В этой рубрике мы станем публиковать статьи только о редких и коллекционных изданиях. Разумеется, для таких статей особое значение имеет визуальный ряд, поэтому просим авторов не забывать снабжать свои тексты иллюстрациями.
В манхэттенском телефонном справочнике 1971 года не нашлось никого с фамилией Типтри, а более свежей версии у меня нет. Я и не рассчитывал отыскать Джеймса Типтри-младшего в манхэттенском справочнике, поскольку знаю, что свою почту он забирает в пригороде Вашингтона, округ Колумбия. Но в справочнике вообще нет никаких Типтри, факт примечательный: я долго считал, что в манхэттенском телефонном справочнике можно найти любую фамилию. Таким образом, Типтри – фамилия несомненно необычная. (В телефонных справочниках округа Сан-Франциско, где я живу, таких не нашлось, и подозреваю, что в справочниках вашингтонских пригородов их не найдется тоже. Нет и статей насчет Типтри в Британской энциклопедии; имеется только упоминание луга Типтри в Эссексе, где, если верить моему изданию 1910 года, сложились исключительно подходящие условия для сбора клубники, малины и смородины. Необычная это фамилия, Типтри.)
И писатель необычный.
Имя Джеймса Типтри-мл. тихо просочилось в сознание поклонников НФ с мартовским выпуском Analog за 1968 год, содержавшим дикарски энергичный минифарс Рождение коммивояжера: его расцвечивали персонажи с именами вроде Фрегглеглегг, Лавбоди и Сплинкс, а основной отличительной чертой выступала безумная энергичность ритма. Несколькими месяцами позже увидела свет Мамочка пришла домой (под названием Материнский корабль), примечательная, хотя и традиционная история о первом контакте землян с инопланетянами; примерно в то же время в Fantastic вышла Оплошность, настоящее лакомство, а не рассказ, построенная вокруг головокружительной и тревожной идеи темпорального сдвига. (Ее вы сможете прочесть в настоящем сборнике как отличный пример раннего творчества Типтри.) Типтри продолжал всплывать там и сям осенью 1968-го и в первые месяцы 1969-го, но меня привлекла скорее странная и запоминающаяся фамилия, а не сами рассказы.
В мартовском номере Galaxy за 1969 год, впрочем, проявился Типтри, чья работа, пусть и не слишком амбициозная по масштабу, заводит читателя из одной ловушки в другую, пока в конце концов не распахивает перед ним услужливо бездонную пропасть. Последний полет доктора Айна, объемом немногим более 2000 слов, тоже представлен в этом томике. Доктор Айн привлек внимание достаточно многих членов SFWA, чтобы пройти в финальную стадию голосования за премию Nebula того года в категории рассказа. Тремя другими финалистами оказались Эллисон, Нивен и Силверберг; так получилось, что в тот раз выиграл Силверберг, но присутствие, наряду с тремя хорошо известными фамилиями, в том перечне одной незнакомой гарантировало, что дальнейшая продукция Типтри удостоится более пристального внимания коллег по перу.
Доктор Айн, вопреки номинации, работа для Типтри сравнительно примитивная: рассказана дёргано и поспешно, смены ракурса повествования обескураживают и кажутся излишними. Сам Типтри в февральском выпуске балтиморского фэнзина Phantasmicom за 1972 год отзывался о ней неодобрительно. Но в том же эссе он отметил, что Доктор Айн служит решению одной из главных его писательских задач: передать впечатление от тайны и странности бытия.
«Жизнь», писал он, «закидывает в незнакомую обстановку, где незнакомые люди выделывают странные жесты, невесть почему ласкают или угрожают, ты нажимаешь на кнопки без меток и получаешь непредвиденные результаты, слышишь, по впечатлению, важные кодированные сообщения, которые тебе кажутся бессмыслицей… и продолжаешь все это сортировать, пока не понимаешь спустя пять лет, почему она сказала то-то или поступила так-то, почему они закричали, когда ты... Взять Последний полет доктора Айна. Эта история, блин, задом наперед рассказана. Отличный пример базового нарративного инстинкта Типтри. Начать с конца, предпочтительно – в пяти тысячах футов под землей в пасмурный день, и НИКОМУ НИЧЕГО НЕ СКАЗАТЬ».
Этот отрывок – ключ к пониманию обычного для Типтри почти во всех его рассказах метода работы. Он предпочитает создавать атмосферу дезориентации и отчуждения, которая постепенно – но никогда окончательно – рассеивается по мере продвижения к кульминации. Вероятно, потому-то у Типтри так много историй, посвященных чужакам, существам, чьи мотивы и цели нам непонятны. Безмысленные монстры из В последний вечер, молчаливые захватчики из Неприметных женщин, уродливые серые глыбы из Райского молока, движимые биологией создания из Жизнь есть Замысел, а Замысел есть Смерть, даже привлекательный и ностальгичный инопланетник из Всех ваших «Да» : все они так или иначе отражают подспудный типтрианский взгляд на Вселенную как странное, практически недоступное пониманию место, где мы блуждаем в смелой, отчаянной, но лишь изредка удачной экспедиции за ответами на наши вопросы.
Типтри решил окружить свою персону покровом тайны –возможно, из какой-то пиаровской хитрости, или же потакая замкнутой составляющей личности. НФ – область, где писатели естественным образом тянутся друг к другу, и для писателя обычное дело – дружить с другими авторами НФ; однако я не знаю в фэндоме никого, кто встречался бы с Типтри, никто понятия не имеет, как он выглядит и чем на жизнь зарабатывает. По мере укрепления его писательской репутации (а с 1970 по 1972 годы она укрепилась основательно, ведь его работы становились все мастеровитей) интерес к персоне автора, разумеется, рос – в особенности когда стало ясно, что он твердо вознамерился поддерживать анонимность в столь компанейском сообществе, каким является литературная вселенная. Да, он пишет письма, длинные и красочные, но ответным адресом указан почтовый ящик в Вирджинии. Он не общается по телефону с редакторами, агентами или другими писателями. Если он и посещает конвенты, то инкогнито. Уязвленные приверженностью Типтри анонимности, активисты фэндома изощряются в самых диковинных предположениях на его счет. Часто утверждается, что настоящая его фамилия не Типтри, хотя никто не знает, какая же тогда настоящая. (Вполне вероятно, что «Типтри» – действительно псевдоним, но я скорее надеюсь, что это не так. Мне нравится эта фамилия, и я бы хотел, чтобы человек, подписывающий ею такие рассказы, обладал на нее правом по рождению.) Высказана гипотеза, что Типтри – женщина. Я считаю ее абсурдной: в прозе Типтри есть, на мой вкус, нечто неоспоримо мужское. Я не думаю, что романы Джейн Остин мог бы написать мужчина, а прозу Эрнеста Хемингуэя – женщина, и по этим же причинам я считаю, что автором рассказов Джеймса Типтри является мужчина.
Типтри живет в считанных милях от Пентагона или, во всяком случае, пользуется почтовым ящиком неподалеку; кроме того, в письмах он часто упоминает о своей готовности отправиться в какие-нибудь дальние края, и постоянно циркулируют слухи, что он на самом деле правительственный агент на особо секретной работе. Его знакомство (явно не понаслышке) с миром аэропортов и бюрократов, продемонстрированное в рассказах вроде Неприметных женщин, придает определенный вес этой теории, а его столь же близкие познания в мире охоты и рыбалки, подтверждаемые тем же рассказом, подкрепляют уверенность, что он мужчина. Типтри признался одному редактору, что большую часть Второй мировой провел в пентагонском бункере, и эта обмолвка укрепила миф, а его должность в федеральной бюрократии вроде как подтверждена замечанием в письме ко мне несколько лет назад: «…меня, выходца со Среднего Запада, немало в молодости покидало по джунглям мира, а когда я стал старше – по джунглям бюрократическим». Впрочем, недавно Типтри некоторые из этих слухов попытался развенчать, заявив: «Повторяю, я не работаю на ЦРУ, ФБР, АНБ, Госказначейство, наркоборцунов или парковую полицию».
