Тематическая колонка, как это следует из названия, посвящена польской фантастике. Здесь будут появляться обзоры новинок, выходящих в Польше -- и переводов этих книг на русский и украинский; интервью, рецензии, новости, репортажи с польских конвентов. Будем рады авторам, которым есть что сказать о Леме и Сапковском, Зайделе и Дукае... Присоединяйтесь -- и сделаем мир чуточку разноцветнее. ;)
Декабрьский номер 1990 года (6-й «Новой Фантастыки» и 99-й, если считать ab ovo) делает почти та же, что и в предыдущем номере, команда (почти – потому что в списке отсутствует Анджей Невядовский). Постоянными сотрудниками указаны Мацей Иловецкий, Аркадиуш Наконечник, Анджей Невядовский, а также Karburator, Negocjator и Predator. Тираж – 120 тысяч экземпляров. В оформлении передней обложки использована картина художника ДЖИМА БЕРНСА/Jim Burns, уже гостившего ранее в «Галерее». (Насколько я понял, в порядке эксперимента в этом номере «Галерея» была представлена вкладкой с репродукцией картины БЕРНСА большого размера (постером, плакатом) и, соответственно, на другой стороне -- четырьмя репродукциями его же картин размерами поменьше. До меня журнал добрался уже без вкладки – чего, впрочем, и следовало ожидать. W.) Задняя обложка представляет собой обложку романа Дэвида Брина, публикация которого завершается в этом номере. В оформлении обложки использована работа ПЕТРА ПУЦЕКА/Piotr Pucek.
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Lądowanie XCIII 2
Opowiadania i nowele
Ondřej Neff Labirynt 3
Ray Aldridge Druciarz Ciał i naisamotniejszy człowiek na świecie 14
Уважаемые лаборанты, поклонники хоррора! Коллектив авторов рубрики еще раз поздравляет вас с Новым годом!!!
Мы продолжаем информировать вас об обновлении базы Фантлаба профильными произведениями. Сегодня речь пойдет о польском хорроре. За минувший декабрь было добавлено приличное количество польских антологий, в том числе и "темной" направленности. Вот они:
Первая книга одноимённого цикла. Главный герой Вуко Дракконен (Vuko Drakkainen), прошедший спецподготовку бывший военный, высаживается на планете Мидгаард, расположенной на другом конце Галактики. Планету населяет человекоподобная раса, уровень развития которой соответствует примерно нашему раннему средневековью. Цель Вуко — выяснить, что произошло с отправленной ранее на Мидгаард земной исследовательской экспедицией, и, если надо, эвакуировать её участников. Поиски осложняются тем, что все электронные устройства на Мидгаарде выходят из строя, а из-за строгого запрета вмешиваться в развитие местной цивилизации всё оружие и прочее снаряжение Вуко почти не отличаются от средневековых образцов (правда, выполнены из высокотехнологичных материалов). Вскоре после высадки Дракконен обнаруживает, что станция землян разорена, несколько участников экспедиции погибли, а четверо пропали без вести. Кроме того, похоже, на планете реально существует магия и бродят весьма опасные, практически непобедимые, хищники. Это однако не останавливает героя, который намерен во что бы то ни стало выполнить порученную миссию...
Автор всё таки дал главному герою подарок цивилизации в виде сращённого с мозгом биокомпьютера, который позволяет Дракконену говорить на местных языках, метко стрелять и, при необходимости, переходить в режим берсерка сверхускорения (за который, правда, потом приходится расплачиваться). Собственно мозг и умственная дисциплина и есть главное оружие Вуко. Автор вообще много внимания уделяет вопросу рационального мышления и правильного отношения к жизни, особенно во второй сюжетной линии романа. Обычно эту линию не упоминают в аннотациях, поскольку она (пока) никак не пересекается с основной. Главный герой этой второй линии — принц местной империи, и основная часть повествования посвящена его воспитанию и подготовке к роли императора. Подготовке, на мой взгляд, весьма правильной, но несколько фантастичной, хотя вполне реализуемой (при желании, каковое не часто встречается у аналогов из истории нашей планеты).
Странное имя главного героя обусловлено его происхождением (отец — финн, мать — полька) и тем, что большую часть жизни он провёл в Хорватии. Соответственно, герой периодически матерится по хорватски, а внешне похож на викинга. Вообще, викинги и их мифология близки и симпатичны автору, о чём свидетельствует, хотя бы, название планеты, и что особенно ярко проявляется в финале книги.
В жанровом плане трудно сказать, имеем ли мы дело с НФ или фэнтези. Пока роман напоминает смесь этих двух компонент, с преобладанием фэнтези, но не удивлюсь, если в конце четвёртого тома выяснится, что это НФ под девизом "достаточно развитая технология неотличима от магии". Конечно, с учётом мифологических предпочтений автора такой вариант не слишком вероятен, но что гадать — посмотрим. Я намерен читать роман дальше, тем более, что промежуточные концы обеих сюжетных линий явно намекают, что продолжение следует, и что оно должно быть интересным и необычным.
Рекомендую любителям качественной необычной фантастики, владеющим польским языком. В перспективе и русскочитающим, поскольку, как я слышал, первый том вскоре должен выйти на русском языке. Не пропустите.
Октябрьский номер 1990 года (4-й «Новой Фантастыки» и 97-й, если считать ab ovo) делает та же команда. Тираж снижен – 120 тысяч экземпляров. В оформлении передней обложки использована репродукция картины БОРИСА ВАЛЬЕХО. Да и вся «Галерея» вновь представлена в распоряжение этому замечательному художнику (стр. 17, 18, 19, 20, 53, 54, 55, 56, обе стороны задней обложки). В рамках рубрики напечатана также статья АНДЖЕЯ БЖЕЗИЦКОГО «Школа мастеров», в которой комментируются фазы работы ВАЛЬЕХО над отдельными произведениями. На внутренней стороне передней обложки под репродукцией работы ГЖЕГОЖА CТАНЬЧИКА/Grzegorz Stańczyk напечатан некролог – в ночь на 12 октября 1990 года, на 37-м году жизни, внезапно умер писатель НФ и журналист, бывший редактор «Фантастыки» (1982 – 1985) Анджей Кшепковский/Andrzej Krzepkowski.
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Lądowanie XCI 2
Opowiadania i nowele
Ian Watson Okna 3
George Alec Effinger Człowiek, który wymyślił prawdę o dziecku
Cентябрьский номер 1990 года (3-й «Новой Фантастыки» и 96-й, если считать ab ovo) делает та же команда. Тираж – 150 тысяч экземпляров. В оформлении передней обложки использована работа ПЕТРА ЛУКАШЕВСКОГО/Piotr Łukaszewski. На внутренней стороне передней обложки размещена работа МИРОСЛАВА ГОЛЕНДЗИНОВСКОГО/Mirosław Golędzinowski. В «Галерее» в этом номере представлены своими произведениями победители и участники художественного конкурса «Dark Future/Темное будущее» (стр. 17, 18, 19, 20, 53, 54, 55, 56, обе стороны задней обложки). Примеры некоторых из этих работ показаны ниже.