автор |
сообщение |
verst 
 авторитет
      
|
13 апреля 12:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
The_tick_hero Вы хотите сказать, что сейчас Стругацким пришлось бы, например, помещать "Парня из преисподней" в антураж Вархаммера или Звездных войн, иначе никто и читать бы не стал?
В русской фантастике вроде бы ни одна книга по чужой вселенной не завоевала такого признания, как "Дозоры". В том числе канули в бездну забвения все повести и рассказы " Времени учеников".
Думаю, Стругацкие смогли бы конкурировать с зарубежной фантастикой (как смогли и наши писатели 90-х и 2000-х). Они могли писать быстро, могли писать захватывающе. В литературном отношении они выше многих западных классиков, особенно в переводах. Они проигрывают по смелости и масштабности идей и тем, но это, кажется, вызвано редакторской политикой того времени, когда про многое было нельзя. Думаю, они писали бы не то, что в советское время, а что — сложно вообразить.
|
|
|
kandid 
 активист
      
|
|
The_tick_hero 
 авторитет
      
|
13 апреля 12:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Вы хотите сказать, что сейчас Стругацким пришлось бы, например, помещать "Парня из преисподней" в антураж Вархаммера или Звездных войн, иначе никто и читать бы не стал? verst я не знаю были бы Стругацкие вообще. Все так поменялось.
цитата В русской фантастике вроде бы ни одна книга по чужой вселенной не завоевала такого признания, как "Дозоры". В том числе канули в бездну забвения все повести и рассказы " Времени учеников". Говордиада наверное самое успешное что было.
цитата Думаю, Стругацкие смогли бы конкурировать с зарубежной фантастикой (как смогли и наши писатели 90-х и 2000-х). Я не уверен что тема имеет смысл. Потому как вы просто можете взять Яндекс транслейт и посмотреть иностранные рейтинги с участием Стругацких. Это как оно есть и я не вижу смысла это как то коментировать.
|
|
|
chert999 
 гранд-мастер
      
|
13 апреля 16:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата verstВ русской фантастике вроде бы ни одна книга по чужой вселенной не завоевала такого признания, как "Дозоры". В том числе канули в бездну забвения все повести и рассказы " Времени учеников".
Интересно, а по какой чужой вселенной написаны "Дозоры"? Я, честно, этого не знаю. Ну а почему этот цикл получил такую популярность в массах — причины достаточно понятны. Во-1-х, к нулевым годам Сергей Лукьяненко за 10 лет активной работы и более-менее постоянного присутствия на рынке, сумел набрать довольно приличную базу поклонников и приобрести авторитет яркого остросюжетного писателя — причем не только у фэнов. Во-2-х, идея присутствия сверхъестественных существ в нашем мире, прямо среди нас, да еще и приправленная доброй дозой конспирологии, — это практически "выстрел наверняка" (главное, чтобы написано было живо и грамотно). В-3-х, наибольший пиар для этого цикла сделало, конечно, кино — и я прекрасно помню, как это всё начиналось, ибо я и сам работал тогда на киностудии. А что касается "Времени учеников, то в его рамках ведь не выпускались отдельными изданиями какие-то большие романы, а были одни лишь сборники, чей главный прицел — у всех пяти томов — был вовсе не на один лишь коммерческий успех. И свои задачи этот проект, в общем, выполнил, и в историю фантастики он, как минимум, вошёл. А это уже немало.
цитата verstДумаю, Стругацкие смогли бы конкурировать с зарубежной фантастикой (как смогли и наши писатели 90-х и 2000-х). Они могли писать быстро, могли писать захватывающе. В литературном отношении они выше многих западных классиков, особенно в переводах. Они проигрывают по смелости и масштабности идей и тем, но это, кажется, вызвано редакторской политикой того времени, когда про многое было нельзя. Думаю, они писали бы не то, что в советское время, а что — сложно вообразить.
Стругацкие вполне на равных могли бы конкурировать с любыми другими звездами НФ-и-Ф, особенно если бы это соревнование проходило в 60-е и 70-е годы, когда они оба были еще достаточно молоды, бодры и энергичны.
цитата kandid"Отягощенные злом" писались без давления цензуры. И...?
Что "и"? Этот роман был написан пожилыми усталыми людьми, которые даже не понимали еще сами, что цензура уже закончилась, и пытались примерить свои прежние идеи к запросам текущего дня, которые вдруг подняла "Перестройка". Но они просто еще не научились творить без оглядки на "пожелания партии и правительства" — и не научатся этому уже никогда. Всё-таки, срок творческой жизни с наибольшей отдачей действительно невелик — 2-3 десятка лет, не больше, а то и того меньше. Вот у меня, например, этот срок начал подходить к неизбежному финалу еще примерно 20 лет назад, но я еще немного всё-таки потрепыхался, хотя и без особого уже успеха.
|
|
|
Pirx 
 миродержец
      
