автор |
сообщение |
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
4 января 2011 г. 22:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AlisterOrm Вопрос: если бы Мартин поместил за Стену эльфов, а в горах поставил бы пару гномьих крепостюшек, его нынешние поклонники сразу же подняли бы крик об эльфогномтсве, заезжанности, штампах и прочей хрени? А?
Не было бы у него нынешних поклонников в этом случае. Мартин потому и стал живым мэтром, что создал текст, определивший следующую тенденцию фэнтези — суровый и реалистичный мир без эльфогномов.
|
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
4 января 2011 г. 22:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Katherine Kinn А у Скирюка? Да у него главный герой схема схемой, куда уж второстепенных помнить.
Давайте просто признаем, что Скирюк — не ваш автор. Мне его герои запомнились. И главный, и второстепенные. А вот Сапковский почти начисто забыт (кроме нескольких первых рассказов). «Башню Ласточки» так и не прочитал. Ну пугает меня слегка перспектива перечитывания всего «Ведьмака». Но Скирюк — не профессионален. Одно из следствий этого, что пишет он мало и несколько, ммм… спорадически.
AlisterOrm Сравнивая Камшу и Мартина не забывайте, что у Камши есть Арция и Этерна, а Мартин отнюдь не ограничивается эпическим фэнтези. Лично мне его научная фантастика нравится куда больше ПЛиО.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
Karavaev 
 авторитет
      
|
4 января 2011 г. 22:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AlisterOrm Как вы считаете, Софокл — великий драматург?
Никак не считаю. Врать не буду — не знаю. Я знаю, что Шекспир вовсю заимствовал сюжеты. Но он был Шекспиром. Я повторюсь: отсыл к историческим примерам не оправдывает беспомощности современного корпуса российской фэнтази.
цитата AlisterOrm Вопрос: если бы Мартин поместил за Стену эльфов,
Если у бабушки вдруг случился бы под юбкой член, она бы стала дедушкой. Он НЕ поместил. У него мастерства хватило обойтись без эльфов. У Сапковского хватило мастерства эльфов обыграть. У кого из наших хватило? Победителей не судят. Кто тут у нас победитель? Семёнова что ли?
|
|
|
AlisterOrm 
 миродержец
      
|
4 января 2011 г. 23:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew С литературным мастерством у Скирюка всё в порядке, это отлично видно в "Драконовых снах" и внецикловых произведениях. А вот с искрой хуже. То, что цикл о Жуге не стал сверхпопулярным (как тот же Ведьмак) — следствие того, что "Осенний лис" недоработан
Здесь — согласен. "Осенний лис" — это скорее проба пера. Некторые рассказы чудо как хороши, но примерно половина из них, что называется, "не цепляет". "Драконовы сны" — книга, которая действительно цепляет за душу, написанная к тому же прекрасным языком.
|
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
4 января 2011 г. 23:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev У Сапковского хватило мастерства эльфов обыграть. У кого из наших хватило?
Хаецкая (п/п В.Ленский) «Эльфийская кровь». И в названии, и в псевдониме, и в примыкающем к Г.Г.Кею мире этого произведения — густой постмодернизм, но вещь, тем не менее, весьма самоценна и оригинальна. Это навсикидку.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
Karavaev 
 авторитет
      
