Дотолкиновское фэнтези но ...


Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»

"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 19 марта 2009 г. 02:12  
Эта тема отличается от темы "Истоки фэнтези". Я считаю, что "дотолкиновское" фэнтези пишут и сейчас. Это творческий метод (ИМХО), а не просто "то, что было издано до 1954г." Здесь хотелось бы обсудить творчество Дансейни, Миррлиз, Мервина Пика, Чарльза Уильямса, Дж.Б.Кейбелла, Кларка Эштона Смита (а если есть желание — также У.Морриса и Дж.Макдональда).
Ну и всех современных авторов, пользующихся этим методом: Дж.Стоддарда, С.Кокейна. ИМХО: "Балумнийская трилогия" Блэйлока тоже такая;-)... "дотолкиновская". Может, есть кто-то ещё, кого я не знаю.
О, вот: Эрику Рюкеру Эддисону в теме самое место, но его почти никто не читал:-(((, и я тоже — только отрывки.

Краули, Кашнер и Бигль тоже подойдут, отдельных тем у них, кажется, нет.

UPD. Забыла Мэйчена и Блэквуда. Хотя они — скорее мистика-готика, чем фэнтези.
Широкая такая тема получается;-).
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


авторитет

Ссылка на сообщение 4 марта 2023 г. 18:39  
цитата AndT
Всегда считал ВК переосмыслением европейского мифологического наследия + личного опыта участия автора в Первой мировой войне.

и католицизм конечно

цитата urs
Ну не сказал бы, фэнтези, фантастика в целом, и есть богословие нашего времени в доступной для атеистов формулировке... та же Дюна. чисто религиозный посыл

Фэнтези может содержать в себе элементы проповеди, безусловно. Указывать в сторону религии или мифологии, распространять ее. Но оно не претендует быть буквальным Откровением. Очень яркий пример тут пожалуй Льюис.
–––
У нашым калгасе парадак і ціша,
І шэпчуцца людзі, калі ўжо, калі ўжо


авторитет

Ссылка на сообщение 4 марта 2023 г. 23:00  
цитата urs
Мифологическая система сказителя принципиально теистична. Я утверждаю, что между ними больше сходства, чем разницы. И фантаст и сказителя равным образом не столько творцы, сколько передаточные звенья.


Я категорически не согласен ставить знак равенства между системами моно- и политеизма, между живущем в мире традиции сказителем, передающим и верящим в её существование и писателем, насколько хорош он бы ни был как стилист или как рассказчик.

Нельзя уравнять "Младшую Эдду" Снорри Стурлусона с "Пришествием короля" Николая Дмитриевича Толстого-Милославского. Один живёт в пространстве мифа, мифологемы, другой — его гость и исследователь.

Приведу очень эмоциональный, но точный пример из книги Вильгельма Грëнбека "Эпоха викингов. Мир богов и мир людей в мифах северных германцев", которую я всячески, несмотря на её объем, рекомендую:

цитата
Для человека современного мышления, который требует, чтобы все части существования совмещались друг с другом, было бы очень опасно отправиться в Мидгард. Если он не сможет изменить себя и превратиться в одно из явлений этого царства, то будет раздавлен между Душами-великанами, которые заполняют это небольшое пространство. Главное условие для того, чтобы почувствовать себя в Мидгарде как дома, – это смотреть на все предметы как на формирующие мир и заполняющие его объекты, а вовсе не как части этого мира. Каждое животное и дерево, небеса и землю надо рассматривать не как объекты, занимающие большую или меньшую часть мира, а как большие или маленькие самостоятельные миры.


Оставив на совести автора его эмоции, опыт и видение, отмечу, что в книге очень подробно изложена попытка приблизиться к пониманию мироосознания людей той эпохи с её понятием сакрального (оно там сильно отличается от наших понятий сегодня).


авторитет

Ссылка на сообщение 4 марта 2023 г. 23:35  
цитата
Даже сам Толкин в своих воспоминаниях писал о том, что ему говорили: не думайте, что ВК написали вы сами. И про свою встречу с Гандальвом тоже.

Уточните — чья встреча с Гэндальфом?
–––
Там твоя волна —
Вихри света и тепла, Но разрушает всё Заклятие мое. (с)


магистр

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 00:31  
цитата heruer
Фэнтези может содержать в себе элементы проповеди, безусловно. Указывать в сторону религии или мифологии, распространять ее. Но оно не претендует быть буквальным Откровением.

