SAM77 Толковый словарь Ушакова
ХОДУЛЬНЫЙ это:
ТолкованиеПеревод ХОДУЛЬНЫЙ ХОДУЛЬНЫЙ ХОДУ́ЛЬНЫЙ, ходульная, ходульное; ходулен, ходульна, ходульно. 1. только полн. прил. к ходули в 1 знач. Ходульный шест. 2. перен. Неестественный, деланный, позерский и в то же время пошлый, тривиальный. Ходульный персонаж в пьесе. Пьеса очень ходульная. «Заниматься составлением ходульно-лицемерных и вымученных дифирамбов.» Салтыков-Щедрин.
У нас — четыре персонажа. Во-первых, главный герой, который ведёт себя как плохой полицейский. Плохой — в смысле навыком и образования, а не как человек. Он неправильно исследует место преступления, задаёт глупые вопросы и вообще ведёт себя как забежавший сосед-свидетель. В конце ему в голову ударяет память и он кардинальным образом преображается из нормального человека в, практически, маньяка. Во-вторых, какая-то барышня-следачка, которая уже по факту повёрнутая на всю голову. Типаж! Маньяк индуцирует человека и тот легко и просто тоже становится маньяком. Ни тебе душевной борьбы, ни рушения моральных ограничений. В-третьих, некий старшОй эксперт, по факту выполняющий роль "дворецкого при Бэтмане" и лишь вздыхающий, когда его подопечным хочется ещё кого-нибудь убить. В-четвёртых, совершенно безликий и стандартный злодей. При этом на момент экспозиции его уже нейтрализовали и только что не убили, поэтому он выполняет роль не Злодея, а мебели. Где борьба со злодеем? Нет борьбы со злодеем, он на диване лежит в отключке. И вообще, мелкий он для антагониста, хотя и жирный. В итоге борьба (конфликт) предполагается не как месть за поруганное детство, а как внутренняя борьба героя, метание между желанием мстить и буквой и духом Закона. Но вместо этой борьбы герой соглашается на месть так легко и просто, так естественно, что становится даже как-то внутренне стыдно. В итоге весь рассказ умещается в сценку: - О, трупак на диване. - Это ещё не трупак, и он — злодей. Он нам с тобой испортил детство путём посягательства на половую неприкосновенность, выполненного группой лиц с особым цинизмом. - Да ну на фиг! Не верю. И вообще, с чего ты решила, что у нас общее детство? Ты кто такая вообще? - А так?! (*имплант — фигак!*) - О! Теперь я верю! Давай замочим козла! - А давай! (*мочат козла*) - Молодец, я в тебя верила. А давай ещё отомстим! А то я бы так всё мстила бы и мстила... - Не, подожди. А что скажет Большой Папочка? Голос из телефона: - Большой папочка согласен. Но сильно чтоб не буянили! Деньги в тумбочке, возьмёте две, и чтоб не больше.
Резюме: характеры героев не прописаны. Герои здесь — функции. Они ни с чем не борются и на всё согласны, а перерождение протагониста происходит так легко и просто, что диву даёшься. Словно выключателем щёлкнули! Но даже у очень обиженного человека есть некоторые предохранители. Отвозить по мордасам, воткнуть в зад свечку и выложить фото в интернет — ну, худо-бедно месть, но вот так, чтобы взять и убить? На это должны быть веские основания. В рассказе они отсутствуют, не показаны в должной мере так, чтобы я в них поверил. В заключение повторюсь, что я неизбежно субъективен и пристрастен и не надо на меня обижаться. Я надеюсь, что показал, что меня не устроило, где и что я бы поменял, если бы был автором. По-хорошему, резкое перерождение — следствие катарсиса, а он должен быть в конце. И извини, но есть долг полицейского — защищать жертву, а это в данном случае, как ни странно, Мерзкий Мэр. Должна быть борьба между долгом и местью, между привязанностью к коллеге и отвращением к маньяку: сыграло бы, вытащили бы — я бы первый орал от счастья, что такие офигенные рассказы играют. А так — хорошая болванка для рассказа, но герои не прописаны и конфликта нет.
|