Отшумела, закончилась очередная фантлабораторная работа. Эйфория какие мы крутые потихоньку отпускает, настает время осмысления.
Ощущения смутные. Притом, что встречались очень неплохие рассказы, эпохалки и нетленки не обнаружилось, среднее арифметическое финала (к утру 02.10.25) не дотягивает до семерки.
Опять не случилось в финале и яркой научной фантастики. Почти вся научка осталась в первом туре, что, собственно, уже стало привычным. Лишь пять неплохих НФ-рассказов с трудом протиснулись во второй тур, где и погибли, задавленные распухшим жирующим фэнтези, магреализмом и мистикой.
Из финальных рассказов ФЛР-28 к мягкой, гуманитарной, социальной НФ с большим натягом можно причислить только три: “Линия движется на восток”, “Сок его глаз” и “Экскурсия на Стеклянную”. То есть, с учетом самосуда в первом и втором туре, фантлаборанты стабильно выбирают эскапизм и уход от материалистического взгляда на будущее. Ровно поперек установившегося тренда на hard SF.
цитатаСпойлер: см. премии “Россия 2050”, “История будущего”, “Проект особого значения”. Даже “Новая фантастика” (Бумажный слон), где фэнтези и магреализм всегда правили бал, с этого года вводит спецноминацию “Научная фантастика”.
Раньше было лучше, именно ФЛР всегда задавала тренд.
Опять очень много “девачкового” контента — пожалеек, “одноногих собачек”, переживаний, страдания внутри себя, ковыряния ментальных болячек, лелеяния травмирующего опыта. Чаще всего, главная героиня таких рассказов девушка тонкой душевной организации, нервная, дерганная, находящаяся в пограничном состоянии. Отчасти можно было бы объяснить выбор рефлексирующей героини заданной организаторами “женской” темой с платьями. Но в этот раз авторы особенно не утруждали себя попаданием в ТЗ, либо демонстративно пришивали платье к тексту на живую нитку. Разумеется, при натягивании расползалось.
Опустим “Раньше было лучше”, ибо, как отмечалось в форумных бдениях, подходит вообще под все. Поговорим о платьях. Если задуматься, заданная тема это не про одежду, точнее, не только и не столько про неё в контексте ФЛР. “Какого цвета платье” — вполне себе научная проблема, рассматривающая особенности хроматической адаптации, психологические проблемы влияния окружения на восприятие и др. Но это если задуматься. Погружение требует времени, изучения научной литературы. Сложна-а-а — поэтому — пренебречь.
цитатаСпойлер: плоский, ненаучный, лобовой или магический подход к теме конкурса ярко обозначились ещё на ФЛР-27, когда “детскую задачку” большинство авторов предпочли юзать в прямом толковании, без оглядки на шахматный термин и акварель Дадда.
Однако ФЛР-28 пошла ещё дальше — многие авторы вовсе перестали заморачиваться темой, и это, наряду с техническим несовершенством отбора во втором туре, считаю самой большой проблемой конкурса. Задать вопрос о наличии темы в тексте стало даже чем-то неприличным, неловким, как пролить соус на скатерть. Ка-а-ак?! Вы что, не видите насколько прекрасен этот рассказ сам в себе, для себя и блистает вокруг себя?! Причем, штрафовать за отсутствие темы перестало даже профессиональное жюри. Восемь из шестнадцати рассказов финала откровенно делают вид, что никакой темы в конкурсе не было. Непонятно, зачем ее вообще задавать в этом случае.
И вишенка на торте. Фантдопущение. Его не обнаружилось у пяти финалистов. Вообще никакого, даже пришитого цыганской иглой.
Фантастика, скажете? Нет, реальность.