За сведениями о тех областях его жизни, которые описаны без отрицаний, нам придется обратиться к уважаемому балтиморскому фэнзину Phantasmicom, а именно шестому (июньскому) выпуску 1971 года. Редакторы этого ротапринтного издания, Джеффри Д. Смит и Дональд Дж. Келлер, вели с Типтри тесную переписку еще на ранних этапах его творческой карьеры и вытянули из него за эти годы несколько ценных фрагментов информации. В июньском номере Phantasmicom опубликовано интервью Типтри редактору Смиту, где он, в частности, заявил:
«Я родился в районе Чикаго – достаточно давно, ребенком странствовал по таким местам, как колониальная Индия и Африка… Я из того поколения, чье мировоззрение сформировано зарождением и ужасающим разрастанием нацизма. В ту пору узнал я большую часть того, что мне известно о политике, человеческой жизни, добре и зле, смелости, свободе воли, страхе, ответственности, а также Том, Что Следует Сказать На Прощание… И, повторяю я, о Зле. И о Вине. Говорят, что о человеке важно знать, чье лицо является ему в кошмарах; для меня это лицо, весьма сходное с моим собственным…
В любом случае, к моменту, когда закончилось десятилетие обусловленного этим событием инструктажа о Том, Как Устроен Мир… ну, вы понимаете: прыжки из одной организации в другую, служба в армии, толкотня в кругу ранних американских леваков, беспокойство о Том, Случится Ли Это И Здесь Тоже (от этого занятия не отказался я и по сей день), увольнение из армии, кое-какие правительственные дела, попытки заняться бизнесом… и к тому моменту я понял, что вся моя жизнь, мои навыки и карьера, уж какие получились, мои друзья, всё случившееся – суть производные от этого события, которое, пожалуй, отклонило их от бегло намеченного мною маршрута».
Из этих автобиографических заявлений проступает фигура, которая вряд ли годится в тайные агенты, хотя, вероятно, по службе так или иначе затянутая в сети вашингтонской бюрократии. Сам Типтри в интервью Смиту приводит несколько поводов для старательного разграничения личной жизни и писательской карьеры, среди которых – потребность получить читательскую оценку, на которую не влияли бы предустановки, вызванные знанием о личности и профессиональном багаже автора, «вдобавок многие, с кем мне приходится иметь дело, люди настолько первобытные, что, узнав, как я научную фантастику пишу, эти экземпляры бы окончательно отказали мне во всяком почтении». Не чужд он и более игривых истолкований: «Последний повод секретничать таков: меня это веселит на свой лад, как в детстве. Наконец-то у меня есть то, о чем мечтает каждый ребенок, настоящая секретная жизнь. Не какой-то там казенный секрет, квалификационный допуск – проверка на полиграфе, проглоти капсулу, если тебя схватят… только МОЙ, и ничей больше. То, о чем ОНИ не в курсе. Возможность надурить Большого Брата. Прекрасный секрет РЕАЛЬНОГО мира, с реальными людьми, прекрасными друзьями, которые творят великие дела и знают волшебные слова. Мы как Фродо и хоббиты, понимаете? Мне пишут, принимают от меня дары; да будь я проклят, если не открываю при этом дверь, разделяющую вселенский коловорот дерьма, именуемый реальным миром, (всхлипывает) и волшебную страну…»
Итак, Джеймс Типтри: мужчина лет пятидесяти или пятидесяти пяти, вероятно, не женат, много времени проводит в глуши и живет активной жизнью, повидал многое и многое понимает в этом мире. Все это суть гипотезы, зиждятся они в основном на материалах из Phantasmicom, изредка – письмах самого Типтри, ну и его рассказах, которые, как мне кажется, в заметной степени отражают склад личности автора: это касается таких персонажей, как доктор Айн, украдкой проникающий из аэропорта в аэропорт, или Рут Парсонс из выдающейся работы Неприметные женщины, целеустремленная и хранящая демонстративное молчание обо всех аспектах своей правительственной службы. А что к гипотезам не относится, так это литературный уровень Типтри: его мастерство неуклонно возрастало за прошедшие с дебюта годы.
«Моя цель, честно говоря, – избежать скуки», говорит он. «Я перечитываю свои работы, выцеливая, точно радаром, малейшие признаки просадки сюжета, сигналы подступающей скуки. Приметы дерьмового, утомительного, бессмысленного бумагомарания, сюжетной неправильности. И не заставляйте меня это повторять, ублюдки… Клянусь мучеником Себастьяном, я в своей жизни столько терзался скукой, что никому такого не причиню. Если сумею».
Рассказы Типтри не внушают скуки. Они крепкие, жилистые, сочные, основанные на диалогах со вспышками экспозиции. Хотя подлинной стилистической преемственности не удается проследить, я считаю, что в этом смысле его работы аналогичны работам Хемингуэя: Хемингуэй предпочитал простоту, четкость и целеустремленность, по крайней мере, поверхностные. Он также был экстраординарным и поразительно эффективным инноватором от писательской техники, полностью переопределившим персонажную сторону современного рассказа; однако этот аспект своего мастерства Хемингуэй от невнимательных читателей скрывает. Хемингуэй – более глубокий и хитрый автор, чем притворяется; и Типтри тоже: за его обманчивой безыскусностью кроется поразительное мастерство в работе со сценами, помогающее увести у неосторожных читателей землю из-под ног. И, конечно, их роднит преобладание маскулинности: интерес к темам мужества, абсолютных ценностей, тайн и страстей жизни и смерти, проверке на прочность в экстремальных физических условиях, боли, страдании, потерям. Хемингуэй впоследствии свою репутацию сильно подмочил идиотскими и абсурдными публичными эскападами; Типтри таких ошибок не допускает.
Это лишь вторая книга Типтри. Первая вышла в 1973-м у Ace Books — это В десяти тысячах световых лет от дома, сборник из пятнадцати рассказов, первоначально выходивших между 1968-м и 1972-м. Туда включена большая часть ранних рассказов Типтри, хотя несколько примечательных работ 1969-го по загадочным причинам отсутствуют в обоих томах – наиболее таинственно исчезновение небольшой повести Твое гаплоидное сердце. Сборник от Ace охватывает пять лет творчества и благодаря этому демонстрирует эволюцию Типтри из умелого обработчика распространенных в НФ материалов к более мрачному и талантливому художнику, которым он стал впоследствии. Доказательством таланта нового, более глубокого Типтри служат такие рассказы, как И я очнулся поутру на диком склоне (1971), Человек, который шел домой (1972) и пугающий до жути Специалист по боли (1972).
В данном сборнике дается схожий разрез творчества Типтри: здесь помещены не только его самые свежие рассказы, а и значительное число работ раннего этапа писательской карьеры, например, Последний полет доктора Айна (1969), Оплошность (1968), Сквозь женское стекло (1970) и еще пара-тройка. Это хорошие рассказы, никто бы их авторства не устыдился, но помещены они здесь в основном для иллюстрации будущего прогресса. Центральную часть сборника составили рассказы 1972 и 1973 гг., например, Неприметные женщины (1973), который я считаю своеобразным шедевром малой прозы: его структура проста, но детализация выразительна, а психологический эффект потрясает. За тематическую основу взято старое фантастическое клише: похищение земных женщин пришельцами на летающих тарелках. Однако оно переосмысливается и полностью трансформируется внезапным, ошеломляющим восприятием женщин как созданий спокойных, стойких, хладнокровно меняющих одну расу чужаков-хозяев на другую, быть может, более толерантную. Рассказ глубоко феминистский, но манера изложения совершенно маскулинная, и он достоин более широкой известности у тех, кто нынче сражается на фронтах войн за сексуальное раскрепощение, женское и мужское.
