автор |
сообщение |
С.Соболев 
 гранд-мастер
      
|
27 августа 2017 г. 20:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В постмодерне литературном должно быть много, много нарезки (см. "Голый завтрак" У.Берроуза как яркий пример, или "Хазарский словарь" Павича, "Модель для сборки" Кортасара), и обильно цитирования, расковыченного естественно. Всё это — на фоне едва заметной собственно сюжетной линии или ее ничтожности. У многих фантастов, примеры которых тут приводили, этого не наблюдается.
|
|
|
Griaule 
 гранд-мастер
      
|
27 августа 2017 г. 21:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Зонис не читал. А вот насчет "Занзибара" согласен.
|
––– Вселенная есть история пожара, разожженного и удерживаемого гравитацией" (с) С. Лем "Голем XIV" |
|
|
Griaule 
 гранд-мастер
      
|
27 августа 2017 г. 21:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Хазарский словарь" — не нарезки, а гипертекст. А "голый завтрак", да, нарезки, метод который Берроуз заимствовал у Б. Гайсина, который изобрел Т. Тцара.
|
––– Вселенная есть история пожара, разожженного и удерживаемого гравитацией" (с) С. Лем "Голем XIV" |
|
|
MarchingCat 
 миротворец
      
|
27 августа 2017 г. 21:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата С.Соболев В постмодерне литературном должно быть много, много нарезки
Разговор кругами идёт. Это обсуждалось на первых страницах темы. Упомянутая нарезка лишь один из признаков постмодерна. Но не главная, не единственная и даже не обязательная. :) Я уже говорил, и я не шутил — в опознании жанра огромное значение имеет начитка. Опыт. Обращали внимание, что фантлабовцы в жанровом классификаторе ставят? То гуманитарную фантастику как фэнтези, то квазиисторические романы как фэнтези... городским фэнтези что ни попадя обзывают, часто просто по принципу что в книге есть какой-нибудь город ))))... Что уж про постмодерн говорить. При большой базе начитки уже просто читая произведение, видишь — постмодерн. Абсолютно не озадачиваясь "а есть ли там нарезка" и т.п. Я вот прямо говорю, что многое я объяснить и обосновать не могу. Я не филолог. Я простой мужик, которому очень нравится неформат в литературе — отсюда начитка (ну если я в "уловку 22" Хеллера ещё в школьные годы влюбился) и, соответственно, способность распознавать любимый мною жанр. Кстати, если произведение "неформат" — почти наверняка постмодерном окажется.
|
––– Полки "продаю" с непроставленными ценами на книги как вариант для покупки не рассматриваю. |
|
|
amlobin 
 миродержец
      
|
27 августа 2017 г. 22:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата С.Соболев Всё это — на фоне едва заметной собственно сюжетной линии или ее ничтожности.
Необязательно. Многие ПМодернипсты используют детективный и пр. сюжеты — Умберто Эко, например. Криптоистория идет на ура.
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
visionshock 
 миротворец
      
|
27 августа 2017 г. 23:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Griaule Зонис тоже поддержу вслед заMarchingCat.
цитата С.Соболев В постмодерне литературном должно быть много, много нарезки (см. "Голый завтрак" У.Берроуза как яркий пример, или "Хазарский словарь" Павича, "Модель для сборки" Кортасара), и обильно цитирования, расковыченного естественно.
Не обязательно. Хеллер почти цитированием не занимался, да и много кто. 2-3 признака формально постмодернизм не определяют.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
Thalidomide 
 авторитет
      
|
28 августа 2017 г. 06:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Evil Writer Не обязательно. Хеллер почти цитированием не занимался,
И не был постмодернистом или был лишь частично, при взгляде с определённого ракурса. Не нашёл ни одной статьи про него пока, где это слово упоминалось бы. Кроме общей статьи "Постмодернизм в литературе", даже само название которой говорит о том, что упомянута там не обязательно постмодернистская литература и авторы как таковые, но в том числе и просто впитанные автором элементы ПМ или же прочтение читателем данной книги с позиции ПМ. К протопостмодернизму относят "Дон Кихота", давайте ещё Сервантеса обсудите на пару с "постмодернистом Олди".:)
|
|
|
mischmisch 
 миродержец
      
|
28 августа 2017 г. 07:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Evil Writer Хеллер почти цитированием не занимался
Еще как занимался, видит Бог, еще как. Но не во всех книгах.
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
С.Соболев 
 гранд-мастер
      
|
28 августа 2017 г. 07:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мне тоже непонятно почему "Уловку-22" относят к постмодернизму. Это весьма спорное отнесение, из пяти десятков книг в той статье на Википедии, она смотрится как пятое колесо в телеге. А уж потом на основании что какое-то произведение "Икс" похоже на роман Хелера относить и "Икса" к постмодернизму — и вовсе неверное решение.
|
|
|
mischmisch 
 миродержец
      
|
28 августа 2017 г. 07:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата С.Соболев Мне тоже непонятно почему "Уловку-22" относят к постмодернизму.
А что это, по-Вашему, если он разрывает все шаблоны реалистичного романа о войне, недвусмысленно уходя в абсурдизм. Реализм уже не поставить, магреализмом не пахнет, для сюрреализма недостаточно безумия, модернизм уже отшагал свое. Как классифицировать-то станете? А если уж рассматривать этот роман в контексте всего весьма экспериментального творчества автора...
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
Thalidomide 
 авторитет
      