Ну, почему же... многие читатели так и воспринимают фантастические произведения как Откровение во всей полноте. достаточно почитать темы творчества Толкина, Мартина,Ллавкрафта   
цитата AndT
Я категорически не согласен ставить знак равенства между системами моно- и политеизма, между живущем в мире традиции сказителем, передающим и верящим в её существование и писателем

Причем здесь моно и поли политеизм? . Принципиально сказитель и писатель тождественны. Мы не знаем, во что верил Гомер, а что привирал, чтобы античным деревенским теткам было интересно слушать. Одна и та же функция в разных исторических эпохах.
цитата AndT
Нельзя уравнять "Младшую Эдду" Снорри Стурлусона с "Пришествием короля" Николая Дмитриевича Толстого-Милославского.

Но в общем и целом и та, и другая книги представляют собой творческий пересказ
цитата AndT
в книге очень подробно изложена попытка приблизиться к пониманию мироосознания людей той эпохи с её понятием сакрального

Ну, изложена, и что? Читая очередной фольклорный или мифологический источник вы сами и все прочие читатели предпринимают подобную попытку... Но к миросознанию людей древности нам приблизиться равным образом не дано. А вот к современным научным представлениям об этом миросознании — сколько угодно.
цитата Phantom_dream
Уточните — чья встреча с Гэндальфом?

Гандальвом. Гэндальф чужд русому языку и является плодом невнимания ранних переводчиков. Встреча Джона Толкина с Гандальвом. Почитайте дневники Толкина, вообще интересно.
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


авторитет

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 00:47  
цитата urs
Принципиально сказитель и писатель тождественны. Мы не знаем, во что верил Гомер, а что привирал, чтобы античным деревенским теткам было интересно слушать. Одна и та же функция в разных исторических эпохах.


Номер жил в эпоху политеизма. Верил он или нет, был он или нет, мы не знаем, но творил он или тот, кто потом аккумулировал всё в итоговый труд, находясь в этом историческом моменте.

Фэнтези — дитя эпохи монотеизма. Отсюда и вытекающие очевидные различия: сказитель вербализирует сакральное, писатель — сочиняет, вдохновляясь тем, что было сакрально до него, но не для него. В противном случае, нужно признать, что тот же Льюис или верит в многобожие (фавны и т.п. создания Нарнии), или всё же в Единого Бога (Кружной путь, или Блуждания паломника).


авторитет

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 01:16  
цитата urs
Ну, почему же... многие читатели так и воспринимают фантастические произведения как Откровение во всей полноте. достаточно почитать темы творчества Толкина, Мартина,Ллавкрафта

Благодарю за согласие с моей позицией. Не благодарю за невнимательное чтение:
цитата heruer
есть же верующие толкинисты. ну были во всяком случае. Для них сильм не фэнтэзи, а мифология


Действительно читатели Толкина (и ряда других автора) порой воспринимают их труды как Откровение во всей полноте.
Но сам Толкин преследовал иные цели, а потому писал все же фэнтэзи. В отличии от какого-нибудь Л. Рона Хаббарда, который писал и фанастику и вполне себе религиозные тексты.

цитата urs
Встреча Джона Толкина с Гандальвом. Почитайте дневники Толкина, вообще интересно.

письмо 328 К Кэрол Баттен-Фелпс, если это все еще интересно)


цитата AndT
В противном случае, нужно признать, что тот же Льюис или верит в многобожие (фавны и т.п. создания Нарнии), или всё же в Единого Бога

простите, создания Нарнии не являются проявлением многобожия.
(как скажем и ангелы в христианстве)
Нарния — яркая и почти неприкрытая иносказательная проповедь единобожия, а именно Христианства.
Бог в Нарнии всего один
–––
У нашым калгасе парадак і ціша,
І шэпчуцца людзі, калі ўжо, калі ўжо


авторитет

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 02:43  
цитата
Действительно читатели Толкина (и ряда других автора) порой воспринимают их труды как Откровение во всей полноте.
Но сам Толкин преследовал иные цели, а потому писал все же фэнтэзи

В том же письме, где о встрече с Гэндальфом — так и не поняла, почему должно читаться "в", если в имени "ф" — прекрасно объясняется, что Толкиен, возможно, даже внезапно для себя обнаружил, что написал нечто большее. Это намекает на то, что в общем и не секрет — талантливый писатель может даже сам того не ведая, уловить нечто сверхъестественное. Хотя и не только в литературе так.
–––
Там твоя волна —
Вихри света и тепла, Но разрушает всё Заклятие мое. (с)


