автор |
сообщение |
amlobin 
 миродержец
      
|
2 февраля 2018 г. 20:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Если Конни неправа -- то, может, и Вы неправы? Такую возможность не исключаете?
Не исключаю. Потому и спорю — а вдруг и вправду переубедят Случалось со мной и такое.
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
Конни 
 миротворец
      
|
3 февраля 2018 г. 10:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Черновички, созданные "между 1951 и 1959 годами" как доказательство чего либо в ВК? Серьезно?
Напомню, что ВК полностью вышел в 1955г., текст "О лембас" создан между 1951 и 1959г., то есть мог быть написан и после выхода ВК. Эти черновики можно было бы не принимать всерьез, если бы в ВК не упоминались лембас со свойствами, соответствующими тексту "О лембас". Фактически текст черновика только дополняет уже известное нам из ВК о "дорожном хлебе". цитата ааа иии Провести ликбез по магии плодородия, молитвам об урожае, выдаивающим молоко ведьмам и прочей этнографии, задокументированной в реальности, а так же реконструированной археологами?
Я, грешным делом, считала, что под реальной магией подразумевается магия с реальными результатами. Но, судя по перечисленной вами "прочей этнографии" студенческие вопли: "Халява, приди" и потрясания зачетками, у вас, ааа иии, тоже пройдут по классу реальной магии. 
цитата amlobin Про лембасы Йаванны, которые росли быстро-быстро — вы уже в курсе?
Опять преувеличение. Не росли они "быстро-быстро", колосья с зерном для лембас росли обычным образом на земле, хотя и быстро. Про свои кабачки на огороде я тоже могу сказать "растут быстро".
|
–––
Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное. |
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
3 февраля 2018 г. 11:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Конни вопли: "Халява, приди" и потрясания зачетками, у вас, ааа иии, тоже пройдут по классу реальной магии. Да, конечно, современные магические практики. Что же еще? Речь о том, что магия, укоренившаяся в современной фэнтези — далеко не та, что у всевозможных магов, шаманов, колдунов и ведьм в реальности или дотолкиновской литературе. В частности с гаданием, в реальности входящим в топ-5 или вовсе №1, работают фэнтезисты не часто.
цитата Конни Напомню, что ВК полностью вышел в 1955г. В самом доступном источнике: 1949 осень. Толкин заканчивает основной текст «Властелина Колец» 1952 «Collins» отказывается издавать «Властелин Колец» и Толкин договаривается отдать его в «Allen&Unwin».
|
|
|
Конни 
 миротворец
      
|
3 февраля 2018 г. 12:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии В самом доступном источнике: 1949 осень. Толкин заканчивает основной текст «Властелина Колец» 1952 «Collins» отказывается издавать «Властелин Колец» и Толкин договаривается отдать его в «Allen&Unwin».
Ну и что из этого? Все это не изменит того факта, что все ВК в полном объеме стал доступен читателям в 1955г., с выходом третьей части.
цитата ааа иии Да, конечно, современные магические практики. Что же еще?
Сойдемся на том, что цитата ааа иии Речь о том, что магия, укоренившаяся в современной фэнтези — далеко не та, что у всевозможных магов, шаманов, колдунов и ведьм в реальности или дотолкиновской литературе.
|
–––
Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное. |
|
|
nightowl 
 авторитет
      
|
3 февраля 2018 г. 12:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии цитата Конни вопли: "Халява, приди" и потрясания зачетками, у вас, ааа иии, тоже пройдут по классу реальной магии.
Да, конечно, современные магические практики. Что же еще?
Извините за флуд в теме (но только для "разгрузки"!) — о возможных последствиях "современных магических практик":
цитата Что-то пошло не так и шаман вместо дождя вызвал проституток
(из: Форум «Трёп на разные темы» > Тема «Анекдоты и смешные истории»)
|
|
|
amlobin 
 миродержец
      
|
3 февраля 2018 г. 13:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Конни Я, грешным делом, считала, что под реальной магией подразумевается магия с реальными результатами.
цитата Сэм начал сажать саженцы. Сначала там, где раньше росли самые красивые деревья, а потом и там, где ничего не росло. И возле каждого посаженного кустика он клал в землю частичку благословенной почвы. С этой работой он ходил по всему Ширу, но особое внимание уделял все-таки Хоббитону и Тугосумам. Когда в коробочке осталась маленькая щепотка, он поднялся на вершину самого высокого холма почти в центре страны и, прошептав благословение, бросил остатки в воздух. Серебристое зернышко он посадил посреди Праздничной Поляны и долго размышлял, что же из него вырастет? Всю зиму он едва сдерживал себя, чтобы не бегать каждый новый день смотреть — не случилось ли чего? Весной даже видавшие виды старые хоббиты не верили своим глазам. Деревья росли с такой быстротой, словно время для них сжалось, и год проходил за неделю. На Праздничной Поляне творилось и вовсе не виданное. Серебристое семечко дало чудесный побег, и теперь он рвался вверх, к небу, не по дням, а по часам. У деревца был серебряный ствол и большие длинные листья золотистого оттенка. В апреле в кроне зажглись большие красно-золотые цветы. Уже через несколько лет молва о чудесном дереве распространилась далеко за пределы Шира. Многие приходили издалека специально взглянуть на диковинное диво. Это был единственный в тех краях мэллорн, и надо сказать, один из прекраснейших в мире. Вообще тот год, 1420-й, был замечательным для Шира. Не только из-за мягкого солнца и дождей, которые сменяли друг друга именно тогда, когда надо, и было их столько, сколько надо. Не это было главное. Куда важнее был осенивший всю страну дух благости, красоты и жизни. Дети, рожденные в этот год, были сильны и прекрасны. У многих из них были золотые волосы, что прежде среди хоббитов встречалось только изредка. Ягод и фруктов поспело столько, что хоббитята едва не купались в клубнике со сливками, а на лужайках под сливовыми деревьями их стараниями вырастали пирамиды и курганы из косточек. Совсем не было болезней и все были довольны, разве что кроме косарей. Траву приходилось косить так часто, и она была такой густой и высокой, что они выбивались из сил. В Южной Чети клонилась к земле лоза, табак вымахал на редкость рослый и духовитый, зерна уродилось столько, что амбары ломились. В Северной Чети эль из ячменя урожая 1420 года вошел в поговорку.
Это не реальный результат? Вот вам ответ, как эльфы решали проблему продовольствия без бахчей до горизонта и приусадебным участком под каждым таланом.
цитата Конни Не росли они "быстро-быстро", колосья с зерном для лембас росли обычным образом на земле, хотя и быстро.
Скоорость не так уж важна, важна урожайность. К урожайности вопросы есть? Что касается лембасов вообще написано в высоко ценимых вами письмах
цитата В книге у лембас две функции. Это «механизм» или прием для того, чтобы придать правдоподобия длинным переходам при малом количестве провианта в мире, в котором, как я уже сказал, «мили и мили». Однако это как раз относительно неважно. А еще лембас обладает куда большей значимостью — «религиозного» характера, как я бы сказал с определенными оговорками. Это впоследствии становится очевидным, особенно в главе «Гора Рока»
Выходит вполне себе магическое средство, эти лембасы. А ваше отношение к магии как таковой укладывается в идею "хитростей врапга", которыми эльфы не пользовались принципиально 
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
Конни 
 миротворец
      
