Клуб «Крик» заинтересован в развитии русского хоррора.
Авторы Крика уверены, что мощные факторы роста мрачного жанра в любой культурной среде – это время, помогающее сформироваться мрачной традиции, опыт отдельных мастеров и огонь в глазах новичков, только пришедших в жанр. Поэтому, изучая темные направления русской литературы и кино, Крик анализирует как классические мрачные произведения, так и следит за развивающимися авторами, недавно вступившими на стезю русского мрака. Соответственно, задачи Крика понять и рассказать вам, как зародился Русский Ужас и чем он живет сегодня. Также, отыскав новые имена среди русскоязычных авторов, дать им зеленый свет посредством критики, рецензий и публикаций на различных интернет-площадках.
В связи с этим Крик поддерживает жанровые конкурсы нескольких сетевых площадок, выступает на этапах жюри в выборе финалистов. Рецензирует прошедшие в финал истории, а также публикует победителей на своих ресурсах. Поддержав, например, конкурс «Бумажного Слона», мы публикуем ряд рецензий на рассказы, набравшие максимум голосов в финале.
Ради справедливости честно отметим: нашими авторами было принято решение отрецензировать два рассказа-финалиста вместо трех. Потому что третью работу («На орбите Юпитера…») к хоррору можно отнести с большим трудом. Это, конечно, фантастика, но таких жанровых штампов, как оторванная рука, по нашему мнению, не достаточно, чтобы назвать произведение причастным к ужасу или триллеру. Для этого история должна пугать или, как минимум, держать в напряжении как тщательно соблюденным саспенсом, так и усиливающими его жанровыми приемами.
На высоком уровне жанровые приемы раскрываются и дополняют друг друга в «Болезни куклы». Такие распространенные в западном хоррор-кинематографе штампы как проникновение героев в мрачный дом, встреча с ожившей куклой, маниакальная одержимость этой игрушкой и зловещая тайна вокруг нее могут, на первый взгляд, показаться избитыми клише, на которых трудно построить оригинальное произведение.
Но «Болезнь куклы» органично совмещает перечисленные жанровые элементы, превращаясь в цельный, проработанный рассказ с многоуровневой фабулой. Отдельные сцены и детали здесь отражают атмосферу и, в ряде неожиданных моментов, оказываются сюжетообразующими. Примечательно, что благодаря такому универсализму в рассказе нет фрагментов, лишних для действия. Благодаря чему оно не стопориться и, выдерживая темп, накаляет конфликт серией взвинчивающих настроение сцен. Так, если представить действие в виде голографической модели, то оно развивается не столько в ширину (из точки А в точку В), сколько в глубь, высекая каждой деталью скрытое дно из, как могло показаться изначально, простой, исчерпавшей себя сцены.
Возможно, успех такого эффекта кроется в том, что внимание читателя не успевает рассмотреть сложных деталей и, не задерживаясь на конкретном эпизоде, перемещается к другому. Это происходит из-за живости образов, что предстают перед нами с первых строк, и действию, в которое герои вовлекают читателя при первом своем появлении. К ярким образам относится престарелая кукольница, чахнущая над пыльными игрушками в нищенской конуре. Если судить поверхностно, то фигура отшельницы-старухи из-за своей распространенности может быть отнесена к числу штампов в мрачных сюжетах. Но, так как пугающих образов в принципе немного, и все упираются в небольшое кол-во общих архетипов, то называть старуху-отшельницу штампованной трудно. Как минимум потому, что специфика ее странности — помешанность на куклах – здесь оригинальна.
Обратная ситуация с отношением к куклам у главного героя. Страх Михаила перед ожившими игрушками описывается внятно, но почувствовать его трудновато. Ситуация, обрушившаяся на парня — триггер и возврат к психической травме из прошлого, которая в реальном времени обнажает брешь в психике и травмирует ее еще сильнее – имеет сильный драматический заряд. Он мог сработать, если бы читатель осознавал все с героем, а не наблюдал происходящее со стороны.
Конкретно в этой точке нарушено правило «показывай, а не рассказывай», успешно применяемое автором с самого начала истории. То же касается и спектра других ощущений, могущих глубже погрузить читателя в произведение, которые не исчерпываются зрительными образами, хотя акцент здесь поставлен на последних. В результате связь с описываемой реальностью не так прочна, как могла бы быть, потому что при контакте героя с потусторонним не хватает сенсуализма.
Тем не менее, связь присутствует и, как плотная ниточка, ведет нас от одного события к другому, периодически закручиваясь в спираль, которая углубляется, обнажая скрытое дно у знакомых сцен. Брешь этой продуманной конструкции спрятана в маленькой логической детали. Несмотря на то, что легкость, с которой девушка доверилась герою, передана внятно, нет объяснения появившейся у нее мании к куклам. Как в случае с образом старухи, это оправдывает частный случай рассказа — но лишь впоследствии, когда события сворачиваются в единую, замыкающуюся в себе спираль. Тогда четкость мотивов конкретного героя уступает заданости, к которой должны прийти все герои. Только такой сюжет, превративший действующих лиц в статистов, что подчиняются высшей неумолимой воле, оправдывает отсутствие мотивов у большинства из них.
