Как раз совсем недавно перечитывала ТББ. И... Нет, с литературной точки зрения всё прекрасно — чай, мэтры. Но обнаружила я, что дон Румата абсолютно, безнадежно непрофессионален! Он плохой исследователь и никакой прогрессор. Поясню (если получится сумбурно, заранее прошу прощения). Прежде всего, плохо уже то, что и он, и остальные зажаты рамками "базисной теории", подгоняя всё увиденное под нее, а то, что в эти рамки не укладывается, отметают по той причине, что "это не соответствует теории". Разве настоящий ученый так действует? Критерий истины-то, как известно, практика. Если практика не соответствует теории — меняют теорию, а не наоборот. Но даже не это главное. Румата должен, по идее, понять этих людей и найти способ им помочь — но разве он действительно старается их понять? Он выделил для себя определенный, так сказать, класс достойных — "книгочеев", а к подавляющему большинству остальных относится в лучшем случае снисходительно, а то и брезгливо. Как можно в этом случае что-то понять? Он и не понимает. Смотрите — всю книгу идет припев "не понимаю, что происходит". Почему?! Перед переворотом весь город словно вымер, лавки закрыты, люди попрятались — весь город знает, что что-то должно произойти, а разведчик, исследователь не знает ничего! Он должен был знать о перевороте до того, как дон Рэба решился на переворот. Денег у него куры не клюют (кстати, почему дон Рэба должен им указывать, что золото не должно быть химически чистым?) — он мог бы наводнить город информаторами, перекупить с потрохами всех шпионов Ваги и его самого, да мало ли... У него были все возможности знать всё и вся, а он знал меньше, чем средний горожанин. Кроме того: если о невмешательстве уже не идет речь, если что-то делать можно — он должен был бы делать карьеру, как те же дон Гуг и дон Кондор. Не потому ли Соан — торговая республика, что дон Кондор там уже 20 лет как верховный судья и хранитель чего-то там? А чем занимается Румата? А ничем, по сути. Благородный дон без определенных занятий. Со своим супердревним родом он, а не дон Рэба (вылезший из грязи в князи за полгода) должен был стать доверенным лицом короля, первым министром, воспитателем принца и будущим опекуном на случай монаршей смерти, а буде выползут всякие рэбы — съесть с потрохами. Вот тогда бы не возникло этой дурацкой ситуации, тогда бы он серьезно помог стране. И это было вполне возможно. А получилось, как у Олдей с компанией в "Рубеже": рвался спасти весь мир... из штанов выпрыгивал. А не спас ни доверившейся ему девушки, ни мальчика, чью жизнь ему доверили охранять. И если на то пошло, этот знаменитый разговор с Будахом о том, что делать богу, — это очень здорово, очень красиво, но есть одно существенное "но". Всё это исходит из посыла, что изменить мир к лучшему надо сейчас, сию минуту, весь и сразу. Я понимаю, что очень хочется. Но Антону же не десять лет! Если земляне, как вроде бы предполагается, занялись этой планетой всерьез и надолго, то реальные шаги — как я уже сказала — добиваться серьезных должностей, становиться советниками правителей, хорошо бы — воспитателями наследников, принимать все меры к тому, чтобы на престоле оказывались более толковые, терпимые, не жестокие, поощряющие науки и т.д... Тогда — если делать это постоянно — можно добиться того, чтобы путь, который земляне прошли за тысячу лет, там занял бы пятьсот, а если повезет, то и меньше, и прошел бы с меньшей кровью. Всё остальное — из области детских мечтаний. И еще об отношении Руматы к аборигенам. Тут довольно любопытно. Скажем, большинство благородных донов вызывают благородное презрение из-за их, донов, пьянства, необразованности, нелюбви к простонародью... ну и вообще они эксплуататоры трудового народа. Однако барон Пампа, пьющий больше, чем половина остальных донов, вместе взятая, точно так же не любящий "быдло", вряд ли образованный, явно не блещущий умом и прочее и прочее — вызывает живейшую симпатию. Почему? Может, потому, что очень напоминает Портоса? Ну да, он человек принципов, в отличие от. Но иногда мне кажется, что это единственно из-за ограниченности ума, неспособного перестроиться ((( Или, к примеру, мальчик Уно, слуга. Которого Румата искренне любит. Если разобраться — мальчик недобрый, очень ограниченный, фанатично религиозный, до безобразия скупой. Непонятно, как еще не сдал хозяина. Разве что понимает, что другого такого идиота, чтоб не бил, не ругал, работой не перегружал, не найти. Хороша ситуация: слуга в упор игнорирует распоряжения хозяина и постоянно на хозяина ворчит! И это не дядька, поучающий молодого барина, это мальчик! Почему петли не смазаны? — А зачем, и так сойдет.