
3 февраля 2023 г. 15:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Alex_Razor
цитата п. с. забавно, что топикстатер, похоже, уже потеряла интерес к теме, а тема жива.) Но это так, оффтоп, заканчиваю. Уважаемая Вероника проживает в Харькове, поэтому дело, как Вы понимаете, может быть не только в "потере интереса".
|
|
|
Veronika 
 миродержец
      
|
4 февраля 2023 г. 18:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Alex_Razorп. с. забавно, что топикстатер, похоже, уже потеряла интерес к теме, а тема жива.) Но это так, оффтоп, заканчиваю. У топик-стартера в июле этого года умерла мама, поэтому интерес потерян ко многому. Но тему иногда читаю. Напоминаю, что я живу на Украине, новые российские издания здесь почти недоступны, по понятным причинам.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Alex_Razor 
 философ
      
|
6 февраля 2023 г. 17:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Всё понятно. Это не была попытка задеть, или что-то в этом роде — прошу прощения, если так получилось. Соболезную и надеюсь, всё у вас будет хорошо.
|
|
|
Veronika 
 миродержец
      
|
10 февраля 2023 г. 02:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мне очень жаль, если своим сообщением я прервала разговор о дотолкиновском фэнтези. Я этого не хотела, извините.
Спасибо за ссылку на сборники Морган.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
Alex_Razor 
 философ
      
|
10 февраля 2023 г. 15:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я тут подумал... Если вспомнить разные признаки "дотолкиновского" фентези, которые называли в этой теме, напр. отсутствие чёткой проработки мира и обилия нечеловеческих рас, то получается, что Бас Лаг антитолкиниста Чайны Мьевиля — это весьма оригинальное, но всё же по сути вполне толкиновское фентези. Верно, или я что-то не понял?
|
|
|
Kail Itorr 
 гранд-мастер
      
|
10 февраля 2023 г. 21:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Оно не то чтобы толкиеновское, но явно не "ДО". Так-то к дотолкиеновскому фэнтези относится корифей Говард (у которого и карта мира проработана, и всякие там люди-змеи\черви и прочие полудемоны достаточно часто, а в одном из рассказов вообще фигурируют крабы с жуткой ментальной силой).
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
10 февраля 2023 г. 21:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Kail Itorr Не, вот Говард по методу — вообще не дотолкинистика. Ни с какой стороны. По хронологии — спорить смысла нет. Но заметьте — его ни один пользователь ФантЛаба к дотолкинистика и не отнес.
|
|
|
Kail Itorr 
 гранд-мастер
      
|
11 февраля 2023 г. 02:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Методика — она очень странную фигню дает, бо по методике Дойл (Сквозь пелену), Хаггард (Она, Древний Аллан, Ледяные боги), Гриффит (Валдар Многаждырожденный), Лондон (До Адама, Смирительная рубашка) и Говард (Джеймс Элиссон) как-то подозрительно похожи...
|
|
|
Alex_Razor 
 философ
      
|
11 февраля 2023 г. 11:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ну Говарда можно отнести даже к псевдо-историчискому фентези, так как это всё происходит на Земле, просто в глубокой древности. И кстати из нечеловеческих рас у него, фактически, только змеелюди, и те, скорее, до-человеческие, которых люди вытеснили. Как и какие-нибудь вурмисы у Смита. И воспринимаются они не как "раса", а как отдельный чуждый вид, ближе к Лавкрафтовским глубоководным. Там нет такого обилия "рас", как в стандартном фентези, которые все живут в своих странах и относятся друг к другу как к обычным иностранцам. И кстати, до прочтения этой темы я считал, что Говард — как раз типичная дотолкинистика: глобальных "битв великих воинств" нет, мир, хоть и прописан, но не настолько, и не играет особо важной роли. А оказывается этот термин немного другой.
|
|
|
Kail Itorr 
 гранд-мастер
      
|
11 февраля 2023 г. 13:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Так ведь и Толкиен "псевдо-исторический", т.к. Сильм и ВК, сказания первой-второй-третьей эпохи, приносят из плаванья на Запад св. Бреннан со товарищи, типа доплыли до Тол Эрессэа... У Морриса "псеевдоисторического" больше половины, а пресловутый Дом Вольфингов как раз на битве великих воинств и построен.
|
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
16 февраля 2023 г. 23:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Вслед за родной Португалией, которую с нежностью и иронией любил, Эса ди Кейрош открыл и воссоздал Восток. Его «Мандарин» (1880) — фантастическая история. Один из героев — злой дух; другой из своего грязного лиссабонского пансиона колдовским способом убивает мандарина, запускающего змеев на террасе, которая находится в самом центре Поднебесной Империи. Ум читателя с удовольствием обживает этот невероятный сюжет . Борхес, конечно же, лукавит, но эта повесть в духе фантастики Куприна или Лессажа — еще одна ветка не-толкиновской фэнтези.
|
|
|
Михаэль 
 магистр
      
