цитата ton-tan Грешник, а вот и нет. Интервью абсолютно гениально, смесь почти пророческого предвидения и глубоко анализа, исполненного истинного оптимизма. Ярчайшая истина. Ну и конечно, оно совершенно безупречно с точки зрения науки.
Как я понимаю – и надеюсь — это сильный сарказм.
цитата Vramin А вот с этого момента можно подробнее?
цитата Варкот Вы биолог по образованию? Мне тоже очень интересно в чем безграмотность?
Я историк по образованию. И печально, что даже мне, неспециалисту, видно, сколь много в интервью Уоттса откровенного шарлатанского бреда. Именно касательно вирусологии и популяционной генетики. Вот прямо по пунктам. цитата Я сперва хотел написать, что это — как евгеника без чувства вины, но моя вторая половина сказала, что меня неправильно поймут. Глядите, мы имеем дело с заболеванием, которое не так уж и сложно контролировать. Это не болезнь-монстр, а хилячок с трясущимися коленками. Одна из причин заключается в том, что идиоты просто отказываются соблюдать элементарные меры предосторожности, многие — по религиозным причинам. Губернатор штата Нью-Йорк пытался ввести ограничения на массовые богослужения, церковь подала на него в суд и выиграла. Так что теперь все эти люди, слушающие невидимых небесных фей, которые отправят их после смерти в космический Диснейленд, собираются кучами в своих общинах и заражают друг друга. Все эти невежи, считающие, что ковид — это китайская, канадская, или новозеландская мистификация, созданная, чтобы подставить Трампа, будут собираться на барбекю и устраивать большие свадебные вечеринки, и именно они в несоразмерных пропорциях будут умирать. А люди, разумно обеспокоенные вирусом — мы останемся дома, будем соблюдать дистанцию, будем закрывать лица стильными масками, похожими на фейсхаггеров из «Чужого». И в результате тупые люди — если предполагать, что у интеллекта есть наследственная составляющая, хотя можно быть очень умными и вырасти в окружении, которое сдерживает ваше умственное развитие, — как бы то ни было, эти люди будут несоразмерно чаще будут исчезать из населения. Хотя надо иметь в виду, что есть много неглупых людей, которые не могут сидеть дома, потому что развозят товары и готовят нам еду или не имеют гарантированной работы. У них практически нет выбора: они могут либо голодать, либо рисковать заразиться, этим людям капец. Не хочу слишком упрощать, но к концу этой пандемии, если она закончится, я подозреваю, средний IQ населения может быть чуть выше, чем в начале.
Здесь ахинея буквально ВСЁ. Естественный отбор не проводит действенной выбраковки в пределах одного поколения, воздействие должно быть пролонгированным, либо сверхсильным, а лучше – и пролонгированным и сверхсильным. В случае коронавирусной инфекции мы видим летальность около 1%-2%, что для современной эпидемии весьма солидно, а вот для эволюционной биологии? Предположим, что эпидемия продлится три-четыре года, даже пять. Это ничтожно мало само по себе, чтобы вызвать в популяции генетический сдвиг. Добавляем, что заболевание охватывает не всю популяцию. Добавляем, что среди заболевших именно коронавирусом наибольшая смертность среди людей давно оставивших за плечами детородный возраст и в эволюционной перспективе уже отбракованных, хотя биологически они вполне живые. Таким образом, цифра отбракованных эволюцией ещё уменьшается. Нам понадобится в лучшем случае около двух-трёх сотен лет (а скорее всего ещё больше) ПОСТОЯННОГО ковида для того, чтобы добиться НЕБОЛЬШОГО влияния на генетику популяции. Войны двадцатого века в Европе и Азии (не в США) много превосходили коронавирусную инфекцию по летальности и опустошительности. Их воздействие на генетику популяции было при этом почти нулевым. Именно из-за однократности воздействия. Аналогично пандемии прошлого, вроде чёрной смерти и юстиниановой чумы, или небиологической катастрофы вроде тридцатилетней войны, стоившей Германии от 40 до 60% -по разным подсчётам — численности всего населения. Потери чудовищные, COVID-19 на этом фоне — насморк, а что генетическое влияние, что изменение популяции? А оно нулевое, после заключения Вестфальского мира немцы в следующем поколении никак не мутировали. Именно из-за однократности и непродолжительности воздействия. Что такое тридцать лет войны для эволюции? Мгновение от мгновения. Эти жернова мелют медленно. Вишенка на торте – как Уоттс произносит аббревиатуру IQ. IQ не есть интеллект. IQ — это просто система тестов, показывающая насколько хорошо человек умеет решать логические задачки на скорость. Её результат коррелирует с уровнем образования, даже со средним доходом, коррелирует языком, на котором проводится тест, коррелирует, видимо, и с интеллектом, понятием очень общим и малоизмеримым. Но IQ — это не интеллект, как пытался утверждать Айзенк, создавший современное IQ-тестирование (я читал его работы). Были очень успешные люди, проходившие его тесты с чудовищно низкими баллами, они фиксировались ещё при жизни Айзенка. Ещё раз: IQ не интеллект и биолог ОБЯЗАН знать эти нюансы, а не бросаться журналисткими хлёсткими фразами, ой-ой-ой, трамписты чуть повымрут, ай-кью чуть повысится, после ковида мы станем чуть умнее. Не станем. Хотя Уоттсу бы не помешало. Все вещи, декларируемые здесь Уоттсом, безграмотны именно биологически. Он с упоением рассказывает о том, как вымрут его политические враги, приплетая последствия, абсурдные с т.з его собственной науки. Этот человек грубый идеологизированный невежда.