- Я просил купить простыни. — А зачем, и эти сгодятся. — Я велел тебе мыться. — Вот еще, лучше бы молились, а то что это за безобразие... и т.д. По-моему, слуги смотрят на Румату именно как на придурка, хоть и доброго. Кстати, совершенно непонятно, почему у Руматы вся одежда "ветхая и рваная". Он блестящий кавалер из Метрополии, невероятно богатый! Потому что Уно ему штаны не купил? По-моему, одежду дворяне покупали сами, не полагаясь на выбор слуг. (Не говоря уже о том, что с каких это пор нормальная ткань через пять лет "ветхая"? Что камзол, что простыни? Да ничего ей не сделается за пять лет, точно говорю). А сцена с доной Оканой, если вдуматься, не лезет вообще ни в какие ворота. Во-первых, в плане-то у него было использовать ее не как одноразовый источник информации, а на долгий срок (по уму, во всяком случае). И кто ж тогда открыто, при большом стечении народа, признается в любви фаворитке Рэбы? Кто это делает открыто в любом случае? Ясно же, чем это кончится. И где весь его гуманизм, когда он так по-дурацки подставляет дону Окану? Ах, она ему не нравится? Это уже повод? Как Раскольников: старушка тупая и вредная, дай-ка я ее прикончу. Но тот хоть гуманистом себя не считал. А во-вторых, он, конечно, брезглив, а они, конечно, не моются. Но дона Окана вряд ли грязнее всех прочих. Несколько лет, так между нами, молодой здоровый мужик там торчит, а с Кирой не в самый же первый день познакомился... Да и Кира, поначалу-то, вряд ли мылась чаще остальных... Да если он так переживал по поводу гигиены, между прочим, при свидании с очередной дамой небрежно заметить, что в лучших домах ЛондОна и Парижа принято принимать ванну, очень сексуально... и вопрос был бы решен. И самое смешное. Немытая дона вызывает у него глубокое отвращение. Это понятно. А вот является барон Пампа, проскакавший на лошади 120 миль после ссоры с баронессой (без перерыва, что ли?) От барона "вкусно пахло конским потом и букетом разных вин". Читай — перегаром, ибо он здорово пьян, конским, как сказано, потом, плюс немытым толстым бароном, пару дней не слезавшим с седла. Представляете амбре? Но Румата рад встрече, поэтому "вкусно". То есть дело единственно в том, как относится Румата к человеку. Кстати, к крестьянам, лавочникам и т.д. Румата тоже относится брезгливо-снисходительно. А вот Арата для него — герой. При этом Арата точно так же необразован и грязен, хуже того — жесток и, возможно, во имя идеи способен на очень многое, не хуже, чем дон Рэба. Но Арата — борец за, в соответствии с теорией. И потому закрываем глаза и на жестокость, и на многое другое. И так далее, и тому подобное.
Между прочим. Переслегин утверждает, что Киру убрали люди Араты. Да, Рэбе, разумеется, это было совершенно не нужно — по указанным Переслегиным причинам. Арате это было выгодно. Но! Там же за страницу до финала русским по белому сказано: у Киры был брат, который грозился ее прикончить за то, что "спуталась с благородным". Этот брат записался в какой-то особый отряд и получил новую форму. Пришедшие к дому Руматы были в форме Ордена, стучали именем Ордена и называли друг друга братьями. И они очень растерялись, обнаружив, что Румата дома: предполагалось всё сделать тихо в его отсутствие. Это всего лишь ее брат выполнил свою угрозу, совершенно не думая о последствиях. Иногда все планы рушатся из-за одного придурка...
И еще замечу, что в конце, когда страну действительно надо срочно спасать, Румата действует так, как перед этим описывал Рэбу: проиграл всё, что мог, запутался и бросился спасаться. "Здесь больше нечего делать, едем к Пампе". Вот теперь-то и есть чего делать — связываться с Землей, срочно просить помощи, организовывать военное вторжение из метрополии или откуда-нибудь, в конце концов, что за дела — короя свергли, перевороты устраивают... Чем поможет ему Пампа? Пампе надо свой замок от Рэбы защищать — причем "хлопотами" Руматы Рэба уже, наверное, направил в помощь своему ставленнику там войска, а еще лучше — устроил на дороге у барона засаду арбалетчиков... Да и в любом случае, несерьезно это.
Так, всё, а то что-то слишком много.
|