магистр

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 09:32  
в общем, полемика не затухает в этой теме, то Муркока разбираем, то религию...
наверное, не случайно.
дело в том, что сам Т. (во избежание холиваров насчет правильного написания ))) ), его вселенная, подразумевает не только наличие некоторыъ элементов, но и общую атмосферу, эстетику и не побоюсь эттго слова, этику. То есть что-то что легко почувствовать, но трудно выразить. Вот некоторые авторы, "толкиенисты" до мозга костей. Может и нет прямой кальки, с пареньком из тихой провинции, который оказывается Избранным, и должен пройти мир из конца в конец в разнорасовой кампании. Но читаешь, и прямо чувствуется, какая книга автора сильнее всего впечатлила...
То есть толкиенизм к "типовому набору фэнтезийных рас" или наличию Темного Властелина не сводится.
Муркока я потому и вспомнил, что трудно найти менее толкиеновского автора, хотя у него есть "правильные эльфы".


философ

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 09:45  
цитата AndT
Фэнтези — дитя эпохи монотеизма
ОК, японской, индийской и китайской фэнтези быть не может.
цитата AndT
в книге очень подробно изложена попытка приблизиться к пониманию мироосознания людей той эпохи с её понятием сакрального
Могу только присоединиться к
цитата urs
Ну, изложена, и что?
Попыток было сколько угодно — эта так, пустяк, люди ученые сочинили осевое и цикличное время.
Ну не было никакого единого мировоззрения, к которому можно было бы приблизиться. Ксеркс высек море, Пифагор совершил гекатомбу, гермакопиды пробежались по Афинам, Цезарь казнил друидов и возвел храм Серапису, Конфуций ценил ритуал выше веры, Александр объявил себя богом, Веспасиан добавил "увы". На иконопочитателей хватало иконоборцев.
цитата AndT
Нельзя уравнять "Младшую Эдду" Снорри Стурлусона с "Пришествием короля" Николая Дмитриевича Толстого-Милославского. Один живёт в пространстве мифа, мифологемы, другой — его гость и исследователь
Посылка правильна. На всякий случай, если кто не знаком с трудом и биографией Снорри Стурлусона: это он исследователь и компилятор.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 10:02  
цитата heruer
простите, создания Нарнии не являются проявлением многобожия.
(как скажем и ангелы в христианстве)
Нарния — яркая и почти неприкрытая иносказательная проповедь единобожия, а именно Христианства.
Бог в Нарнии всего один


Да, этим я и пытался доказать, что несмотря на фавна — по сути, демона (или даэмона) политеистических греков, Нарния и прочие произведения Льюиса написаны человеком, который верит в Единого Бога.
Поэтому даже забытый ныне соратник Толкина — такой же выросший в монотоистическом обществе человек Д. Стефенс, автор "Пяти королевств Ирландии":
цитата
Книга Джеймса Стефенса — классика англоязычной фэнтэзи. Их автор вместе с Толкиеном и Льюисом стоял у истоков жанра фэнтэзи в первой половине нашего столетия. "Пять королевств Ирландии" — это первое русское издание замечательного английского автора. В своем увлекательном повествовании Дж. Стефенс погружает читателя в мир древней Ирландии, знакомит с жизнью легендарного героя Финна, полной приключений, битв и таинственных событий.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 10:13  
цитата ааа иии
Посылка правильна. На всякий случай, если кто не знаком с трудом и биографией Снорри Стурлусона: это он исследователь и компилятор.


Я о другом. Знаю о том, что Снорри в стихотворной форме описал то, во сто верил либо верили его предки. Но он — часть общества политеистов. Его мораль и понятия не равны обществу монотеистов.

цитата ааа иии
ОК, японской, индийской и китайской фэнтези быть не может.


Кто-нибудь рассматривал фэнтези этих народов в контексте развития жанра? Есть примеры? Дело в том, что фэнтези как жанр возник и развился в Европе, а после уже начал опосредованно влиять на другие страны.

цитата
Фундаментальный труд Вильгельма Грёнбека – датского историка, культуролога, профессора университета Копенгагена – это больше чем исследование древнегерманской культуры, это проникновенный рассказ о жизни и верованиях викингов – предков современных европейцев, населявших Скандинавский полуостров, Данию и Исландию в раннее Средневековье. Профессор Грёнбек рассказывает о материальных и духовных составляющих жизни клана – семейных реликвиях, обмене подарками, заключении брачных и торговых сделок, празднестве жертвоприношения и трансформации ритуала на сломе эпох, когда на смену верованиям предков пришло христианство. Анализируя «Старшую» и Сноррову «Эдды», исландские родовые саги, а также поэму «Беовульф», автор обстоятельно и всесторонне воссоздает картину мира человека Севера, чья жизнь была неотделима от жизни клана, где самым большим злом была потеря чести, а изгнание страшило больше, чем смерть. В издание включены очерки «Эссе о ритуальной драме» и «Вёлуспа», оригинальное толкование главного сюжета скандинавской мифологии.