|
3 февраля 2018 г. 13:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата amlobin Это не реальный результат? Вот вам ответ, как эльфы решали проблему продовольствия без бахчей до горизонта и приусадебным участком под каждым таланом.
"Бахчи до горизонта" это обычное передергивание. Но, как следует из отрывка, проблема продовольствия по эльфийскому образцу решилась только с помощью обычного труда. Землю хоббиты возделали обычным способом и сажали обычным способом, лишь частичка благословенной почвы использовалась как удобрения у нас. Следовательно, если вы настаиваете на том, что и эльфы поступали таким же образом, то эльфы землю возделывали и сажали сами, что и требовалось доказать. цитата amlobin К урожайности вопросы есть?
Я же говорила, что некоторый прогресс наблюдается. Вот уже вы примирились с наличием у эльфов полей, садов, огородов, вас волнует лишь урожайность. Что ж, не буду отрицать, что высокой урожайности эльфы могли добиваться с помощью своих способностей.
цитата amlobin Выходит вполне себе магическое средство, эти лембасы.
(пожимая плечами) Как будто кто-то спорил. В тексте "О лембас" черным по белому сказано: цитата Так, зерно сие имело в себе силу жизни Амана, кою могло отдать тем, что имели нужду и право вкушать хлеб.
Причем лембас, при всех своих магических свойствах, делается руками эльфиек, а не берется из воздуха.
цитата amlobin А ваше отношение к магии как таковой укладывается в идею "хитростей врапга", которыми эльфы не пользовались принципиально
Вы, amlobin, додумали что-то за меня и спорите со своими придумками. Интересно, как из моего мнения "эльфы трудились" вы вывели вдруг некое мое отношение к магии как таковой.
|
–––
Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное. |
|
|
amlobin 
 миродержец
      
|
3 февраля 2018 г. 16:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Конни "Бахчи до горизонта" это обычное передергивание. Но, как следует из отрывка, проблема продовольствия по эльфийскому образцу решилась только с помощью обычного труда. Землю хоббиты возделали обычным способом и сажали обычным способом, лишь частичка благословенной почвы использовалась как удобрения у нас.
Бахчи до горизонта (а также обширные огороды и поля) — это нормальный вариант без всякой магии. Описан у хоббитов и людей, у эльфов такого не было и быть не могло.
цитата Конни Следовательно, если вы настаиваете на том, что и эльфы поступали таким же образом, то эльфы землю возделывали и сажали сами, что и требовалось доказать.
Не зна, что требовалдось доказать вам, а я доказывал, доказываю и планирую доказывать впредь, что
цитата amlobin ЭЛЬФЫ — МАГИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВ А У КОТОРЫХ СВОИ ОТНОШЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. Вопрос на самом деле важный, потому что такие идеи постоянно бродят в умах и сильно влияют на восприятие творчества РРТ. Приведенные мне доводы очень убедительны, но данному тезису не противоречат. Каких бы высот не достигли эльфы, в основе их умений — знания полученные от Ауле и Ко. Благодаря этому эльфы совсем избежали эпохи первобытной дикости (хотя каменный век где-то и был, это непринципиально) Кроме того им как-то удалось поладить с экологией. Профессор был все же филологом, а не металлургом, и технические подробности мог просто игнорировать — хотя вообще-то прекрасно знал, что такое индустриализация и сильно ее не любил. Тем не менее, постройка втайне целого Гондолина, создание там мощного оружейного производства и пр, это все как-то сомнительно без применения магии..
С сельским хозяйством у них то же самое — несколько ритуальных делянок и обильно плодоносящий сад — будете доказывать, что это не так? Желаю успеха!
цитата Конни Я же говорила, что некоторый прогресс наблюдается. Вот уже вы примирились с наличием у эльфов полей, садов, огородов, вас волнует лишь урожайность. Это вам показалось.
цитата Конни Что ж, не буду отрицать, что высокой урожайности эльфы могли добиваться с помощью своих способностей.
Да, некоторый прогресс наблюдается.
цитата Конни Причем лембас, при всех своих магических свойствах, делается руками эльфиек, а не берется из воздуха.
Да уж, да уж — до Сварога им далековато будет.
цитата Конни додумали что-то за меня и спорите со своими придумками. Аналогично, коллега 
цитата Конни как из моего мнения "эльфы трудились" вы вывели вдруг некое мое отношение к магии как таковой.
Я его вывел из ваших фантазий про щелканье пальцами и Сварога. Я его вывел
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
Конни 
 миротворец
      