Как было отмечено выше, частный случай рассказа внес корректировку в то, что можно было посчитать его слабостью. Грамотно проработанное кольцо времени с завязанными в цикл событиями и оригинальное использование знакомых всем жанровых образов типа куклы и старухи органично встроились в другие жанровые «клише», благодаря чему превратились в качественный триллер. В котором есть игра со смыслами, когда одни и те же словосочетания приобретают иное значение в зависимости от контекста. Что, безусловно, придется по вкусу ценителям сложной литературы.
Более грамотно мотивы и внутренний мир героя проработаны в рассказе «Сиринкс». Так как эта история тяготеет к лирическим легендам, объясняющим происхождение и поведение животных, которые, по поверьям, ранее были людьми, акцент на внутренней трансформации здесь просто обязан быть. И выделять его как нечто особое в данном произведении не хочется. Но, тем не менее, он есть. Что, безусловно, делает конфликт более объемным в сравнении с предыдущей работой.
Тем более интересно наблюдать, как лирическая история о человеке, чьи чувства обрекли его на внутреннюю метаморфозу и заставили принять внешность зверя, раскрывается в жанровой форме. Несмотря на зависимость большинства триллеров от внешней жанровой атрибутики, акцент «Сиринкс» поставлен на психологизме. Парадоксально, но уход рассказа от одной жанровой формы привязывает его к другой. Потому как сюжет, отдаляясь от старинных сказок о человеке, ставшем зверем из-за неразделенной любви, больше привязывается к историям о маньяках.
Маньяк здесь более чем живой. Процесс его метаморфозы в животное раскрыт исчерпывающе. Емко выдержано возрастание отчаяния, которое привело героя к тупому желанию причинять страдания другим. В этом смысле превращение трудяги-парня в убийцу имеет мотив. Но, к сожалению, логики нет в событиях, последующих за превращением: осознав связь между жизнью человека и птицы, парень с головой погружается в охоту – но читателю какое-то время сложно понять, чем охотник живет и обеспечивает себя. Этот вопрос стоит ребром и бросается в глаза из-за акцента на том, что ранее герой с трудом выживал из-за безденежья.
Да, тяжелые жизненные обстоятельства выступили мотивом превращения в убийцу, но сама метаморфоза их не отменила. Вопрос, как герой, оказавшись в изменившихся условиях, справляется с тем, что ранее его тяготило, кажется нелогичным пятном долго, пока автор не объясняет, что охотник устроился на новую работу. Хотя связи между новыми обстоятельствами внешней среды и тем, что происходит внутри героя, нет. Или она попросту не показана. Такая деталь бросится в глаза критику. Читатель же, скорее всего, будет поглощен лирическим сюжетом, который грамотно выстроен вокруг душевного конфликта охотника.
Лирики здесь, несомненно, больше, чем жанра. Упомянутая же привязанность истории к сюжетам про маньяков не делает ее одной из них. Принадлежность к жанру здесь по-прежнему условна и держится только на связи героя с фигурой садиста, которая был выдержана не до конца. Вероятно потому, что во второй половине повествования не завинчиваются гайки жестокости или безумия, хотя это необходимо в жанровой литературе о маргиналах. Она предполагает контраст чувств и ощущений у героя, который возможен благодаря черно-белой передаче его мировосприятия. Последнее же здесь неоднозначно, сложно и, несомненно, более изящное, чем требует жанр. Поэтому «Сиринкс» трудно оценивать в системе координат хоррора или триллера. Он, скорее, напоминает сложную, изящную сказку с элементами притчи.
Резюмируя, хотелось бы отметить исключительность «Сиринкс». Безусловно, эта работа заслуживает высокой оценки за свою поэтичность и изящно переданный душевный конфликт. Но она не соответствует жанровым рамкам так же, как и рассказ, занявший третье место, который мы не отрецензировали. Если бы литературный уровень «Сиринкса» был таким же, как у упомянутой работы, она бы также не прошла сквозь сито Крика, и рецензия была бы дана только на рассказ-победитель. Но качественный слог и достойное исполнение лирического сюжета оставило «Сиринкс» в числе отрецензированных работ.
Возможно, в списке других рассказов, не дошедших до тройки, есть достойные представители жанра. Не исключено, что они могли занять второе место по версии Крика, если бы наши авторы могли ознакомиться с этими текстами. Но мы судим только тройку победителей! А значит, говорим о произведениях, попавших в финал – при условии, что жанровые элементы в них работают, как часы.
Малеевка-Интерпресскон – ежегодный выездной романный (и не только романный) семинар писателей-фантастов (и не только фантастов).
Ведущими семинара в этом году будут Мария Семенова, Алан Кубатиев, Дмитрий Вересов, Леонид Каганов.
Сроки подачи заявок — до 15 ноября 2021 года.
Сроки приема текстов — до 15 декабря 2021 года.
Сам семинар пройдет с 5 по 12 февраля 2022 года под Санкт-Петербургом на базе отдыха "Журавушка".
Что вас ждет на семинаре
— Серьезные материалы от основ до тонкостей мастерства – в легкой доступной форме (под шашлычок без коньячка).
— Известные писатели, имеющие многолетний опыт преподавания литературного мастерства.
— Индивидуальный подход, направленный на ваше творческое развитие.Долгая и трудная, но увлекательная совместная работа.
— Возможность безнаказанно учиться на чужих ошибках.
— Круглосуточное общение с коллегами и единомышленниками в теплой непринужденной обстановке.
— Дружеские советы по общению с издателями от опытных, хорошо продающихся товарищей.
— Определение своей целевой аудитории, рекомендации по позиционированию и продвижению электронных книг на крупнейших литпорталах.
