автор |
сообщение |
bvelvet 
 миродержец
      
|
10 января 2013 г. 23:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Классик фэнтези давно удостоился библиографии на фантлабе Имя его с завидной регулярностью возникает в обсуждениях и произведений, и изданий.... Тему можно создать, кажется, не столько для того, чтобы еще раз сказать, что писатель нравится/не нравится, а для разговора о перспективах "классики". Собрание прозы и драматургии Дансени в переводах А. Сорочана издано в 2013 году (сначала "Книга чудес" была напечатана в этом издании). Состав однотомника "Книга Чудес" : рассказы и пьесы в более-менее хронологическом порядке. Все авторские сборники (за одним исключением) приводятся полностью: Боги Пеганы; Время и Боги; Книга Чудес; Пять пьес; 51 рассказ; Последняя книга Чудес; Пьесы о богах и людях; Рассказы о войне; Далекие бедствия; Сказания трех полушарий; Если; Пьесы о далеком и близком; В наши дни. Трехтомник Дансени выпущен издательством "ВЕЧЕ" в серии "Хрустальная проза". Первый том, второй том, третий том
|
|
|
|
Zangezi 
 гранд-мастер
      
|
позавчера в 15:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата arcanumвсе лучшее, что написал Дансейни, на русском уже давно издано.
My Talks with Dean Spanley не издан на русском.
|
––– Aut liberi aut libri Nec Caesar supra grammaticos |
|
|
arcanum 
 магистр
      
|
позавчера в 15:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ZangeziMy Talks with Dean Spanley не издан на русском. я ниже написал, что это вещица любопытная, но ничего особо серьезного из себя не представляет. Экранизация гораздо лучше.
|
|
|
Zangezi 
 гранд-мастер
      
|
позавчера в 15:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата arcanumно ничего особо серьезного из себя не представляет. Экранизация гораздо лучше.
Ну мало ли что вы написали. Толстому, вон, и Шекспир не нравился. Так и говорил про "Гамлета": "вещица любопытная, но ничего особо серьезного из себя не представляет" 
|
––– Aut liberi aut libri Nec Caesar supra grammaticos |
|
|
wowan 
 философ
      
|
|
wowan 
 философ
      
|
|
arcanum 
 магистр
      
|
|
alexalansmith14 
 авторитет
      
|
вчера в 11:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
arcanum а поделитесь, пожалуйста, что (для вас) делает Богов Пеганы и остальные сборники из первого азбуковского томика лучшим у Дансени, чем именно оно трогает?
Спрашиваю не докопаться ради, напротив — давно заметил, что наши с вами вкусы сильно совпадают, поэтому я во много по вам «калибруюсь» :) Прочёл ознакомительный отрывок азбучного тома и, если честно, не понял, что я чувствую. Теперь ищу совета, грубо говоря, «куда и как именно» смотреть, потому что понять Дансени хочется, но пока не можется.
|
|
|
arcanum 
 магистр
      
|
вчера в 12:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
alexalansmith14 для меня Дансени — это прежде всего полет фантазии "за пределы ведомых нам полей". Плюс Красота (именно с большой буквы). Все это есть в его ранних сборниках рассказов, в "Дочери короля Эльфляндии" и в достаточном количестве в "Испанской дилогии", в "Благословении Пана". В поздних вещах это сохранялось и временами возвращалось в рассказах, как например в позднем сборнике "Человек, который съел феникса". В романах это уже было безвозвратно утеряно. В целом, его поздние вещи демонстрируют все тот же интеллект, прекрасный стиль, изощренную иронию, граничащую с легким благодушным цинизмом, но магия, Красота и портал в иные миры запредельного воображения — все это кануло в лету. Я в этом вопросе полностью солидарен с Лавкрафтом, который так же был без ума от ранних вещей Дансейни, но к поздним относился весьма прохладно. Это не значит, что они плохие. Но Дансейни это автор, сделавший себе репутацию на, образно, "рассказах сновидца" и это его главный вклад в литературу. Все остальное — факультативно. "Рассказы о Сметерсе" это вообще, имхо, невнятные истории, где и ирония не работает, и стиль натужный... и вообще все мимо. Какой-нибудь "Футуроскоп" — ну... такая себе антиутопия, мрачноватый взгляд в будущее — но таких "взглядов" как грязи. Автобиогрфичная "Герилья" — кому-то, наверное, это может быть интересно, но мне про все эти злоключения в период немецкой оккупации читать просто неинтересно, поскольку меня этой ВМВ-темой перекормили еще в детстве, на уровне рвотного рефлекса. "Дин Спанли" — милая, но ни к чему не обязывающая вещица, прочитать можно, но если не — то и немного потеряешь. "Джоркенс", кстати, это наверное, последнее, что у Дансейни важно и интересно, что еще не издано (широко) на русском. Вот его бы в масс-маркет издании я бы взял. Ну, и "Проклятие ведуньи" достаточно любопытно по описанию (не читал), поэтому возьму будущее Азбучное издание. Хотя, откровенно говоря, ничего особенного от него не жду. "Мона Шили" еще у него есть... но это тоже такое... не тот Дансейни, который именно Дансейни)) Писательский эксперимент с реализмом — а это не его конек.
|
|
|
alexalansmith14 
 авторитет
      
|
вчера в 13:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
arcanum спасибо большое за подробный ответ! Насколько я понимаю, Дансейни был одним из первых (если не первым), кто сконструировал целый мир, чтобы писать истории в его сеттинге? И «Боги Пеганы» — нечто вроде «Ветхого Завета» этого симулякра?
|
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
вчера в 13:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата alexalansmith14Насколько я понимаю, Дансейни был одним из первых (если не первым), кто сконструировал целый мир, чтобы писать истории в его сеттинге? Не первым) Френк Баум был пораньше. Рони старший еще пораньше)
|
––– Чтение-Сила |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
вчера в 13:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
просточитатель Вы не совсем понимаете, о чём идёт речь. Сконструированный мир, НИЧЕМ не связанный с нашим. Так понятнее? Не девочка из Канзаса попала куда-то, а именно ДРУГОЙ мир.
|
|
|
arcanum 
 магистр
      
|
вчера в 13:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
alexalansmith14 если брать как полноценный конструкт — да. А так, как ниже заметили, попытки были и раньше. Но я бы не сказал, что настолько успешные. Уильям Моррис писал раньше и также творил "вторичные" миры. Но без такой же степени проработки, более общими красками. Джорджа Макдональда можно вспомнить. Конструированием миров он не занимался, но уводил читателя именно куда-то "туда", за грань реальности, что в "Фантастес", что в "Лилит". Баум это немного другое, это все же обычная авторская сказка. Рони — не понимаю, о чем идет речь. Плюс нужно понимать, что миротворчество у Дансейни — не единственная ипостась ранней его прозы. Это "Пегана", "Время и боги"... но большинство других сборников рассказов — это просто портал в сказочные, никак не структурированные миры абсолютного воображения и фантазии. Сновидческие фантазии.
|
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
вчера в 13:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SeidheСконструированный мир, НИЧЕМ не связанный с нашим. Так понятнее? Не девочка из Канзаса попала куда-то, а именно ДРУГОЙ мир. Понял. Тогда действительно не могу.. Хотя как мир Рони Старшего соотносится с нашим и можно ли его назвать ДРУГИМ миром.. Я не знаю.
|
––– Чтение-Сила |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
вчера в 13:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
arcanum
цитата Уильям Моррис писал раньше и также творил "вторичные" миры. Но без такой же степени проработки, более общими красками. Джорджа Макдональда можно вспомнить. Конструированием миров он не занимался, но уводил читателя именно куда-то "туда", за грань реальности, что в "Фантастес", что в "Лилит". Баум это немного другое, это все же обычная авторская сказка. Рони — не понимаю, о чем идет речь. Полностью согласен!  Моррис, при всём моём к нему уважении, просто написал несколько средневековых рыцарских романов, в которых важно само действо, а не место действия. Макдональд хорош, но начинается всё опять же на Земле, герои — его современники, которые попадают куда-то. Про Баума уже написал. Про Рони — тоже не понимаю.
|
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
вчера в 13:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SeidheА "Дикие времена" и "Кстпехузы" каким боком к фэнтези? пардон) изначально вопрос шел) цитата alexalansmith14Насколько я понимаю, Дансейни был одним из первых (если не первым), кто сконструировал целый мир, чтобы писать истории в его сеттинге? Про создание целого мира. Неважно какого жанра..Если брать именно фентези в узком смысле то да пример неудачен
|
––– Чтение-Сила |
|
|
alexalansmith14 
 авторитет
      
|
вчера в 13:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
arcanum Seidhe а какие чувства обычно вызывает чтение «сновидческих» историй Дансейни? Взять тот же цикл «Рассказы сновидца».
Для себя я раскидываю «сновидцев» по трём категориям: — чистое благоговение (К. А. Смит как яркий пример, хотя Кларкаштон настолько плодовит, что у него, наверно, для всех трёх категорий найдутся рассказы; «Фрагмент жизни» Мэкена тоже подходит под чистое благоговение, хоть там и не про сны) — смесь благоговения и испуга/ужаса («Пан», «Белые люди» Мэкена, его же рассказы о «маленьком народце») — тоска/безысходность/испуг/ужас с примесью благоговения (сегодняшний именинник и его «Искания Иранона», «Сновидческий поиск Кадата неведомого», etc, или там «Житель Каркозы» Бирса)
Правильно понимаю, что Дансейни работал с благоговением и почти не затрагивал так называемые «тёмные», «негативные» эмоции?
P.S. Ладно, на самом деле есть ещё 4-я категория — чистый кромешный кошмар; там Лиготти по ночам в школу и в кинотеатр ходит 
|
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
вчера в 13:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
alexalansmith14 Нууууу... Скажем так, можно и у Дансени найти рассказы по всем трём направлениям. Для многих героев финал счастливым никак не назовёшь. А уж какая в "Пегане" сквозит безысходность даже для богов... 
|
|
|