Читатель основная причина ...


Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Читатель - основная причина кризиса и в русскоязычной фантастике»

 

  Читатель - основная причина кризиса и в русскоязычной фантастике

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 14:28  
цитировать   |    [  ] 
Вспомним таких известных писатлей фантастов, как Жюль Верн. Неужто к его книгам относились как к чему-то несерьёзному?


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 14:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dimson

Вспомним таких известных писатлей фантастов, как Жюль Верн. Неужто к его книгам относились как к чему-то несерьёзному?

Именно как к развлекалову и относились, и за то и любили. Факт. За то же любили и Уэллса, и Берроуза...


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 14:46  
цитировать   |    [  ] 
Вообще, если бы всерьёз исследовать современную отечественную литературу... Хотя бы провести толковый контент-анализ — я думаю, мы нашли бы большое количество разножанровых пересекающихся множеств. То есть, по идее, один и тот же читатель (ну я, например) должен обращать пристальное внимание не только на новинки любимых умниц-фантастов, но и на просто хороших писателей, пишущих в других жанрах. Я обращаю. И читаю. Но в ГОРАЗДО меньшей степени, чем родную НФ и FAN. И такие, как я — тоже виноваты, наверное. Потому что найдутся подобные мне в другом "лагере" (как meterwoman в моём ЖЖ), которые так же точно пристально идут по грибы в отдел "современной прозы" в поисках Зюскинда, Павича и Бегбедера (:-)))), а в отдел фантастики просто не заходят. Это беда. Но об этом здесь уже шла речь.


магистр

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Tairis_Hamster

Именно как к развлекалову и относились, и за то и любили. Факт. За то же любили и Уэллса, и Берроуза...

Ну так нашим развлекальщикам большая честь находиться в такой компании.:-)


магистр

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:17  
цитировать   |    [  ] 
Tairis_Hamster , поясните, контент-анализ чего? Тут можно много разного.

цитата

мы нашли бы большое количество разножанровых пересекающихся множеств.
и вот это поясните, а то я представить не могу
–––
F is for "Fiction"


магистр

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:22  
цитировать   |    [  ] 
Tairis_Hamster

цитата

Скорее, фантастика вообще с момента зарождения попала в это "развлекательное гетто".


Это большая проблема, но она существует не только у нас. У них то же самое. Так что это не может быть причиной исключительно нашего кризиса
–––
F is for "Fiction"


магистр

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:30  
цитировать   |    [  ] 
Когда я читаю интервью, предисловия или заметки на маджетах западных авторов, они всегда говорят о тех, кто повлиял на их решение начать писать. Там сплош уважаемые имена — то есть хорошие авторы произрастают на поле деятельности других хороших авторов.
Данное справедливо не только для SF&F, но вообще практически для любой интеллектуальной деятельности
Это рассматривали в книге "На плечах гигантов" (если я не ошибаюсь).
Кто же стал путеводной звездой для наших МТА? Мне это очень интересно.
Такое ощущение, что это не только не западные авторы, но и не Стругацкие (Ефремов, Булычёв, Крапивин и т.д.)
Хотя что проще — границы открыты, информация рекой льётся, знай усваивай, перерабатывай и выдавай!
Можно возразить, что тогда это будет калька с "учителей", но пример западных писателей говорит о том, что это не так.
–––
F is for "Fiction"


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:32  
цитировать   |    [  ] 
То, что фантастика являлась развлекательной изначально — да, так было у всех. И противоречие, связанное с ЦА и авторами, тоже случается не только у нас, а везде. Просто мы же говорим об отечественной фантастике, а у нас эта проблема встала достаточно остро — здесь уже кто-то писал, что средний западный автор — это очень крепкий, добротный автор, который понимает, что и для кого он пишет. И сильно никуда за границы жанра не прыгает. Это как раз к:

цитата Волдинг

и вот это поясните, а то я представить не могу

Пелевин, Липскеров, Быков — 3 фамилии навскидку. Куда бы вы отнесли каждого из них? Я о контент-анализе содержания, с выявлением общности затрагиваемой проблематики и т.п. (расписывать можно долго). Можно ещё более глубокий качественный анализ, но это уже более субъективно и долго. А контент-анализ может показать "профиль" жанра вне жанра. То есть, если отсеять жанровые принципы, определяющие "облик" книги, о чём она получится? Какими вопросами задаётся автор, сколько он места банально уделяет этим животрепещущим проблемам? Вообще, это почти невозможно (книга же не газета, её так просто не "распотрошить"), но всё-таки. И мне априори кажется, мы можем найти много таких вот "пелевиных" в самых разных жанрах.
Сейчас ведь сильно не заморачиваются: если ты вообще ни на кого не похож — значит, постмодернист:-)))


магистр

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Про издателя и продавца всё понятно, но вот например мне, как читателю, проблемы первых двух глубоко фиолетовы,

От наличия проблем у издателя зависит, получим мы хорошие книжки, или нет. Если книжку не берут, кто виноват? Конечно ответственный за серию, галимые книжки в серию поставил! Так вот уже целой кучи хороших серий современной литературы у "Эксмо" мы лишились
А проблема продавца — проблема тех читателей, которые не знают, что им нужно
–––
F is for "Fiction"


магистр

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Вообще, это почти невозможно (книга же не газета, её так просто не "распотрошить"), но всё-таки.