— Шанс разрешить главное противоречие между тем, как хорошо писать и как хорошо продаваться.
Уникальная новинка!
"Малеевка-ИПК" — единственный семинар, принимающий к разбору не только готовые романы-повести-рассказы-сценарии, но и КОНЦЕПТЫ еще не написанных произведений.
Что вас не ждет семинаре
— Мы не научим вас гнать «проду для народа» и писать «бестселлер за две недели».
— на семинаре вы не встретитесь с конкурентами – только с друзьями и коллегами.
— Мы не сделаем из вас ни топового автора, ни крутого маркетолога, но вы станете писать лучше.
Что вас ждет перед семинаром?
— Долгая и трудная работа по прочтению и анализу текстов других участников.
— Подготовка собственного произведения к разбору другими участниками.
— Чтение рекомендованных книг и статей.
— Долгая и трудная дорога на семинар (возможно, на собаках).
Что дает семинар
— Желание писать и работать над написанным на год вперед. Вдохновение.
— Новых друзей, готовых делиться опытом, знаниями, помогать советом и поддерживать ваши литературные начинания. Большинство побывавших на Малеевке тесно общаются друг с другом круглый год.
— Рекомендацию к бумажной публикации от ведущих семинара (для лучших произведений, разобранных на семинаре).
Малеевка-ИПК – трезвое мероприятие, на семинаре не принято много пить (хотя это и не запрещается), к этому не располагает напряженный график работы. Однако в программу включен заключительный банкет, а в день приезда традиционно мы отмечаем встречу и знакомство с новыми участниками.
Малеевка-ИПК – некоммерческое мероприятие. И организаторы, и ведущие не ставят перед собой цель заработать на участниках семинара. Стоимость участия в семинаре включает в себя проживание и питание самих участников, питание, проживание и дорогу ведущих, символическую плату ведущим за разбор произведений, незначительные орграсходы и заключительный банкет.
Про ведьму Марту, про вампира Криса и про безымянного маньяка. Впрочем, ведьма и вампир окажутся не настоящими, а вот маньяк вполне себе настоящим. Крису придётся спасать Марту от психа, ведь он хочет съесть её сердце.
Занятный рассказец. Можно поприставать к некоторым выражениям или к тому, что маньяк оказался ну уж слишком тупым. Но делать этого не хочется, так как у рассказа есть атмосфера тёмного праздника, а она искупает недостатки.
— Хо-хо-хо —
Не столько рассказ, сколько фэнтезийный анекдот. Местами смешной, местами не очень. Имеет право на существование, но к тёмным жанрам никак не относится. Хотя кто-то и может посчитать, что это чёрный юмор.
— Кто они? —
Маленький Никита лежит в постели в тёмной комнате. Родители на кухне. За батареей появляется косматая старуха. В темноте есть и другие существа, но старуха самая главная. Она тянет к мальчику руку, хватает и затаскивает за батарею.
Что ж, атмосферно получилось. Мальчика жалко. Вот только мы так и не узнаем, что же там за существа были в темноте. А может это и хорошо, так страшнее.
— Б —
Как я понял, речь в рассказе пойдёт о неких мутантах, которых создали люди. А потом некий вирус уничтожился всех людей. А вот мутанты выжили. Они, кстати, напоминают классических оборотней. Из такой идеи можно было сделать хороший рассказ, но, на мой взгляд, не получилось.
Нет, написано-то неплохо.
Но, что делает одна героиня — оборотень? Стоит на башне с двумя бомбами. Вспоминает, хочет отомстить. Отомстит? Ну, не знаю, может да, а может нет. В рассказе про это не говорится. А второй персонаж — учёный, так и вообще ходит по бункеру и ноет. Но ему, слава богу или дьяволу, уделено совсем мало места в тексте.
— Под холодным светом Матери —
На космическом корабле проводят необычный эксперимент. Исследуют влияние луны на оборотня. И всё бы ничего, но, как это часто бывает у учёных в литературе и в кино (да и в реальной жизни, я подозреваю, тоже), эксперимент выходит из-под контроля.
Оборотни в космосе — оригинально, чёрт возьми! Но, мне кажется, что рассказ получился всё же больше фантастическим, чем страшным. Оборотень — дикий зверь, который рвёт жертв на части и пожирает. Без жестоких сцен и крови не обойтись, а их нет. Не надо стесняться разрывать героев на куски.
— Самосвал цвета грязного носорога —
Из плюсов.
Название у рассказа зачётное. Только вслушайтесь. Не простой самосвал, а цвета грязного носорога. Сразу представляешь себе здоровенный «Камаз», заляпанный грязью. Я бы купил себе такую маленькую машинку.
Из минусов.
Не могу сказать, что всё остальное, кроме названия, так как сделано всё более или менее прилично. Но вот сюжет! Половина рассказа это семейный диалог. Да, в конце будет неожиданный поворот, но ведь до него ещё надо дожить, то есть, дочитать. И общего положения он не исправляет.
— Нельзя покупать дачи вблизи городов —
Ай, ну какой классный дед получился!
Цитаты: 1) «Долгое общение с дедом тем летом очень сильно сказалось на нас»; 2) «Сережку даже как мне помнится вроде лечили»; 3) «Ему все казалось, что старикан придушит его во сне подушкой».
