Правила викторины просты: надо написать мне в личку одним постом сообщение, на русском языке, указав номер рисунка, название фантастического произведения и его автора. Принимается только первое письмо, дописки и досылы не принимаются.
В комментариях к этой статье — просто написать что ответы высланы (делается это для подтверждения приоритета времени подачи ответа).
Победителем станет тот кто первым распознает больше всех произведений.
Соревнование закончится завтра, 2 декабря, в 20.00 по московскому времени.
В журнале «Уральский Следопыт» была интереснейшая традиция – в рамках ежегодной викторины «Мой друг фантастика» (которую проводили с 1975 по примерно 1992 год) постоянно задавался один и тот же вопрос:
«В каких НФ произведениях фигурирует текущий год?»
Читатели собирали примеры, присылали в редакцию, и в декабрьском выпуске журнала печатался сводный список событий из фантастических произведений.
Несколько таких летописей несостоявшегося будущего мы приводим ниже.
Виталий Бугров, заведующий отделом фантастики в «Уральском Следопыте», писал:
«На наш взгляд, подобные подборки оригинально и разносторонне высвечивают мир фантастики. Но ведь в одиночку-то их не составишь».
Мы решили повторить этот эксперимент.
Задание Викторины номер Три всего лишь одно, но большое и сложное:
• В каких фантастических произведениях действие разворачивается в 2020? В 2021 году?
• В каких фантастических произведениях упоминается 2020, либо 2021 год?
Ответы присылайте в личку, на русском языке, в виде текста. Формат записи произвольный – год, дата если известна, цитата из книги или пересказ фрагмента, название произведения и его автор, указание места и времени публикации. Если произведение не издавалось на русском языке, можно использовать и его, но надо дать свой вольный перевод фрагмента.
При поиске можно использовать НФ, футурологические произведения, кинофильмы, комиксы и графические романы и т.п. Жанровый спектр расширим – можно использовать НФ, фэнтези, хоррор, и даже реализм – при условии что событие будет описано достаточно фантастическое.
В произведениях, созданных в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах можно не искать – эти примеры засчитываться не будут. По крайней мере в этой пятилетке.
Окончание конкурса 25 декабря 2020 года в 20:00 по московскому времени.
Подготовлены следующие призы:
Первое место:
Джефф Вандермеер «Книга чудес: Иллюстрированное пособие по созданию художественных миров», издание 2019 года
Идя навстречу литературным пожеланиям трудящихся, Астра-Блиц № 74 будет проходить под знаком Крафтового Литературного Журнала. Инкогнито из Петербурга будет незримо держать руку на блице и отбирать рассказы участников в бумажный сборник (который появится не ранее февраля 2021). Посему инкогнито рекомендует участникам до отбора не светить рассказ блица в электронном виде (не выкладывать рассказ текстом в группах в контакте, например). После завершения конкурса Крафтовый Журнал определит список заинтересовавших его рассказов (на страничке финала Блица).
Рассказы, попавшие в топ авторов или жюри (а также по выбору организаторов), будут предоставлены редакции электронного ежемесячного фэнзина «ПРИТЯЖЕНИЕ» для возможной публикации (окончательный выбор остается за редакцией фэнзина).
«Толпа шестиклассников разбивалась о стайку хулиганов».
Мрачная история. После вакцинации некоторые школьники получили Дар. Вот только кто-то использует его во благо, а кто-то во вред. Так Миша, например, может оживлять мертвую учительницу, чтобы она вела уроки, а один из школьных хулиганов Кирюха может гипнотизировать и копаться в голове у других. В том числе и у Миши. Плохо бы тому пришлось, если бы не девочка Катя, тоже обладающая Даром.
Начало неплохое, а вот часть середины провисает. Зато финал отличный. Хорошо Катя им вломила! Плюс похвалю рассказ за хорошее сочетание сразу двух тем конкурса, хотя школьная, как по мне, доминирует.