Я привёл Грëнбека в пример тому, что мы, как бы ни страоюлась, не мможежем приблизиться к миропониманию людей прошлых эпох. Но попытаться можем.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 12:09  
И ещё немного цитат из Грëнбека, они очень хорошо иллюстрируют ход развернувшейся здесь дискуссии:
цитата
Таким образом, наши примеры – это всего лишь слабые обозначения мира, богатого вещами, которые можно было увидеть, услышать и попробовать на вкус. Этот мир теперь закрыт для нас навсегда.


цитата
Поэмы Гомера – вовсе не фольклор; в «Илиаде» и «Одиссее» находим множество свидетельств того, что они были созданы человеком, принадлежавшим к богатой культуре. Так и «Эдда» и «Беовульф» ни в коем случае не являются образцами первобытной германской поэзии; их слог и образы свидетельствуют о серьезной работе и высоком мастерстве творца. Нет сомнений, что и в первом и во втором случае присутствуют свидетельства того, что форма появилась гораздо раньше содержания. Стиль скальдов – англосаксонских и исландских – не свободен от маньеризма, но нарочитая суровость их языка – это всего лишь древний поэтический прием, доведенный до крайности и рельефно демонстрирующий природные особенности примитивного мышления. Строгость стиля – это наследие более древних времен и внутренняя разнородность, которую мы ощущаем у Гомера, в меньшей степени в «Беовульфе» и в некоторых поэмах «Эдды», стала следствием более поздней культуры, более реалистичной и импрессионистической в своем выражении. Но мы сильно ошибемся, если начнем обвинять сказителей более поздних дней в противоречии этих образов. Поэзия времен Гомера и «Эдды», которая «создала эти выражения как свою форму, не была более естественной». И вызывает сомнения, следует ли включать поэта, создавшего «Песнь об Атли», где он прославляет «дарящего кольца» за то, что он «добро защищает», и называет Хёгни «смелым» в то время, как тот лежал связанный по рукам и ногам, в числе ее эпигонов.


цитата
...примитивный способ изображения жизни реалистичен в истинном смысле этого слова. Эпические формулы отображают мир таким, какой он есть, но их мир древних очень сильно отличается от того места, где живем и действуем мы.


философ

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 13:15  
цитата AndT
Но он — часть общества политеистов. Его мораль и понятия не равны обществу монотеистов.
Оййй... Совсем не тот случай. Снорри родился на 180 году принятия Исландией христианства. Но жил в крепкой и абсолютно приемлемой в его окружении исландской традиции, что позволило ему составить, промеж прочих дел, краткий справочник староскандинавского поэта. Это не имеет отношения к теизму и вере вообще, аналогичный образ мысли разрешал в исконно христианском Константинополе ставить часть дельфийского жертвенника в качестве украшений, в "Слове о полку" ссылаться на Стрибога, а от Толкина требовал знать мифы Греции.
цитата AndT
Кто-нибудь рассматривал фэнтези этих народов в контексте развития жанра? Есть примеры? Дело в том, что фэнтези как жанр возник и развился в Европе, а после уже начал опосредованно влиять на другие страны.
Поясните мысль.
Хотите получить ссылку на какого-то исследователя фэнтези... Тема про ориентальное есть на Фантлабе.
Не слышали про Пу Сун-лина, Ши Най-аня и У Чэнь-эня? Уся? В Азии были свои традиции и свои вершины, в случае Китая задокументированные. В Индии тоже, типа Сомадевы, но там более сказочный формат.
Что касается возникновения и развития в Европе, это исключительно вопрос критериев оценки. Есть знатоки, ограничивающие жанр невесть откуда взявшейся линией преемственности рыцарского романа, хотя новеллу про реинкарнацию или йогина можно найти и у Сенковского с Одоевским.
цитата AndT
привёл Грëнбека в пример тому, что мы, как бы ни страоюлась, не мможежем
И получили в ответ, что общего решения нет, как и единого мировоззрения древности/Средневековья. Что-то поняли, что-то нет, что-то, как в гаспаровском списке версий изгнания Овидия, приходит с параллельными обстоятельствами.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 14:25  
цитата
и называет Хёгни «смелым» в то время, как тот лежал связанный по рукам и ногам,

И в чем противоречие? В такое время храбрость проявляется еще больше, чем в бою. Если человек не боится смерти.
–––
Там твоя волна —
Вихри света и тепла, Но разрушает всё Заклятие мое. (с)


магистр

Ссылка на сообщение 5 марта 2023 г. 14:45  
Ребятушки, все это очень познавательно, но давайте вы все это перенесете в тему Фэнтези, истоки и прочее? Здесь тема посвящена дотолкинистике, что за кашу вы заварили? Правильно Сидхи писал — с появлением определенных персонажей тема грозит скатиться в лютый флуд. Что и случилось.