цитата С одной стороны, город — отличная штука: мы оставляем за собой довольно большой экологический след, и города хотя бы позволяют нам сконцентрировать максимальное количество людей на небольшой территории — это очень хорошо. Плохо то, что города по своей природе паразитны. Мы не производим еду, мы ее импортируем. Мы притягиваем людей извне, чтобы обслуживать город. Мы ведь не обращаем внимание на людей, которые меняют простыни в гостиничных номерах или обслуживает банкоматы. И в то же время, поскольку в городах высокая плотность населения, заболевания распространяются гораздо легче. Получается, что города, с одной стороны, исключительно уязвимы к пандемическим вспышкам, а с другой — несамодостаточны. Если вы живете на ферме и цивилизация рушится, то хотя бы еду вы себе обеспечите. Кроме того, в сельской местности плотность населения ниже, так что шансы на заражение меньше. Больше всего пострадают люди в городах. Повторю предсказания людей, которые разбираются в этом куда лучше меня: начиная с прошлого года нам грозит серия пандемий в городах. Чтобы инфраструктура рухнула, не нужен зомби-апокалипсис. Хватит, чтобы заболели люди, которые развозят нашу еду, а потом заболели их сменщики. И через неделю-другую весь карточный домик начнет рушиться.
Первый абзац абсолютно правильный — города действительно много более эпидемически уязвимы, нежели сельская местность. Дальше начинается шизофренический бред. Почему нас ждёт серия эпидемий в городах? Он это предположение берёт просто из ниоткуда, советуя ниже почитать книжку не биолога, а профессионального политактивиста. Повторение чьих-то чужих предсказаний не добавляет им убедительности, иначе самым убедительным полемистом на земле был бы радиопроигрыватель. Сам Уоттс — биолог — не объясняет этого никак. Почему эпидемии, которыми он нас пугает, должны вот с 2020-го года начаться? Не с 90-го, не с 80-х, а вот сейчас. Куда более вероятно, что коронавирус так и останется единичной пандемией такого масштаба, предыдущая мощная пандемия — испанский грипп — имела место больше ста лет назад. До этого была эпидемия холеры конца 20-х, начала 30-х XIX века. То есть зазор между крупными пандемиями — около столетия. Было несколько инвазий венерических заболеваний, пришедших из стран Азии и Африки (сифилис, СПИД) и тоже с большими паузами, но их летальность кратно меньше. И всего этого мало для опустошения городов, которым стращает Уоттс. Так почему за ковидом должна последовать серия других ковидов и ультраковидов? Уоттс мог бы попытаться это обосновать, подобрать хоть какие-то слабые аргументы (сильных там нет), поговорить о развитии авиаперевозок, преумножении туризма как эпидемиологическом факторе, но он даже этого не делает. Он делает страшные глаза. Не очень успешно.