|
28 августа 2017 г. 07:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mischmisch А что это, по-Вашему, если он разрывает все шаблоны реалистичного романа о войне, недвусмысленно уходя в абсурдизм.
Но причём тут ПМ?
цитата mischmisch Как классифицировать-то станете?
Это роман "чёрного юмора", было такое течение. К нему относились и Пинчон, и О'Коннор, но не всех этих авторов можно было относить к ПМ, если кто-то один из них к нему относился (допустим, Пинчон). В более широком плане "Уловка" — сатирический роман. Причём тут ПМ?....
|
|
|
mischmisch 
 миродержец
      
|
28 августа 2017 г. 07:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Thalidomide В более широком плане "Уловка" — сатирический роман.
То есть "реализм, сатира"? Как у Гашека? А "американская школа черного юмора" это так, выдумка литературоведов, согнавших в нее определенных авторов просто от бессилия ?
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
С.Соболев 
 гранд-мастер
      
|
28 августа 2017 г. 07:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mischmisch он разрывает все шаблоны реалистичного романа о войне, недвусмысленно уходя в абсурдизм
Гашек с Швейком, Войнович с Чонкиным, Гриммельгаузен с Симплициссиумом — всё это одна традиция, сатирические повествования о войне.
И если что-то не вкладывается в привычные рамки, к постмодерну не отношу, пусть само по себе поживет, зачем сразу "постмодерн".
|
|
|
С.Соболев 
 гранд-мастер
      
|
|
mischmisch 
 миродержец
      
|
28 августа 2017 г. 07:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата С.Соболев всё это одна традиция
А постмодернизм в своей основе есть пастиш и переосмысление традиций. Оставим зерна вместе с плевелами?
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
mischmisch 
 миродержец
      
|
28 августа 2017 г. 08:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата С.Соболев ак всё просто, это часть более крупного явления Сатира.
А ежели задача не просто высмеять и обличить, а вместе с этим дать полакать из океана скорби мировой и пожевать экзистенции?
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
Thalidomide 
 авторитет
      
|
28 августа 2017 г. 08:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кстати, тема про ПМ в фантастике, а не в литературе. Причём тут вообще Хеллер и чёрные юмористы в целом?..))
Думаю, ПМ в фантастике ("жанровой литературе") почти нет, мне это представляется маловозможным, а вот НФ-элементы в ПМ-литературе очень даже возможны и активно использовались (насчёт "используются" ничего сказать не могу, поскольку у меня такое ощущение, что сейчас ПМ нет вообще, поскольку сам мир стал ПМ).
цитата mischmisch А ежели задача не просто высмеять и обличить, а вместе с этим дать полакать из океана скорби мировой и пожевать экзистенции?
Что лакала Фланнери О'Коннор? )
|
|
|
С.Соболев 
 гранд-мастер
      
|
28 августа 2017 г. 08:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Не понял про высмеять и полакать. В сатире до 20 века не было элементов вживания в описываемые события, "американская школа черного юмора" этот прием первая использовала?
|
|
|
mischmisch 
 миродержец
      
|
28 августа 2017 г. 08:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Thalidomide Что лакала Фланнери О'Коннор? )
А Вы южную готику со школой черного юмора не путайте. Традиции там ой какие разные, просто мир один — вот и описывают что есть.
цитата С.Соболев В сатире до 20 века не было элементов вживания в описываемые события
Так постмодернизм это не только жевание мира, но и пережевывание традиций с осознанием бытия карлика на плечах великана. Вот сравните "Нагих и мертвых" Мейлера и "Уловку". Мейлера при желании за уши к постмодернизму не притянешь. С цитированием тоже всё сложно. Ну дала я в одном из предыдущих своих сообщений прямой ответ на вопрос о склонности Хеллера к цитированию, назвав конкретный роман, даже к ФиФ относящийся, но кто это заметил, если всё опять к "Уловке" свели?
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
MarchingCat 
 миротворец
      
|
28 августа 2017 г. 08:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата С.Соболев Мне тоже непонятно почему "Уловку-22" относят к постмодернизму.
Классика чёрной волны постмодерна. Спрашивать почему и радоваться, что мы не в силах обосновать — смысла нет. Это вопрос к филологам. "Уловка" к постмодерну отнесена давно, и намертво, и не нами. И не просто что постмодерн, а именно — классика чёрной волны постмодерна. наравне с Бартом, Шарпом и др.
цитата С.Соболев Гашек с Швейком, Войнович с Чонкиным
Далеко не по разу читал Хеллера и Гашека. Войновича на один раз (не шибко он мне нравится). И тупо обывательские ощущения — Хеллер и Гашек из разных жанров. Сильно из разных. Гашек — классика сатиры. Хеллер в эту рамку совершенно не упихивается. Вот Войнович... часто где-то между ними ощущался.
Для меня лично загадка — почему Шарпа к постмодерну относят. Вот то — да. По сей день не понял. А Хеллер — по мне, тут и спорить не о чем.
|
––– Полки "продаю" с непроставленными ценами на книги как вариант для покупки не рассматриваю. |
|
|