автор |
сообщение |
kagerou 
 философ
      
|
|
kagerou 
 философ
      
|
11 июня 2011 г. 21:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Alex Dragon Чем более извращённые, мелкие и гадкие люди, чувства и обстоятельства выписываются — тем больше восторгово по поводу реализма.
Ремарк, Во, Грин, Трифонов, Домбровский, Некрасов — все как один описывают "извращенных, мелких и гадких".
|
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
11 июня 2011 г. 21:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Борис68 Такое "искусство" делать легко, нужно лишь добиться, чтобы пипл хавал. Какой уж тут Ефремов.
Действительно, Ефремов тут не при чем, писал он вовсе не об этом.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Борис68 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 21:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Простите, но автор описывает нам людей, которые прилетели в мир, где это МЫСЛИМО
Каннибализм тоже мыслим, но попробуйте столкнуться с этим на деле, и пожить среди таковых.
|
––– Но смело мысль, в такие дни лети за грань,в планетный холод! Вселенский серп,сев истин жни, толщ тайн дроби,вселенский молот! |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
11 июня 2011 г. 21:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Борис68 Канибализм тоже мыслим, но попробуйте столкнуться с этим на деле, и пожить среди таковых.
Если я сделаюсь миссионером и поеду жить среди таковых — поверьте, я не стану восклицать "Как! Неужели это возможно?"
Это если опустит тот факт, что вы тоже пытаетесь говорить о героине так, словно она живой человек.
|
|
|
Alex Dragon 
 активист
      
|
11 июня 2011 г. 21:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Clegane, вы мне про «хамить не надо» написали уже не знаю сколько раз, не менее трёх. При том что лично к вам я почти не обращаюсь. Если вы сами узнаёте себя в тех характеристиках того, что я не люблю — это ваша проблема, не моя.
А что до мнения Переслегина — он довольно точно назвал явление. Есть ряд книг, которые в обычные каноны литературы не вписываются. Скажем, опусы Кастанеды. Ещё их называют «подрывающими сознание». Ефремовские вещи или «Чужак» Хайнлайна как раз из подобного ряда книг. Живи они лет так на пару-тройку тысяч раньше — были бы анонимными авторами «священных книг» разных религий. А их содержание — «окровениями», «пророчествами» или чем-то в этом духе. Но времена изменились, изменилась и доступная форма.
Где-то в этой же области находятся творчество авторов типа Высоцкого или Цоя. Взятые по отдельности их умения на ниве той или иной специализации неинтересны в сравнении с профи — музицировали средне, композиторы никакие, певцы посредственные, поэты — скорее хорошие, но настаивать ставить рядом с классиками никто не станет. А вот как универсальное, интегральное явление, задевающее душу, резнирующее в ней, выражающее что-то крайне важное для своей аудитории — не могут быть превзойдены никаким узким специалистом.
|
|
|
be_nt_all 
 миродержец
      
|
11 июня 2011 г. 21:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Alex Dragon Вот ведь штука — персонаж желчного антисоветчика Хайнлайна (в авторитетности которого, как я понял, никто не сомевается) без напряга вписался бы в мир коммуниста Ефремова и был бы там как дома.
Ага. Но (для меня) это не говорит в пользу Ефремовской утопии. «Чужак — в чужой стране» лично у меня «по тому-же ведомству» проходит. «Идеологически вредные» (если воспринимать как учение) книги, которые надо обязательно прочитать (как литературу).
цитата Alex Dragon Они всего лишь чертят на стенах наших индивидуальных тоннелей Реальности Знаки Будущего и объясняют доступные нам смыслы, заключенные в таких Знаках
И да, под этим я тоже готов подписаться. Но только если не понимать под «знаками будущего» путеводные знаки.
ps. А вот Кастанеда — это действительно за пределами литературы. И, как провокация (в хорошем смысле слова), его книги имеют ценность, но не более. IMHO.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
11 июня 2011 г. 21:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Alex Dragon А что до мнения Переслегина — он довольно точно назвал явление. Есть ряд книг, которые в обычные каноны литературы не вписываются.
Я вас правильно поняла — вы не считаете книги Ефремова художественной литературой?
цитата Alex Dragon Где-то в этой же области находятся творчество авторов типа Высоцкого или Цоя. Взятые по отдельности их умения на ниве той или иной специализации неинтересны в сравнении с профи — музицировали средне, композиторы никакие, певцы посредственные, поэты — скорее хорошие, но настаивать ставить рядом с классиками никто не станет.
Если вы научитесь однажды говорить за себя я на радостях напьюсь.
Кто это "никто", который "не станет"? Высоцкий — один из тех, кто определял лицо русской поэзии ХХ века, и он, несомненно, классик, наряду с Самойловым и Бродским.
|
|
|
suhan_ilich 
 миротворец
      
