Узкий пьедестал пантеон


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» > Узкий пьедестал-пантеон
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Узкий пьедестал-пантеон

Статья написана 30 сентября 14:07

Оттолкнусь от немного парадоксальной мысли: Лукьяненко и Пелевин заняли вершину современной «книжной» фантастики, и стали неким современным отражением того места в критике, которое занимают братья Стругацкие.

Почти в форме лозунга

                                        «ЛУКЬЯНЕНКО И ПЕЛЕВИН — ЭТО БРАТЬЯ СТРУГАЦКИЕ СЕГОДНЯ».

Разумеется, у многих читателей найдутся свои «но» и «против».

Есть любимые авторы, в том числе активно пишущие, есть рейтинги продаж. Есть не лишенные резона упреки в том, что эти два автора не так уж и часто создают шедевры, а чаще не дают о себе забыть.

Только вот я рассуждаю об усреднено-книжном сегменте и его отражении в головах.

Условно интеллектуальная и столь же условно развлекательная сферы переплелись в творчестве этих двух авторов как инь-янь, причем Пелевин преимущественно «интеллект», а Лукьяненко столь же преимущественно «развлечения».

И не суть важно, кто из них первый, куда важнее — кто третий?

Из ярких звезд девяностых и нулевых, кто может светить сегодня, то есть им будут вспоминать не старые заслуги, а работы последних десяти лет?

Бушков умер, мир праху, и хотя на первые места не претендовал, но был заметен на небосклоне. Однако еще при жизни он вошел в печальный список людей, которые по разным причинам выбыли из когорты сильных действующих авторов...

И кто из авторов, раскрутившихся в десятых годах, может претендовать на похожий статус?

Многие влипли в проды и клепают бесконечные сериалы, которые поддерживают к ним внимание, но не дают создать прорывные книги. Кто-то не может раскрутиться, хотя пишет весьма достойно (для меня эталон подобного — Веркин). Кто-то пишет очень специфично, для узкой аудитории. Кто-то пишет очень редко.

Отчасти нас догнал издательский кризис, который начался еще в нулевые. И можно выяснять, кто виноват.

Но я поставлю вопрос иначе: кто может стать с этими авторами на один уровень через десять лет, и что для этого надо сделать писателю?





42
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 сентября 14:11
цитата
Но я поставлю вопрос иначе: кто может стать с этими авторами на один уровень через десять лет, и что для этого надо сделать писателю?
Да никто. книгоиздание умирает. Будет все большее дробление. вровень не станет никто. не в смысле качества и интересности конечно. А именно известности
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 сентября 14:49
Не надо забывать про возможности кино, силу госбюджета и т.п.
Например.
Роман (блестящий), экранизация (удачная), второй роман (очень хороший, но в другом фантастическом жанре), вторая экранизация, третий сборник повестей (среди которых будут блестящие), экранизация хотя бы одной из них в формате короткого метра.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 14:53
цитата skravec679
Роман (блестящий), экранизация (удачная), второй роман (очень хороший, но в другом фантастическом жанре), вторая экранизация, третий сборник повестей (среди которых будут блестящие), экранизация хотя бы одной из них в формате короткого метра.
А вот вы мрожете назвать экранизации современный фантастов? Стругацкие да. Тот же Лукьяненко. Да.Волкодав Семеновой. Я дракон дяченко. Несколько фильмов по Громову. Несколько по Иванову. А еще? Экранизируют либо классику классику. Либо оригинальные сюжеты
 


Ссылка на сообщение30 сентября 14:54
Пелевин «Generation П»
 


Ссылка на сообщение30 сентября 14:55
цитата skravec679
Пелевин — «АмпирВ»
Пелевин да) Но он и так знаменит)
 


Ссылка на сообщение30 сентября 14:59
Экранизация «Библиотекаря» по Елизарову
 


Ссылка на сообщение30 сентября 15:00
цитата skravec679
Экранизация «Библиотекаря» по Елизарову
вот это аргумент)
 


Ссылка на сообщение30 сентября 15:04
цитата skravec679
Роман (блестящий), экранизация (удачная), второй роман (очень хороший, но в другом фантастическом жанре), вторая экранизация, третий сборник повестей (среди которых будут блестящие), экранизация хотя бы одной из них в формате короткого метра.