«Я хочу, чтобы вокруг были умные люди, с которыми мы восстановим то, что было раньше!».
Это называется — метать бисер перед свиньями. Придурки же не хотят учиться.
— Иду домой — в красные чертоги —
«Из-за этой руки меня в школе прозвали Слоном».
Я-то наивный подумал, что рассказ как-то странно начинается. Но тут чем дальше в лес, тем страньше и страньше. Градус сюрреализма повышается, и я ненароком подумал, да не обидится на меня автор, а не связано ли это с повышением градуса, но другого. Поклонники Льюиса Кэрролла оценят рассказ лучше, чем я. А у меня мозг расплавился и стек в раковину.
«Мы сделаем тебе обрезание, лоботомию и вазэктомию».
Одной лоботомии, я думаю, будет достаточно.
— Белый Воронок —
«Надо успеть позавтракать, прежде чем пойдут вызовы».
Какие вызовы? От пациентов. А сельскому врачу Мише на них отвечать, а потом по ним выезжать. Впрочем, он не совсем обычный врач. Он владеет магическими формулами, которыми и лечит своих пациентов.
Местный медик напомнил мне гибрид Айболита и Гэндальфа. Читать было интересно, но финал, на мой взгляд, вышел каким-то скомканным.
«Хотелось лечь ничком в сугроб и не вставать до весны».
За помощь людям нужно платить.
— Компиляция Хайдеггера завтра —
«Я сегодня такую историю расскажу».
Ох, хотел бы и я, чтобы мне рассказали историю. Желательно интересную. А то в рассказе сначала, вроде, как монолог в духе «потока сознания»; потом, слава богу или дьяволу, вроде начинается диалог; но затем все опять сводится к монологу-потоку.
То ли я невнимательно читал, то ли рассказ такой, но я что-то все никак не мог ухватиться за путеводную нить сюжета. Героя болтает туда-сюда, как одну субстанцию в проруби. Хотелось бы какой-то ясности и определенности.
«Где бы найти женщину?»
Найти не проблема. Главное — что потом с ней делать или не делать.
— Обычный супергерой и его проблемы —
«Супергерой отправился в путь, добыл молодильные яблоки и отдал их Царю».
Лучше бы себе оставил, чем этому старому хрену отдавать. Он даже не поблагодарил, все они такие, эти Цари. Но если бы только цари норовили нагрузить Супергероя своими проблемами. Золушка, Мальчик-с-Пальчик и даже Царевна-Лягушка — всем им чего-то надо.
Спасибо. Посмеялся. Супергероя жалко. А еще жалко, что ему не придумали какого-нибудь звучного имени типа: Супер-Иван или Сказмэн.
«Ну так поезжай, — не понял Супергерой, — я-то тут при чём?!»
У группы «Меgadeth» есть песня «The world needs a hero». Там как раз про супергероя, которого все задолбали. К нему приходят с просьбами, а он: «Скажите, что меня нет дома. Скажите, что я занят». Здешнему супергерою нужно взять это на вооружение.
— Не такие, как мы —
«Черт, прямо как в фильме «Факультет», — прошептал Валера».
Я думаю, что не разрушу интригу рассказа, если скажу, что да, похоже на фильм «Факультет». И это и плохо, и хорошо. Плохо — «Факультет» все-таки интереснее. Хорошо — я люблю всякие штукенции про инопланетное вторжение. Здесь вышло достаточно атмосферно и иногда жутковато.
«В руках директриса держала извивающуюся тварь, напоминавшую гибрид паука и осьминога».
Ну хоть дизайн монстра не сперт из «Факультета». Однако его, похоже, стырили или из «Кукловодов», или из «Чужих».
— Как снять проклятие —
«Я люблю принцессу и готов на всё, чтобы спасти ей жизнь».
Ага, и потом с радостью займу трон ее папаши.