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 22:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou tick, цельность художественного образа определяется не тем, сколько человек он устраивает. Цельность худ. образа — это когда человек не выпадает в осадок, а продолжает читать. То есть его именно что устраивает. У вас конечно могут быть другие критерии цельности худ. образа, но я их не знаю. Озвучьте плиз.
цитата kagerou Хорошо вышло. Мои поздравления. Да ладно, чего уж там.
цитата kagerou Во-первых, друзья на тот момент еще далеки от гибели. Во-вторых, Фай Родис приходила "испытания инферно", автор на этом делает акцент специально. Она познала мучения, отчаяние, первобытную ярость — так что читатель вправе ожидать, что это чеховское ружье выстрелит, что плоды этих испытаний она продемонстрирует на Тормансе. А вместо выстрела ружье делает "пшик".
цитата из ЧБ: цитата Там, на Земле, каждый из нас находился в психическом поле доброй внимательности и заботы. Здесь все время чувствуется чужое, разбросанное и недоброе. Стресс все равно есть. Вопрос в том, как каждый реагирует в критической ситуации. Родис не утратила бдительности, просто Чагас её действительно переиграл. Я перечитал тот эпизод. Чагас уходит из комнаты, отдаёт приказы, возвращается. Родис ведь не может читать все мысли, а только те, которые лежат на поверхности. Ну Чагас и не думает об убийстве, а только об "эксперименте". Упрекать в этом Фай Родис бессмысленно, потому что и внутри, и снаружи текста есть основания для такого развития событий. То, что Родис проходила "инферно" на Земле, не делает её всезнающией или особо гениальной. Она лучше понимает тех, кто живет в инферно, и это — видно в тексте. Она находит язык и с владыкой, и с отверженными — типа предводителя кжи Гзер-Бу-Ямом или лидером Серых Ангелов. А вот Эвиза например не сумела добиться взаимопонимания с врачами, как и Вир Норин — с учёными. Как художественный приём, показать что начальник экспедиции землян может и ошибаться, вполне оправдано.
цитата kagerou Вы забыли о первоначальном вопросе: кто из героев Ефремова показан за работой? За тем самым радостным созидательным трудом? Ничего я не забыл, я как раз к этому и веду. цитата kagerou Мвен Мас и Рен Боз — это притягивание за уши: эксперимент не входит в круг рабочих обязанностей ни того, ни другого. Да, они увлечены — но и они нам показаны на досуге. Я с вами не согласен, я уже написал, что эксперимент — прямая "служебная" обязанность Рен Боза, это раз. А Мвен Мас тоже действует в рамках служебных полномочий, хотя конечно для него это еще и окрашено личными мотивами. Впрочем, Рен Боз тоже страстно желает провести эксперимент. Вы почему-то не хотите видеть очевидных вещей, которые легко доказываются в тексте. Я вам привел цитаты. Вы опять повторили тоже самое — что это хобби, что это тайно. Ничего не хобби и не тайно. Чара Нанди танцует также, как выступают наши современные спортсмены-олимпийцы. Олимпийцы ведь тоже не получают денег за свои выступления, то есть считаться профессионалами (теми, кто получает деньги) не могут. При этом практически у всех спортсменов есть профессия — например, быть тренером. Чара биолог по профессии, но фактически она профессиональная танцовщица, так как уделяет этому большую часть своего времени. Или вы назовете олимпийского спортсмена непрофессионалом? :) Впрочем, рассуждать о профессионализме в терминах современного спорта применительно к миру коммунистического будущего немного нелепо. Во всяком случае, Чара получает от позирования и танцев настоящее удовольствие. Это и есть "радостный труд". Впрочем, соглашусь с тем, что не показано, как Чара позирует или репетирует. Впрочем, не показано и как Карт Сан рисует :) Непосредственно, так сказать. Показаны археологические раскопки Веды. Астрономия Мвена Маса. Труд астронавигаторов "Тантры". Нет, это нелепая претензия — что Ефремов не описал радостный труд. Возможно, вы его не воспринимаете таковым? Вас что — смущает, что важный деловой вопрос решается на пляже полуголыми людьми?
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 22:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Это если опустит тот факт, что вы тоже пытаетесь говорить о героине так, словно она живой человек. Вот я не понимаю. С одной стороны, вы призываете не относиться к персонажам как к живым людям. С другой — вы предъявляете претензии в неестественности их поведения и в том, что они чего-то там не сумели или не сделали. Нет ли тут противоречия?
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