Сальников неплохо стартовал с «Петровыми в гриппе». Но потом по восходящей не пошло.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 15:12
цитата Green_Bear
Сальников неплохо стартовал с «Петровыми в гриппе». Но потом по восходящей не пошло.
Вот только это не фантастика и не фентези)
 


Ссылка на сообщение30 сентября 15:19
цитата Green_Bear
Сальников неплохо стартовал с «Петровыми в гриппе». Но потом по восходящей не пошло.
Скалолазка Синицына. не помогло. Запрещенная реальность Головачев. Он и так был знаменит


Ссылка на сообщение30 сентября 15:26
цитата
Из ярких звезд девяностых и нулевых, кто может светить сегодня, то есть им будут вспоминать не старые заслуги, а работы последних десяти лет?
кстати об этом... Ушли большие писатели. Никитин Головачев Бушков. А будут ли переиздания? посмотрел. Активно переиздают только Головачева. Никитина и Бушкова нет. У них лишь новые книги выходили..


Ссылка на сообщение1 октября 00:40
Большое спасибо! Печальную весть принесли вы любителям российской фантастики, раз у нас такие хедлайнеры! Скажу страшную правду — вровень с Пелевиным и Лукьяненко не могут стать даже нынешние Пелевин и Лукьяненко, по сравнению с их собственным авторитетом и раскрученностью двадцатилетней давности. Тогда они были великанами, а теперь только жалкая тень былого величия осталась (при всем уважении к их былым заслугам).
Справедливо было у же указано, что в нынешнюю эпоху мелкотравчатой стратификации не имеет смысла критерий известности ставить во главу угла.
Чтобы появились новые Стругацкие — настоящие — нужна полная трансформация отечественной культуры. Это общая ее беда, да и мировые тренды тоже.
По степени таланта и интеллектуальности два моих открытия этого года Эдуард Веркин и К.А.Терина им практически не уступают. Но доминантами им не стать из-за кризиса «культурной логистики».
Но люди стараются что-то делать — модернизируют творческие союзы, создают новые общие премии.
Резюмирую — дело писателя ваять шедевры, а вот возносить его на вершину величия и прославлять в веках — дело народа, собранного в единое мощное сообщество, государство.
Классический пример — классическая же русская литература. Ее создавали, с одной стороны, гениальные писатели, с другой — тектонические сдвиги в жизни народа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 октября 00:48
цитата vfvfhm
Резюмирую — дело писателя ваять шедевры, а вот возносить его на вершину величия и прославлять в веках — дело народа, собранного в единое мощное сообщество, государство.
Тут такое дело.. Место на Олимпе известности занято. Если раньше были только бумажные книги. То почитать человек мог только то что вышло прямо сейчас.. И новинки . Или новые переводы. Становились СОБЫТИЯМИ. Даже в девяностые. Не говоря про времена СССР когда книг то было мало. И вот выходили Герои ниоткуда 200 тысячным тиражом. И... Это все таки 200000!! Тираж. Событие) А потом появился интернет. И теперь есть доступ ко всей литературе мира. И теперь потенциальному шедевру надо конкурировать за ВНИМАНИЕ. Я не говорю про деньги но хотя бы за ВНИМАНИЕ со ВСЕЙ литературой мира. И всем кино в придачу. Вот и получается. Надо либо сказать нечто новое. Либо настолько лучше предшественников...
 


Ссылка на сообщение1 октября 01:08
Про что я говорю. Нужна политика, мировоззренческие и прочие изменения, чисто технические, например. короче ,колоссальный труд ,чтобы свершить который, нужно для начала понять — а цель-то у нас какая?
 


Ссылка на сообщение1 октября 01:17
цитата vfvfhm
а цель-то у нас какая?
А вот это и непонятно. Чтобы именно этот шедевр. Этот автор стал мега популярным? А чем он собственно лучше? Если требуется специальное продвижение? Нет без рекламы никуда. но не только реклама. В книге должно что то «резонировать» вот на меня лично произвели впечатления книги. А потом я узнал. Что их практически и не читал никто.. значит ли это что то не правильно? не думаю.. Другие книги произвели впечатление на других людейПопулярность тех же Стругацких. Она на чем основана? Были бы они ТАК популярны без ТОГО книжного дефицита? Это ведь вопрос сложный. Чтобы стать ТАК популярным. надо что то важное для читателя сказать. И в то же время быть уникальным. Вот такие мысли
 