В принципе — возможно, вопрос в том, что мы хотим получить. Но анализ должен быть именно качественным. И боюсь, это не к социологам всё-таки, а к каким-нибудь филологам-лингвистам.
Кстати, зачастую западный автор — человек, который бегает со своей рукописью, не зная, куда её пристроить. Такой вот у них подход. У нас такое не получится — всех талантливых съедят :(
–––
F is for "Fiction"


миродержец

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата Волдинг

Такое ощущение, что это не только не западные авторы, но и не Стругацкие (Ефремов, Булычёв, Крапивин и т.д.)
Хотя что проще — границы открыты, информация рекой льётся, знай усваивай, перерабатывай и выдавай!
Можно возразить, что тогда это будет калька с "учителей", но пример западных писателей говорит о том, что это не так.
Наши МТА ориентируются на то, что хорошо продается, и сейчас это естественно не Булычев со Стругацкими, а что попроще. К примеру один автор ( называть не стану, но думаю многие узнают) "заново открыл" в нашей стране жанр юмористического фэнтези. Его книги хорошо продавлись не благодаря своим художественным достоинствам, а потому что они были просты и ориентированы на тех, кто далек от фэнтези ( по такому же принципу сочинения Д.Донцовой покупают те, для кого остальные детективы слишком сложны). Итог: бешеный коммерческий успех — и появление целой армии безликих клонов, которые почти как в анекдоте "на свет лезут"!
–––
"Tell the abyss to stop staring at me" (с)


магистр

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:43  
цитировать   |    [  ] 
Этот не в счёт. Он действительно совсем не фантаст. И все его посовые продолжатели — тоже самое.
Это я по знаком читателям этого автора сужу.
–––
F is for "Fiction"


магистр

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:46  
цитировать   |    [  ] 
НО если это действительно так (а мы на самом деле не знаем, всё на уровне гипотез) — то причина кризиса — комерциализация художественного направления и отсутствие адекватной писательской традиции.
Ни с тем ни с тем мы ничего сделать не можем. Пока хавают, будут подкладывать. А вот из-за чего могут перестать хавать?
–––
F is for "Fiction"


миродержец

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:48  
цитировать   |    [  ] 

цитата Волдинг

Этот не в счёт. Он действительно совсем не фантаст
Тогда давайте формулировать новые критерии НФ и Ф жанров! Я с Вами согласен — далеко не каждое произведение на темы королевств или космических приключений можно по праву назвать фантастикой. Но Вы попробуйте донести эту мысль до их преданных поклонников, которые их читают и поэтому полагают себя поклонниками жанров! Кстати, таковых немало и на "Фантлабе"!
–––
"Tell the abyss to stop staring at me" (с)


магистр

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:53  
цитировать   |    [  ] 
Это не в наших силах, так как массовое общественное мнение к фантастам его причисляет.
Но у меня не то что язык, извилина не поворачивается его так назвать. Но это моя проблема, а не чья-то ещё.
Я и классическое фентези для себя по другому определяю, чем все.
А вообще, можно по ЦА действительно определить — кто это? Фантаст или нет. Но тогда встаёт проблема, скажем, Глуховского, которого читали уже по-моему все. И очень показательны отзывы на его "Сумерки"
–––
F is for "Fiction"


миродержец

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 15:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата Волдинг

А вообще, можно по ЦА действительно определить — кто это? Фантаст или нет
фантастический жанр изначально определялся наличием именно фантастической идеи, допущения, предположения,прогноза... А вот как классифицировать фэнтези — это вопрос!
–––
"Tell the abyss to stop staring at me" (с)


философ

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 16:00  
цитировать   |    [  ] 

цитата fox_mulder

А вот как классифицировать фэнтези — это вопрос!

Количеством эльфов на а.л. Чем больше, тем фэнтезийнее :-)
–––
Из Брешии в Брешию


миродержец

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 16:00  
цитировать   |    [  ] 
"Разруха — в головах"- писал классик. И в мэйнстриме, и в фантастике есть литература самых разных жанров. Главное — классифицировать. Боевики и "женские романы" уже на это пошли — и правильно сделали. Кто это любит — знает, в какой серии искать, оформление соответствует содержанию.
Проблема фантастики, как мне кажется, заключается в попытке многих авторов и издателей выдать литературу одного качества за литературу совсем другого качества. Причём в двустороннем направлении — иногда серьёзную книгу пытаются выдать за развлекаловку с помощью обложки и аннотаций.   Как издали того же Дж. Барлоу, или "Поход семерых" Дубинина — страшно вспомнить. В результате книга не находит свою аудиторию, вот и всё.
Если бы издательства более тщательно подходили к составлению и качеству выпуска серий, к аннотациям и обложкам — говорить было бы не о чем. И читатель бы находил то, что ему нужно.
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


магистр

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 16:01  
цитировать   |    [  ] 
Подумал — поправлю сам себя. У этого автора есть фентези вещи.
–––
F is for "Fiction"


миродержец

Ссылка на сообщение 7 февраля 2008 г. 16:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата Feska

Количеством эльфов на а.л. Чем больше, тем фэнтезийнее
Ну тогда у нас в стране пишут самые фэнтезийные фэнтези, и никто их неперефэнтезиит.... Ну вобщем вы поняли.
–––
"Tell the abyss to stop staring at me" (с)
Страницы: 123...2930313233...104105106    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы test.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Читатель - основная причина кризиса и в русскоязычной фантастике»

 
  Новое сообщение по теме «Читатель - основная причина кризиса и в русскоязычной фантастике»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх