ВЫЛОЖУ-КА Я, НАВЕРНО, ОБЗОР ВНЕКОНКУРСНОЙ НОМИНАЦИИ. (ОБЗОР КОНКУРСНОЙ — КОГДА ЗАВЕРШИТСЯ ПЕРВЫЙ ТУР: РАНЕЕ НЕПРАВИЛЬНО...)
Ты у меня одна Странный магически-(пост)технологический мир из таких, которые могли бы описать и Дяченко… но они такой не описывали. (Империя, монстры, оборотничество, управление птицами — все это достаточно иное, чем у них, а сами по себе маркеры распространенные.) Дух — есть, характеры, напряжение — тоже, хотя местами небольшая затянутость ощутима. Сюжет… ну, можно бы попридираться, но не буду. Тем не менее для тематического сборника по М. и С. я как кандидатуру не рассматриваю. А вообще, для других проектов — да, имею в виду.
Солнцем и ветром, по срезам волн (начало) Пожалуй, да! Небезынтересная трактовка одной из линий «Армагед-дома»: того, что связано с Воротами. Рассказ перенасыщен подачей информации через диалог, но не запредельно. Претензии к литературной части в остальном тоже не запредельные (хотя с канцеляритом надо бы побороться). Буду иметь в виду для сборника по творчеству Дяченко, хотя, признаюсь, скорее на «скамейке запасных».
Дела торговые Аналогично (то есть и «да», и «пожалуй»). Фрагмент из мира «Варана». Происходящие там (во всяком случае, в предъявленной части) события значимы для персонажей, а не для читателя: с литературной сверхзадачей, пожалуй, проблемы. И колорит не столь красив, чтобы «по-аватаровски» любоваться декорациями до забвения всего остального. Поэтому уместен вопрос: а что дает этот текст читателям — как знакомым с «Вараном», так и нет? Тем не менее написано крепко, ряд подробностей вкусен, буду иметь в виду для сборника по творчеству Дяченко, пускай тоже на «скамейке запасных»…
И ПУСТОТА Ох. Нет, вообще-то написано неплохо… хотя затянуто… и в духе политической агитки, прямо-таки с на редкость полной коллекцией штампов (вплоть до того, что находящегося в беспомощном положении главгада ГГ-ня благородно не убивает, но он неблагородно теряет в глазах читателя всяческое достоинство и очень кстати погибает сам). Да, мир как бы не наш… но все соответствия слишком понятны. Кстати, хотел бы я посмотреть (вернее, не хотел бы: это очень неприятное зрелище), насколько быстрее и кровавей решилась бы судьба мужа ГГ-ни, попробуй он так «наезхать» на тамошний аналог дроздовцев или шкуровцев… но сейчас такое показывать не модно, да. Впрочем, столь полный выход ГГ-ни за пределы своей человеческой и материнской сущности действительно необычен. В финале даже становится понятно, как сюжет привязан к творчеству Дяченко (к роману «Алена и Аспирин»)… однако слишком уж тонок этот тросик для повести приличного объема. Первоначальные отсылки к условно «крысоловскому» мини-циклу не срабатывают: совсем не таков тут Крысолов…
Градом и бурей, в разломе дней (конец) Само по себе, как отдельная миниатюра, могло бы смотреться нормальным сюром… но толку-то с этой миньки как самостоятельного произведения. А вместе — и с кое-чем еще на внеконкурсе, и непосредственно с «Армагед-домом», — не смотрится. Даже при том, что собственно литературный уровень достаточно приличен.
Брошенные Тоже написано прилично, хотя чуток слишком линейно и без литературной сверхзадачи. Однако это все же не мир, пораженный лихорадкой Эдгара, а классический зомби-хоррор — пусть даже «лихи» не жрут мозги: и это, и наличие какого-то количества «умных зомби», укладывается в варианты канона. В результате упущены два важнейших нюанса: 1) у нее высочайшая вирулентность — и дети неизбежно заражены (да, инкубационный период долог, симптомы пока могли не проявиться, но… солдаты бы реагировали на ребят СОВСЕМ не так!); 2) полностью исчезла трагическая дилемма: как быть с заразившимися. Ведь дело не в том, что 9/10 умерших «встают», но в том, что 2/3 заразившихся выживают… причем отмахнуться от этого нельзя, потому что переболеют в итого ВСЕ и именно выжившие составят новое человечество… Но процесс непредсказуем, а течение болезни тяжело, так что за заболевшими требуется уход — и ухаживающий рискует заразиться не «вообще», а прямо сейчас… Вот такая перекличка с «Ведьминым веком» и чуть-чуть даже «Волчьей сытью», можно и другие отсылки найти. Отсутствие этого я и называю «слишком линейным». Вообще по «Лихорадке» что-то нет других рассказов, я бы охотно поставил этот даже и в шорт-лист, но — после доработки, которая сблизит его с миром «Лихорадки». Тогда, кстати, вполне может обозначиться и полифония, и сверхзадача.
Крыши, Бред и жестяная банка По «Подземному ветру» (тоже отчего-то остался почти не юзанным). Хорошо! Конечно, исчезла перекличка с «Лесной песней» Леси Украинки, но этот подтекст в «Подземном ветре» сейчас вообще почти не считывают. Зато рассказ звучит и не только как фанфик! В шорт-лист сборника и «Горизонта».
Леди и Дракон Вообще — хорошо. Но эти «драконы стимпанка» (с подкладкой из кельтской фэнтезийной мифологии и стиля «викториан») на самом деле совсем не дяченковские. Так что охотно помещаю в шорт-лист книжных проектов «вообще» и «Горизонта», но не сборника памяти С. Дяченко…
Не совершай ошибку Ну… написано хорошо, но это, кажется, только начало, отрывок? Автор, вы не успели до дедлайна? Если так, доработайте после конкурса — тогда и посмотрим, как текст сопрягается с творчеством Дяченко и/или другими литературными проектами.
Пастырь чужой Хорошо написано — и очень интересно: далекий, звучащий в т. ч. и самостоятельно, сиквел «Волчьей сыти» и спор с ее основной идеей, никоим образом не являющийся деструкцией. Да уж, воистину кровожадная овца хуже любого волка… как, собственно, и «Волчья сыть» позволяет заподозрить. Не вполне понятно, что случилось с людьми-«создателями» и откуда в этом мире магия, которая не только техно- (вообще похоже на кроссовер с каким-нибудь из фэнтезийно-средневековых миров Дяченко: скорее всего, с одним из ответвлений «Бродячей искры» или «Привратника»). Но можно это принять как данность. Тоже в шорт-лист сборника и «Горизонта».
Свобода слова и печали Неявная, но безусловная отсылка к «Вита Ностра» (а возможно — опять-таки к роману «Алена и Аспирин»: ей-богу, он за кадром сопрягается с пространством «Вита Ностры», а не «Горелой башни»). Не делающая рассказ фанфиком в узком смысле. Хорошо! В шорт-лист сборника и «Горизонта».
Сталью и словом, во имя двух На сюр эта часть не тянет, наоборот, все крайне реалистично, даже натуралистично — с, ей-богу, перебором по копулятивной физиологии. Но автор (слишком очевидный) очень невнимательно читал «Армагед-дом», хотя вроде перед конкурсом именно этим и занимался. Причем это не спор с Дяченко, а именно «невникание». Что есть шлехт. А так-то написано не шлехт. Но ни в какие мои планы не вписывается.
Ловкость рук, или Не кричи «Ведьма!» Тут нечего притворяться, будто автор мне неизвестен. Предполагалось, что это будет черновой вариант: т. е. не потому, что он написан «начерно», а потому, что эту миниатюру предстоит развернуть в более крупный текст с несколько иными акцентами, который пойдет в основную номинацию. Прилагаю нашу с автором переписку: — «Ведьмин век» прочла давно, но помню, что так возмутило тогда вот это все, что там типа счастливого финала: если ты ведьма — то никакого иного выхода и ты должна принять это как данность. Хотелось придумать какой-нибудь вариант. — Ну, вообще у Дяченко четко показано, что ведьмовская сущность — в равной степени проклятие и благословение (пусть мир последнее не готов признать), причем без инициации можно прожить всю жизнь, в полной мере задействовав "правопооушарные", но вполне человеческие таланты. После инициации ведьма как бы перестает быть сапиенсом, становясь "правополушарным гиперэмоциональным монстром-разрушителем", однако именно этот уход в базитрующуюся на эмоциях магию противоположен стремлению стать, например, диктатором, способным натворить не меньше бед: это как раз выбор "нормального человека", не ведьмы... — У них как раз очень хорошо продемонстрировано, что хрен редьки не слаще и ни к чему хорошему подпечатная безинационная жизнь не ведет — ведьмы выгорают изнутри, да и в правах все равно остаются урезанными. Собственно, поэтому и хотелось дать хоть какую-то надежду на иной расклад. — Вот нет в том мире сладкой редьки. В нашем мы справедливо считаем несправедливой «охоту на ведьм» потому, что ведьм нет, колдовства нет, возможности вредить с его помощью нет. Там это не так. — Там именно что ощущение полнейшей безвыходности для женщин-ведьм очень четко показано разными мелочами, начиная с той же рыдающей девчонкой, которую не допустили к экзамену потому что ведьмы типа проходят отдельно. И в общем-то понятно, что это за отдельно и сколько ведьм вообще тот институт окончили, ага))))) — Да, тут они, киевляне, четко провели аналогию с отсевом по "пятому пункту", который на Украине рулил куда жестче, чем в среднем по СССР. Но мир все же не совсем наш, поэтому невозможно забыть и эпизод с театром, который для юных ведьмочек действительно давал "путевку в жизнь", причем все понимали, что на правополушарном пути искусства ведьмы не просто равны, а преобладают... пока они не инициированы. А директриса театра сознательно отказалась от инициации, чтобы остаться "человеком искусства" (потому что пройдя ее она бы таковым быть перестала) — и от пригретых ей девочек ждала того же: они ведь ее единомышленницы, юные таланты! Но когда "поманил соблазн" (в кавычках потому, что назревающее появление ведьмы-матки манит сильнее обычного соблазна... но и не так, чтобы совсем нельзя было устоять: директриса же устояла!) — они ему поддались, перестали быть актрисами, да уж и людьми, убили ее и были готовы убивать всех на своем пути (включая встречных "недоведьмочек" типа Ивги), если бы Клавдий их не остановил. Тут действительно важный нюанс, в нашем мире очень условно соответствующий балансу между, допустим, свободой совести в религиозной сфере и правом на полную самореализацию сторонников исламского фундаментализма... Выбор и вправду нелегок, грань между толерантностью и вмешательством действительно сплошь и рядом проводят с таким сдвигом, который ломает многие судьбы... но все-таки оставить такие моменты полностью без контроля, включающего и силовое подавление, реально нельзя: экстремизм расширится, втянет в себя тех, кто при иных обстоятельствах остался бы нормальным... сожжет социум в огне джихажа (действия инициированных ведьм очень похожи на исламские теракты)... Как-то так. Но ты в своей модели, разумеется, можешь исходить из иных данных и обосновывать иные выводы, вплоть до открытого спора с концепцией Дяченко.
И я знаю, что этот развернутый вариант начал создаваться, что он действительно должен был содержать спор с концепцией Дяченко, но учитывал и реальную неоднозначность выбора в том мире… Однако мы уже никогда не узнаем, каким этот рассказ мог бы стать.
Все уже догадались, кто автор?
В планы «Горизонта» — да. В дяченковский сборник ЭТОТ вариант и не планировался, а ДРУГОГО не будет, увы…
|