|
3 февраля 2018 г. 16:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата amlobin Бахчи до горизонта (а также обширные огороды и поля) — это нормальный вариант без всякой магии. Описан у хоббитов и людей, у эльфов такого не было и быть не могло.
А теперь я попрошу цитат про бахчи у хоббитов, про огороды и бахчи у людей.
цитата amlobin С сельским хозяйством у них то же самое — несколько ритуальных делянок и обильно плодоносящий сад — будете доказывать, что это не так? Желаю успеха!
Меня вполне устраивает ваш прогресс от "не могу представить эльфов за работой" до "у эльфов есть делянки и сад", что подразумевает работу эльфов на этих делянках и садах
цитата amlobin я доказывал, доказываю и планирую доказывать впредь, что
Напомнило:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Мама спрашивает:
— А что это у нас Анну давно не видно?
— Аня переехала жить в Вологду.
— Понятно. На юг перебралась, значит.
— Мама, Вологда на севере.
— Ты что, совсем что ли? Всю жизнь Вологда была на юге. У меня в школе по географии четыре было, поэтому я точно знаю. Есть еще область такая — Вологодская, она находится на юге, рядом с Ростовской и Астраханской областями.
— Рядом с Вологодской областью находятся Ленинградская и Архангельская области. А Ростовская и Астраханская находятся рядом с Волгоградской. И кстати, у меня по географии пятёрка была.
— Доставай карту, буду тебя в нее носом тыкать, раз слов ты не понимаешь… Ну, что я тебе говорила! Вот она — Вологодская область — на севере! А ты со своей липовой пятёркой мне еще и доказывала, что Аня на юг переехала!
цитата amlobin Я его вывел из ваших фантазий про щелканье пальцами и Сварога.
Я же говорю, додумали, "вывели" и спорите со своими придумками. Так делать не надо и впредь попрошу не приписывать мне ваших нелепостей. То, что у Толкина эльфы обладают собственной магией, общеизвестно.
|
–––
Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное. |
|
|
Конни 
 миротворец
      
|
3 февраля 2018 г. 18:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
На всякий случай замечу, что история под спойлером в предыдущем посте не моя, но показательна. Развлечения ради представляю вниманию почтенной аудитории смешную статью в духе Фоменко. У этого автора Арнор и Гондор это Израиль и Иудея, Средиземье — Африка, хоббиты — пигмеи, Толкин якобы похож на Чуковского не случайно и т.д.
|
–––
Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное. |
|
|
amlobin 
 миродержец
      
|
3 февраля 2018 г. 20:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Конни А теперь я попрошу цитат про бахчи у хоббитов, про огороды и бахчи у людей.
Про хоббитов сказано достаточно, а вот и про людей
цитата Они миновали Раммас Эхор. Так люди Гондора называли внешнюю степу, выстроенную с великим трудом после потери Итилиена. Стена тянулась лиг на десять от подножия гор, опоясывая поля Пеленнора и возвращаясь к горам. Прекрасные плодородные угодья длинными отлогими склонами спускались к долине Андуина. На северо-востоке от Великих Ворот Минас Тирита до стены было четыре лиги; там за ней раскинулись приречные равнины. В этом месте стена была особенно высокой и крепкой. Она защищала дорогу, идущую от Бродов и Мосты Осгилиата. На юго-востоке между стеной и Городом оставалось пространство меньше лиги шириной. Там Андуин, огибая холмы Эмин Арнен в Южном Итилиене, резко забирал к западу, и стена шла по самому берегу, а ниже лежали набережные и грузовые пристани Харлонда. По сторонам дороги тянулись богатые предместья с обширными пашнями, садами, навесами для сушки хмеля, амбарами и загонами для скота. Среди зелени струились ручьи, спешившие с нагорий к Андуину, но людей встречалось немного. Основная часть жителей селилась в семи кругах Города, или в Лоссарнахе, у подножия гор, или еще дальше к югу, в Лебеннине, орошаемом пятью быстрыми реками.
Как видите, Профессор умеет описывать обжитые окультуренные земли — не то что заросли цветочков в Лориэне.
цитата Конни "у эльфов есть делянки и сад", что подразумевает работу эльфов на этих делянках и садах
Да, при такой разнице в масштабах мы еще долго ни до чего не договоримся — я так понимаю, что у вас и Бильбо Бэггинс считается героем сельского труда 
цитата Конни Напомнило:
Вот вы и до анекдотов докатились 
цитата Конни Я же говорю, додумали, "вывели" и спорите со своими придумками. Так делать не надо и впредь попрошу не приписывать мне ваших нелепостей.
Чего там приписывать? Ваш вариант магии вами же и обозначен
цитата Конни Огонь добывал. А вот снедь или там штаны из воздуха не вытаскивал никто, даже майа.
цитата Конни И автор не описал эльфов, извлекающих снедь по щелчку пальцев из воздуха.
цитата Конни Магическое обеспечение это скорей как у Сварога — вещи из воздуха по щелчку пальцев.
Действительно, на редкость примитивно и нелепо. И да, такой "шмагии" в стиле Гарри Поттера и короля Сварога в Средиземье не было и быть не могло.
цитата Конни То, что у Толкина эльфы обладают собственной магией, общеизвестно.
Меня тоже вполне устраивает ваш прогресс. Еще два-три года непрерывной дискуссии и мы добредем до консенсуса 
цитата Конни Развлечения ради представляю вниманию почтенной аудитории смешную статью в духе Фоменко.
цитата Основное литературное наследие Толкина состоит из трех независимых разноплановых произведений: «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин Колец», которые сейчас мы воспринимаем как единое целое. Как известно, Толкин довольно случайно раскрутился с незатейливой детской книжкой «Хоббит», текст которой кроме нескольких имен вообще никак не связан с двумя другими и содержит много несоответствий. Например, в первом издании «Хоббита» эльф Элронд, называет древние мечи, найденные в логове троллей «гномьими», имея в виду не карликов-дворфов, а древних эльфов-кузнецов (как будто Профессор вдохновлялся русскими переводами, где дворфы всегда «гномы»). А «Сильмариллион», сильно фрагментированный сборник, выросший из его подростковых фантазий, был приведен в более-менее системный вид и издан только его сыном, после смерти Профессора, и, строго говоря, должен считаться фанфиком по мотивам черновиков Толкина.
Интересная версия 
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
3 февраля 2018 г. 22:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Конни Все это не изменит того факта, что все ВК в полном объеме стал доступен читателям в 1955г. Не изменит. Как и отношения ко времени создания хлебного манускрипта. Пост-ВК.
|
|
|
АзБуки 
 авторитет
      
