автор |
сообщение |
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
|
kagerou 
 философ
      
|
25 октября 2010 г. 17:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev Каждый видит то, что хочется видеть лично ему. Но причем здесь АБС?
По-моему, это нормально. Где есть reader, там есть reader response. Это неизбежно. Просто в данном случае response опирается на нацпринадлежность автора и читателя, что неверно методологически — интерес к нац. теме у Стругацких появляется о-очень поздно, когда с Миром Полдня они попрощались.
|
|
|
Шолль 
 философ
      
|
25 октября 2010 г. 17:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Статья интересная и вопрос, конечно, глобальный. Не знаю, обсуждался ли он в теме раньше. Ведь на самом деле эти ценности: жизнь, труд, познание в нашем мире существуют преимущственно не сами по себе. Жить — для чего? Трудиться — для чего? Познавать — для чего? То есть, действительно, а есть ли в мире полдня сверхценности? И какими мы их себе представляем?
С чем я не согласна: с тем, что Антон и другие прогрессоры не проповедуют потому, что боятся быть высмеянными. С моей точки зрения, они понимают (где-то очень глубоко), что без поступка, деяния, их проповедь будет именно этим — пустыми словами, болтовней чокнутого. А вот деяние они не могут совершить потому, что в их сознании сидит и действует система распознавания свой-чужой. Они тот мир считают чужим, а себя пришельцами, которые поболтались там немножко и вернулись в уютный мир полдня. Действовать можно, когда этот мир будет своим, когда в этом мире ты будешь жить и будут жить твои дети. Тогда появится моральное право этот мир менять и ответственность за мир прилетит тебе, а не тем, кто в этом мире останется после того, как ты смотаешься на землю на пенсию. А что прогрессора может заставить сделать прогрессируемый мир своим? P.S. Я человек не религиозный.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
25 октября 2010 г. 17:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Шолль, я хочу сказать одно "но" — статья писалась девять лет назад, некоторым образом в неофитском кураже, и я сама со многим в ней сейчас не согласна — но не вижу смысла отрекаться от той себя и тогдашних своих мыслей.
Тут не трусость, а некое системное убеждение, перешедшее к героям Стругацких, как мне кажется, от самих Стругацких (потому что и помимо Полдня оно встречается в их книгах). Убеждение в том, что прогресс — неважно, личный или всей цивилизации, культурный или духовный — обесценивается передачей. Ну, проще говоря, если тебе некую истину открыли, а не сам ты до нее дошел — то тем самым личностного прогресса ты как бы не достиг. Надо чтоб сам. Отсюда и гиперделикатность эта, которая заставляет что Носова, что Корнея изъясняться обиняками.
Что примечательно — в приложении к естественным наукам сразу понятно, что идея-то глупая. Не заставляем же мы школьников каждый раз открывать законы Ньютона или принцип Менделя, по-новой доказывать теорему Пифагора... А вот социальный прогресс почему-то каждый должен осваивать сам, а иначе неправильно.
|
|
|
Zharkovsky 
 авторитет
      
|
25 октября 2010 г. 17:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Spyglass если люди действительно не хотят быть непонятыми и осмеянными
Где эти люди? У Стругацких? Там людей, всерьёз об этом размышляющих, строящих какие-то планы на этом, нет. Мы разговариваем о Стругацких или о галлюцинациях в связи с ними? Меня, в общем, сейчас только это интересует, уже как исследователя массовых и массивных писательских отклонений. Оффтоп так оффтоп. Чушь, в общем, про "непонимание и осмеяние". О чём, кстати, свидетельствует и т.н. "вывод" из неё (из чуши).
|
|
|
ullaeg 
 авторитет
      
|
|
Zharkovsky 
 авторитет
      
|
25 октября 2010 г. 19:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ullaeg Какой-то неуместный оптимизм
Где же вы тут видите оптимизм? Сплошная голая реальность. И время настоящее, и надежды тоже никакой нет. "Мы" — это мы, читатели. А для писателей — повещать и покрасоваться личным сиянием и многозначительностью завсегда самое то, а тема АБС вне конкуренции для этого, чтобы, значить, сказать Нечто Новое с простодушно выдранными из АБС цитатами в примечаниях, — по примеру старика Мерлина. Ну а мы, читатели, наблюдаем, как они рвением горят. Уныло вот только горят, без огонька. Не та пошла молодёжь.
|
|
|
Крафт 
 гранд-мастер
      