А вот В последний вечер (1972) – на мой взгляд, история неудачная, не вполне успешная в попытке подружить интроспективное повествование с потрясающе энергичными сценами. Однако она достойна внимания даже при этих структурных проблемах, поскольку иллюстрирует один из особых талантов Типтри: его способность создавать чувство установившегося и продолжающегося движения, иллюзию джаггернаута; когда чужаки выходят на берег во всей своей безмысленной мощи, мы проникаемся тем, в чем Типтри особый мастер – чувством протяженности процесса, и эпизод тут же становится буквально незабываемым. (Ср. подъем Эвана на Кливорн в Путем затерянным явился я сюда или появление чужака в повести, оставшейся за рамками настоящего сборника, Мимолетный привкус бытия.)
И многие другие истории – комичная и экстравагантная Всех ваших «Да», обладательница Nebula Жизнь есть Замысел, а Замысел есть Смерть, взявшая Hugo Девочка, которую подключили, зловещее и неуютное Райское молоко… о, праздник для души, истинный праздник. Необычная книга нерядового писателя.
У нас впереди тоже немало. Типтри, насколько мне известно, романов еще не писал; объемистая повесть Мимолетный привкус бытия (1975) – его наилучшее, на данный момент, приближение к крупной форме. Когда почувствует себя готовым, то напишет, и роман поразит нас. В возрасте пятидесяти, пятидесяти пяти – или сколько бишь ему – лет Типтри продолжает расти и меняться. В недавней своей, берущей за душу, статье для Phantasmicom, Мягкое снижение, он размышляет о приближении старшего возраста и заканчивает этими строками, вероятным пророчеством своего дальнейшего творческого развития:
«Когда приближаешься к шестидесяти (так мне кажется), в мозгу поселяются невероятные резонансы. Полным-полна черепушка жизни, историй, процессов, мотивов, полуосмысленных аналогий на мириадах уровней… Одна из причин, по которым старые люди медленно отвечают – каждое слово, каждый намек пробуждают тысячу откликов.
Но что, если бы можно было освободиться, раскрыться? Избавиться от эго и статуса, отпустить всё, вдохнуть ветер, все отчетливее ощущая меркнущими чувствами, каково оно там, снаружи. Позволить своим резонансам слиться, взыграть и возвратиться изменившимися… чтобы они открыли тебе новое. Возможно, найдешь новый путь к росту, внутренней перемене… пускай даже облик твой ставит неуместные вопросы, а изо рта попахивает.
Но если готов попробовать, впереди годы. Приготовься уйти, мигрировать внутрь и вверх, забраться в самую прочную свою твердыню, выглянуть в последнее окно. Упакуй свой мозг для путешествия через волшебный терминал, приготовься. Не бойся истины. Нагрузись, точно колесный пароход, до отказа для последнего большого заплыва, а когда пустишься вниз по реке, всё сожги, ни о чем не переживай, швырни в огонь мебель, сожги каюты и палубы до самой ватерлинии; унеси с собой лишь огонь, и он заведет тебя туда, где никогда прежде ты не бывал.
Возможно… это… каким-то образом… осуществимо».
1975
.
.
.
Постскриптум. Три года спустя
Перед самым Рождеством 1976-го пришло письмо, напечатанное через знакомую синюю копирку: в нем автор неохотно признается, что Типтри – псевдоним Алисы Шелдон, и надеется, что я не слишком рассержен тем, как жестоко обманулся, настаивая перед тем на маскулинности «Типтри». Какой сюрприз. А тут и сборник поспел, где я заявляю о «неоспоримо мужских» качествах прозы «Типтри». Окей. Я не стыжусь. Она меня красиво разыграла, как и всех остальных, поставив под сомнение правомочность разграничения мужского и женского начал в литературе. Я все еще не преодолел этот шок. Я постиг, что некоторые женщины способны писать на традиционно мужские темы с большим знанием дела, чем почти все мужчины, и что подлинно талантливый человек может работать с материалом в любой манере. И я понял – в очередной раз, как если бы требовался мне новый в том урок, – что На Свете Многое Не То, Чем Кажется. За эти аспекты моего образования я благодарен вам, доктор Алли Шелдон. И за многое другое.
МИХАИЛ ЛОКШИН, АНАСТАСИЯ ПАШКОВА, ГАЛИНА ЛИХАЧЕВА, КРИСТИНА ВАСИЛЬЕВА, ИЛЬЯ АЛЕКСЕЕВ, АРСЕНИЙ ФУРСОВ, ЕКАТЕРИНА МАРФИНА, АЛЕКСАНДР КРОТОВИЧ, АЛЕКСЕЙ ЦАМУТАЛИ, ДМИТРИЙ РАНН, ПЁТР ФИЛИППОВ, ОЛЕГ ПЛАТОНОВ, ПАВЕЛ МАРИНИН, СЕРГЕЙ СЛАВЯНОВ, ВИТАЛИЙ САВИН, ДАНИИЛ ШМОРИН, ДМИТРИЙ МАРФИН, СВЕТЛАНА ФЁДОРОВА, АРТЁМ КАТАЕВ, КИРИЛЛ СЫЧЕВ, АРТЁМ БОРСУК, УЛЬЯНА ДЕЖКО, АЛЁНА ВАСИЛЬЕВА, ОСКАР БУРЖИМСКИЙ, МИХАИЛ ПЕРЕПЁЛКИН, ВИТАЛИНА КОБЫЛИНА, ВИКТОРИЯ МОЛОДОВСКАЯ, ВИТАЛИЙ САВИН, МИЛОСЛАВА ЛЕБЕДЕВА, ПОЛИНА НЫРКОВСАЯ
Список не структурирован. Последовательность появления в обзоре ничего не говорит о месте книги в моём внутреннем табеле о рангах. Аннотации и описания стандартные, ремарки сделаны жирным шрифтом.
Издательство: М.: T8 RUGRAM, 2020 год, 1002 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 332 стр. ISBN: 978-5-386-13573-7
Аннотация: Сборник «Будущее время» — это восемь фантастических историй о мире будущего, в котором отражаются тенденции современного технологического прогресса. Рассказы были отобраны из более чем тысячи претендентов экспертами и профессиональным жюри премии «Будущее время», организованной благотворительным фондом «Система». В 2019 году прошел второй сезон проекта, призовой фонд премии составил более 1 миллиона рублей. Тема второго сезона — дополненная личность.
Комментарий: Сборник рассказов-лауреатов премии «Будущее время» 2019 г.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2020 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-04-105823-4 Серия: Fanzon. Наш выбор
Аннотация: В залитом муссонными дождями Вьентьяне, столице Лаоса, частный детектив Джо получает от таинственной незнакомки выгодный и опасный заказ — найти автора альтернативно-исторических триллеров Майкла Лонгшотта, бесследно исчезнувшего некоторое время назад. Главным героем книг Лонгшотта выступает исламский террорист Осама бен Ладен. Вьентьян. Париж. Касабланка. Кабул. Пора перебросить мост через ручей к высокому замку.
Комментарий: Самостоятельный роман из цикла «Усама». Иллюстрация на обложке и форзацах Ф. Барбышева.
Всплыл из небытия полузабытый фантаст "золотого века" с лучшими своими новеллами
Издательство: М.: T8 RUGRAM, 2020 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 382 стр. ISBN: 978-5-517-02424-4 Серия: Гримасы миров
Аннотация: Евгений Лукин — имя, известное каждому поклоннику отечественной фантастики. Автор "Алой ауры протопарторга", "Катали мы ваше солнце" и многих других любимых читателями произведений, обладатель бесчисленного количества литературных премий, Гранд-мастер Европы 2015 года представляет в данном сборнике новые свои работы.
В первом разделе вас ждут парадоксы времени и кульбиты истории. Что будет, если удастся проникнуть в прошлое хотя бы на одну миллисекунду? Что на самом деле случится, если в результате "парадокса дедушки" постоянное течение времени станет переменным? Каково придётся попавшему в будущее герою, если в прошлом он успел обратиться в легенду?