|
3 февраля 2018 г. 23:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В русле спора. Почему эльфы не маги и даже не магические существа. http://www.kulichki.com/tolkien/arhiv/lit...
Не со всеми выводами автора согласна, но в целом статья дельная, не смотря на давность лет написания. И опять же скажу, эльфы не маги и не магические существа. Они действительно сами могут оказаться под ее воздействием. Пример Финрода о чем-то кому-то говорит, не? Про урожайность, способности к исцелению и т.п. Если люди в глубинке до сих пор пользуются аграрной магией, если моя соседка сажает овощи по фазам луны с приговорами и они у нее прут как незнамо что, если моя подруга затворяет кровь и делает привороты... Должна ли я считать этих людей магами или магическими существами? Исходя из выводов amlobin, должна. Эльфы обладают связью с... скажем так, божественными сущностями. Они лучше чувствуют силы Арды. Но их способности не магия. Во всяком случае для них, но для темных и непросвященных людей это видится именно так и обозначаться может так. И в письмах Толкина не зря подчеркивается и закавычивается это слово. Тем более Толкин католик. Христианин. Думаю не надо говорить об отношении христианской церкви к магии, вне зависимости от конфессии? Ну а о вечной жизни, которая иногда выступает как козырной аргумент в пользу эльфов как магических существ, я уже говорила. Это дар Эру, как людям смертность. К тому же у эльфов не вечная жизнь. У них просто очень долгая жизнь в пределах Арды. Но не станет Арды, не станет и эльфов. По крайней мере что будет с ними дальше покрыто мраком. А что до статьи про лембас, это опять же история про знания, искусность и божественное благословение. И эльфы тут сами колоски собирают. Ручками. И этими же ручками корзины плетут, а не Йаванна за них в поле и в доме пашет, сеет и плетет.
|
|
|
АзБуки 
 авторитет
      
|
4 февраля 2018 г. 00:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А вот из эссе Толкина "О волшебных сказках". Как раз к вопросу об эльфийской "магии", которая не магия. Как раз перекличка с теми письмами, которые я уже процитировала. Эльфы воплощенное искусство, а не магия.
цитата «Драмы Фаерии» — те спектакли, которые согласно многочисленным свидетельствам, эльфы часто давали перед людьми — могут производить Фантазию с реализмом и непосредственностью, которая свыше объяснения каким-либо человеческим механизмом. В результате их обычный эффект (производимый на человека) — выше, чем Вторичная Вера. Если вы участвуете в драме Фаерии, вы сами находитесь или думаете, что находитесь, во Вторичном Мире. Опыт такого участия может быть сродни Сновидению и (как может показаться) иногда (для человека) смешиваться с ним. Но в Драме Фаерии вы находитесь во сне, который чей-то другой разум передает вам, и знание этого тревожного обстоятельства может оказаться выше вашего понимания. Переживание напрямую является Вторичным Миром: зелье слишком сильно, и вы уделяете ему Первичную Веру, несмотря на чудесность событий. Вы обмануты — входит ли это в намерения эльфов (всегда или в каких-либо случаях), это уже другой вопрос. Сами они, в любом случае, не обманываются. Для них это некая форма Искусства, не зависимая от Волшебства или Магии, именно так и называемых. Они не живут в нем больше времени, чем актеры человеческой породы. Первичный Мир для людей и эльфов един, даже если он воспринимается по-разному и имеет различные значения.
Нам необходимо слово для этого эльфийского искусства, но все слова, которые можно приложить к нему затуманены и перепутаны обозначением других вещей. Магия просится в руки, и я уже использовал ее выше (см. стр. 6), хотя это не следовало бы делать: Магию надо оставить для Магов. Исскуство — это человеческое действие, которое попутно (необязательно его единственное или главное действие) производит Вторичную Веру. Искусство того же сорта, может быть, только более мастерское и легкое, эльфы тоже могут использовать, по крайней мере, так говорится в сообщениях; но более могущественное и специфическое эльфийское мастерство я хочу, за неимением менее сомнительных слов, назвать Очарованием. Очарование производит Вторичный Мир, в который и создатель, и зритель могут войти, который дает полное удовлетворение их чувствам, пока они находятся внутри; но это в чистом виде искусственный мир по своим намерениям и целям. Магия производит, или притворяется, что производит, альтернативу Первичному Миру. Неважно, кому приписывают магические действия — фэйри или смертному — они остаются отчетливо отделенными от предыдущих двух понятий; магия не искусство, но приемы, ее целью является власть в этом мире, господство вещей и желаний.
К этому эльфийскому мастерству, Очарованию, стремится Фантазия, и когда это стремление бывает успешно, в любых формах человеческого искусства, она приближается к нему. В сердце многих человеческих историй об эльфийском обмане, открытом или тайном, чистом или с примесями, лежит желание живого, реализованного искусства со-творения, которое (конечно, по большей части внешне может походить на нее) внутренне полностью отлично от жадной эгоцентрической силы — признака обычной магии. Из этого желания в своей лучшей (но все равно опасной) части и состоят эльфы; именно от них мы можем узнать то, что является главным намерением и стремлением человеческой Фантазии — даже если эльфы, более того, потому что эльфы есть всего лишь предмет человеческой Фантазии. Это созидательное желание подделывается обманщиками, будь то невинные, но грубые приемы людских драматургов или злонамеренные надувательства магов. В нашем мире они не удовлетворяются и потому непреходящи. Неподкупное, оно не ищет ни иллюзий, ни колдовства, ни господства, оно ищет тех, кто готов поделиться богатством, партнеров в созидании и наслаждении, а не рабов.
|
|
|
АзБуки 
 авторитет
      
|
4 февраля 2018 г. 02:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
amlobin, а это специально для вас, видящим в эльфах Толкина "мелких летающих фэйри", которых сам Толкин терпеть не мог. За что не раз поругивал Шекспира, считая его главным виновником всяких аки паки. Его отношение к мелким летающим из ваших же приведенных отрывков тоже отлично видно. Интересное исследование Алексеева.
цитата Здесь мы подходим к теме «Толкин и Спенсер» — одной из самых сложных на этом отрезке нашей работы, поскольку даже у одних и тех же авторов нередко можно найти прямо противоположные оценки отношения Толкина к елизаветинскому эпику. Впрочем, и у самого Толкина то же самое. С одной стороны, «Королева фей» Спенсера — последний памятник героического эпоса в английской литературе до эпохи романтизма. Кроме того, что для Толкина тоже было крайне важно, это последнее на три века произведение, в котором отразился подлинный, фольклорный образ эльфов как вполне равных (по росту) людям, мудрых и могучих существ. Строго говоря, образ эльфа-рыцаря, эльфа-воина в английской литературе и связан почти исключительно с героями Спенсера. Однако было одно фатальное для отношения Толкина к Спенсеру «но» — поэма Спенсера являлась откровенной аллегорией, причём не только моральных принципов, но и политической жизни его времени. Это само по себе снижало её ценность. Но и более того, представлена была аллегория королеве Елизавете I, к которой католик Толкин при всём своём патриотизме вряд ли мог испытывать добрые чувства. Религиозный же пафос Спенсера, не менее откровенно реформаторский и антикатолический, должен был вызвать у Толкина закономерный протест.
Однако если отрешиться от всех негативных толкиновских эмоций, то становится очевидно, что, по крайней мере, «Королева фей» на «Легендариум» повлияла, в том числе в самом зародыше. Прежде всего, собственно образ эльфов-воинов, эльфов как «политической» и военной силы, эльфийского королевства, сражающегося с инфернальным злом, в английской литературе отсутствовал до Спенсера (а после него до Толкина и Дансени). Именно Спенсер в этом смысле перекидывал мостик от гораздо более примитивных английских поверий об эльфах к эпическим образам вроде ирландских Племён Богини Дану или героев валлийского «Мабиногиона». Собственно, толкиновские эльфы более похожи на ирландских сидов и эльфов Спенсера, чем на лесных духов английского сельского фольклора, средневековой поэзии и даже альвов Эдды. Спенсер, очевидно, наряду со средневековой литературой, сыграл некоторую роль и в выборе Толкином для своих эльфов «нормального», человеческого роста.
Ещё более противоречивым, чем отношение Толкина к Спенсеру, было его восприятие Шекспира. Благодаря «Биографии» Карпентера за Толкином закрепилась репутация абсолютного ненавистника Шекспира, и надо сказать, основания для такой репутации были. Толкин приватно и публично наговорил и понаписал о Шекспире достаточно, чтобы вогнать в шок любого почитателя всемирно известного драматурга. Одна цитата уже была приведена выше, и она выразительна. Многое, конечно, можно списать на эмоциональность и склонность к эпатажу, столь свойственные Толкину, но к Шекспиру у него было две весьма фундаментальных претензии. Во-первых, Шекспир ещё лучше Спенсера годился на роль родоначальника новоанглийской литературы, а значит, с точки зрения оксфордской партии «лит.», отца литературы как таковой. В каковом качестве, как увидим, сумел надоесть юному Толкину ещё в подростковом возрасте. Во-вторых, именно Шекспир прервал «продержавшуюся до самого Спенсера» традицию изображения эльфов как существ, внешне подобных людям. Именно с «Ромео и Джульетты» (описание королевы фейри Мэб) и «Сна в летнюю ночь» начинается шествие (точнее сказать — порхание) по страницам английской литературы миниатюрных и проказливых эльфов/ фейри, столь активно не любимых Толкином.
В эссе «О волшебных историях» Толкин, наконец, ясно формулирует ставшую к этому моменту главной претензию к Шекспиру. Говоря о появлении миниатюрных эльфов, заместивших собой ценимую Толкином древнюю традицию, он подчёркивает: «В любом случае это было занятие главным образом литераторов, в котором сыграли роль Уильям Шекспир и Майкл Дрейтон. (Их влияние не ограничилось Англией. Немецкое Elf, Elfe представляется заимствованием из «Сна в летнюю ночь» в переводе Виланда.)».
Шекспир — именно в силу своего таланта и заметности — так и остался для Толкина главным виновником этого злодеяния. Объясняя своё употребление слова «эльфийский», Лаудэм из «Notion Club Papers» говорит: «С очевидностью не имею в виду эльф в каком бы то ни было сниженном, постшекспировском смысле. Нечто намного более могучее и величественное». В 1951 г. Толкин уже призывал чуму на давно почившего Шекспира и на злосчастные «паутинки» (то ли на мадам Паутинку из «Сна в летнюю ночь», то ли на упряжку Мэб из «Ромео и Джульетты») . Наконец, в 1954 г., после выхода «Властелина Колец», он даже дошёл до раскаяния в самом факте использования слова «эльфы» — и виноват был опять же Шекспир. «Я теперь глубоко сожалею, что использовал «эльфов», хотя по происхождению и первоначальному значению это слово достаточно подходящее. Но катастрофическое унижение этого слова, в котором непростительную роль сыграл Шекспир, действительно перегрузило его прискорбными оттенками, которые чересчур тяжело преодолеть».0 том же и ещё позднее в «Номенклатуре «Властелина Колец»» в связи с нежелательностью употребления в переводе немецкого Elf: оно-де «может сохранять некие ассоциации того рода, присутствия коего я (елико возможно) настоятельно хотел бы избежать — т. е. с Дрейтоном и «Сном в летнюю ночь».