активист

Ссылка на сообщение 6 марта 2023 г. 00:12  
А что за письмо про встречу с Толкина с Гэндальфом? Он реально с ним встретился? ???


авторитет

Ссылка на сообщение 6 марта 2023 г. 14:49  
Конечно.
Курните из его трубки — так ещё и с зелёными человечками встретитесь...
–––
Чтение книг - опасная вещь, но полезная, как динамит.


авторитет

Ссылка на сообщение 6 марта 2023 г. 15:15  
цитата cumi
А что за письмо про встречу с Толкина с Гэндальфом? Он реально с ним встретился?

письмо вполне добываемо в интернете на русском в том числе:)
спойлер:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

нет, не встретился


Но давайте прекратим оффтоп.
ничто не мешает процитировать нужное место и скопипастить цитату в профильную тему.
–––
У нашым калгасе парадак і ціша,
І шэпчуцца людзі, калі ўжо, калі ўжо


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 9 марта 2023 г. 01:35  
цитата AndT
Я категорически не согласен ставить знак равенства между системами моно- и политеизма
Почему? Искренне верующий язычник крепостью веры своей не уступает искренне верующему христианину (и наоборот, язычник-пофигист вполне равновелик пофигисту, вроде как воспитанному в христианской традиции).
цитата AndT
Фэнтези — дитя эпохи монотеизма
Эпоха монотеизма, так, для сведения, началась минимум в пятнадцатом веке до нашей эры. Эхнатон. А если верить некоторым исследованиям Вед, так и там "в начале времен" был Единый-Дьяус...
Видите ли, в чем ключевая хрень. Монотеизм как идея — это штука очень и очень давняя, и оставалась она игрушкой для умов далеко не средних. В бытовом же плане языческий политеизм царил что тогда, что во времена нынешние (иерархия верховного божества с неопределенным числом аспектов, вознесшихся к божеству после смерти святых и прочих праведников ПРИНЦИПИАЛЬНО не отличается от скажем греческой иерархии олимпийской дюжины и примазавшихся, но не включенных, полубожков, героев, даймонов и прочих титанов). Мораль? с одной стороны, да, изменения есть, с другой... "а люди, мессир, все те же", и как почитаешь хоть папирус Приска, хоть иные серьезные (а не религиозные) тексты, так очень даже этому тезису веришь. "За пять лет в России меняется многое, за двести лет — ничего".


авторитет

Ссылка на сообщение 9 марта 2023 г. 22:47  
cumi вот отрывок из этого письма Толкиена о Гэндальфе — написано несколько шутливо, но вывод следует очень даже серьезный. "Несколько лет назад меня навестил в Оксфорде один человек, чье имя я успел позабыть (хотя, сдается мне, он — личность известная). Его до глубины души поразило то, что многие старинные картины, по его мнению, были созданы как иллюстрации для «Властелина Колец», задолго до выхода книги. Он привез с собой пару репродукций. По-моему, сначала ему просто хотелось понять, в самом ли деле мое воображение питали картины, точно так же, как, со всей определенностью, отдельные виды литературы и языки. Когда стало ясно, что, если только я не лжец, то я в жизни не видел этих картин и с живописью знаком слабо, он умолк. Я заметил, что он пристально смотрит на меня. И тут он вдруг сказал: «Вы ведь, конечно же, не считаете, что написали всю эту книгу сами, правда?»
Гандальв чистой воды! Я был слишком хорошо знаком с Г., чтобы неосторожно подставиться под удар или спросить, что он имеет в виду. Кажется, я ответил: «Нет, теперь я так не считаю». И с тех пор был уже не в состоянии думать иначе. Пугающий вывод для старика-филолога касательно его персональной забавы!"
–––
Там твоя волна —
Вихри света и тепла, Но разрушает всё Заклятие мое. (с)
Страницы: 123...3536373839...555657    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»

 
  Новое сообщение по теме «"Дотолкиновское" фэнтези (но не Де Камп и Берроуз!)»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх