В ЦЕЛОМ ОГОРЧЕН: ОТКРОВЕННО СЛАБЫХ РАССКАЗОВ МАЛО (НО ЕСТЬ), ОДНАКО И СИЛЬНЫХ НЕ ГУСТО. НУ, В ПОРЯДКЕ ОЧЕРЕДНОСТИ:
Бремя бездны — одно время казалось, что этот рассказ так и останется слабейшим на конкурсе, но потом он сдвинулся на второе место от конца. Больше сказать о нем нечего.
Град небесный — любопытное сплетение 3-х легенд т. н. «Новгородского цикла» (одной, о летании св. Иоанна на бесе — в качестве главного фантдопа и двух как детали фона) с переносом действия во время погрома, устроенного Иваном Грозным. Соответствие теме (и даже обеим) таки есть, хотя в рамках самосудной системы рассказ, конечно, обречен: Ивана Грозного сейчас принято трактовать как элемент «славного прошлого». Любопытно: объем естественный — или он перетеснен с учетом конкурса? (Upd: ага, оказывается, не только в трактовках дело — уже и новгородский погром воспринимается даже не как миф, а как неизвестная величина. «Но зачем пытать людей даже Ивану Грозному? Тут же не сказки или фильм Павла Лунгина» — ню-ню…)
За шерстью — обычные грехи довольно средней фантастики 60-х, но надо ли их все собирать в одном кортоком тексте? Получилось скорее путешествие во времени, чем в пространстве.
Засланец — когда рассказ состоит из сплошного диалога, автору нужно прыгнуть выше головы, чтобы получился как минимум приличный уровень. Однако тут имел место прыжок скорее в сторону… и уровень оказался недосягаем. Жаль, потому что собственно язык не оставляет сомнений: при другой подаче приличный уровень был бы не финальным, а стартовым достижением…
Звездная соната — декларативно, назидательно, с огромной дозой «объяснялова» в ремарках от автора… Ну зачем?!
Извините, мы съели вашего мужа — рассказ словно борется за жанр: кем быть — неплохой юмористической миниатюрой или анекдотом? Победитель не выявлен…
Иногда они возвращаются — замысел достоин много лучшего исполнения. Ну и феми-фан с надрывным слезодавиловом — не совсем то, что умещается в миньку.
Космическая доставка мерседесов и стриптизёрш — иронический (спасибо хоть не сатирический) винегрет, чересчур клиповый, чтобы его можно было назвать рассказом. Тем не менее, думаю, с интересом почитал бы другие вещи этого автора, написанные не «по приколу».
Космофишинг — тоже перебор с клиповостью (и с запутанностью: для столь малого объема!), а первый эпизод чуть слишком настраивает на «детское» восприятие… Но наконец-то неплохо (хотя и не очень сверх этого)!
Красивый мальчик — объем близ максимума, но сюжету и чувствам в нем все же тесновато, тут налицо словно бы зародыш большого рассказа. За собачку чуток плюсую дополнительно, но…
Лунатик и последний космонавт — пожалуй, неплохо, хотя сюжет с «отказавшимся от космоса миром» достаточно юзан, да и элементы слезодавилова присутствуют. Кто такой Нил — мы, конечно, догадались… но некоторый дополнительный плюс за то, что это не сказано прямым текстом.
Мой добрый друг Зигги — сочетание идеи победного зомби-апокалипсиса и паразитарной угрозы в космическом варианте. Технически неплохо (вкл. стиль), но все же это на особых любителей.
Мы пскопские! — сериал мне неизвестен (а вот известен ли автору фильм, откуда взята та часть фразы, что стала названием?). Эпилог по-настоящему хорош, ограничься автор им — балл был бы куда выше. Но к финальным строчкам зачем-то прилагается еще и весь рассказ.
Нестандартное решение — ну вот наконец-то и смертельно беспомощный (целиком и полностью) рассказ. А я уж думал, таких не будет…
Нечто в моём скафандре — рука уверенная, однако мне не показалось уместным непрерывное «юморение» ГГ на пару с автором в по меньшей мере трагической ситуации: черный юмор требует краткости. Ну и все-таки очень жаль, что отсылка к «Маленькому принцу» так и осталась эпизодической…
НОВЫЙ ДОМ — очередное космо-избяное. Тем не менее стр. 1 зацепила нешуточно, однако даже к концу ее текст начал ослабевать. Главный грех — слишком много рассказывается там, где надо показывать.
Одлик и компаньоны — опять замысел достоин лучшего исполнения. Перебор с канцеляритом и запутанностью лишь чудом не «гасит» рассказ полностью… но все же портит его, причем довольно-таки серьезно.
Пироженки — опять фельетон перетянул на себя одеяло. И опять финальный эпизод настолько перевешивает все остальное, что хоть выращивай на этом хвосте новую ящерицу…
Питомец — а здесь наоборот: рассказ начинался многообещающе, но финальный эпизод, превратившийся в объяснялово, все скомкал.
Плачущий космический котэ — и снова словно бы «визит в 60-е», на сей раз с юмористическим колоритом и современной настиройкой «пракотекофф» в сочетании с космозомби-муви. Я бы с удовольствием почитал у этого автора что-нибудь другое: рука тут тоже уверенная.
Про типажи инопланетян в рассказах Филипа Дика — неожиданный жанр: я даже эссе тут не очень ожидал увидеть, а уж литобзор… При столь малом объеме (и заведомо неполной выборке) задача выполнена, имхо, лишь частично, но все же текст радует в несколько большей степени, чем разочаровывает.
Пустота — опять уверенная рука… но, пардон, она слишком уж увлеклась маструбацией. Жаль: чисто технически рассказ весьма крепок.
Путешествие к Нут — массаракш, особенно обидный случай… Замысел (космоегипетский поворот темы) поистине великолепен, но исполнение убивает его наповал. Править этот конкретный текст совершенно нет смысла, а вот автору работать над собой смысл очень даже есть: очень надеюсь, что через не так уж много лет он начнет писать просто отличные рассказы!
Спасти космонавта! — кажется, это зародыш (либо «сжатая» версия) хорошего или даже отличного рассказа. Он и сейчас-то очень неплох, но хотелось бы его после конкурса увидеть в развернутом варианте.
Улететь — пожалуй, сильно. Разумеется, возникают неприятные ощущения, но автор знал, на что идет. Все же, наверно, этот текст — для какого-нибудь особого проекта, весьма отдельного от тех, что могут быть приурочены к выходу человека в космос…
Усы — опять тараканы (тот же автор?). Забавно… и, пожалуй, неплохо. Даже хорошо. Во всяком случае, тут рассказ не превращается в придаток к эпилогу.
Хочу домой — снова сплошной диалог, но… вот тут получилось. И юмор тоже уместный. В общем, вполне себе космоминиютюра: может, без особой сверхзадачи, но поставленный уровень взят. Вдобавок порадуюсь за собачек.
Что движет солнце и светила — ага, под конец конкурс решил побалывать хорошими рассказами. Очень «ламповое» ощущение, хотя скорее ефермовское, чем стругацкое. И наконец-то Гагарин упомянут! Ломоносов, правда, тоже к месту…
|