Но что все же толкнуло Толкина в юности немного потрафить мелким фэйри в стихах и не только? Ответ один. Любовь к жене, которая была как раз поклонницей более легкомысленных сказочных существ. Потом он каялся, но из песни слова не выкинешь. Как и достоверные факты, что "мелких летающих фэйри" Толкин не любил, и они не были его идеалом и образом эльфов.
цитата Начать с того, что изначально отношение Толкина к шекспировским эльфам было несколько иным, не столь непримиримым, как во времена написания «О волшебных историях» (это 1964 г.). Толкиновские эльфы никогда не были моралистами, и можно поверить, что этот викторианский образ он возненавидел с детства. А вот существами миниатюрными (или, по крайней мере, низкорослыми), легкомысленными плясунами и певцами, прячущимися в древесных ветвях, они бывали. Например, в его ранней поэзии («Солнечный лес», «Тинфанг Трель» и особенно «Шаги гоблинов»). Стоит помнить, что «крошечных эльфиков» любила Эдит, а это для юного Толкина было куда как важнее собственных эстетических предпочтений. Более того, ещё в начале 1930-х гг., уже закрепив в «Легендариуме» эльфов «спенсеровских», Толкин считал «шекспировских» приемлемыми для детской аудитории. Таковы, в принципе, эльфы Раздола (кроме самого Эльронда, не определяемого чётко как эльф) в «Хоббите», особенно в черновиках, не говоря уже о полярных эльфах «Писем Рождественского Деда». Более того, ожидаемое «умаление» эльфов ещё и во «Властелине Колец» можно толковать именно в этом духе — эльфы станут маленькими физически. Собственно, на это и намекалось в ряде мест «Книги забытых сказаний». Так что нелюбовь Толкина к Шекспиру в этом пункте не вполне справедлива — и напоминает обиду за собственные «ошибки молодости», на которые Шекспир мог повлиять. «Шаги гоблинов» Толкин, как мы помним, в зрелые годы «возненавидел» практически так же, как и Шекспира.
Специально для amlobin, который просто может этого не знать. С приходом времени людей в Средиземье, согласно теории Толкина, эльфы начали угасать. Истаивать, то бишь постепенно развоплощаться. Терять плоть, превращаясь в духов. Только в Валиноре они могут пребывать в телесной оболочке, подобно людям в Средиземье. Вот так на них Искажение Арды повлияло. Так что Валар их туда не просто так в пятизвездочные отели на побережье позвали. Были более веские причины, чем обычное украшение разумными и мастеровыми существами своих владений.
Из письма 1951 г. Толкина издателю о начале угасания эльфов, которое уже началось во второй эпохе. Профессор, кстати, предполагал издать ВК одновременно с Сильмом. Так что легендариум был уже создан и теоретически и практически. И спор о главенстве того или иного странен сам по себе. Если бы сначала не было основ Сильма не было бы и ВК.
Это из справки к письму, а дальше само письмо.
цитата После того как «Аллен энд Анвин», от которого Толкин требовал однозначного ответа, поневоле отказалось публиковать «Властелина Колец» вместе с «Сильмариллионом», Толкин был уверен, что Мильтон Уолдман из «Коллинза» в ближайшее время выпустит обе книги в своем издательстве. Весной 1950 г. Уолдман сообщил Толкину, что надеется приступить к набору уже осенью. Но возникли задержки, главным образом из-за частых отъездов Уолдмана в Италию и его болезни. К концу 1951 г. никаких определенных договоренностей касательно публикации достигнуто не было, а в издательстве «Коллинз» общий объем обеих книг вызывал все большее опасение. По всей вероятности, именно по просьбе Уолдмана Толкин написал нижеследующее письмо — длиной почти в десять тысяч слов, с целью доказать, что «Властелин Колец» и «Сильмариллион» взаимозависимы и неразделимы. Письмо, заинтересовавшее Уолдмана настолько, что он отдал его в перепечатку (см. конец №137), не датировано, но написано, вероятно, в конце 1951 г.
цитата Когда Изначальный Враг терпит сокрушительное поражение, Саурон в страхе раскаивается, но в итоге не является, как ему приказано, на суд богов. Он остается в Средиземье. Очень медленно, начиная с благих побуждений, — преобразования и восстановления разоренного Средиземья, «о котором боги позабыли», — он превращается в новое воплощение Зла и существо, алчущее Абсолютной Власти, — и потому снедаем все более жгучей ненавистью (особенно к богам и эльфам). На протяжении сумеречной Второй эпохи на Востоке Средиземья растет Тень, все больше и больше подчиняя себе людей — которые умножаются в числе по мере того, как эльфы начинают угасать. Таким образом, три основные темы сводятся к следующему: задержавшиеся в Средиземье эльфы; превращение Саурона в нового Темного Властелина, повелителя и божество людей; и Нуменор-Атлантида. Они представлены в виде анналов и в двух Преданиях, или Повестях, «Кольца Власти» и «Низвержение Нуменора». Оба важны в качестве фона для «Хоббита» и его продолжения.
В первом представлено что-то вроде второго падения или по крайней мере «заблуждения» эльфов. По сути не было ничего дурного в том, что они задержались вопреки совету, по-прежнему скорбно с [3] смертных землях их древних героических деяний. Однако ж им хотелось один пирог да съесть дважды. Им хотелось наслаждаться миром, блаженством и совершенной памятью «Запада» — и в то же время оставаться на бренной земле, где их престиж как высшего народа, стоящего над дикими эльфами, гномами и людьми, был несравненно выше, нежели на нижней ступени иерархии Валинора. Так они стали одержимы «угасанием» — именно в этом ключе они воспринимали временные изменения (закон мира под солнцем). Они сделались печальны, искусство их (скажем так) обращено в прошлое, а все их старания сводились к своего рода бальзамированию — даже при том, что они сохранили древнее стремление своего народа к украшению земли и исцелению ее ран.
amlobin, прочитайте все мои 3 поста внимательно, и не говорите, что не видели.  Впрочем, надеюсь, все это будет не только для amlobin интересно и полезно.
|
|
|
АзБуки 
 авторитет
      