Второй раздел посвящён фантастической современности. О чём толкуют меж собой изгнанные из голов мысли? Куда податься бедному лешему, если его сосняк сгорел? Взрывалось ли вообще что-нибудь над Подкаменной Тунгуской в 1908 году?
Читайте — и вы обо всём узнаете.
Комментарий: Том 1 собрания сочинений. Авторский сборник малой прозы. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации И. Косулиной.
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 576 стр. ISBN: 978-5-17-102300-3 Серия: Мастера магического реализма
Аннотация: «Сияние» — это декопанк-палп-НФ-альтернативка-космоопера-детектив, действие которого происходит в Голливуде и Солнечной системе, очень непохожих на те, что известны нам.
От феноменально талантливого автора попавшей в список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» «Девочки, которая объехала Волшебную страну на самодельном корабле»!
Отец Северины Юнк — знаменитый режиссёр готико-романтических фильмов в альтернативном прошлом, где звуковое кино всё ещё остаётся дерзкой новинкой из-за семьи Эдисон, придержавшей патент. Бунтуя против отцовских фильмов о страстной любви, интригах и потусторонних духах, Северина начинает снимать документальные ленты, совершая космические путешествия и исследуя левитаторские культы Нептуна и салуны Марса, где царит беззаконие. Ибо это не наша Солнечная система, а та, что родилась из классической научной фантастики; все планеты в ней обитаемы, и люди путешествуют сквозь космическое пространство на красивых ракетах. Северина — реалистка в фантастической Вселенной.
Но документальная лента об исчезновении колонии дайверов на покрытой водой Венере, где обитают существа размером с остров, именуемые китёнцами, станет её последним фильмом. Хотя её покалеченная съёмочная группа прилетит домой на Землю, а историю Северины сохранит единственный выживший обитатель колонии, сама она так и не вернётся.
Стилистически напоминающий «Путешествие на Луну» и «Дом листьев», написанный с использованием приёмов из классического кино, светских журналов и метапрозы, «Сияние» представляет собой охватывающую всю Солнечную систему историю о любви, открытиях, семье, потерях, квантовой физике и немом кино.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и форзаце В. Половцева.
Издательство: М.: Э: Fanzon, 2020 год, 4000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 560 стр. ISBN: 978-5-04-105820-3 Серия: Sci-Fi Universe. Лучшая новая НФ
Аннотация: История поэта (и одновременно маньяка-убийцы) 21 века, рассказанная от лица нескольких персонажей. Его преследование полицией и внутренняя драма развертываются на фоне утопии, в которую превратилась Земля после того, как повсеместно была внедрена "нанотехнология"...
Тематические антологии сформированные по странам — такого очень давно у нас не было, лет 40 наверное, со времен "мировских зарубежек". Чего-то сногсшибательного ждать не приходится, но такие книги интересны как срез текущей ситуации. Если фантастика Польши стала полноправным жителем в книжных магазинах, то про болгарскую и китайскую фантастику так сказать нельзя. Тем и интереснее соответствующие сборники.
Издательство: М.: Вече, 2020 год, 1000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-4484-1895-2 Серия: Новая библиотека приключений и научной фантастики
Аннотация: Киберпространство и полёты к звёздам. Земля после ядерной катастрофы и путешествия во времени. Драконы и загадочные преступления в мире магии. Люди, наделённые умением предвидеть свои будущие поступки, и люди, по воле случая превратившиеся в адептов забытых инопланетных богов…
Сборник составлен из лучших произведений ведущих польских писателей-фантастов, лауреатов многих жанровых премий. Большая их часть публикуется в России впервые.
Комментарий: Рассказы польских писателей-фантастов. Иллюстрация на обложке Н.А. Васильева.
Издательство: М.: Вече, 2020 год, 1000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-4484-1894-5 Серия: Новая библиотека приключений и научной фантастики
Аннотация: Научная фантастика и фэнтези, киберпанк и новаторские поиски — всё это характеризует сегодняшнюю болгарскую фантастику. Использование богатых фольклорных традиций, острые социальные эксперименты, неожиданные повороты сюжета — лишь часть творческого арсенала авторов, произведения которых включены в сборник.
Этой антологией мы хотим познакомить русских читателей с достижениями писателей-фантастов Болгарии. В книге представлены лучшие произведения, опубликованные в течение последних лет на страницах широко известного «альманаха фантастики и будущего» ФАНТАSTIKA.
Комментарий: Рассказы и повесть болгарских писателей-фантастов. Иллюстрация на обложке Н.А. Васильева.
Аннотация: В антологии «Сломанные звёзды» представлены произведения в стиле «твёрдой» научной фантастики, киберпанка и космической оперы, а также жанры, имеющие более глубокие связи с китайской культурой: альтернативная китайская история, путешествия во времени чжуаньюэ, сатира с историческими и современными аллюзиями. Кроме того, добавлены три очерка, посвященные истории научной фантастики и фэнтези в Китае. В этом сборнике вас ждёт неповторимый, узнаваемый колорит культуры, пронизывающий творения китайских авторов.
Издательство: М.: Э: Fanzon, 2020 год, 5000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 560 стр. ISBN: 978-5-04-109304-4 Серия: Sci-Fi Universe. Лучшая новая НФ
Аннотация: Доктор Аврана Керн проводит эксперимент по наделению животных разумом. Терраформированная планета должна стать домом для обезьян, с которыми спустя века Керн мечтает говорить как с равными. Но по Земле и ее колониям прокатывается война. Эксперимент и его наблюдатель отрезаны от всех. Через две тысячи лет на сигнал бедствия Керн прилетает корабль-ковчег с остатками человечества. Мир Керн его последняя надежда. Кажется, пропасть непонимания между последними людьми и экспериментальным видом непреодолима, ведь разум обрели не обезьяны, а совсем другой вид.
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 1500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 544 стр. ISBN: 978-5-17-100862-8 Серия: Мастера фантазии
Комментарий: Авторский сборник рассказов и первый роман цикла «Меж двух времён». Иллюстрация на обложке В. Половцева.
Лавкрафтомания с картинками. В одной книжке макабр цветной, в другой черно-белый, если кого-то привлекают распущенные сквозь выломанные рёбра кишки и возбуждают обвисшие до колен груди — то вот они тут, эти книжки определенно для любителей некроэстетики.
Надо думать что продается в данном случае не книжка Лавкрафта с иллюстрациями, а альбом иллюстраций Франсуа Баранже с текстом. Или другой альбом — книга иллюстраций Карузо с текстом. Этот концепт называется "книга художника" — при таком подходе акцент делается на визуальную составляющую, выполненную конкретным, именитым художником, а классический многажды растиражированный и общеизвестный текст — как виньетка на рамке. Просили фэны альбомов фантастической живописи — вот это такой компромисс.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2020 год, 5000 экз. Формат: 84x108/8, твёрдая обложка + супер, 64 стр. ISBN: 978-5-389-17639-3 Серия: Больше чем книга
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2020 год, 5000 экз. Формат: 84x108/8, твёрдая обложка + супер, 64 стр. ISBN: 978-5-389-17638-6 Серия: Больше чем книга
Аннотация: "Хребты безумия" написаны в документальной манере повествования, постепенно привыкая к которой, становишься свидетелем особой реальности описываемых событий. Полярная экспедиция сталкивается с запредельным ужасом древних веков. Лучшее кошмарно-прекрасно-завораживающее описание в творчестве Лавкрафта запечатлено именно в этом произведении. Это описание заброшенного ледяного города "древних", уводящего в недра земли.
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 3000 экз. Формат: 70x100/16, твёрдая обложка + супер, 96 стр. ISBN: 978-5-17-123249-8 Серия: Шедевры ужаса в иллюстрациях
Аннотация: Второго февраля 1913 года у Лавинии Уэйтли родился сын Уилбер. Странный мальчик, который рос не по дням, а по часам, внушал страх жителям Данвича. Его деда считали колдуном, а сам он читал в библиотеке Мискатоникского университета черные книги, где выискивал информацию об ужасном Ключнике Миров.