Местами чересчур пафосно, но у нас тут сказка, так что простительно. Злая колдунья вышла совсем не злой, а скорее печальной. Да и проклятье как-то слишком легко сняли. Темы ни одной не нашел. Принцесса в школе не училась, а ее воздыхатель на супергероя не тянет. Но это я все ворчу, потому что не люблю, когда Добро побеждает. Всегда болею за злыдней, они постоянно проигрывают.
«Они провели вместе почти месяц, упиваясь друг другом, но потом красавица потребовала ответа».
Сдается мне, что она, помимо ответа, потребовала и еще кое-что в придачу. Золотых этак 1,000 или 2,000.
— Большое Сердце —
«В целом, помятый такой видончик, будто после конкретной пьянки, но я понимал, что дело в другом».
В том, что учитель биологии принес на урок настоящее сердце. Причем не животного, а человека. Учитель что — маньяк? Или психопат? Нет, обычный ящер. Как и ученики.
Хороший такой черно-юморной рассказик с перевертышем в конце. Клички и у учителя, и у учеников интересные. Минус в том, что рассказ иногда смахивает на лекцию по биологии. Но только чуть-чуть.
«Дожидаться, пока у класса вылупится новая идея, Веган не стал».
Ну да, идеи долго вылупляются, а уж пока оперятся — вообще сто лет пройдет.
— Последний дедлайн Фатума —
«В ванной лежал толстый старик».
Знакомьтесь, это один из главных героев — Фатум. Можно сказать, что мышцы. А вот и другой — Кибернетик. Можно сказать, что мозги. Два супергероя на пенсии, которые не виделись уже много лет, снова встретились. Нужно опять спасать мир.
Герои получились неплохими, правда, Фатум чем-то напомнил мне Санта-Клауса, решившего расслабиться и принять ванну. А вот сюжет скучноват. Хотелось бы какой-то более страшной опасности, которая бы угрожала миру. А средство для омоложения выглядит скорее комично, не более того. Но может все так и задумывалось? По атмосфере чем-то напомнило старую комедию «Старики-Разбойники». Правда, тут все вышло печальнее.
«Но время их прошло, они состарились, отошли от дел, разошлись каждый своей дорогой, и не виделись уже лет двадцать».
Так проходит мирская слава.
— Воспрянет род людской —
«Это есть наш последний и решительный бой,
с Интернационалом воспрянет род людской».
«Ведь заикнись о подобном матрос или рабочий — рискует быть приставленным к стенке».
Вроде бы рассказ должен быть о суровых временах. Но на самом деле будет весело. Я что-то слышал про такую вещь, как эротический марксизм. Уж не этого ли политического движения придерживается автор? Сделано на приличном уровне: причем удивительно, что рассказ эротический, о неприличном, вроде бы, но удалось обойтись без торчащих сосков. Они остались за кадром.
Мне больше всего понравилась шатенка с ножками. Даешь стране творческих кадров, товарищ! Ни одной из тем конкурса нет, да и фиг с ними!!
«Горячие женские ладони так мощно прошлись по мужскому телу, что на следующую фразу у художника сил не хватило».
Без комментариев. Я, правда, за то, чтобы это мужские руки проходились по горячему женскому телу. Но это уж как получится.
И еще одна цитатка: «Топот сапог попал точно в ритм с действом в квартире одинокого художника».
Тут уж точно без комментариев (краснеющий смайлик).
— Как я провела лето —
«она с пяти лет занималась кикбоксингом, и просто боялась кого-нибудь покалечить».
Ничего себе затравленная девочка! Дала бы пару раз куда надо всем обидчикам по очереди, они бы и отвалили. Да, главная героиня — типичный гадкий утенок, которого не любили в школе. Но тема школы, тут как-то совсем сбоку, если вообще не по боку. Главная героиня переезжает с родителями в новый дом и мечтает получить в подарок щенка породы босерон. Потом появляется дружелюбный инопланетянин.