|
|
amlobin 
 миродержец
      
|
4 февраля 2018 г. 09:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Спасибо, АзБуки ! Я рад, что вы провели время с пользой и сильно продвинулись в изучении предмета скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) (а то, файерболы, файерболы..  ) Изученная вами статья произвела на меня очень хорошее впечатление — сразу видно, что ее автор зрит в корень и мыслит широко, а не цепляется к чужим формулировкам. Особенно ценными считаю следующие тезисы
цитата у Толкиена мир пронизан магией насквозь.
цитата магия — это то воздействие на мир, которое оказывают Айнур: они обладают знанием изначальной информационной структуры Арды,
цитата А эльфы — не маги!!! И даже не "магические существа". Они куда естественнее, чем пришедшие впоследствии люди. Они телом и душой являются частью структуры Бытия. Им дано лучше, чем людям, понимать эту структуру, но они не способны даже мысленно выйти за ее пределы и посмотреть на нее "со стороны". Не говоря уж о том, чтобы напрямую переделывать ее. Их воздействие, которое Толкиен называет чарами куда тоньше и слабее..... Их творчество — Искусство, или Чары, связано оно с Вторичным Миром. Вторичным по отношению к тому, который является обиталищем их физических тел.
Вы, насколько я понял, принимаете ее трактовку?  Вот и замечательно! Выходит, мы уже который день спорим о терминах. Ладно раз уж вам это так принципиально, я не буду называть эльфов магами и магическими существами. Пусть они будут чаровниками, а Галадриэль — чаровницей, или даже очаровательницей — ведь важен результат, а он такой
цитата АзБуки Эльфы обладают связью с... скажем так, божественными сущностями. Они лучше чувствуют силы Арды. Но их способности не магия. Во всяком случае для них, но для темных и непросвященных людей это видится именно так и обозначаться может так.
Я видите ли, не теолог, а темный и непросвещенный читатель, и когда читаю описание эпизодf, где река сносит назгулов, наивно думаю, что это магия! Оказывается нет  Но теперь недоразумение улажено и мы с вами знаем, что
цитата эльфы способны создать Вторичные Миры, в которые могут зримо войти и создатель и зритель. Как это ни тяжко, при попытке осознать, что такое Искусство, приходится исходить именно отсюда. Эти Вторичные Миры во всем, что создают эльфы — будь то песня, или кольцо, или столь мерзкая вещь, как меч... Они сплетают Вторичные Миры с Первичным (для них), и тонкое понимание внутренней структуры Первичного Мира является необходимым требованием для того, чтобы они могли его с чем-то сплетать. Но Вторичный Мир — полноправная реальность со своими законами, и, сплетая Вторичные Миры с Первичным, они привносят в Первичный Мир эти законы, и, таким образом, через свое Искусство опосредованно влияют на Первичный Мир, изменяя его.
в общем, мне все яснj, мне все ясно  Осталось решить проблему термина, но это я доверю вам  И далее вновь встает проклятый вопрос эльфийской жизни : можно ли представить себе существо, способное сплетать вторичные и первичные миры? с лопатой в руках при посадке скажем картошки, чтоб было что зимой за щеку сунуть? Да, эльфы дивные, конечно, но не до такой же степени! И не надо ссылаться на Йаванну! Все, что делали валары, они делали в охотку и для собственного... самореализации, хорошо? Ручками, ручками колоски собирали.. ну и что? Так у вас и поливка цветов на балконе будет считаться экономикой. Вот энт Древобород за деревьями ухаживал — он был лесником, или он тоже немагическое существо? Наверное нет, он часть вторичного мира, влияющего на мир первичный.
цитата АзБуки специально для вас, видящим в эльфах Толкина "мелких летающих фэйри", которых сам Толкин терпеть не мог. За что не раз поругивал Шекспира, считая его главным виновником всяких аки паки.:-))) Его отношение к мелким летающим из ваших же приведенных отрывков тоже отлично видно. Интересное исследование Алексеева.
Спасибо за информацию. Отношения Толкина с Шекспиром, Спенсером и даже его собственной женой меня интересуют, но не в первую очередь. Важнее, что из приведенных вами цитат ясно, что образ эльфов у Т. был неоднозначен и складывался постепенно. Эта неоднозначность и постепенность хорошо прослеживаются в текстах Хоббита и ВК, иначе ему не пришлось бы в 1954 году объяснять издателям, как на самом деле выглядят его эльфы. Потому что в ВК они не выглядят никак. Возможно, это произошло потому, что цитата АзБуки С приходом времени людей в Средиземье, согласно теории Толкина, эльфы начали угасать. Истаивать, то бишь постепенно развоплощаться. Терять плоть, превращаясь в духов. Только в Валиноре они могут пребывать в телесной оболочке, подобно людям в Средиземье. Даже наверняка, потому что в этих произведениях описана как раз третья эпоха. Так что все: "умерла, так умерла"  После публикации ВК является законченным самодостаточным произведением, а все сожаления Профессора и комменты в письмах и прочий бэкграунд представляет большой научный интерес.
цитата АзБуки надеюсь, все это будет не только для amlobin интересно и полезно.
Я тоже на это надеюсь 
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
Конни 
 миротворец
      
