Ларри Нивен, Грегори Бенфорд «Глориаль» «Искательница солнц» в лучшем состоянии, чем на старте. Двигателями заняты те, кто на своей шкуре понял плазму, на самых пронырливых техобслуживание. Это их трудами до цели добралась изначальная команда, а Редвинг получил возможность красиво старея, искать место для колонии. Хотя по сравнению с "местом" сама Чаша теперь смотрится проще сковородки — ведь "мосты зеркало цивилизации", а здесь инженерная перемычка меж планетами. И она населена. Первые части трилогии выглядели перетолмаченным «Миром-Кольцом», здесь больше «Мошки в зенице» и «Интегральных деревьев». Простор, полет, невесомость, путешествие с приключением сквозь необычность, память империй и шанс уничтожить Вселенную, если не сдержишь ксеносов. Еще: черная дыра хороша в качестве оружия, но чего стоит ее построить!.. Консорциум разумов безразличен к правам человека. К Контакту можно готовиться: сгрузить местным издали всю историю и культуру терабайтами. Квантово-гравитационное диво сойдет за тренажер, а если власть держится командирскими паролями, то неизбежно достанется мошеннику. Текущие задачи: спастись на птицах, разделать тушу, разорвать электрическую цепь прыжком, шугануть метанодышащих и — как бы ни хотелось — не убить толстуху. Чудес и диковин в избытке, но что придает картинкам и разговорам «Глориали» смысл? Три десятка последних страниц. Есть в цикле сквозная концепция о ненужности государства, в т.ч., его денежной системы и бюрократий, в развитых многовидовых сообществах. Без них путешествует Чаша, живет Глориаль. Есть любопытные соображения о ментальной архитектуре, специфике конфликтов и занятий разумных, пробивших потолок шкалы Кардашева... Еще кое-что по мелочи. Но, как ни хорошо, а маловато будет — лучшие вещи Нивена, что в соавторстве, что без, исследование -расследование вовлеченных, их попытка уяснить (когда для себя, когда для всех) что именно происходит, по каким законам извращенной Вселенной и под какую статью кодекса эволюциониста его подвести. А еще и попытки умничать. Мол, "приматы живут в историях, которые им рассказывает подсознание, а они ему": а) любое планирование и моделирование суть сведение наблюдаемого к рассказу о несуществующем; б) писателю легко верить в силу нарратива, но в этом же романе отдана дань Баху — музыка о том, что словами никак. Аналогично с мнением о врожденном предпочтении английского парка, как вторящего саванне австралопитеков — опровергается горами и водами мировой живописи, нащелканными туристами кадрами совсем без газонов и коров. И фараону египтяне не доверяли свою загробную, каждый инвестировал в себя сам. Ну что такое... Полиграфия — не то, чтобы плохо, но многие иллюстрации черные прямоугольники с бледными пятнами, возможно, изображающими планеты и прочие сооружения. Перевод на прежнем уровне. Рекомендации: здесь хорошее послесловие, а так — фанатам.
|