|
|
patr 
 активист
      
|
|
Pirx 
 миродержец
      
|
|
patr 
 активист
      
|
13 апреля 16:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В моем понятии Братья поставили жирную точку в 1988 — Град обреченный. Жиды города Питера — для любого писателя великая пьеса, для Стругацких — так себе.
|
|
|
patr 
 активист
      
|
|
patr 
 активист
      
|
|
senso_inglese 
 гранд-мастер
      
|
|
razrub 
 гранд-мастер
      
|
13 апреля 17:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата patrВ моем понятии Братья поставили жирную точку в 1988 — Град обреченный. ГО написан в 1972-74 гг., окончательные правки в 1975 г.
|
––– В таком вот аксепте... |
|
|
Vramin 
 философ
      
|
|
Vramin 
 философ
      
|
|
razrub 
 гранд-мастер
      
|
13 апреля 18:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vraminнемного раньше Опирался на 19 том ПСС. Там в комментариях: цитата Машинопись из папки «Чистовики». Написано в 1972–1974 гг. Первые публикации — журнальная: Нева (Л.). — 1988. — №№ 9, 10; 1989. — №№ 2, 3; книжная: Л.: Худож. лит., 1989. И пара цитат из того же тома из раздела «Черновики, рукописи, варианты».
цитата Вскоре, однако, события приняли такой оборот, что откладывать работу над чистовиком ГО стало нельзя. БНС продолжал свой рассказ в «Комментариях»: «А после лета 1974-го, после «дела Хейфеца–Эткинда», после того, как хищный взор компетентных органов перестал блуждать по ближним окрестностям и уперся прямиком в одного из соавторов, положение сделалось еще более угрожающим. В Питере явно шилось очередное «ленинградское дело», так что теоретически теперь к любому из «засвеченных» в любой момент могли ПРИЙТИ, и это означало бы (помимо всего прочего) конец роману, ибо пребывал он в одном-единственном экземпляре и лежал в шкафу, что называется, на самом виду». В «Комментариях» сказано далее, что черновик был превращен в чистовик (с размещением двух экземпляров у надежных людей) в конце 1974 года. Последняя дата — оговорка, в других публикациях БНС верно называл 1975 год, и это подтверждается датировкой чистовой рукописи и хронологией событий, предшествовавших завершению работы над чистовиком.Хотя Авторы понимали, что доработкой рукописи ГО надо заняться без лишних проволочек, во второй половине 1974 года такой возможности не нашлось. Слишком много накопилось другой, не менее срочной работы — и не только «для души» (вроде подготовки черновой, а затем и чистовой рукописи ЗМЛДКС), но и во исполнение прежних обязательств и для решения сиюминутных финансовых проблем. Последнее особенно касалось АНС: статьи, переводы, проекты сценариев и пьес... Постоянная напряженная работа в течение многих месяцев начала заметно сказываться на его здоровье. Когда в январе 1975 года Стругацкие собрались-таки совместно править ГО, их встреча в Ленинграде оказалась не особо результативной: АНС был переутомлен, чувствовал себя неважно, так что удалось переписать десяток начальных страниц романа и, видимо, обсудить какие-то планы последующей правки.Далее АНС вынужден был практически устраниться от работы над чистовиком. 6 февраля он записывает в дневник по итогам медицинского консилиума: «Никакой работы, никакого чтения, вылежаться, месяц в санатории». Видимо, в это время было решено, что доработку романа возьмет на себя БНС.
цитата В апреле 1975 года АНС приезжал в Ленинград, в мае БНС несколько дней был в Москве, в июне АНС снова приезжал в Ленинград. Предпринимались ли в это время какие-то совместные усилия по подготовке чистовика ГО, неизвестно. Скорее всего, текст выправлял один БНС. В дневнике и письмах об этом ничего нет: далеко не все, что связано с этим произведением, Авторы решались доверять в ту пору бумаге. Да и очень важное письмо БНС от 23 августа никаких названий не содержит: «Труд, завещанный мне богом, я благополучно закончил 31.07 и с тех пор блаженно бездельничаю, размышляя, главным образом, о новой повестухе». Однако сопоставление указанной в письме даты с датировками в чистовой (наконец-то!) рукописи «Града обреченного» никаких сомнений в смысле сообщения не оставляет.
|
––– В таком вот аксепте... |
|
|
chert999 
 гранд-мастер
      