|
25 октября 2010 г. 20:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Zharkovsky, Сергей, Вы не правы. Раньше тема "гнила" — за столько лет жалкие 82 страницы. Только с приходом Вас и kagerou, здесь наступило некоторое оживление: за пять дней 50 страниц. Осталось придти хоть к какому-то конструктиву в обсуждении.
|
––– Делай, что должно, и будь, что будет... |
|
|
Zharkovsky 
 авторитет
      
|
25 октября 2010 г. 20:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Крафт Осталось придти хоть к какому-то конструктиву в обсуждении.
Конструктив (в любой теме, не только здесь) начнётся только тогда, когда писатели научатся "читать написанное, а не писать прочитанное" (с). Кроме того, ну вы почитайте предыдущие страницы, про Жука. Вот это было оживление, причём оживление годное. А "последние 50 страниц" — это баттхёрт, сольный выпер на сцену артиста в спектакль, текста которого он не знает и не хочет знать. Типа ну что там такое ваш этот Шекспир, я и своими словами могу рассказать.
|
|
|
Анри д_Ор 
 магистр
      
|
25 октября 2010 г. 22:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вот объяснил бы мне кто, почему все с таким упорством называают Румату прогрессором, при том что в повести "Трудно быть богом" слово "прогрессорство" не упоминается ни разу? Герои повести не прогрессоры, а историки. Более того, их трудность не в том, что они не могут помочь, а в том, что им запрещены почти все виды вмешательства (а до них запрещено было ВСЕ, разрешалось только наблюдение). И то думаю, попустительство было связано не столько с изменением концепции контакта, сколько с заботой о наблюдателях, а то ведь спятят, не имея возможности пальцем пошевелить. И проповедь они не ведут вовсе не из-за того, что боятся, что над ними посмеются, а потому что представляют некоторые последствия своей проповеди, в том числе и кровавые. Вон поговорил как-то Румата с Аратой, а тот теперь оружие требует, мечтает выжить золоченую сволочь, видимо, до седьмого колена. Разговор с Будахом был гораздо более мирным, но тоже показательным. Кстати, касательно того, что Румата не дотягивает до Иисуса. Вообще-то я не заметил, чтобы он пытался с ним состязаться, но с другой стороны и не сказал бы, что проповедь Иисуса была исключительно мирной — "Не мир я вам принес, но меч", да и в храме хорошо он так торговцев повыгонял. Так и представляю картину, как он убеждает торговцев, что нехорошо превращать храм в торжище, после чего они враз устыдились, прослезились и ушли Судя по Евангелиям, пришлось применять силу. Так что будем смотреть на ситуацию реально. Вполне возможно, что вся деятельность Руматы за 5 лет не принесла такого результата, как его нервный срыв. Я верю, что авторы хотели не этого, но так уж получается, что с каждым надо говорить на понятном ему языке. Вот Антон и заговорил на языке меча. Думаю, еще долгие годы в Арканаре рассказывали о вельможе, который наказал интригана, поднявшего руку на законную власть.
|
|
|
Apraxina 
 авторитет
      
|
25 октября 2010 г. 22:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Анри д_Ор — а "потому что гладиолус"(с).
цитата 3. Прогрессорам запрещено вмешиваться физически – Румата – Антон это нарушил. Но почему Странник – Сикорски мог кого-нибудь пристрелить (в ОО) – и ему это сошло с рук? Разница заданий, статуса?
Много раз уже писал я здесь, что Румата – НЕ прогрессор. Во времена Руматы даже такого понятия – «прогрессор» – не было в употреблении. Румата – наблюдатель, нарушивший законы и нормы поведения наблюдателей. И откуда Вы, собственно, взяли, что Страннику «сошло с рук»? Судьбу его авторы не описывают, но явно дают понять, что пришлось старику несладко.
http://rusf.ru/abs/int0062.htm Помимо того, что таки да — в тексте ТББ нет такого слова (если кого не устраивает "закадровое" пояснение).
|
––– Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. |
|
|
Zharkovsky 
 авторитет
      