Дед ещё неплохую страшную историю расскажет. Но лично я уже заочно вручил ему приз — «Главный монстр». И никакие плавающие в воде мертвецы с ним не сравнятся. Я так и не определился с жанром рассказа: то ли жестокий реализм, то ли чёрный юмор, то ли что-то среднее. Однако читать всё равно было интересно. Я всё ждал, что дед окончательно слетит с катушек и забьёт тростью до смерти кого-нибудь из внучков.
Если же придираться к рассказу, то:
1) Название так себе.
2) Беда с запятыми.
— Разбудить дракона —
Слишком пафосно, хотя для фэнтезийного рассказа нормально. Финальный твист хороший — принцесса-дракон, ха-ха, бедный рыцарь. А вот открытый финал не есть гуд. Убил рыцарь дракона или нет? Похоже, что нет.
Кстати, эту историю вполне можно расписать в более больший по объёму рассказ, а то у меня сложилось впечатление, что некоторые моменты слишком уж обрывочно поданы. Например, та же битва с ордами рептилий.
— М —
Скорее странная, чем страшная история. Хотя Последний Унылый мне понравился. Грустный Ктулху, хе-хе. Да и вообще, не смотря на странность, есть здесь нотки какого-то весёлого безумия.
— Малышка Джесси потеряла свою маску —
Второй «хэллоуинский» рассказ в группе.
По стилю он проигрывает первому, но навёрстывает своё за счёт движухи. К тому же тут и небольшая лесбийская сценка есть.
Малышка Джесси потеряла свою маску, расстроилась и теперь убивает друзей. Забирает у каждого какую-нибудь вещь: у кого накладные клыки, у кого пластиковый тесак. И так, пока всех не перебьёт.
Финальная сцена вышла обрывочной. Очевидно, что на неё уже просто не хватило знаков.
— Комар —
Мне нравятся рассказы про вторжение пришельцев. И эта история вроде бы начинается так, как надо. Инопланетяне воздействуют на землян каким-то сигналом, который сводит людей с ума. Неплохая завязка.
Но вот причём тут комар? И какая страшная догадка пришла в голову Семёна Петровича? Что комар — это побочное действие сигнала? Ну, хорошо. А дальше-то что? А дальше — конец.
— Криосон —
Моя хотеть научиться так же писать космо-хоррор. А пока моя читать и завистливо вздыхать.
Нет, серьёзно, здорово написано и даже казалось бы банальные описания хорошо сделаны. Хотя и можно посчитать некоторые из них слишком уж вычурными, но таков уж стиль.
Джо и Фред находят корабль колонистов со старой Земли. Они думают, что теперь богачи. Однако правительство допускает к утилизации только мёртвые корабли, поэтому нужно проверить, чтобы внутри не было ничего живого. И вот тут-то Джо и Фреда ожидает неприятный сюрприз. С щупальцами.
Я бы этот рассказ расшил в большую по объёму историю. А то начинается всё достаточно неторопливо, а потом летит буквально галопом.
— Кто сидит в пруду? —
Добрая мистика.
Да, и такая бывает. История про привидение у пруда или из пруда, как кому больше нравится, мне скорее понравилась, чем нет. Сделана хорошо. Мистическая атмосфера есть. Сам призрак не сказать, чтобы очень уж оригинальный, но духи из озера мне не часто встречались.
Но есть два момента, которые не понравились. Момент №1 — Засилье реализма в середине рассказа (можно сократить, а то забывать начинаешь, что читаешь что-то мистическое). Момент №2 — Доброе привидение (если бы оно мальчишку утопило, было бы страшнее, ну или хотя бы попыталось утопить).
Есть ещё и Момент №3 — несколько текстовых багов. Но это мелочи:
1) «сказала «наконец» Зоя Ивановна».
Наконец нужно выделить запятыми.
2) «Устав переминаться с «ногит» на ногу».
Ноги.
3) «Не то застудишься, «вон» как тебя трясёт».
Не хватает запятой после «вон».
— Машина-Монстр —
«Пробил час! Не остановишь нас.
Свыше контролю не бывать!»
До, после или во время чтения этого рассказа нужно слушать песню «Пробил час» рок-группы «Ария». Или вместо чтения. Шучу!
Банда байкеров убивает водителя «Жигулёнка» и его пассажирку. Ожившая машина начинает мстить убийцам. Кого раздавит, а кого сожрёт.
Вышла интересная и жестокая смесь из романа «Кристина» и повести «Полный газ». Только хэппи-энда не ждите. «Жигулёнок» отправит всех байкеров на тот свет, но и сам погибнет смертью храбрых.
«Делай то, что по душе на своём стальном коне.
Мы здесь, чтоб полночь взорвать!»
— Хердынь —
Чёрно-юморной рассказец.
Сначала герой едет на кладбище. Раскапывает могилу, отсекает у трупа голову. Едет дальше. На оргию: алтарь и голые женщины. Голову на кол — и вперёд! — навстречу ритуальным соитиям! О, чуть про маньяка не забыл. Он хоть и странный, но по сравнению с главным героем вполне себе нормальный человек, поэтому его и пускают в расход.
В общем, весело. И написано нормально, хотя про оргию можно было бы и поподробней.
— Чернее ночи —
Неплохо, неплохо. Повеяло «Букой» Стивена Батьковича Кинга. Вот только в рассказе больше реализма, чем ужаса или мистики. Подрезать бы бытовуху и нагнать побольше жути — и будет хорошо.