|
4 января 2011 г. 23:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all Хаецкая (п/п В.Ленский) «Эльфийская кровь».
цитата be_nt_all весьма самоценна и оригинальна.
Очень люблю Хаецкую, но тут, на мой взгляд, ни самоценна и не оригинальна. Я, правда, только первую читал. Так, очередная забавка Хаецкой.
|
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
4 января 2011 г. 23:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Как вы считаете, Софокл — великий драматург?
Никак не считаю. Врать не буду — не знаю . Позвольте, выскажусь я. Т.к. знаю Начнем с того, что Софокл тоже (в свое время) был жертвой литературной полемики -- младший "коллега по перу" (Еврипид) все время игрался с его сюжетами, ту же "Антигону" поставил с ног на голову скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) где у С. -- трагический конец, у Е. -- хэппи-энд. Зачем? А просто так. "Чтоб С. потроллить". С "Электрой" он вообще обошелся... как Сапковский со сказками Андерсена Я не утрирую. Так что пример с Софоклом как раз доказывает обратное -- не должна традиция "бронзоветь в камне". Чем больше она подвергается "атакам" новаторов -- тем больше шанс, что выживет. Ну, и по теме (чтоб не обвинили лишний раз, что я говорю "в общем" и растекаюсь мыслью по древу) -- по-моему, Dark Andrew все правильно сказал об эльфах. Грамотный автор (Тэд Уильямс, К. Черри, Сапковский тот же) нет-нет да и привяжет их то ли к германским, то ли к кельтским мифам. А у неумелого они как были "из Толкина из РПГ взяты", так и останутся.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
AlisterOrm 
 миродержец
      
|
4 января 2011 г. 23:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev У него мастерства хватило обойтись без эльфов
Думаю, у него хватило бы мастерства и обыграть эту тему. Суть не в этом.
цитата Karavaev Победителей не судят. Кто тут у нас победитель? Семёнова что ли?
Почему нет? Чем плох "Волкодав"? Замечательная книжка. Скирюк тоже обыграл эльфийскую и гномскую тему, причём неплохо. Да и Перумов в "Хьёрварде" постарался.
цитата Karavaev отсыл к историческим примерам не оправдывает беспомощности современного корпуса российской фэнтази.
По большей части — да. но есть же и вполне талантливые авторы. Не все же у нас фэнтезисты — бездарные графоманы.
цитата be_nt_all Сравнивая Камшу и Мартина не забывайте, что у Камши есть Арция и Этерна, а Мартин отнюдь не ограничивается эпическим фэнтези. Лично мне его научная фантастика нравится куда больше ПЛиО.
Признаюсь, больше ничего не читал. Вот возьму "Стеклянный цветок", тогда и поговорим.
цитата Dark Andrew Не было бы у него нынешних поклонников в этом случае. Мартин потому и стал живым мэтром, что создал текст, определивший следующую тенденцию фэнтези — суровый и реалистичный мир без эльфогномов.
И всё? То есть какие-то ничтожные мелочи играют на читателя? Наличие / отсутствие эльфов-гномов?
|
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
4 января 2011 г. 23:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Я, правда, только первую читал.
Ну в первой книге она только намечает штрихи к портрету мира и его героев. Дальше, как мне показалось, интересней.
Большой и подробный отзыв я ещё не дописал, впечатления пока не «настоялись», но я бы так обозначил композицию всего четверокнижья… Первая трилогия: 1) книга учёбы 2) книга любви 3) книга войны А четвёртую книгу, я бы назвал книгой детей или книгой ответов.
Как-то так.
upd. Что-что, а тему эльфов Хаецкая в «Эльфийской крови» отработала по полной
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
AlisterOrm 
 миродержец
      