Как-то сумбурно получилось. Не сказать, что совсем плохо, но нет главного сюжетного стержня, вокруг которого все и вертелось бы. Хотя может быть это щенок босерона?
«Привет, — сказал инопланетянин, — меня зовут Киф».
Уж не отсылка ли это к мультсериалу «Футурама»? Там тоже, если мне не изменяет память, был инопланетянин Киф.
— За что гоблин Тимоша убил сторожа —
«Перед ним полукругом сидело полтора десятка страшилищ».
То чувство, когда тебя не пускают во второй тур конкурса, а всякое-разное проходит дальше. Это насчет сюжета, а не про цитату. Простите, отвлекся.
Написано хорошо, мне понравилась идея «Клуба анонимных душегубов», пародирующая «Клуб анонимных алкоголиков». История Тимоши проста и понятна. Однако не одна она делает рассказ интересным. В финале припасено кое-что неожиданное и даже жутенькое. Мне вспомнился психолог из рассказа Стивена Кинга «Бука».
Хотелось бы посоветовать автору более полно раскрыть идею клуба «Клуба анонимных душегубов». Может быть, в большем по объему рассказе. Больше душегубов, больше их историй.
«Лестница, сохранившая девственность и неприступность!»
Действительно, Тимоша слишком уж зациклен на этой лестнице. Прямо фетиш какой-то.
— Страшилка —
«Первое время очень боялась убирать пустые тёмные коридоры в школе».
Странноватый рассказец. Вроде, как я понял, мистика. Но что-то не страшно, несмотря на название. Ну разве что в самом начале было немного, а потом — нет. Зато персонаж необычный. Уборщица. Точнее, ее призрак.
«А почему у тёти такое лицо?»
Устала тетя. Отвали, малявка!
— Ценою жизни —
«Это история победы и поражения, жизни и смерти, богов и смертных».
Это прямо не начало рассказа, а начало трейлера какого-то нового голливудского эпического боевика: «Битва Титанов 4: Пришествие Хаоса». Слишком эпично и пафосно. Страшно же дальше читать, блин.
Однако дальше особого пафоса и эпичности не наблюдается, кроме двух супергероев и одного пожара. Супергероям, как это ни странно, нужна помощь. Но в том мире, куда они попали, все давно уже отказались от суперспособностей. Впрочем, на помощь супергерои все равно могут рассчитывать.
В рассказе мне не хватило динамичных сцен, наподобие той, что с пожаром. Диалоги малость подзатянуты. А так, пожалуй, сойдет.
«Теперь мы застряли здесь, в этом мире фермеров!»
Дерьмо, как известно, случается.
— Раз —
«Достаёт меня больше всех».
Данила Родченков напомнил мне сразу нескольких школьных хулиганов, которые доставали меня в моей школе. Причем забавно, что без «подписки» они — «крутые парни» — никогда не ходили. Ну да хватит этой мазохистской меланхолии.
Школьная атмосфера передана на «5+». Хулиган, друг, симпатичная девочка. Но вот эти постоянные «раз, два, три» — короче: цифры и числа — раздражают.
«Наверно, у каждого красавчика должен быть стрёмный друг, рядом с которым он смотрится более выигрышно».
Это больше про девчонок. Когда, например, грудастая берет себе в подруги «плоскодонку» и везде с ней фоткается. Причем, желательно, чтобы обе были в купальниках.
— Гипермэн —
«И она тоже из этих», — грустно подумал он».
Сама идея вполне себе оригинальная: по миру прошелся вирус, превращающий всех в супергероев. Настоящих же супергероев, таких, как Гипермэн, стали забывать. Однако образ самого Гипермэна не очень оригинальный, слишком уж смахивает на другого Мэна, который Супер. А вот кто вышел достаточно колоритным, так это Злобоглаз. В итоге, скорее понравилось, чем нет. Финал показался каким-то смазанным.
«Быть заодно со Злобоглазом? Раньше такое бы ему не приснилось и в самом страшном сне».