|
13 апреля 19:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А вот интересно — последние несколько дней я проводил у себя в Мордодыре шутливый эксперимент: описывал возможный фанфик-трисиквел, основанный на дилогии про НИИЧАВО, но с добавлением туда идей, персонажей и антуража еще из двух, но уже "серьёзных" повестей АБС. Просто Андрей Борисович С. (мой старый френд, кстати) воспроизвёл у себя в блоге какой-то давний опрос своих френдов о "самых любимых народом" повестях Братьев (со списком названий и с процентами), ну а я сразу предложил ему подумать, возможно ли взять три самых любимых (мною) повести и придумать-написать к ним одно общее продолжение? Что интересно — никто даже не догадался, что я имею в виду — какие три повести, — поэтому пришлось расписать этот замысел чуть поподробнее — хоть и был он придуман буквально на ходу, ну прямо тут же, в процессе разговора. Однако реакция в итоге оказалась настолько нервной, что я был вынужден постепенно свернуть этот разговор и увести его в "личку" с потенциальным соавтором, ибо один участник разговора, живущий в Израиле, обвинил меня чуть ли не в "покушении на святыни" — и это при том, что сами Братья при обсуждении своих или даже позаимствованных (ну, вспомним, скажем, "Второе нашествие марсиан") идей и сюжетов проявляли порой ну просто невиданную свободу мысли. И вот мне стало интересно — а если я вброшу примерно те же мысли в сообщество почти профессиональных любителей Стругацких, то какая реакция будет у них?
А то ведь тут уже начали упрекать меня в том, что как это я посмел сравнивать себя с АБС, как будто я и не человек вовсе, и, тем более, не творческий человек, — а ведь моя реплика относилась, вообще-то, ко всем творческим людям, а не к кому-то из них конкретно. И ведь совсем не обязательно творческому человеку быть именно писателем — мало ли существует каких-то еще творческих профессий? Например, кинорежиссёр. Или художник. Или музыкант. Или актёр. Или журналист. Или даже редактор-продюсер, создатель журналов и составитель книжных серий...))) 
|
|
|
Vramin 
 философ
      
|
13 апреля 20:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
razrub, спасибо за уточнение! Тем не менее, касательно начала работы с ГО Борис Натанович в «Комментариях…» пишет: «в июне 1969-го мы составили первый подробный план и приняли окончательное название – «Град обреченный» … Черновик романа был закончен в шесть заходов (общим счетом – около семидесяти полных рабочих дней), на протяжении двух с четвертью лет. 27 мая 1972 поставили мы последнюю точку, с облегчением вздохнули и сунули непривычно толстую папку в шкаф.» Честно говоря, первую фразу я принимал за дату начала работ. Возможно, это не так. Тем не менее, потом он уточняет, что работы велись две «с четвертью» лет. Это может означать, что начали работу над романом братья всё же не в 1969, а в самом начале 1970. Так или иначе, но предыстория романа была долгой, «впервые идея «Града» возникла у нас еще в марте 1967 года».
|
|
|
verst 
 авторитет
      
|
14 апреля 09:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата chert999Интересно, а по какой чужой вселенной написаны "Дозоры"? Именно что ни по какой. Это оригинальный проект, и он успешен.
цитата chert999когда они оба были еще достаточно молоды, бодры и энергичны. Да, это необходимое условие.
Кто-то заметил, что классики, в отличие от писателей XX не исписывались: " Хаджи-Мурат" сильнее "Севастопольских рассказов". Однако если не оставляет мастерство, то взгляд на мир меняется: другой темперамент и другие вещи интересны. Важно и что маститый автор уверен: его прочтут — и может позволить себе говорить о вещах, до которых интерес публики менее жаден.
|
|
|
verst 
 авторитет
      
|
14 апреля 09:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата The_tick_heroвы просто можете взять Яндекс транслейт и посмотреть иностранные рейтинги с участием Стругацких. Буду рад, если скажете, о каких рейтингах речь — но что это доказывает? Я не сомневаюсь, что Стругацких на Западе почти не читают, и веду речь только о России.
|
|
|
razrub 
 гранд-мастер
      
|
|