|
4 февраля 2018 г. 10:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Не изменит. Как и отношения ко времени создания хлебного манускрипта. Пост-ВК.
Так если пост-ВК, то текст "О лембас" следует считать дополнениемк ВК, а не отброшенной версией из черновиков.
цитата amlobin Как видите, Профессор умеет описывать обжитые окультуренные земли — не то что заросли цветочков в Лориэне.
А бахчи где, у хоббитов и у людей? Я требую цитат про бахчи. 
цитата amlobin я так понимаю, что у вас и Бильбо Бэггинс считается героем сельского труда
Учитывая , что я ни словом про Бильбо не обмолвилась, передергивание у вас знатное.
цитата amlobin Вот вы и до анекдотов докатились
Вы подаете чудесные поводы для обращения к народной мудрости.
цитата amlobin И да, такой "шмагии" в стиле Гарри Поттера и короля Сварога в Средиземье не было и быть не могло.
Я рада, что вы поняли, что снедь из воздуха в стиле Сварога в Средиземье никто не вытаскивал. Еще три-четыре года коллективной терапии/обучения с участием всех собеседников и надеюсь, что вы и в Лориэне перестанете видеть развалины.
цитата amlobin Меня тоже вполне устраивает ваш прогресс.
Интересно в чем состоит мой прогресс, если якобы мое мнение о магии вы сами придумали. 
цитата amlobin Интересная версия
Интересное сходство. Автор статьи не склонен принимать во внимание Сильм, совсем как кое-кто, но при этом уверен, что Толкин писал об Африке и выдает другую чушь. Что-то мне эта безапелляционность напоминает. 
цитата amlobin Я рад, что вы провели время с пользой и сильно продвинулись в изучении предмета
Ну право, нехорошо вести себя как мамочка из историйки выше про Вологду, юг и север.
цитата amlobin И далее вновь встает проклятый вопрос эльфийской жизни : можно ли представить себе существо, способное сплетать вторичные и первичные миры с лопатой в руках при посадке скажем картошки, чтоб было что зимой за щеку сунуть? Да, эльфы дивные, конечно, но не до такой же степени!
Что? Опять сказка про белого бычка? Эльфа с лопатой, видите ли, невозможно представить. Нет, рано я радовалась прогрессу.
цитата amlobin Ручками, ручками колоски собирали.. ну и что?
Опять невнимательно читаем. Руками собирали только один вид пшеницы. Для других видов были металлические острия, то бишь серпы/косы.
|
–––
Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное. |
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
4 февраля 2018 г. 10:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата АзБуки Ыыыыыы! Набор фантазий сильмариллионщицы. Эльфы не маги. "Волшебники" в Средиземье это субъекты, известные как Саруман, Гэндальф, Радагаст. Эльфами не являющиеся. При этом эльфы Толкина — и чародеи, и магические существа. "Не говоря уж о том, чтобы напрямую переделывать ее" — ха! В Остранне обработанные камни стонут по эльфам. Про эльфов-строителей, кузнецов, корабелов и т.п. профессии, меняющие ландшафт и мир, в этой теме уже сказано достаточно, но, как говорил Леголас : let a ploughman plough, but choose an otter for swimming, and for running light over grass and leaf or over snow-an Elf. Т.е. пахарю пашню, выдру выбери для заплыва, а для бега по траве и листьям или через снег, эльфа. А бег это не музыка айнур и не информационное действо, "кистью" по природе. То, что это, как и бессмертие и т..п. дар творца, сути не меняет. И эльфы Толкина магические существа, и драконы тоже. цитата АзБуки Говоря о появлении миниатюрных эльфов, заместивших собой ценимую Толкином древнюю традицию, он подчёркивает: «В любом случае это было занятие главным образом литераторов, в котором сыграли роль Уильям Шекспир и Майкл Дрейтон Не знаю, кого цитируете, но источник, мягко говоря, не соображает, что пишет. Эльфы Шекспира — сценические роли. Их, вплоть до эры мультипликации, исполняли люди, в крайнем случае, насколько-то ниже среднего роста. Ну, а конфликт Спенсер-Шекспир-Толкин, сводится к тому, что Профессор ушел от реально древней народной традиции. Ему не хотелось, чтобы его эльфы даже ассоциировались с фейри, ворующими сливки, пугающими девиц, подменивающими детей и откалывающими похабные шутки с заблудившимися в лесах и над самими собой. В ВК есть эпизод, в котором он расправляется с мотивом волшебного холма в лучших традициях деконструкции: да это не время иначе течет в Лориэне, это попавшие туда люди за ним не следят.
|
|
|