Что поделать: с волками жить, по-волчьи выть.
— Хронический Вывих Мозга —
«Здесь, конечно, появлялись какие-то зомби».
Как сказали в 100-ом юбилейном выпуске одного журнала: «Зомби — это всегда круто!». И я уж было обрадовался, что меня ждет зомби-апокалипсис, благо профессия главной героини располагает к уничтожению множества живых мертвецов. Но нет. Зомби-апокалипсис здесь служит лишь фоном для истории про «особенную девочку». А жаль. Ну хоть под конец будет какая-то движуха, и на том спасибо. А вот попытки добавить черного юморка весьма неплохи, все эти «Гнойные Мэри» и тому подобное.
Можно поприставать к исполнению и попридираться к некоторым фразам и выражениям — но мне лень. Кстати, было бы прикольно, если бы у зомбаков от ультра-звука Сони бошки попросту бы взрывались. И само зомби-мочилово нужно сделать более кровавым, а то как-то слишком аккуратненько все.
«Реки крови утекли с того памятного барбекю, когда она видела Соню в последний раз».
А уж сколько зомби было убито и не сосчитать.
— Лишь рядом быть перестают —
«Я сразу поняла — случилось страшное».
На самом деле ничего такого уж сверх-страшного не будет. Ни в реальном мире, ни в придуманном. Будет скорее печально, да и то, только в одном из миров. В реальном. Там папа проиграл бой одному противнику, который не дает шанса на реванш. Ну а в придуманном мире он жив по-прежнему. Он же — настоящий волшебник.
Два мира в одном рассказе — хорошо. Хотя я и не сказал бы, что так уж оригинально. Мне уже попадались подобные рассказы, но немного.
Я не совсем понял, что это за буквы «G», раскиданные по тексту. Вроде, главы. Но почему тогда не «Г»? Супергеройская тема вроде бы и есть, а вроде бы и нет. Волшебник это все-таки не супергерой: разные не то, что классы, разные специальности. Ну и девочка слишком уж сильно восхищается своим папой, как-то бы приуменьшить это восхищение, а то иногда раздражает.
«Солнце по глазам лупило через резные окна».
Фингал, надеюсь, главной героине не поставило?
— Охранительница —
«Совершай поступки с ясным умом и спокойным сердцем, ибо сомнения потом раздавят тебя».
Стопудово, как говаривали в пору моего детства.
Девушка готовится занять место Охранительницы. Та слышит бога, а потом разъясняет его волю братьям из монастыря, в крипте которого она заточена. Девушка прошла весьма тернистый путь и отступать она не собирается. Вот только долю Охранительницы сложно назвать легкой.
Получилось весьма мрачное фэнтези. Я бы даже сказал темное. За эротические вкрапления — ох уж эти настойчивые языки, разжимающие зубы, и твердеющие, как камень соски — отдельный плюс.
«Я их всех простила».
Ага, а потом убила.
— Воин —
«Высок Воин был, в плечах широк, бородат и немногословен».
Настоящий воин. Только вот незадача — он до смерти напился. Причем не в переносном, а в прямом смысле. И кто же теперь будет биться с драконами?
Теперь за воина будет Мошка. Но не сам по себе. Воевать он будет на шагоходе — это что-то типа боевого робота, правда из всего вооружения у него только пушка, стреляющая водой. Но драконам хватит.
Стиль не очень понравился, а вот сюжет и исполнение хорошие. Боевые сцены тоже удались, хотя главный герой с его роботом напомнил мне больше пожарника, чем борца с драконами.
«На паука машина походила. В два человеческих роста, лапы серые, кабина яйцом, глаза-иллюминаторы по кругу, цилиндры-резервуары для воды по бокам, башенка вверху с пушкой».
Не «Mad-Cat» и уж тем более не «Atlas», но и так сойдет. Благо у нас тут не «Mech Warrior».
— Призрак из 10-А —
«Классная атмосфера, мне нравится прямо».
Ну атмосфера не то чтобы классная, я бы назвал ее неплохой. И еще мистической. Написано складно, но текст оставляет больше вопросов, чем дает ответов. И главный вопрос: «Что же там за Зло такое в школе?». А вообще на таком материале можно было сделать мистический триллер или мистический хоррор, а получилась мистическая фантастика. И это не хорошо, но и не плохо.
Многовато диалогов, подсократить бы их и добавить вместо них действия. Да и десятиклассники получились какими-то «стерильными» что ли. Слишком правильные, они больше похожи на учеников начальных классов, чем старших. В старших классах парни и девушки говорят и ведут себя грубее.
«Даже учителя считали его не больше, чем упорным шутником».
Скорее уж упоротым шутником.
— Общее Мнение —
Было много хороших рассказов. Топ собрался быстро, но потом пришлось помучиться, решая, что оставить, а что выкинуть. И это притом, что Топ расширили с «5» до «7» мест. Я чуть хронический вывих мозга себе не заработал! Но справился.
Отдельно хочется поблагодарить авторов, которые сочетали в своих рассказах сразу обе темы. Такие истории получали от меня дополнительные очки. Когда-нибудь и я так смогу, а сейчас то ли просто не хочу, то ли еще не дорос. Короче, респект, дорогие товарищи!
Что же касается тем, то «Обычный Супергерой» победил «Школу», но с небольшим отрывом.
1) Обычный Супергерой: 10
2) Школа: 9
Больше всего понравились рассказы:
1) Призрак из 10-A
2) Белый Воронок
3) Карантинная школа № 69
4) Охранительница
5) За что гоблин Тимоша убил сторожа
6) Большое Сердце
7) Хронический Вывих Мозга
8) Лишь рядом быть перестают
9) Обычный супергерой и его проблемы
10) Не такие, как мы
Приз зрительских, кхм, симпатий — «Воспрянет род людской».
16. Самый известный биокосмист пропагандировал этот способ, как преддверие к оптимальному обществу и освоению космоса
Анабиоз
Поэт Александр Ярославский в 1922 году перебрался из Владивостока в Москву и примкнул к «биокосмистам», позже основал в Петрограде «Северную группу биокосмистов-имморталистов». Начиная с 1922 года говорит в стихах о бессмертии не только для людей, но и для всего живого, об идее холодового анабиоза (в США это позже назовут крионикой, а сама идея станет популярна во всём мире) всего человечества, с тем, чтобы проснуться уже в новом, совершенном мире.
3. Персонаж серии детских фантастических и научно-популярных книг, написанной известным британским физиком-теоретиком и его дочерью, детской писательницей.
Джордж
Цикл Джордж (George), написанный Стивеном Хокингом и Люси Хокинг
Не все вопросы должны быть одного веса. Что-то лежит прямо на поверхности, отгадки даны прямо в вопросе. А что-то очень сложно вспомнить, или вообще прошло мимо круга чтения, спрятано где-то на окраинах литературного мира, в закутках старых чуланов фантастического гетто, или в самострое и времянках новых районов. Самыми трудными вопросами оказались 1, 2, 9, 12 и 13.
Первое место занимает malecula, приславшая ответы (в которых была всего одна ошибка) раньше всех, в 18:02 первого же дня Викторины.
Второй приз уходит к Алексей121, тоже допустивший лишь один промах, но приславший отгадки чуть позже, в 18:30 23-11-2020.
К сожалению pagekaa, archivsf, Sivetta и многие другие эрудиты и знатоки Фантлаба прислали ответы (с двумя, тремя неверными ответами) во вторник, в среду — уступив таким образом пальму первенства вышеназванным призерам. Значит скорость тоже имеет значение. Попробуем когда-нибудь одну из следующих задачек сделать в формате блиц-викторины.
Всем большое спасибо за участие, было интересно покопаться в фантастике прошлых лет.