«Однако все это только пролог к Данвичскому кошмару».
Комментарий: Повесть из цикла «Мифы Ктулху». Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации С. Карузо.
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 3000 экз. Формат: 70x100/16, твёрдая обложка + супер, 192 стр. ISBN: 978-5-17-119842-8 Серия: Шедевры ужаса в иллюстрациях
Аннотация: "Хребты безумия" написаны в документальной манере повествования, постепенно привыкая к которой, становишься свидетелем особой реальности описываемых событий. Полярная экспедиция сталкивается с запредельным ужасом древних веков. Лучшее кошмарно-прекрасно-завораживающее описание в творчестве Лавкрафта запечатлено именно в этом произведении. Это описание заброшенного ледяного города "древних", уводящего в недра земли.
Комментарий: Роман из цикла «Мифы Ктулху». Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Э. Брессии.
Книжка статей Гибсона оказалась интереснее его прозы последних лет.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2020 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-04-113853-0 Серия: Fanzon. Всё о великих фантастах
Аннотация: В сборник включены статьи и эссе отца киберпанка о современной культуре, появившиеся в печати и в Сети за последние тридцать лет, в том числе — репортаж из Сингапура для Wired, статья для The New York Times Magazine о том, что не так с Интернетом, эссе для Rolling Stone о том, как наша жизнь обрела постоянный саундтрек, и речь, произнесенная на выставке 2010 Book Expo, с описанием интерактивных отношений между писателем и читателем.
Издательство: М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2020 год, 5000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 896 стр. ISBN: 978-5-389-14010-3 Серия: Большой роман
Комментарий: Внецикловый роман.
Уникальное издание: научно-популярная книга из далекого будущего, из 2057 года.
Издательство: М.: Товарищество научных изданий КМК, 2020 год, 300 экз. Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 360 стр. ISBN: 978-5-907213-77-7
Аннотация: Изданная в 2057 году (во всяком случае, не ранее) монография Павла Амнуэля — это не совсем художественное произведение. Впрочем, Станислав Лем, когда его упрекали в том, что он отходит от беллетристики, заявлял: «То, что вчера считалось трансцендентностью границ беллетристики, сегодня может быть уже интегральной частью художественной литературы, поскольку граница эта носит изменчивый характер, зависит от принятых условностей, и когда они изменяются, фантастическая философия или теология может стать именно «нормальной художественной литературой».»
Книга Амнуэля — итог его многолетних исследований многомирий (того, что нередко у нас называют «эвереттикой», но на самом деле существенно шире идеи Хью Эверетта III). Если ранее Амнуэль писал и публиковал литературные апокрифы о реальных случаях, явлениях, историях, связанных с жизнью в многомириях, то здесь он описывает историю науки о многомириях в целом, и хотя и ссылается на отдельные свои апокрифы, сводную картину бесконечного разнообразия многомирий мы видим впервые.
Издательство: М.: Престиж Бук, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-4459-0117-4 Серия: Ретро библиотека приключений и научной фантастики часть собрания сочинений
Аннотация: Ксенолог Константин Кратов по прозвищу Галактический Консул завершает свою удивительную многолетнюю миссию. Рациоген, зловещий прибор для усиления интеллектуальных способностей, найден. "Длинное сообщение" от неведомой суперцивилизации прочтено. Впереди ждет самое опасное и захватывающее путешествие, какое только может выпасть на долю человека — полет к началу времен и пространств. Путешествие, из которого Галактический Консул твердо намерен вернуться домой. Шестой, заключительный роман грандиозной фантастической эпопеи Евгения Филенко.
Издательство: М.: Престиж Бук, 2020 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 432 стр. ISBN: 978-5-371-00700-1, 978-5-4459-0080-1 (книга 4) Серия: Ретро библиотека приключений и научной фантастики часть собрания сочинений
Аннотация: Земляне, граждане Федерации Солнца. Их блудные братья эхайны. Представители древней расы Тахамауков. И даже носители сверхразума — тектоны и астрархи. Все они обсуждают одну и ту же новость — "он возвращается". Галактический Консул Константин Кратов возвращается с Земли в Галактику, где у него остались незавершённые дела.
Аннотация: 100 лет назад родились Рэй Брэдбери и Айзек Азимов — новаторы, ставшие классиками, подарившие читателям уникальные миры, талантливые пророчества и предостережения, вдохновившие целые поколения писателей на века вперёд.
Вашему вниманию предлагается сборник рассказов современных мастеров, изданный к 100-летию Рэя Брэдбери и Айзека Азимова.
Комментарий: Сборник фантастических рассказов. Художник не указан.
Издательство: М.: Эксмо, 2020 год, 1500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 192 стр. ISBN: 978-5-04-108286-4 Серия: Калейдоскоп миров. Проза Андрея Хуснутдинова
Аннотация: Сумрачные миры сновидений своей архитектурой напоминают лучшие образцы будущего: польский Essence, в котором существуют гигантские небоскребы с джунглями внутри, китайский Air Monument — орбитальный шпиль для метеорологов, американская Биопирамида — мегатеплица для пустынь... Хуснутдинов балансирует на грани между реальным и подсознательным, показывая нам чудеса в образах, порой пугающих и диких, но прекрасных. В лучших традициях Джеффа Вандермеера и антиутопического Пола Остера.
Комментарий: Внецикловый роман.
Два необычных романа Сильверберга. Жаль что издательству не удалось напечатать разудалые феерические переводы Ал.Ал.Щербакова. Впрочем, в современном периоде книжной жизни, когда буквалисты побеждают художественность, это и не удивительно, но печально — уходит веселье из литературы, уходит.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2020 год, 4000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 544 стр. ISBN: 978-5-04-111756-6 Серия: Большая фантастика
Аннотация: Ричард «Додж» Фортраст, миллионер и основатель известной компании по разработке видеоигр, умирает в результате несчастного случая. По условиям завещания, его мозг сканируют, а структурную информацию загружают в хранилище данных, надеясь на дальнейшее развитие технологий. Проходят годы и оцифрованное сознание Доджа подключают к Битмиру — вечной загробной жизни, в которой люди существуют как цифровые души в телах-симулякрах. Но является ли утопией этот новый дивный бессмертный мир? Драматический конфликт аналогового и цифрового, человека и машины, ангелов и демонов, богов и верующих, суетного и вечного в будущем, которое вот-вот наступит.
Комментарий: Первая половина второго романа из цикла о Додже. Иллюстрация на обложке А. Дурасова.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2020 год, 4000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 480 стр. ISBN: 978-5-04-111757-3 Серия: Большая фантастика
Аннотация: Ричард «Додж» Фортраст, миллионер и основатель известной компании по разработке видеоигр, умирает в результате несчастного случая. По условиям завещания, его мозг сканируют, а структурную информацию загружают в хранилище данных, надеясь на дальнейшее развитие технологий. Проходят годы и оцифрованное сознание Доджа подключают к Битмиру — вечной загробной жизни, в которой люди существуют как цифровые души в телах-симулякрах. Но является ли утопией этот новый дивный бессмертный мир? Драматический конфликт аналогового и цифрового, человека и машины, ангелов и демонов, богов и верующих, суетного и вечного в будущем, которое вот-вот наступит.
Комментарий: Вторая половина второго романа из цикла о Додже. Иллюстрация на обложке А. Дурасова.
Издательство: М.: T8 RUGRAM, 2020 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 374 стр. ISBN: 978-5-517-02425-1 Серия: Гримасы миров
Аннотация: Осторожнее врите — враньё может оказаться правдой. Мало того, оно просто не может ею не оказаться! Вам это подтвердят герои произведений Евгения Лукина, причём на своём собственном опыте. Да и чего бы вы хотели, если правда — это враньё, в которое поверили!
Комментарий: Том 2 собрания сочинений. Авторский сборник малой прозы. Иллюстрация на обложке О. Канделы; внутренние иллюстрации И. Косулиной.
И еще один милый добрый ламповый сериал в традициях научной фантастики золотого века. Книжка запоздала лет на 15. Или нет, не так: сериал выходил в 2002 году, но ценят и любят его до сих пор. Книжка аккурат ко двору.
Издательство: М.: Эксмо, 2020 год, 2500 экз. Формат: 70x108/8, твёрдая обложка, 256 стр. ISBN: 978-5-04-111834-1 Серия: Артбук. Светлячок. Firefly
Аннотация: Энциклопедия Firefly — это полный справочник по научно-фантастическому творению легендарного Джосса Уидона — телесериалу "Светлячок" и художественному фильму "Миссия: Серенити". Внутри вы найдете сотни иллюстраций, биографии персонажей — от Бэджера до Зои, все подробности о кораблях, планетах, оружии и технологии, рассказ о многочисленных культурах вселенной. Также включены статьи и анализ эпизодов сериала от экспертов по "Светлячку". Добро пожаловать в мир капитана Малкольма Дж. Рейнольдса и его команды! Энциклопедия Firefly — это полный справочник по научно-фантастическому творению легендарного Джосса Уидона — телесериалу «Светлячок» и художественному фильму «Миссия: Серенити».
Комментарий: Артбук.
Закрываются лакуны в творчестве Филипа Дика. Вот и вышел детский роман. Осталось совсем немного.
Издательство: М.: Эксмо, 2020 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 224 стр. ISBN: 978-5-04-110018-6 Серия: Филип К. Дик. Электрические сны
Аннотация: Недалёкое будущее. Земля перенаселена. Правительство ввело жёсткие законы против домашних животных. Теперь собаки и кошки запрещены. Семья Ника Грэма не хочет потерять своего чёрного кота Горация. Они вынуждены эмигрировать во Внешние Миры — на отдалённую Планету Плаумена, которая населена уабами, верджами, спиддлами, нанками, тробами и принтерами. А ещё там обитает Глиммунг — зло из глубин выгоревшей мёртвой звезды. Глиммунг, который плётет паутину судьбы и из-за которого происходит старение мира. Впервые на русском языке публикуется роман, который Филип Дик написал своим детям.
Комментарий: Внецикловая повесть. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Фила Паркса.
Хотя фактически это не книга Ф.Дика, это книга "In Pursuit of VALIS: Selections from the Exegesis" 1991 года, которую составил Лоуренс Сутин
Издательство: М.: Касталия, 2020 год, Формат: другой, твёрдая обложка, 264 стр. ISBN: 978-5-521-15800-3
Разумеется сюда же и отличная биография писателя, написанная давним исследователем его жизни и творчества. (Прочитав перевод мемуаров жены Филипа Дика, Анны Р. Дик, прихожу к выводу что не может быть полной и правильной биографии, с точки зрения близкого человека портрет рисуется живее и эмоциональнее — но дотошно документальный, к сожалению)
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2020 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 608 стр. ISBN: 978-5-04-103891-5 Серия: Fanzon. Всё о великих фантастах
Аннотация: Филип К. Дик написал 45 романов и более 120 рассказов. По его произведениям сняты десятки экранизацийдля кино и ТВ. Он признан во всем мире как один из величайших и влиятельных романистов нашего времени. "Филип К. Дик. Жизнь и Всевышние вторжения" Лоуренса Сутина одобрены семьей Дика как его официальная биография, которая освещает жизнь человека, разорвавшего узы жанра научной фантастики и глубоко повлиявшего на таких писателей, как Пинчон, Делилло, Дэвид Фостер Уоллес и Джонатан Летем. Захватывающая, красиво написанная и глубоко откровенная, книга является обязательным чтением как для поклонников Дика, так и для всех любителей современной литературы и кино.
Аннотация: Книга повествует о возможном и весьма вероятном будущем – очередной ледниковый период закончился.
Это редко встречающееся нынче очень "твердое" научно-фантастическое произведение. При том, что книга написана астрономом, астрономии и космоса нет в ней вообще. Это «Постапокалипсис» — но очень "пост".
Книга разбита на две связанных части, разделенные весьма длительным периодом, но такое разделение делает книгу намного глубже и интереснее.
Книгу по научной части консультировали специалисты по биологии и гляциологии, что давно должно стать обычаем.
Аннотация: Перед нами блестящая альтернативная история. Панорама развития человечества, после того, как в 14 веке смертельная эпидемия чумы буквально опустошила Европу, включая и Россию. Таким образом, Европа была практически вычеркнута из жизни и последующей истории человечества. Ее место в этом мире заняли Ислам и Древний Китай. Робинсон нам показывает каким бы мог стать такой мир. Перед нами предстают десять различных историй, охватывающих различные периоды становления, развития и соперничества этих цивилизаций...
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и суперобложке Е. Тинмей.
Кажется это самый длительный долгострой. Книга была обещана в 2017. Вышла под занавес 2020.
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 672 стр. ISBN: 978-5-17-111330-8 Серия: Звёзды научной фантастики
Аннотация: История будущего человечества, в которой события развиваются очень быстро. И вот уже нельзя отличить реальность от вируальности, живое от неживого, и нет конца ускорению преобразования реальности, запущенному когда-то одним компьютерным пиратом.
Аннотация: 2064 год. Земля в упадке, а власти коррумпированы. Депрессия тянется 56 лет. Правительство давит в зародыше любые новые технологии, способные нарушить плановую экономику.
Десятилетие назад группа диссидентов, мечтателей и радикалов-либертарианцев, используя свои научные разработки высадилась на Луне. Именно там они построили себе убежище. Аристилл, подземный город нового фронтира, в котором живут американские технокапиталисты, мексиканские гидрапонные фермеры, вьетнамские инженеры, ИскИны и генетически модифицированные разумные псы.
Земным державам нужны ресурсы, добытые на Луне колонистами. Нужен внешний враг и маленькая победоносная война. Грядет неизбежный конфликт.
Аннотация: Этот роман, написанный ещё в 1994 году, актуален во все времена. Он о неизбежности потерь и тонкой, но крепкой связи человека с его памятью. Об определяющем свойстве памяти. О том, что, если изъять память из человека, на её месте останется не заполняемая ничем пустота. Память, заключённая подчас в самых привычных бытовых вещах, таких как лента для волос, почтовая марка, птица, фотокарточка или губная гармошка, и есть главный герой этого ненаучного, но фантастического действа, палитра которого простирается между социальной сатирой, утопией и кафкианским трагизмом.
Всем любителям «1984» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Женщины в песках» Кобо Абэ и «Страны Чудес без тормозов» Харуки Мураками.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Т. Комри.
Пожалуй, самая дорогая книга нашего обзора. Не падайте — цена за комплект из двух томов составляет тринадцать тысяч рублей. О достоинствах и недостатках издания могут судить лишь избранные пятьдесят (или сто?) счастливчиков. В первом томе текст романа, и многочисленные приложения, все как обычно в серии "Литературные памятники" издательства "Наука" (тираж тома 450 экземпляров, можно найти за две тысяч рублей). Второй том — альбом иллюстраций, из десяти разных иностранных изданий романа, а так же кадры из фильмов, афиши, и прочее.
Издательство: М.: Ладомир, 2020 год, Формат: 70x90/16, твёрдая обложка, 400 стр. ISBN: 978-5-86218-595-9 Серия: Литературные памятники
Аннотация: Ни одна книга в европейской литературе последних веков не может даже приблизиться по популярности к роману Брэма (Абрахама) Стокера (1847—1912) «Дракула» (1897), главный герой которого вырвался далеко за рамки не только самого романа, но и литературы в целом, и превратился в один из символов минувшего столетия и, даже шире, — всей современности. В дополнительном томе было решено представить иллюстрации, имеющие наиболее репрезентативные ее образчики — от самых выразительных кадров из гениального кинофильма Фридриха Мурнау «Носферату» — первой экранизации «Дракулы» (1922), до современных постеров, имеющих несомненную художественную ценность.
Комментарий: Дополнительный том к роману Дракула, содержит иллюстрации из десяти разных изданий и кадры из фильмов.