|
25 октября 2010 г. 22:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Анри д_Ор том что в повести "Трудно быть богом" слово "прогрессорство" не упоминается ни разу
Дык даже в Обитаемом острове нет прогрессоров, ни слова, ни их самих. И в Малыше нет, хотя там есть десяток поводов упомянуть — и словом и понятием. :) А вот в Парне — там явные уже прогрессоры пасутся у Яшмаа, и всё равно слова ещё нет.
Мир Полдня рос последовательно со своими авторами. Где-то год-два АБС — четверть века в Полдне.
|
|
|
Blackbird22 
 авторитет
      
|
25 октября 2010 г. 22:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Apraxina И откуда Вы, собственно, взяли, что Страннику «сошло с рук»? Судьбу его авторы не описывают, но явно дают понять, что пришлось старику несладко.
БНС заговаривается?) Нормально всё было у Сикорски после ОО
|
––– tomorrow never knows |
|
|
Анри д_Ор 
 магистр
      
|
25 октября 2010 г. 23:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Apraxina , угу, нету, но люди где-то находят. Кстати, в повести перечисляются многие варианты вмешательства и исправления ситуации, и даются ответы, какие могут быть последствия. Даже самый простой пример — Уно поверил, когда ему рассказали о микробах. И что? Мыться стал чаще? Щас! Молиться он стал чаще, чтобы молитва уберегла.
|
|
|
Zharkovsky 
 авторитет
      
|
|
Анри д_Ор 
 магистр
      
|
25 октября 2010 г. 23:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky Мир Полдня рос последовательно со своими авторами. Где-то год-два АБС — четверть века в Полдне.
Рос. Но даже если не брать в расчет писательскую кухню и изменения взглядов, а думать исключительно о логики развития людей организации, то вполне можно предположить, что именно срыв Руматы заставил задуматься и несколько изменить принцыпы наблюдения. А потом еще. И еще. Думаю, из всех тех срывов, что описаны в ТББ, срыв Руматы оказался наиболее результативным.
цитата Blackbird22 Нормально всё было у Сикорски после ОО
Да в общем, у Руматы, судя по тексту, тоже. Но это не значит, что он не поедал сам себя.
|
|
|
Анри д_Ор 
 магистр
      
|
25 октября 2010 г. 23:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky Зато носовые платки пошли в народ. Уже дело.
О да! Дело еще то, особенно, когда эти полотнища, намотанные на руки, волочились по грязному полу. Красотень
|
|
|
Apraxina 
 авторитет
      
|
25 октября 2010 г. 23:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Анри д_Ор — ну, находят... ну, считают наблюдателей, ограниченных по всем статьям, прогрессорами. Это как бы полбеды. Хотя под осиной искать апельсинов бесполезно. Беда начинается, когда наблюдателям из ТББ вчиняют иск за неправильное/неполное осуществление обязанностей. Все равно что жаловаться на прачечную за неисполнение функций госпиталя.
Но тут дело в том, что мир Полдня — он... структурно-связный. У него история есть, закономерности и логика развития. Это, вероятно, не всегда и не всеми ощутимо.
|
––– Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. |
|
|
Zharkovsky 
 авторитет
      
|
25 октября 2010 г. 23:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Анри д_Ор то вполне можно предположить, что именно срыв Руматы заставил задуматься и несколько изменить принцыпы наблюдения.
Конечно.
цитата Анри д_Ор Дело еще то, особенно, когда эти полотнища, намотанные на руки, волочились по грязному полу.
Надеюсь, морды они протирали той частью, что не волочилась.
|
|
|
Apraxina 
 авторитет
      
|
25 октября 2010 г. 23:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Анри д_Ор именно срыв Руматы заставил задуматься и несколько изменить принцыпы наблюдения.
А этого разве в текстах прямо нет?.. Меня терзают смутные сомненья, что есть где-то именно в каноне, а не в реконструкциях и фанфиках.
|
––– Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. |
|
|