|
19 февраля 2023 г. 05:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
У меня из местных описаний поджанра сложилось впечатление, что "до-толкиенистика" ближе к традиции литературной сказки. Хронология на самом деле вторична. Речь скорее об эстетике, а это дело такое, что трудно сформулировать четко. Я с этим столкнулся когда пытался обозначить что такое "Средневековье по Вальтеру Скотту". И понимать понимаю, написать не могу. Вот и Толкиен так же. В самом деле и карты и чуждые расы и даже апокалиптический масштаб бывали и раньше. Но не такие. Влияние же его на жанр столь велико, что можно не читать самого отца-основателя, а все равно плыть по течению. В наши дни Гейман вот пишет так будто Толкиена не существовало. Наверное не без волевых усилий.
|
|
|
Kail Itorr 
 гранд-мастер
      
|
19 февраля 2023 г. 20:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Гейман сложнее, если "Звездную пыль" он действительно нарисовал как прямое наследие традиции Луда Туманного ("если бы Шантиклер ушел на Ту Сторону"), а "Коралина" и "Никогда" в традиции тех самых литсказок, то "Американские боги" и "Сыны Ананси", не говоря уже о "Сендмене" — классичское, матерое городское фэнтези, а оно невозможно без тех ноток, которые в жанр привнес именно Толкиен.
|
|
|
AndT 
 авторитет
      
|
19 февраля 2023 г. 20:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Если так широко смотреть, то можно и "Саламбо" Гюстава Флобера (которой, как я подозреваю, мог вдохновляться и Роберт Говард) к этой области отнести. Хотя там скорее не фантастика, а мистика, но в случае с заинфом (покрывалом богини Танит) и его магической силе, а также сцена в святилище богини, где главный герой оказывается для похищения заинфа, а также финальная сцена гибели, то можно сказать, что есть а этом нечто околофэнтезийное.
|
|
|
Le Taon 
 активист
      
|
19 февраля 2023 г. 21:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kail Itorrклассичское, матерое городское фэнтези, а оно невозможно без тех ноток, которые в жанр привнес именно Толкиен.
Привнес, наверное, в Хоббите, так как Лейбер свою классическую Ведьму сочинил в 1943
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
19 февраля 2023 г. 21:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Kail Itorr
цитата классичское, матерое городское фэнтези, а оно невозможно без тех ноток, которые в жанр привнес именно Толкиен. Очень интересно, как Вы все это трактует, но не подскажете — в каком городе у Толкина происходит действие? Ну, что бы хотя бы формально отнести его к "городскому фэнтези"... 
|
|
|
pacher 
 философ
      
|
|
isaev 
 магистр
      
|
19 февраля 2023 г. 22:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Всё-таки «Американские боги» Геймана при первом, поверхностном, взгляде в первую очередь кажутся своеобразной идейной интерпретацией иронично околомарксистской (хотя бы по названию) «Глухой поры в Ланкмаре» Лейбера, каковая ещё Глена Кука чуть раньше неслабо увлекла. А по форме (фантасмагоричности, связыванию и проникновению пластов) исполнением à la «Мастер и Маргарита». То есть не совсем вижу, где здесь есть место ещё и Толкину.
|
––– Жила-была Аннексия и сестра ейная Контрибуция |
|
|
Kail Itorr 
 гранд-мастер
      
|
20 февраля 2023 г. 08:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Скажем так, городская фэнтези в "матерых" своих проявлениях — это не просто "фэнтези, где декорациями является современный город". Т.е. и это тоже, но. Именно для "фэнтези большого города" отприродно характерна та самая профессоровская нотка "мировой конфликт вокруг очень маленького существа", ибо в городе всякий его обитатель будет "очень маленьким существом", то, чего не ощущается в классике, где дело "на природе". Вариант "конфликт человека и системы", безусловно изобретенный не Толкиеном, тем не менее, входит в ту же категорию, ибо в сравнении с системой см. выше.
|
|
|