Издательство: М.: Наука, Ладомир, 2020 год, 450 экз. Формат: 70x90/16, твёрдая обложка, 888 стр. ISBN: 978-5-86218-580-5 Серия: Литературные памятники
Комментарий: Научное издание романа, включающее в себя исследования предыстории текста, исторический и лингвистический комментарий, а также перевод ранее не издававшихся исторических текстов. Художник не указан.
И много нон-фикшена — история развития жанра, размышления о прочитанном, биографии.
Издательство: СПб.: АураИнфо, Группа МИД, 2020 год, 1000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-6040839-5-6 Серия: Лезвие бритвы
Аннотация: Николай Караев — человек разнообразных дарований: переводчик с английского, эстонского и японского, прозаик, журналист, театральный, кино- и литературный критик. «Трилистники» — первый его авторский сборник, в который вошли лучшие статьи, отобранные из огромного корпуса текстов и посвященные писателям, принадлежащим к самым разным культурным традициям: Филипу К. Дику и Лю Цысиню, Хаяо Миядзаки и Владимиру Сорокину, Клиффорду Саймаку и Андрею Ляху и многим другим. Часть материалов впервые публикуется в авторской редакции.
Издательство: СПб.: АураИнфо, Группа МИД, 2020 год, 1000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 336 стр. ISBN: 978-5-6044511-4-4 Серия: Лезвие бритвы
Аннотация: Евгений Харитонов известен знатокам и ценителя фантастики прежде всего как библиограф, автор и составитель многочисленных справочников и путеводителей по жанровой литературе. Любители поэзии знакомы с его стихами, написанными в традиции русского модернизма. В книге «Апокрифы зазеркалья» Харитонов выступает в ином амплуа: историка фантастического жанра, кропотливого архивариуса, эксперта по полузабытым книгам вроде «Гриады» Александра Колпакова и занимательным сюжетам, связанным с книгами легендарными, такими как «Человек-амфибия» Александра Беляева или «Эфирный тракт» Андрея Платонова. Однако Е. Харитонов не замыкается в рамках одного жанра, одного типа нарратива и даже одной национальной литературной традиции, что подтверждает краткий экскурс в историю зарубежного фантастического комикса, закрывающий эту книгу.
Издательство: Минск: Дискурс, 2020 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 256 стр. ISBN: 978-985-90508-5-5 Серия: Наука на досуге
Аннотация: Воображение создателей современных фантастических блокбастеров не знает границ. Они показывают путешествия на машине времени и через кротовые норы. Они придумывают героев размером с муравья и чудовищ ростом с гору.
Но что по этому поводу говорит наука? Авторы книги посмотрели самые известные фантастические фильмы последних лет не как обычные зрители, а как ученые, и дают ответ, может ли человек летать в открытом космосе, как герои "Гравитации", уцелеть в черной дыре, как в фильме "Интерстеллар", или выжить на Марсе, выращивая картошку.
Издательство: М.: Hobby World, 2020 год, 4000 экз. Формат: 60x84/8, твёрдая обложка, 160 стр.
Аннотация: Судьба комиксов в России не была простой. Издательский бум девяностых занёс к нам и откровенно проходные вещи, и случайные шедевры, которые остались незамеченными в общем потоке. Появлялись и отечественные комиксы, не ставшие хитами из-за нестабильности рынка. Но за последние годы ситуация изменилась. Поэтому новый спецвыпуск «Мира фантастики» посвящён именно комиксам. В нём вы найдёте 100 обзоров на главные фантастические комиксы, написанные их давними поклонниками. От боевиков про Мстителей до философских графических романов, от сюрреалистичной французской фантастики до манги, от городского фэнтези до леденящего душу хоррора, от культовой классики до нашумевших новинок последних лет. Прихватите этот выпуск с собой в магазин комиксов!
Комментарий: Сто статей, посвященных самым значимым комиксам. Иллюстрация на обложке А. Ремизова.
Издательство: М.: URSS, 2021 год, Формат: 60x90/16, мягкая обложка, 208 стр. ISBN: 978-5-9710-8030-5
Аннотация: Отталкиваясь от текста романа И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» как от тематического указателя по миру коммунистической утопии, автор анализирует важнейшие лейтмотивы утопической литературы: от Томаса Мора и Кампанеллы до советской фантастики 1960-х годов. Главная задача книги — проанализировать, каковы были главные позитивные ценности коммунистической утопии и чем она пыталась «соблазнять» на протяжении примерно 450 лет своего непрерывного развития. В частности, автор доказывал, что утопистами двигала «физиофобия» — отвращение к естественному, к природе, понимаемой и как ландшафт, и как биосфера, и как природа человека. Отдельное внимание уделяется такой теме, как разработка утопистами проблемы нестимулируемого и неоплачиваемого труда, «труда-наслаждения», теме упрощения социальной структуры, а также теме метафор братства и семьи как символов идеала тотальной интеграции. Книга адресована всем, кто интересуется историей общественной мысли и отечественной культуры ХХ века.
Аннотация: Книга Дж. Куртис, известной исследовательницы творчества Евгения Замятина и Михаила Булгакова, представляет собой первую полную биографию Евгения Замятина, включающую редкие материалы архивов США, Франции и России. Тщательному исследованию, в равной мере академическому и увлекательному, подвергаются не только подробности личной жизни и творчества одного из самых недооценных писателей России первой половины XX века, но и значимые события культурной, политической и экономической жизни того времени.
Издательство: Тверь: Тверской государственный университет, 2020 год, 500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-7609-1561-0 Серия: Странная классика
Комментарий: Монография. Иллюстрация на обложке Д. Стюардсона (в издании не указан).
В прошлом году был всплеск книг про Джороджа Оруэлла, в этом — про Айн Рэнд
Издательство: М.: Молодая гвардия, 2020 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 336 стр. ISBN: 978-5-235-04343-5 Серия: Жизнь замечательных людей (ЖЗЛ)
Аннотация: Пожалуй, Айн Рэнд (Алиса Розенбаум) — самый популярный англоязычный писатель российского происхождения. Она родилась в столичном Петербурге, бежала в Крым из революционного Петрограда, написала первые произведения в советском Ленинграде, откуда эмигрировала в США, где стала романисткой, драматургом, киносценаристом, философом, культурологом. Своими интеллектуальными бестселлерами она повлияла на становление идеологии современного капиталистического мира. Ими зачитываются американские президенты и бизнесмены, они входят в программу учебных заведений США. Аллюзии на ее произведения можно встретить в современной музыке, книгах, молодежной субкультуре и даже компьютерной игре, а ее бурная личная жизнь стала сюжетом нашумевшего голливудского фильма. Она ненавидела коммунизм и считала, что любая страна "свободного мира" имеет моральное право напасть на СССР, создала философию объективизма и провозгласила эгоизм главной добродетелью человека. Имея всемирную славу, она почти не известна на родине. Восполняет этот пробел биография Айн Рэнд — история еврейской Золушки из России, ставшей королевой американской интеллектуальной жизни.
Комментарий: Выпуск 1813 (2013). Биографическое произведение. Художник не указан.
Издательство: М.: Флинта, 2020 год, 500 экз. Формат: 60x88/16, мягкая обложка, 268 стр. ISBN: 978-5-9765-4394-2
Аннотация: Монография освещает не изученный в России ракурс творчества американской писательницы и философа русского происхождения Айн Рэнд (настоящее имя — Алиса Розенбаум). Традиционно относимое к американскому по своей ментальности, ее художественное творчество на самом деле представляет собой сложное сочетание русского и американского мировоззренческих пластов, включаясь в контекст философских и художественных поисков в России XIX и рубежа XIX-XX веков.
Для специалистов по русской и зарубежной литературе, студентов-филологов и всех, кто интересуется проблемами русской и американской литературы.