Борис68 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 22:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Если я сделаюсь миссионером и поеду жить среди таковых — поверьте, я не стану восклицать "Как! Неужели это возможно?"
Даже мысленно не станете восклицать? Не верю. Особенно если племя каннибалов будет одето в цивилизованные костюмы и выглядеть вполне как мы. Ведь внешне люди Торманса тоже мало отличались от людей будущего.
|
––– Но смело мысль, в такие дни лети за грань,в планетный холод! Вселенский серп,сев истин жни, толщ тайн дроби,вселенский молот! |
|
|
Борис68 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 22:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Родис не утратила бдительности, просто Чагас её действительно переиграл.
То есть тот, кто всю жизнь жил и побеждал в инферно может иногда переиграть того, кто лишь обучался на тренажерах-имитаторах (пусть самых качественных)? Определенная логика в этом, наверное, есть.
|
––– Но смело мысль, в такие дни лети за грань,в планетный холод! Вселенский серп,сев истин жни, толщ тайн дроби,вселенский молот! |
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 22:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Борис68 То есть тот, кто всю жизнь жил и побеждал в инферно может иногда переиграть того, кто лишь обучался на тренажерах-имитаторах (пусть самых качественных)? Определенная логика в этом, наверное, есть. Переиграть в подлости — да. Но стоит ли гордиться победой в такой игре? Как бы выглядела Фай Родис, если бы прозондировала Чагаса? Подозрительной параноидальной стервой? Этого ли хотел автор? Вопросы конечно больше риторические, но пусть kagerou ответит — может ли Фай Родис поступить иначе? Будет ли это тот персонаж, который задумывался Ефремовым — представителем коммунистического общества — или это будет Фай Родис из фанфика?
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
Борис68 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 22:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick но пусть kagerou ответит — может ли Фай Родис поступить иначе?
Не знаю, для меня всё поведение Фай Родис выглядит естественным, органичным и объяснимым. Непонимание некоторых коллег, как мне кажется, проистекает из того, что они пытаются подобрать отмычки к этим персонажам на предмет их обыденности. А это неправильно. Нас и их разделяют несколько тысяч лет и по словам Ефремова за это время произошли колоссальные изменения в человеке и социуме. Поэтому такие коллеги нарушают целостность произведения (отсюда термин "отмычка"), пытаются вырвать из него куски и найти противоречия там, где их нет.
|
––– Но смело мысль, в такие дни лети за грань,в планетный холод! Вселенский серп,сев истин жни, толщ тайн дроби,вселенский молот! |
|
|
Nick_Sakva 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 22:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Я там предложил и "внутренний" вариант объяснения. Стресс, переживала за гибнущих друзей. Вполне человеческие качества. Да, тогда это еще один пример того, о чем я писал на 20 странице.
цитата Nick_Sakva Ценность информации для человека Кольца определяется прежде всего ее эмоцианальной насыщенностью! Фактической же информации наоборот, практически не придается никакого значения. Жизнь друзей зависела в данном случае не от эмоций Фай Родис, а от ее способности правильно оценить ситуацию при помощи своих непосредственных профессионально полученных специальных знаний. "Мы можем послать свой дисколет, но он летает не быстрее ваших охранных самолетов, и главное — мы не знаем, как обращаться с такой дикой толпой по вашим законам". Минимальное подозрение в неискренности Чагаса могло спасти землян. Достаточно было элементарно подстраховаться, и послать дисколет вместе с самолетами.
цитата Nick_Sakva При этом у нее срабатывает базовая гуманность человека из коммунистического мира, а не усвоенные во взрослом возрасте знания о психологии инферно. Устраивает вас такая интерпретация конкретно этих событий с ГВР и гибелью в Кин-Нан-Тэ? Так все-таки, по Вашему мнению, ГВР — это история, или же рабочий инструмент базовой гуманности из коммунистического мира?
|
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 22:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nick_Sakva Так все-таки, по Вашему мнению, ГВР — это история, или же рабочий инструмент базовой гуманности из коммунистического мира? Не лезьте ко мне со своим ревизионистскими извращениями. ГВР — это вообще метка в тексте, удобно находить отрывок, встречается один раз.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
Clegane 
 активист
      