— Мириады звёзд в море —
Странный рассказ. Однако, несмотря на то, что он не совсем понятный, своя логика у него есть. А ещё есть жутковатая атмосфера. Я бы не назвал это прямо таким уж хоррором, скорее это смесь из фантастики, мистики и вирда.
На отдалённой планетке в шахтёрском городке пропадают дети. Туда пребывает следователь Гарькавый. И надо сказать, что ему удастся подобраться к разгадке происходящего, вот только она приведёт его на край пропасти, точнее, каньона. И Гарькавый упадёт, но не умрёт. Короче, если долго всматриваться в бездну, то бездна начнёт всматриваться в тебя. А потом она захочет залезть внутрь.
Ах да, название красивое. Даже какое-то поэтичное. А вот фамилия следователя не очень звучит.
— Снежный дом —
Хороший хоррор/триллер. В конце ещё и мистика появляется.
Катю хотела изнасиловать группа мужиков во главе с Семёнычем. Но главаря она зарезала, а от его дружков спряталась в доме, который считался нехорошим местом. Там обитают призраки, и они помогут Кате.
Немножко попридираюсь.
Финал слишком смазанным показался. Можно было бы рассказ в каких-то других местах сократить, а заключительную часть сделать более масштабной.
Смутило это предложение — цитата: «В правой — маленькая ладонь семилетнего сына, Сашки». Тут можно подумать, что Катя держит отрубленную ручку сына.
А вот этот момент понравился — цитата: «В очередь, мужики. По одному!». Я решил, что Катя сейчас будет мужиков одного за другим резать. Было бы весело.
— Общее мнение —
Сначала пройдёмся по темам.
Счёт такой:
1) Тёмный праздник: 6
2) Под холодным светом звёзд: 3
3) Нехорошее место: 4
4) Время бояться: 6
Победили «Тёмный праздник» и «Время бояться».
Теперь пройдёмся по историям.
Хочется пожелать удачи следующим рассказам:
1) Криосон
2) Снежный дом
3) Сладость или гадость
4) Мириады звёзд в море
5) Под холодным светом Матери
6) Машина-монстр
7) Кто они?
8) Хердынь
9) Кто сидит в пруду?
10) Нельзя покупать дачи вблизи городов
— Группа №2 — Зомби —
— Четырнадцатое, четверг —
Знаете, что самое страшное в этом рассказе? Название. Только вслушайтесь. Четырнадцатое! Четверг! Правда, ведь жутко? Какие там «Кошмары на улице Вязов», «Пятница, 13-е» или «Техасская резня бензопилой». Четверг, четырнадцатое. Жутчайшая жуть! Ладно, шучу. Но с название определённо надо что-то делать, так как оно никакое.
А вот сам рассказ получился действительно страшным. И опять вспоминается «Бука» Кинга, ведь здешний монстр тоже живёт в шкафу и вылезает оттуда, чтобы помучить девочку-подростка. И описания этих самых мучений, надо сказать, удались — цитаты: 1) «залезает сверху, пытаясь проникнуть под одеяло — тогда я чувствую на коже его холодные мокрые пальцы», «Склизкие, гадкие пальцы», «Там, где они не должны быть»; 2) «Или пытается засунуть мерзкий язык мне в рот».
Ну про язык во рту всё понятно. Но когда я представляю себе слизкие пальцы, в местах, где они не должны быть, мой внутренний извращенец ликует. Простите, отвлёкся.
Кроме того, в рассказе есть ещё и парочка пасхалок — цитата: «человека с бензопилой или с ножами вместо пальцев, а порой — тощего мальчишку».
Первый — Кожаное Лицо, второй — Фредди Крюгер. Но вот что это за мальчик? Пацан из «Омена», что ли?
Но если вернуться к сюжету, то я не совсем понял финал. Получается, что девочка умерла и теперь раз за разом её убивает монстр? Бесконечный ад? Ну тогда ладно. Правда, что она такого сделала, чтобы подобное заслужить? Просто оказалась не в той комнате и с не тем шкафом?
— Чёртов урожай —
Сказочная история.
Сюжет не нов: игра с нечистой силой в азартные игры никого ещё не доводила до добра. Вот и главный герой превратился в живую картофелину. Но у него появится шанс всё исправить.
Исполнение нормальное, финальный твист понравился. А вообще было веселей, если бы в какой-то момент из земли полезли зомби — полукартофелины/полулюди. Но тогда это был бы уже другой жанр.
— Детритофаги —
«Смотри, чтоб они лишнего тебе не отрезали».
Больницы сами по себе не очень приятные заведения. В нашей стране никто туда по своей воле не ходит. А если ещё учесть, что за «добрые» доктора там иногда могут попасться — особенно терапевты — то это просто ужас. Вот и Овечкин попал туда с аппендицитом. Сделали операцию, вроде всё нормально прошло. Если бы не одно «но». Во время операции врач съел часть тела Овечкина.
Доктора-каннибалы — прикольно. Но, как я понял, они не просто едят пациентов, а пожирают что-то, что заражено болезнью. Интересненько. Надо бы раскрутить эту тему посильнее: больше пациентов, больше болезней, больше врачей.
В самом конце замечен небольшой баг — «Овечкин» почему-то вдруг превращается в «Иванова». Или это уже другой пациент?
«Знаете, батенька, анализы у вас не очень. Придётся вам у нас задержаться».