|
4 января 2011 г. 23:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Dark Andrew все правильно сказал об эльфах. Грамотный автор (Тэд Уильямс, К. Черри, Сапковский тот же) нет-нет да и привяжет их то ли к германским, то ли к кельтским мифам. А у неумелого они как были "из Толкина из РПГ взяты", так и останутся.
Или создадут своих, самобытных. Вё дело, повторюсь, в мастерстве писателя. А оно на пустом месте не берётся.
|
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
4 января 2011 г. 23:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А что происходит с отечественной фэнтези -- вопрос отдельный и весьма интересный... В двух словах: "за что боролись, на то и напоролись". Просто было очень модно в сер. 90-х писать так называемые "глубоко-идейные" фэнтези. Которые в итоге оказывались набором пафосных штампов о "поисках человеком самого себя", о том, что "любая власть по определению неправа, а любой бунтарь -- хорош" и о "как одиноко и скучно быть гением" (классический пример -- "Черная книга Арды", где вроде бы и серьезных идей полно, и страсти кипят всамделишные -- а на выходе все равно имеем пустышку. Потому что... потому что неправильна была сама исходная посылка: "а напишу-ка я что-то такое... ммм... нестандартное и из ряда вон!" Но как нельзя стать, напр., гениальным танцором, не учась, так и небанальную вещь не сляпаешь на одном желании). Про какого-н. "Волкодава" (который ВЕСЬ сводится к одному: "ехал-ехал, всю книгу ехал, так никуда и не приехал") -- вообще молчу. Конечно, это народу и надоело в итоге. Конечно ( ), он захотел простоты. А она возьми да и обернись таким примитивом, какого свет не видывал... Сами накликали; расхлебывайте теперь.
цитата Dark Andrew Нельзя создать что-то самобытное, которое называется "эльфы". О том и речь, что если вы используете слово "эльф" вы подразумеваете образ, созданный до вас.
Тут уже в пример "Хьервард" привели -- там и эльфы, и гномы вполне себе непохожи ни на каких других. Но! это -- редкая удача. Такое получается один раз, не более. Дважды в одну воду... и тэдэ.
зы На этом всё; из темы сваливаю, т.к. предвижу грандиозный с драч. "Нихачю; нинада". Драйтесь без меня
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
4 января 2011 г. 23:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AlisterOrm И всё? То есть какие-то ничтожные мелочи играют на читателя? Наличие / отсутствие эльфов-гномов?
Какие же они ничтожные? Введение эльфогномов в мир ПЛиО полностью изменило бы сам этот мир. Введите в Средиземье атеизм, как высказанную концепцию, и вы полностью измените суть текста.
цитата AlisterOrm Или создадут своих, самобытных. Вё дело, повторюсь, в мастерстве писателя. А оно на пустом месте не берётся.
Нельзя создать что-то самобытное, которое называется "эльфы". О том и речь, что если вы используете слово "эльф" вы подразумеваете образ, созданный до вас.
|
|
|
AlisterOrm 
 миродержец
      
|
4 января 2011 г. 23:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Нельзя создать что-то самобытное, которое называется "эльфы". О том и речь, что если вы используете слово "эльф" вы подразумеваете образ, созданный до вас.
Это читатель подрузамевает. Для меня, например, это попросту остроухие с миндалевидными глазами, долго живущие — и всё. Такой же строительный материал, как и люди.
цитата Dark Andrew Какие же они ничтожные? Введение эльфогномов в мир ПЛиО полностью изменило бы сам этот мир. Введите в Средиземье атеизм, как высказанную концепцию, и вы полностью измените суть текста.
Драконы там, однако, присутствуют. Я не о том. Антураж — это мелочи в сути своей.
|
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
4 января 2011 г. 23:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AlisterOrm Это читатель подрузамевает. Для меня, например, это попросту остроухие с миндалевидными глазами, долго живущие — и всё. Такой же строительный материал, как и люди.
Неа. Вот в том и дело, что читатель может вообще быть не в курсе разреза глаз и типа ушей героев. Но если автор назовёт их эльфами, то получит тут же эту остроухость в ассоциациях.
цитата AlisterOrm Драконы там, однако, присутствуют. Я не о том. Антураж — это мелочи в сути своей.
И снова не соглашусь. Антураж обусловлен задачей. Он не мелочь, он должен играть на то, что автор хочет сказать. И использование РПГ-эльфного антуража демонстрирует авторскую беспомощность, неумение создать что-то уникальное.
|
|
|
Apraxina 
 авторитет
      
|
4 января 2011 г. 23:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Нельзя создать что-то самобытное, которое называется "эльфы". О том и речь, что если вы используете слово "эльф" вы подразумеваете образ, созданный до вас.
Толкин как-то ухитрился. Взял и перекопал устоявшийся образ, созданный до него. http://lib.ru/TOLKIEN/fairyt.txt
|
––– Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. |
|
|
Zharkovsky 
 авторитет
      
