автор |
сообщение |
С.Соболев 
 гранд-мастер
      
|
7 октября 2019 г. 19:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
сообщение модератора цитата VladimIr V Y Да, да. Давайте запишем всех людей, которых мы не понимаем, в сумасшедшие. Ярлыки на основе личных предпочтений всё упрощают! *Сарказм*
Если вам абсолютно нечего сказать по существу обсуждаемого вопроса, то не тролльте и не засоряйте тему склоками и подколками оппонентов.
|
|
|
Ashenwail 
 авторитет
      
|
7 октября 2019 г. 19:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
С.Соболев, вы мне указали, что я сравниваю ТА 1957 года выпуска и Матрицу 1999 и это некорректно, что в 50-е была интеллектуальная фантастика, а потом всё так, несерьёзно. А мой аргумент был в том, что критерий, один из главных, по которому можно определить советская ли фантастика перед нами — специфические социальные отношения. Я ответил, что ок, Властелин Колец 1955-56 гг. примерно равен ТА по срокам выпуска. И вы исчезли. Выскажитесь по существу
|
––– Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска» Ceterum censeo Carthago delenda est |
|
|
С.Соболев 
 гранд-мастер
      
|
7 октября 2019 г. 20:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ashenwail И вы исчезли.
Не запрещено работать на работе в свободное от сайта время.
В "Туманности Андромеды" специфические отношения, и во "Властелине Колец" отношения специфические, довлеет идея "личность ничто, цель превыше всего, тем более такая высокая благая цель, как спасение человечества". Мессианство активным действием, героика и спасение мира. Так что по этому параметру что "Андромеда", что "Кольца" — на одной полочке стоят. Легко можно представить как "Кольца" выходят в свет в 1957 году в журнале .. допустим "Костёр", и порождают волну эпигонов и подражателей, и вся советская фантастическая литература идет по этому, героико-сказочному пути. Никакого коренного противоречия с условным кластером "советская фантастика" я пока не вижу, если есть — где оно. А так как Ефремов — английский шпион, то это не очень и расходится с вашей картиной мира, где Станислав Лем — коллаборационист. Толкин в такой системе координат — тот самый загадочный, до сих пор не раскрытый, Неизвестный из кембриджской пятёрки.
|
|
|
Karavaev 
 авторитет
      
|
7 октября 2019 г. 20:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ashenwail специфические социальные отношения.
в подавляющем большинстве советских фантпроизведений эти отношения самые банальные Туманность Андромеды по этим отношениям стоит настолько особняком, что рядом даже пристроить некого. Т.е. то самое исключение.
|
|
|
Ashenwail 
 авторитет
      
|
7 октября 2019 г. 20:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
С.Соболев, по содержанию я вашу позицию понял и вижу теперь, на что вы упираете, как воспринимаете материал. Но вот вторая половина вашего поста — что это, как не скрытый троллинг? И эти люди запрещают мне ковыряться в носу? Я, по крайней мере, не отмахиваюсь, а пытаюсь выявить специфику советской фантастики. Теперь скажите пожалуйста, по вашему мнению между ней и западной нет разницы? Я именно так понял ремарку о Толкине в журнале "Костёр". Клянусь, в ответ я не буду троллить.
|
––– Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска» Ceterum censeo Carthago delenda est |
|
|
С.Соболев 
 гранд-мастер
      
|
7 октября 2019 г. 23:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В советской фантастике нет страха. Нет страха смерти (единица ничто, масса всё), нет страха потери цели (цель всегда есть впереди, она как воздух — коммунизм светлое будущее для всех даром), нет страха потери работы (все обязаны трудиться, и т.п.). Советская фантастика — это мир без страха, это такой день без теней.
Так вот, исходя из этого обстоятельства (нет никакого страха) можно найти в мировой фантастике произведения, в которых тоже нет страха, которые тоже оптимистичные.
Сравнение "Андромеды" и "Колец" делал по другому признаку, по самопожертвованию. Время было такое, 1950е — это годы написания этих двух книг. Хотя страха там тоже особо-то и нет.
|
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
8 октября 2019 г. 01:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kabasha В заключение хотел бы попросить посоветовать какие-либо книги (любой формат и форма издания) или публикации по истории сов. и рос. фантастики, если таковые есть,
Бритикова тут уже советовали, моя первая (да и вторая) рекомендация будет с несколько диссидентским уклоном:
Леонид Михайлович Геллер. Вселенная за пределом догмы. Советская научная фантастика. OPI 1985. В сети, как и большая часть эмигрантского тамиздата лежит в свободном доступе.
Кир Булычёв. Второе пришествие Золушки [=Падчерица эпохи]. Must read.
Ну и наверное стоит также ознакомится с 6 главой МГУ-шного учебника Елены Ковтун «Художественный вымысел в литературе ХХ века» Эволюция восточноевропейской фантастики во второй полине XX столетия и на рубеже XX-XXI веков (черновая версия книги выложенв в сеть автором)
upd. http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_201... — обзор российского фантастоведения от Марии Галины. Правда ни Бритиков, ни Геллер, ни академичная Ковтун не упомянуты. Но про Булычёва есть.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
8 октября 2019 г. 02:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитатель В принципе да.. но МиМ как посмотреть... вполне можно назвать городским фентези. И читается кстати очень современно..
Ну, по поводу советского городского фэнтези нельзя не вспомнить Орлова с Альтистом Даниловым. Новый Мир, зима-весна, 1980 — вполне СССР, Олимпиада-80, Высоцкий ещё жив… Да и пара книжных изданий успели выйти до начала перестройки. Рекомендую, если ещё не читали…
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
тессилуч 
 миротворец
      