— Л —
Атмосферно. Плюс. Динамично. Второй Плюс. Вычитка — большой минус, который перекрывает два предыдущих плюса. Ну в самом деле, когда читаешь даже интересный рассказ, но спотыкаешься через предложение, это сомнительное удовольствие. Вот вычитать бы историю хотя бы ещё разок, тогда будет другое дело, а сейчас всё как-то не очень.
Да и ни одной из тем конкурса я не нашёл. Ну разве что в последнем предложении герой испугался. Время бояться? Да нет.
— Дар —
Первая часть рассказа очень понравилась, как раз ради таких сцен я и читаю ужасы — цитаты: 1) «раздался взрыв»; 2) «Все вокруг разлеталось на ошметки»; 3) «Перевернутая коляска и неподвижное тело женщины», «К лежащему в луже крови ребенку подкатилась ее снесенная осколком фонтана голова»; 4) «парень лежал в кустарнике у аллеи», «дышать не получалось — наверное, из-за торчащего в груди железного прута».
Круто же!
Затем появляется карлик, которого может видеть только главный герой. Уродец обрезает нити, связывающие умирающих с небом. И люди покидают наш мир.
А вот вторая часть рассказа, там, где объясняловка, затянута. Сократить бы её. Ещё можно сменить название истории на что-нибудь более звучное. Мои варианты: «Карлик», «Лысый уродец», «Отрезанные нити», «Ножницы и марионетки».
— Список дел —
Вроде тут и юмор, но мне почему-то грустно. Вот так вот жил себе честный человек, был у него список дел, и всё шло хорошо. Но он подписал одну бумажку — и всё полетело чёрту под хвост.
Уважаемые граждане, честные и не очень, убедительная просьба: читайте перед тем, как подписывать. А то так можно и души лишиться.
— Крампус —
«На его рогах будут болтаться ошмётки плоти, а чудовищные глаза — гореть адским пламенем».
Такое хорошо читать под Новый Год, но и на Хэллоуин тоже можно. Здесь речь пойдёт о Крампусе — новогоднем чёрте и о борьбе с ним. Главная героиня готовит для твари ловушку: обливает бензином весь дом. Появляется монстр, и всё загорается. Победа? Как бы не так.
Динамично написано, читается живо. Но как же много в рассказе бензина! Целых четыре канистры: прямо его запах начинаешь чувствовать.
После чтения хочется послушать две песни: 1) «Jingle Bells»; 2) «Benzin» группы «Rammstein».
«Тварь позади меня захохотала, и цепи загремели в такт звону бубенцов».
— Обновление —
Про войну, а также про жестокое обращение с пленными. Сначала читается, как обычная военная проза, но финальный поворот добавляет мистики. Написано прилично, но мне было скучновато. По сути, тут только одна страшная сцена — жестокое убийство седого офицера.
— Безымянная тварь —
На космический корабль «Покоритель» нападает огромная безымянная тварь — астероид с щупальцами и пастями. Он начинает пожирать корабль. Космонавта Фокса, который чинил обшивку, уносит в открытый космос. К его скафандру тоже прицепилась безымянная тварь, напоминающая паука.
Написано под впечатлением от рассказа «Органика» Сергея Резникова? Ну ладно, может, и нет, хотя что-то похожее есть. Но уж без чего точно не обошлось, так это без влияния игры «Dead Space», там есть гигантские живые луны, пожирающие целые планеты. А ещё фильма «Чужой», паукообразная тварь явно скопирована с лицехвата.
В итоге, получился крепкий рассказ, но ему не хватает оригинальности.
— Аквапарк закрыт —
Обычный рабочий день в аквапарке превращается для Олега в настоящий кошмар — цитаты: 1) «Вытекающая из трубы вода окрасилась в красный цвет, а вместе с ней наружу вылетали ошмётки чего-то, странные бордовые куски», «Завороженно он смотрел на то, как из трубы выплывают ленты кишок, клочки волос, куски кожи»; 2) «Внизу в кровавом потоке плавали изъеденные тела», «Создалось впечатление, что на людей напал неведомый хищник или вода внезапно превратилась в кислоту».
А всё потому, что Олег не пустил на горку странную девочку. Я сначала подумал, что это она так отомстила, но на самом деле она могла как-то остановить происходящее. Точнее, даже не происходящее, а то, что вырвалось наружу.
Интересная история, но у меня будет несколько замечаний:
1) Вступление затянуто. Я уже сразу понял, что Олег не в восторге от работы, можно и не нагнетать.
2) Хотелось бы, чтобы в финале из бассейна выбралось хтоническое нечто и скушало Олега. Не фиг было обижать странных маленьких девочек!
3) Нужно другое название, а то текущее как-то не очень. Слово «Аквапарк» можно оставить, но добавить к нему что-то ещё.
— Адовый ад —
Про чертенёнка, который из ада попал на Землю и решил попугать людей. Но в итоге, познакомившись с человеческим бытом, испугался сам. Причём не раз.
Попытка чёрного юмора. Не сказать, чтобы полностью провальная, но и не шибко удачная.
— Замочек —
А вот здесь тоже попытка чёрного юмора, но она оказалась удачной.
Два рядовых бандита должны взломать эмо-шкатулку. Но чтобы открыть замок, нужно напугать дочку мафиозного босса. А она, как выяснится, ничего не боится. И даже когда один из бандитов начинает издеваться над плюшевым игрушечным котом девочки, она не проявляет никаких эмоций. А всё потому, что она робот.