|
11 июня 2011 г. 22:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
И эти изменения сделали и человека, и социум — сладкой булочкой для любых разумных кандибоберов, которые додумаются до межзвездных перелетов. Это вместо утопии роман ужасов в стиле рассказов Брэдбери получился.
|
|
|
Nick_Sakva 
 авторитет
      
|
11 июня 2011 г. 22:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Борис68 Не знаю, для меня всё поведение Фай Родис выглядит естественным, органичным и объяснимым. Да, как раз это обстоятельство для меня лично является очень сильным стимулом продолжать дискуссию. 
цитата Борис68 То есть тот, кто всю жизнь жил и побеждал в инферно может иногда переиграть того, кто лишь обучался на тренажерах-имитаторах Забудем об интриге Чагаса. Предположим, что Чагас честно выполнил все, что просила Родис и действительно послал самолеты. Родис, знатоку ЭРМ, даже в голову не приходит, какими именно средствами обращаются с дикой толпой на планете, где смерть (от газа, вызывающего эйфорию) в 25 лет является долгом.
|
|
|
Alex Dragon 
 активист
      
|
11 июня 2011 г. 22:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Впрочем, рассуждать о профессионализме в терминах современного спорта применительно к миру коммунистического будущего немного нелепо.
Как и вообще в терминах современного понимания профессионализма. Их образ жизни, по крайней мере на уровне эмоциональном, на уровне отношения к жизни, был бы легче понятен каким-нибудь полинезийцам или представителям прочих культур, относимых выскомерными европейцами к «примитивным». Потому что и то, и другое — это целостное существование. На вопрос «какое твое дело?», «чем ты занимаешься?» такой человек точнее всего должен ответить словом «живу!» Как нельзя про первобытного охотника и собирателя сказать, что охота и собирательство — это его профессия. Это его образ жизни, проходя по которой он делает то или иное, в данный момент потребное — охотится, отдыхает, изготавляет утварь и инструменты, любит, учит детей и т.д. и т.п.
Но если у первобытного человека такое отношение интуитивно, то для человека коммунизма оно осознанное. И его дело, его идентификация определяется пониманием своего места в общей картине, соразмерностью себя и соответствием своих дел задачам, целям и путям развития наибольшей сознаваемой общности, которые воспринимаются как свои личные.
Тут уместно ещё раз вспомнить притчу о строителях шатрского собора. Кто-то понимает себя каменщиком, кто-то своё дело видит просто на уровне «раствор мешаю», а кто-то видит себя строителем собора.
Чем шире сознание, чем большие масштабы воспринимает, тем лучше понимается значение и сущность связей в структурах меньших масштабов, включаемых в то большее, тем самым кажущееся случайным и хаотичным оказывается закономерным — чем обретает осмысленность. Имеющее же смысл имеет направления, пути следования и цель этого пути. Через это же лучше понимаются и место и связи самой личности, а тем самым личность обретает своё "я". Чем резче мы видим эти связи, тем резче и отточенней становится и наша индивидуальность.
Но в таком случае сказать, скажем, «кто такая Чара» односложно просто невозможно. Во всяком случае на современном языке. Они все сознают себя причастными всему человечеству и причастными пути этого человечества во Вселенной. Она и не биолог, и не танцовщица, и не кто-то ещё — она всё это вместе взятое и не одна из этих функций её личность однозначно не описывает и не идентифицирует, а для обозначения её (или Ветра, или Веды, или ещё кого-то из героев) жизненного пути и места в жизни просто нет слова. Проще всего, наверное, было бы сказать «она Чара Нанди». В ещё большей степени это относится к миру ЭВР, описанному в ЧБ.
|
|
|