|
4 января 2011 г. 23:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec из РПГ взяты
На всякий случай: это — описание 98 из ста книжек рюсски фэнтези. И как нам всем, в сущности, бедным маленьким любителям Профессора повезло, что до Джексона Голливуд нас фэнтезёй в переводах Гаврилова миловал — не было ева. :))
|
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
4 января 2011 г. 23:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Apraxina Толкин как-то ухитрился. Взял и перекопал устоявшийся образ, созданный до него.
Так честь и хвала ему! Толкин создал новый образ, дополненный потом создателями DnD и наши авторы используют слово "эльф" именно в его контексте. Собственно, главная претензия именно в том, что не перекопывают, а используют имеющийся.
|
|
|
Анри д_Ор 
 магистр
      
|
4 января 2011 г. 23:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Katherine Kinn , то что вы говорите о Сапковском и Скирюке это скорее вопрос вашего личного вкуса и восприятия. Я, к примеру, считаю, что у Скирюка больше таланта. Сапковский меня оставляет равнодушным. Вот его статьи, да, очень и очень забавные, а книги не трогают.
|
|
|
Apraxina 
 авторитет
      
|
5 января 2011 г. 00:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Собственно, главная претензия именно в том, что не перекопывают, а используют имеющийся.
Что совершенно не портит "Сон в летнюю ночь" и сотни до-толкиновских произведенений. И по ассоциации же — такая вот прелесть, в пересказе, каюсь, но оно там все присутствует...
цитата В одной из них*, «Оберон», рассказывается об Иуде Маккавее, о его вражде с одним королем, о женитьбе, рождении дочери Брюнехальты. Когда ей исполняется семь лет, ее похищает чудесный олень. Брюнехальта становится чем-то вроде волшебницы. К ней сватается император Цезарий; от этого брака родится Юлий Цезарь. Его женят на Морганте, сестре короля Артура. У них родятся близнецы — Оберон и Георгий.
*героических поэм. Вот этот вот безумный салат из чужих продуктов не удивлял же никого в конце XIII века (и даже не назывался постмодернизмом). Почему сейчас возникла как обязательное условие именно... новизна? Чтоб эльфы были такие, каких до сих пор никто не описал, а еще лучше не эльфы, а какие-нибудь кульфы, новые и оригинальные. А... зачем? Толкина-то читали и любили не из-за новизны эльфов, да и перекопал устоявшееся он не из соображений оригинальничанья. Тем более... если речь идет о фэнтези, практически о волшебной сказке, которая складывается столетиями и жестко регламентирована. Трудно понять именно эти запросы.
|
––– Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. |
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
5 января 2011 г. 00:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AlisterOrm А вспосмните, сколько лет происходило становление американской фантастики? Что примем за нуль — Бирса? По? Бэрроуза или Говарда? Нортон, Ле Гуин и Лейбер писали практически синхронно. В заглавном посте отставание определили в 20 лет — даю 30, эпоха Принцев Амбера и Пирса Энтони. Кстати, если бы "Академию" Азимова никто бы не заметил, фиг бы он ее пятилетками публиковал.
цитата AlisterOrm Хронику Фруассара — там всё это есть. Нет. И даже у Комнина с Комниной — нет. Панорамный роман? Сомневаюсь, что он был до романтиков. Разве что Махабхарата или слепой грек будут примерами — но там действуют боги.
цитата AlisterOrm Подражать Матрину — значит писать, в принципе, обычный псевдоисторический роман Легко доказать, что это не так. Потому что есть примеры практически чистых псевдоисторических романов, — Дорога в Сарантий Кея и "персидский" роман Тертлдава — совершенно не похожих на то, что делает Мартин. (И даже Мастер Чэнь не похож, хотя тоже пишет в Любимой мартышке дома Тан падение государства от глупостей руководства и т.п.) Без таинственной угрозы с севера, без возрождения магии вкус имитации истории, несамостоятельности слишком крепок для хорошей оценки.
цитата AlisterOrm Кто знает, сколько в столах у наших фантастов лежит таких рукописей? Полагаю — ноль. Наши фантасты в стол не пишут, формат знают. Хотя, как писал Лесков, "В России невозможности нет".
|
|
|