Смешно получилось. Особенно понравилось упоминание различных фобий. Чувствуется работа с матчастью. Фобии органично вплетены в текст, и не возникает ощущения, что читаешь статью из Википедии.
Исполнение тоже на уровне, я всего один ляп обнаружил.
1) «ангорский «код» спрыгнул с коленей».
Кот.
— Красные шапочки —
Переиначенная сказка про Красную Шапочку. Тут их даже целых две, а волк один. Шапочки убегают, зверь догоняет. Но попадает в ловушку.
Забавненько. Этакий триллер со сказочным уклоном. Надо было только волку брата добавить или братьев. Вот бы Шапочки обломались!
— Кошмары Кроссбриджа —
О проклятом городке Кроссбридже. Тут не одно какое-то проклятое место, тут их целая куча. Летний лагерь, парк, кладбище. В городок едет группа скучающих студентов. Все они погибнут, а каждое из нехороших мест получит свои жертвы.
Кстати, это одновременно и главный плюс, но, в тоже время, и главный минус рассказа. В каждом проклятом месте свои монстры, но «экранного времени» на всех не хватит. Это особенно чувствуется в заключительной сцене на кладбище. Нужно было сконцентрироваться на чём-то одном: например, на том же парке.
А вообще сама идея хороша, на такой основе можно и повесть небольшую замутить.
— Кишки висели на ветвях —
Классная расчленёнка!
Цитаты: 1) «Тетка всхлипнула, повернулась было бежать, но острый клинок врезался ей в шею», «Фейерверк!»; 2) «Одноногий толстяк пытался по-заячьи ускакать в кусты, но моментально потерял равновесие, полетел носом вниз и, кажется, разбил головой камень»; 3) «гламурные мужички удрать не успели и быстро лишились головы, руки, уха и порции гениталей, которые улетели к звездам, как символичное послание братьям по разуму».
Отдельный бонус за убийство гламурных мужичков. Как не толерантно! Что же вообще тут за вакханалия творится? Всё просто: на съёмках одного документального фильма убили кучу леммингов. Утопили. Это месть за бедных пушистиков! Получайте поганые людишки!!
Но не стоит думать, что у рассказа нет недостатков:
1) Я бы заменил мечи героев — батыйя и кылыс — на что-нибудь более благозвучное и более известное. Например, на катану, фламберг или ятаган.
2) Объясняловка происходящего слишком уж безумная. Впрочем, она под стать всему остальному. Но по-любому я бы её сократил.
3) Название неплохое, но можно придумать и что-то получше. Я не люблю кишки и всяческие потрошения, а вот хорошую расчленёнку уважаю.
Вместо заключения — цитаты: 1) «Атакующие приближались, я шагнул навстречу, и батыйя разворотил полицейскому грудь»; 2) «Его напарник выстрелил мне в голову — бумм!»
— Меня закатали в асфальт —
Название хорошее. Люблю, когда используют популярное слово, фразу или выражение. Правда, про асфальт больше популярно было в 90-е, сейчас бандиты скорее налоговиков натравят или ментов.
Идея неплохая, но у рассказа большие проблемы с логикой. Героя убивают, а он спокойно об этом пишет. Да, и где он бумагу с ручкой достал? И как он писал в темноте?
Вот если бы о произошедшем рассказывал его призрак, тогда другое дело. А потом он превратился бы в асфальтового монстра и пошёл бы мстить убийцам. Но это уже совершенно другая история.
— Октябрьский торгаш —
«Увидели они: печальный продавец
маски продавал в глухом переулке».
Про гадкого, мерзкого и отвратительного торгаша. Не знаю, кто он — колдун, демон или сам дьявол — но он торгует проклятиями, болезнями и другой дрянью. Причём продаёт свой товар под видом разных безделушек: серёг, колец и браслетов, короче, всякой бижутерии и мелочёвки.
Однако надо отдать должное торгашу, он честно предупреждает о побочных эффектах. Конечно, никто ему не верит, а когда верят, то становится уже поздно. Снять вещь и её действие, можно только избавившись от конечности, на которой она носится.
Замечательная идея! Только бы исправить пару текстовых багов — и будет отлично:
1) «истерично верещит «бондинистая» девица».
Блондинистая.
2) «Снять украшение и его действие можно только избавившись от той «частью» тела».
Части.
«Кошмарами торгую я!
И деньги требую с тебя!»
— Дом с лицом из мозаики —
У рассказа два несомненных плюса:
1) Название. Звучит интригующе.
2) Сцена, где гигантский ребёнок-призрак крушит строительную технику. Жаль, что она коротенькая.
Из минусов:
1) Несколько затянутое вступление.
2) Ошибки. Тексту не помешает вычитка.
Но, в целом, понравилось: и призрак оригинальный, и история про месть.
— ПерХор —
О, сколько страхов сразу в одном флаконе! Тут и боязнь насекомых (мух), и боязнь темноты, и боязнь смерти близкого человека (маленькой дочери). Можно подумать, что главной героине — Джане — сниться кошмар или что она попала в ад. Но на самом деле это всё игра. Называется она «ПерХор» — персональный хоррор.
Больше всего меня впечатлил бассейн с мухами — цитаты: 1) «Вокруг не вода, а искромсанные крылья мух», «Весь бассейн кишит обрубками насекомых»; 2) «Оторванные головы строчат челюстями», «Бьются в агонии членистые лапки и усы».