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
8 октября 2019 г. 02:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
тессилуч Ну Аптекарь чисто хронологически уже не совсем советский.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
8 октября 2019 г. 03:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата андрон966 После Мира Полудня народ получает ОЗ, который воспевает какого-то Демиурга и постхипарей
«За миллиард лет до нашей эры» (которые я в своём советском детстве чуть ли не в городской библиотеке прочёл) народ умудрился не заметить?
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
тессилуч 
 миротворец
      
|
|
Ярослав Васильев 
 авторитет
      
|
8 октября 2019 г. 09:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата С.Соболев Так вот, исходя из этого обстоятельства (нет никакого страха) можно найти в мировой фантастике произведения, в которых тоже нет страха, которые тоже оптимистичные.
Стоит отметить вообще-то, что "Туманность Андромеды" стоит особняком, ибо у Ефремова получилось создать совершенно новое общество совсем иного мышления ("общественного"), причём общества со знаком плюс. Для сравнения могу предложить "Новый мир" Хаксли. Там тоже совершенно новое, вообще никак не привязанное к сегодняшним повседневным реалиям общество — но со знаком минус.
|
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
8 октября 2019 г. 09:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ярослав Васильев Там тоже совершенно новое, вообще никак не привязанное к сегодняшним повседневным реалиям общество — но со знаком минус. Позиция автора и читателя.. Мне в мире ТА тоже было бы очень неуютно...
|
––– Чтение-Сила |
|
|
Victor31 
 философ
      
|
8 октября 2019 г. 13:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я заметил, что в данной теме многие участники испытывают трудности в поиске адекватного выражения своих мыслей и чувств по поводу "феномена советской фантастики". Но ведь есть же и другие виды искусства. Можно и воображение подключить. Каков бы был феномен советской манги, например? Если бы СССР и манга пересеклись по времени и Главлит дал добро? Или феномен советского рэпа, советского комикса, советского триллера ... Иногда такого рода обобщения помогают подобрать методологию изучения феномена.
https://youtu.be/PN13FIPgpBQ — пример такого синкретического подхода средствами изобразительного искусства и музыки.
|
––– "Сумерки, осень и бешеный дождь, Я подошёл и спросил - что ты ждёшь." |
|
|
Karavaev 
 авторитет
      
|
8 октября 2019 г. 13:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Victor31 Да-да, давайте пофантазируем про советскую мангу. Это превратит и без того демагогическую полемику в пир духа. Помимо этого "конструктивного" предложения, что-то есть по теме? Или как с Властелином колец?
|
|
|
heleknar 
 миротворец
      
|
|
Ashenwail 
 авторитет
      
|
8 октября 2019 г. 16:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Итак, что мы имеем? Первое уже выделили раньше, до меня: это всегда фантастика будущего. Второе — согласен с просточитателем — альтруизм героев. Третье — это светлая направленность. Мне нравится слово "полуденная". Четвертое — С.Соболев — отсутствие страха.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Я бы — ИМХО — чуть генерализировал этот тезис "отсутствие страха". Я бы сказал "нет в советской фантастики экзистенциального одиночества, нет заброшенности личного бытия", какими так богаты современные попаданчество, кибер- и прочий- панк и т.п. Нет в ней (в мейнстриме) темы одиночества. Когда я писал выше, что хоррор и саспенс были бы невостребованны, я может ошибся по форме, но примерно эти же мысли пытался выразить: советская фантастика — такое направление фантастики, в котором нет декаденса, невротических состояний, бесконечной рефлексии о прошлом. Но я выразился коряво, а фраза "отсутствие страха", отсутствие экзистенциального одиночества — гуд.
|
––– Был дважды забанен зилотами секты «Святого Маска» Ceterum censeo Carthago delenda est |
|
|
Karavaev 
 авторитет
      
|
|