цитата Еще один аспект изменения климата — увеличение доли ВВП, направленной на устранение нанесенного ущерба. У нас сейчас самый сильный сезон ураганов на нашей памяти, в Австралии пожары, на Западном побережье США тоже, у вас в Сибири летом было 100 градусов по Фаренгейту, появились зомби-пожары: торф не гаснет, тлеет всю зиму под землей, а потом пожары возвращаются. Все это наносит инфраструктуре огромный ущерб. Есть интересные расчеты, которые предсказывают, что в течение ближайших 50 лет объем ущерба, наносимого климатическими явлениями, превзойдет размер глобальной экономики. И когда это случится, нам придется либо покинуть города, либо жить в руинах. Так считает Дэвид Уоллес-Уэллс, который написал «Необитаемую Землю»; я надеюсь, что она была переведена на русский язык, ее стоит прочитать.
Теперь эпидемии на время забыты, и города придётся покидать уже из-за зомби-пожаров и ураганов. Уоттс, как нелюбимые им сектанты, которые после провала одного пророчества тут уже ad hoc изобретают другое, ещё страшнее. Создаётся впечатление, что человек помешан на идее вымирания городов, как адвентисты седьмого дня на апокалипсисе, а радикальные нацисты на кознодействе евреев. Не эпидемии, так пожары, не ураган, так вымирание курьеров пищевой промышленности, не понос так золотуха — главное что вымрут (или укомплектуются до музейной мизерности) ненавистные города. По фактам: глобальное потепление несомненно. Зависимость частоты и силы ураганов от него — уже сомнительна, если не сказать больше, вот на повышение уровня океанов оно доказано влияет (через таяние льдов и т.д.). Цифры господина Уоллеса-Уэллса выглядят высосанными из пальца, если не сказать хуже. Предположить он может любые цифры, как он их обосновывает? Не хочу критиковать непрочитанную книгу, но если он делает это так же как Уоттс, то перед нами отборная макулатура, латынинщина наоборот. цитата — Происходящее сегодня в мире — неизбежный результат того, что млекопитающие с мозгами пещерного человека, функционально не слишком изменившимися за последние 50 000 лет, получили доступ к технологиям, меняющим мир.Дело в том, что нами по-прежнему управляют те же программы, которые отлично работали в плейстоценовой саванне. Мы руководствуемся парой сотен когнитивных ошибок, и одна из самых отвратительных и вездесущих — гиперболическое дисконтирование. Звучное название, а принцип простой: если я предложу вам 5 долларов сегодня или 20 через две недели, большинство возьмет 5 долларов, даже если с экономической точки зрения это глупо — выигрыш гораздо меньший. А вот с точки зрения эволюции смысл есть. Потому что в мире, где тебя в любой момент может съесть тигр или ты умрешь, заразишься какой нибудь болезнью или упадешь с обрыва, кто его знает, что произойдет через две недели. В наши дни это не проблема, но программа продолжает работать. И сегодняшние легкие неудобства кажутся нашему нутру реальнее, чем катастрофические последствия, которых надо ждать еще 10 или 20 лет.
Сказанное здесь было бы верным, окажись таким алармизм Уоттса. Однако этого как раз не видно. Единственное, что реально происходит в мире из перечисленного им – это КОВИД. Но съесть заражённую летучую мышь в сельской местности аутично-экологичная Грета Тунберг могла точно так же, как и нелюбимые Уоттсом неэкологичные корпоративные бюрократы. Даже с большей вероятностью – она ближе к природе. Более того, этой угрозе НА СТАРТЕ жители сельской и неурбанизированной местности подвержены много более, чем насельники ненавидимых Уоттсом современных городов. Цепочка вирулентности, раскрутившись, ударит по городам сильнее – тут он прав – но начнётся то её раскручивание вовсе не с городов. Расселение и минимизация мегаполисов не решит проблему пандемий, она вообще нерешаема. Что средневековые города косила чума, что индустриальные с большим углеродным следом уязвимы перед пандемиями. Причём именно за счёт развития ненавистной Уоттсу экономики они уязвимы МЕНЬШЕ чем более экологичные города средневековья – большая скученность, зато легче проводить вакцинацию, наконец богатой экономике легче перестроиться на поиск и производство лекарств, чем экономике искусственно ограниченной. Нынешнее, проклинаемое Уоттсом плейстоценово-наследственное человечество смогло быстро переориентировать часть своих усилий и найти вакцину примерно за год от начала эпидемии. Смогли бы менее ресурсоёмкие экономики чем наша (со всеми её издержками, как глобальное потепление и углеродный след) позволить себе такой пируэт? Это крайне сомнительно.
О биологической части диатрибы Уоттса я всё сказал. Фрагменты интервью о суперспособностях и величии Греты Тунберг я не буду комментировать из жалости.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|