Но и финальная сцена тоже хороша — цитаты: 1) «Ребенок, почувствовав грудь, успокоился и засопел, причмокивая», «Вместо молока из груди сочилась вязкая черная смола, забивала рот, вытекала из крохотного носа», «Маленькое тельце забилось в конвульсиях»; 2) «Джана потянула изо всех сил и оторвала от себя ребенка», «Сквозь пелену слез она увидела кровавое месиво в руках и прилипшее к груди лицо дочери».
О, я бы в такую игру поиграл. Я уже ничего не боюсь, но многие вещи мне до сих пор неприятны. Бабки, пауки, дантисты, возращение в школу и всякое другое. Короче, где эту игру можно купить или скачать?
Написано на уровне выше среднего, но только иногда перебор с красочными метафорами и сравнениями. Словно не рассказ читаешь, а некое литературное упражнение. Проще надо быть, проще.
— Общее мнение —
Сначала пройдёмся по темам.
Счёт такой:
1) Тёмный праздник: 4
2) Под холодным светом звёзд: 1
3) Нехорошее место: 5
4) Время бояться: 9
На первом месте с большим отрывом «Время бояться». На втором месте, хе-хе, «Нехорошее место».
Темы были предложены и отобраны на конкурсной основе в группах Вконтакте Малеевка-Интерпресскон.
Вниманию конкурсантов! Рассказы, попавшие в топ авторов или жюри (а также по выбору организаторов), будут предоставлены редакциям сетевых и бумажных журналов для возможной публикации (окончательный выбор остается за редакциями журналов).
Рассказы надо отправить до полуночи с субботы на воскресенье (с 30-го на 31-е октября).
ВНИМАНИЕ! Участие в конкурсе означает по умолчанию согласие автора на то, что лучшие рассказы будут опубликованы в дружественных группах соцсетей, а также могут быть предложены в разные подходящие журналы, сетевые и бумажные.
Обсуждение и голосование будет происходить там же, на сайте Малеевка-Интерпресскон, как всегда после завершения приема текстов.
Обсуждение и голосование продлятся до полуночи со вторника на среду (с 2-го на 3-е ноября).
Максимальный объем рассказа: 2500 знаков без пробелов
Посольство Республики Польша в Российской Федерации объявляет финалистов конкурса научно-фантастического рассказа памяти Станислава Лема.
Организаторы Конкурса, посвященного столетию со дня рождения великого писателя и мыслителя Станислава Лема, предложили участникам описать мир будущего, каким он будет или может быть через сто лет, в 2121 году. Представить, каким станет человечество и чего оно достигнет человечество? С какими новыми вызовами столкнется?
Всего на Конкурс поступило более 200 рассказов из разных городов и селений России.
Среди основных и наиболее популярных тем, которые исследовали авторы присланных на Конкурс рассказов: перспектива обретения человеком бессмертия, исследование космических пространств и освоение других планет, контакты с инопланетными цивилизациями, роботизация и виртуальная реальность, а также осмысление и переосмысление понятия «человек».
ФИНАЛИСТЫ КОНКУРСА
В финал Конкурса вошли следующие рассказы:
• Алексей АНДРЕЕВ. Маза
• Владимир БЕРЕЗИН. Сайт без урла
• Евгений БУГРОВ. Жажда
• Роман ВЕРХОВСКИЙ. Черная машина
• Михаил ГАЁХО. Анна
• Денис ДРОБЫШЕВ. Будь ты проклят, Марс!
• Андрей КОКОУЛИН. Обратно
• Максим МАРКОВ. Ужин у Дельбрюка
• Татьяна МИНАСЯН. Те, кто не бросает своих
• Алексей МИХАЙЛОВ. Отражение
• Павел ПИМЕНОВ. Нишрот Йегрес, посетитель Йара
• Ирина РЯБИНОВА. Щербатые цветы
• Ольга ТОЛСТОВА. Вихрь
• Никита ТРОПИНИН. Квалиа
• Артём ХЛЕБНИКОВ. Потери
• Павел ШЕЙНИН. Проблемы выгорания у светофоров
Победителей Конкурса определит профессиональное жюри, в состав которого вошли известные деятели культуры, критики, а также футурологи и специалисты в сфере новых технологий.
Участники жюри:
• Дмитрий БАК — директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля,
• Василий ВЛАДИМИРСКИЙ — критик, литературный обозреватель,
• Евгений КУЗНЕЦОВ — венчурный инвестор, футуролог, Singularity University Ambassador,
• Андрей ЛИСИЦКИЙ — директор Библиотеки имени Ф.М. Достоевского,
• Сергей ПОПОВ — астрофизик, профессор РАН,
• Константин ФРУМКИН — футуролог, главный редактор журнала "Инвест-Форсайт".
Председатель Жюри:
• Галина ЮЗЕФОВИЧ, литературный критик.
Председатель Оргкомитета конкурса – историк фантастики, соучредитель премии «Новые горизонты» Сергей Шикарев.
ОБЪЯВЛЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
Победители Конкурса будут объявлены на итоговой конференции, которая состоится 25 ноября в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс». Будет организована трансляция пресс-конференции в сети Интернет.
ПРИЗОВОЙ ФОНД
Призовой фонд Конкурса составляет 70 000 рублей, которые будут распределены между победителями:
• 1-е место – 40 000 рублей
• 2-е место – 20 000 рублей
• 3-е место – 10 000 рублей
Также победители будут награждены памятными дипломами.