Издательство: СПб.: АураИнфо, Группа МИД, 2020 год, 1000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 400 стр. ISBN: 978-5-6044511-5-1 Серия: Лезвие бритвы
Аннотация: Владимир Аренев — опытный писатель, автор десятка романов для взрослых и подростков и нескольких сборников повестей и рассказов, составитель антологий, переводчик, лауреат премий «Еврокон» (дважды), «Книгуру», «Новые горизонты». Для литературного критика и книжного журналиста Владимира Пузия «Будущее несбывшееся» — дебютный сборник. Однако под обеими фамилиями выступает один и тот же человек. В книгу вошли избранные рецензии, интервью и статьи В. Пузия за последние 15 лет, публиковавшиеся на страницах журналов «Личности», «Реальность фантастики» и «Мир фантастики» и посвященные, по авторскому определению, писателям и книгам, «которые вдохновляют», от А. Кларка до М. и С. Дяченко и от Дж.Р.Р. Толкина до Н. Стивенсона. Критика и публицистика В. Пузия дважды отмечена премиями фестиваля «Звездный мост» и принесла автору премию им. Александра Беляева в 2008 году.
Издательство: М.: Эксмо, Бомбора, 2020 год, 2000 экз. Формат: 70x100/8, твёрдая обложка, 256 стр. ISBN: 978-5-04-109247-4 Серия: Подарочные издания. Кино
Аннотация: Вы можете не знать Сида Мида по имени, но вы точно видели его работы — именно он придумал миры самых визуально захватывающих фильмов в истории кино: "Звездный путь", "Бегущий по лезвию", "Трон", "2010", "Короткое замыкание" и, конечно же, "Чужие"! Начиная с самого первого фильма мастер всегда стремился сочетать реальность с футуризмом; создавать будущее, в котором каждый узнает свое настоящее. И именно эта способность предсказывать будущее с технологическим прорывом помогла Миду создать свою собственную Вселенную и сыграть одну из ключевых ролей в формировании кинематографом видения будущего.
В этой книге собрана обширная коллекция работ мастера "визуального футуризма", созданных им более чем за 40 лет работы — рисунки, концепт-арты, эскизы и наброски, многие из которых увидят впервые даже поклонники мастера. Каждая иллюстрация сопровождается заметкой, открывающей читателю один из аспектов работы мастера футуризма. Вы узнаете не только о том, как Мид продумывал внушительные миры "Бегущего по лезвию" и "Чужих" или работал над созданием концепт-артов к завораживающему фильму "Трон", но и том, как его творчество выходило за пределы кинематографа — в рекламные ролики, иллюстрации к фэнтези-книгам и даже в архитектуру!
Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации С. Мида.
Издательство: М.: Эксмо, Бомбора, 2020 год, 3000 экз. Формат: другой, твёрдая обложка, 116 стр. ISBN: 978-5-04-109405-8 Серия: Артбуки по фэнтезийным мирам
Комментарий: Артбук с дополненной реальностью. Текст: А. Сохатов, Р. Корнеев, К. Чадов, Ш. Врочек, С. Лукьяненко. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. Андреева.
и два тома бесконечного проекта Чистобаева, услада глаз, чистая ностальгия
Издательство: Москва: SKYWAY CORP., Little Black Book, ООО «Буки Веди», 2020 год, Формат: другой, твёрдая обложка, 252 стр. ISBN: не указан
Аннотация: SKYWAY Book — артбук о мирах Будущего.
Нас всегда волновал вопрос о том, что случится завтра, через 100 или через 10 000 лет. Когда мы колонизируем Марс и отправимся покорять далекий космос? Как изменится жизнь на Земле, и что случится с человечеством? Встретим ли мы инопланетные формы жизни? Научимся ли лечить любые болезни и жить вечно, или нас ждут новые пандемии и биологические опасности?
SKYWAY Book — артбук, посвящённый теме Будущего во всех его проявлениях. Мрачное или светлое, прогрессивное или катастрофическое, любое, какое представили себе художники этого проекта.
Пристегните ремни! Машина времени уже запущена. Вперёд, в Будущее!
Артбук посвящён теме Будущего в самом широком его смысле. Если вас увлекает научная фантастика, книги, художественные и документальные фильмы, исследования футурологов, то этот артбук для вас. Вы можете выбирать для себя любую версию будущего: мрачного или светлого, прогрессивного или катастрофического. Можете развивать тему новых технологий, войн, а можете рисовать на тему городов будущего и колонизации других миров. Будущее в стиле «Бегущего по лезвию», «Терминатора», «Обитаемого острова», «Безумного Макса», «Приключений Алисы»… или вашей собственной истории о том, что нас ждёт через 10, 1000 или 10000 лет.
Комментарий: Тематический артбук-оридж, посвящённый теме Будущего (сборник картин: 122 художника о мире Будущего). Автор иллюстраций для футляра и открыток: В. Двоеглазов (Vadim Dvoeglazov).
шикарный цветной альбом 20*30 см, мелованная бумага, твердый переплет, футляр из картона. На его фоне изделие профессионалов из Москвы просто блекнет: карманного размера брошюра-накидка, отпечатанная на серой бумаге черной краской:
Говард Фрэнк (Howard Frank, 1941 — 1 мая 2017) вместе со своей женой Джейн был заядлым коллекционером произведений искусства в жанре фэнтези, и устраивали выставки фантастической живописи на конвентах.
В 1977 году совместно с Роем Торгесоном он выпустил каталог-путеводитель по журналам фантастики и фэнтези за период с 1923 по 1976 год
Справочных баз в интернете не было, поэтому такие каталоги были очень хорошим подспорьем для коллекционеров и собирателей. Выходил ли журнал в 1938 году? Как менялось название у Эмейзинга и в какие годы? С какого периода Гэлакси стал выходить не раз в месяц а раз в два месяца?
В США есть неформальная организация First Fandom (Первый фэндом) — ассоциация американских любителей фантастики, основанная в 1959 году. Первоначально в неё входили только те, кто стал активным фэном до 1938 года. Позднее, в связи с неизбежным сокращением числа ветеранов фэндома, ассоциированное членство стало доступно для любого человека, участвующего в фэн-деятельности (включая выпуск фэнзинов, организацию конвентов и работу клубов любителей фантастики) в течение 30 лет и более. У организации есть премия First Fandom Hall of Fame Award (Зал славы Первого фэндома), которой награждают редакторов, издателей фэнзинов, художников, писателей, критиков. Есть у ассоциации и еще одна премия — "Архив Сэма Моковица". Ею награждают за достижения в коллекционировании фантастики. Среди обладателей этой награды есть Форрест Аккерман, составитель нескольких шикарных визуальных справочников по фантастической живописи, и кстати соавтор одного из рассказов А.Э.Ван Вогта. Говард Фрэнк, автор книги, представленной в этом обзоре, получил премию "Архив Московица" в 2013 году.
Что же это за книга. Книга написана вместе с женой Джанет, вышла в 1999 году, в издательстве Paper Tiger. Запомните это издательство, и если при покупке через интернет вслепую, у Вас будет выбор между сходными альбомами, но выпущенными разными издательствами, то лучше склониться в пользу Paper Tiger — у них практически всегда отличная, сочная печать и хорошие тексты, книги делают истинные фанаты фантастики.
Janet Frank, Howard Frank "The Frank Collection"
В книге представлена коллекция фантастических картин и скульптур из дома Фрэнка.
Картины висят по всем стенам, в коридорах, в кабинете, в библиотеке и даже на кухне. Подборка весьма интересная — от Ханнеса Бока и Вирджила Финлей — до Бориса Вальехо и Майкла Уэллана, от Фрэнка Р.Пауля до братьев Хильдебрантов, есть и Гигер, и Бром.
В 2003 году вышло второе издание этой книги, с названием "Great Fantasy Art Themes from the Frank Collection"
А в наступающем новом году, друзья коллекционеры и собиратели, пожелаю Вам начать свою личную коллекцию фантастической живописи. Не обязательно сразу заиметь вот такую длинную галерею. Начните с крохотного рисунка своего современника. Частичка искусства дома — дом оный облагораживает.