Ссылка на сообщение1 октября 09:37
Я немного про другое. Прежде всего: какую задачу ставит перед художественной литературой наше общество? Вообще, оно самосохранится хочет? В том числе, путем прививания правильных идей и повышения сознательности путем пропаганды хороших и нужных книг. (А вот писатели эти книги и должны будут написать).
А насчет Стругацких... Практика — критерий истины. С годами они хуже не стали, хоть с художественной, хоть с интеллектуальной точки зрения. Например, многие их прогнозы, к сожалению, сбылись. (Отнюдь не светлые). Их читают и новые поколения. Но мир изменился. Они заняли свою нишу, у них есть своя таргет-группа, полная умных и талантливых людей (дураков, правда, как и везде там тоже хватает). И пользу их книги приносят. Вон, даже киношники на их наследии по сию пору пытаются бабла срубить.:-)))
 


Ссылка на сообщение1 октября 09:52
цитата vfvfhm
Я немного про другое. Прежде всего: какую задачу ставит перед художественной литературой наше общество? Вообще, оно самосохранится хочет? В том числе, путем прививания правильных идей и повышения сознательности путем пропаганды хороших и нужных книг
А вот это другое дело. Только.. если пропагандировать именно конкретные книги. ничего не выйдет. Время этого ушло. Правильные идеи должны быть массово в книгах)
 


Ссылка на сообщение1 октября 09:56
цитата просточитатель
Правильные идеи должны быть массово в книгах)

Тут могу только безусловно согласиться!:beer::-)))


Ссылка на сообщениевчера в 13:45
цитата
кто может светить сегодня,

по мне Вадим Панов неплохо движется и пишет в разных жанрах, для меня он на одном уровне с Лукьяненко, одновременно читал и того Дозоры да Диптаун с Осенними визитами, и этого Тайный город с Герметиконом и Анклавами, очень стоящие вещи, да и сейчас Панов детективы запустил, буктьюберы читают, нравится он им также, ...
еще бы может Олега Дивова припомнил, только он как то исчез, ...
или того же Ника Перумова, чего бы и не да, Феникс за него взялся по полной снова,....
или Сергей Тармашев, Алексей Пехов, они также не останавливаются, пишут, печатаются, у каждого своя фан база немалая !
в общем есть те, кто с 2000х до сих пор пишут и пользуются популярностью, переиздаются тиражами нормальными
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 15:30
Для меня автор выходт на первый уровень фантастов не только когда он регулярно пишет и фанбазу имеет, но и когда получается у него что-то близкое к реальной нетленке.

Панов — при том, что автор трудолюбивый в хорошем смысле, для меня он коммерческий (не в упрек ему, автор сознательно работает на денежку, не при этом дно не пробивает, но ни Герметикон, ни прочие его вещи для меня так и не взяли какую-то планку высоты. Это субъективное мнение.)
Дивов затих.
Пехов не тормозит и иногда у него получаются очень приятные жанровые вещи (в том смысле, что для любителей какого-то жанра), если он напишет хотя бы пару действительно прорывных романов — выйдет в лидеры.
И куча людей из фантастики ушла (например, Бенедиктов).
 


Ссылка на сообщениевчера в 15:59
помню пару лет подряд на книжных ярмарках, как на ВДНХ, так и на Красной площади, ходил по кругу в один день на послушать и потом простоять в очереди за автографом, и получалось видеть всех одинаково ровно Лукьяненко, Панова, Дивова, Тармашева, Перумова, самая большая очередь была у Перумова, самая массовость из-за многих авторов во вселенной Дозоров у Лукьяненко, самая серьезность это Тармашев, а самая визуальность у Панова, много косплееров из его миров,.... люблю всех одинаково, если я хочу их смотреть вживую, брать автографы в книги, читать продолжения циклов и ждать новые серии, то это для меня первый уровень фантастов !
 


Ссылка на сообщениевчера в 16:02
цитата
И куча людей из фантастики ушла (например, Бенедиктов)
все кто был связан с Этногенезом, там действительно была куча авторов, крутой проект на 60+ книг, только заброшен и не закончен оказался, очень жаль, оттуда я о нем и узнал....


⇑ Наверх