Вонда Н Макинтайр Змея


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «iRbos» > Вонда Н. Макинтайр «Змея сновидений»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вонда Н. Макинтайр «Змея сновидений»

Статья написана 27 сентября 15:10

Змея сновидений

Автор: Вонда Н. Макинтайр

Дата выхода (на русском): 1978 (2025)

Издательство: АСТ

Книга прочитанна в книжном клубе Фантлаба.

Написанную Вондой Н. Макинтайр в 1978-м «Змею сновидений» называют эталоном фантастики второй волны феминизма. В годы выхода она собрала внушительный букет жанровых премий и привлекла к себе много внимания. Но есть ли что сказать Макинтайр современным читателям?

Выросший из рассказа, роман повествует об условном квесте целительницы Снейк. В мире, изуродованном ядерной войной, люди выживают как могут. Недостатки некоторых ресурсов, в том числе лекарств, компенсируются изобретательностью. Поэтому целители используют генно-модифицированных змей как своеобразные биофабрики. Обычно каждый носит с собой трёх, из которых самая ценная — змея-греза. Никто не понимает, как их разводить и добывать новых чрезвычайно трудно. Именно её и теряет целительница по собственной неосторожности. Теперь Снейк нужно вернуться на станцию целителей и признать свою несостоятельность, либо попробовать каким-то чудом заполучить другую.

По началу всё в романе настраивает скорее на позитивный лад. Несмотря на некоторые недочёты мира и логики сюжета, Макинтайр прекрасно справляется с описанием окружения Снейк и передачи общей атмосферы угасающего мира. Эпизод с лечением мальчика — по сути, изначальный рассказ — и последующая история о девушке Джесс, которую придавила упавшая лошадь, написаны блестяще. Чуть не разрыдался в маршрутке, пока читал. Но чем дальше, тем чаще закрадываться мысль: Вонда действительно талантливо описывает такие моменты, но очень плохо компонует их в единую сюжетную структуру. Кажется, в формате несвязанных рассказов книга смотрелась бы лучше.

Мир здесь подобен лоскутному одеялу. Вроде бы он огромен по описаниям, но по факту любое путешествие от точки А к точке Б занимает пару дней и столько же страниц. При этом уклады жителей могут разительно отличаться. Неизменным остаются только невероятно прогрессивные взгляды всех и каждого. В пустыне люди живут шведскими семьями со множеством разнополых партнёров. В горном городе это вроде не распространено, но оказывается, что всё, включая мужчин, каким-то образом должны уметь контролировать фертильность. Повсюду царит более или менее свободная любовь и бисексуальность. Каким образом мир, переживший ядерную войну, пришёл к подобному социальному устройству, не сообщается (или же он уже был таким?). При этом не сказать, чтобы подобные элементы были сильно новаторскими. Например, в «Луне — суровой хозяйке» Хайнлайна, написанной за десять лет до «Змеи сновидений» уже были сложные браки, а в «Чужаке в чужой стране» — свободные отношения. Но там везде было понятно описано, почему так сложилось. Здесь же всё постулируется как данность. Хватает и других моментов, когда автор подменяет традиционные мужские и женские роли, выступает против очевидных вещей, вроде психологического или физиологического насилия, или играется с языком и его гендерными формами. Но лингвистические нюансы остались за бортом русскоязычного издания в силу откровенной посредственности перевода и редактуры (что для серии скорее норма), а большая часть прогрессивных игр с читателем крайне плохо вплетены в канву повествования, из-за чего они торчат наружу и раздражают.

Однако хуже всего дело обстоит с сюжетом. Он постоянно вроде как пытается обмануть ожидания читателей, но по итогу водит за нос сам себя. По ощущениям роман похож скорее на сборник рассказов, который на живую сшили белыми нитками, настолько плохо порой логически связаны разные части. Без спойлеров описывать это сложно, но когда посещение основного места назначения оказывается пшиком, новую цель квеста подбрасывает Снейк наркоман, который ни с того ни с сего начал её преследовать пару эпизодов назад. Кажется, его засунули в связки между рассказами именно ради этого. Да и сам квест на деле получается куцый: два дня от пустыни до горной страны, где четверть книги ничего особо важного для сюжета не происходит, два дня до цели, два дня обратно и потом неожиданный крюк к настоящему финалу со стандартным набором преодолений и откровений. В общем, рояли в кустах аккомпанируют практически любому сюжетному повороту. Из-за чего интерес к книге движется по абсолютно неудачной траектории. Вначале ты крайне воодушевлён происходящим и готов прощать мелкие ошибки, а к концу через силу пытаешь домучить жалкие страниц пятьдесят, раздражаясь на очередное морализаторство, плохо спрятанное в тексте.

Возможно, когда-то «Змея сновидений» и могла предложить читателю вкусить какой-то необычный плод с древа познания, расширить границы дозволенного или просто удивить. Увы, с тех пор само дерево усохло, а вкус плодов его настолько приелся, что больше не скрывает недочёты, приготовленных из них неудачных блюд.




Понравился текст? Подписывайтесь на мой канал в Телеграме и группу в ВК. Там появляются небольшие заметки и наблюдашки, а также материалы, которые по тем или иным причинам нельзя выложить на всех площадках. Например, подкасты для «Мира фантастики».





1017
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 сентября 15:55
Большое спасибо! Отлично сказано! Как я понял из вашего рассказа, этот роман идеален для Книжного клуба Фантлаба. Там ведь граждане собираются по одной причине: «Но ведь мы хотели узнать!»o_O
Каждый раз они узнают все по полной программе, но, похоже, пытливые умы никакими знаниями не остановить!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 сентября 17:45
Спасибо. Честно говоря, в где-то в 8 случаях из 10 я не понимаю, почему была выбрана та или иная книга. И самое страшное, что некоторые книги иногда я даже не знаю))) Но серию ФКиС я так или иначе собираю, потому что там иногда попадаются интересные вещи. Так что купил бы все равно.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 22:48
Скажите пожалуйста, какие книги для вас самые лучшие в серии «Фантастика классика и современность». Очень интересно, а то я мало осведомлён в Фантастике, могу только предложить, что вы скажите Тед Чан и Иэн Бенкс
 


Ссылка на сообщение29 сентября 10:33
Это серия довольно своеобразная. Как и Мастера фантазии она больше для меня про поиск «скрытых бриллиантов». Но пока я ее скорее собираю. Читал суммарно 4 книги (из тех, что выходили изначально там или давно не переиздавались). Чан у меня в другой серии и я до него не добрался еще, хотя пару лет назад даже специально поставил на видное место. Надо исправить. А Бенкс вроде в серии был вообще не фантастический.

Я в целом не могу ФКиС порекомендовать для такого базового знакомства, если я правильно понял вопрос. Там, конечно, есть и классика, и сильные сами по себе вещи, но ценность серии немного в другом. Это скорее углубленное копание в жанре. Я так питаю очень большие надежды на Варли, Рюкера и Браннера.


Ссылка на сообщение27 сентября 20:49
цитата iRbos
Честно говоря, в где-то в 8 случаях из 10 я не понимаю, почему была выбрана та или иная книга.

:beer:
Но я как-то посчитал: 2 приличные книги из 12 — это ведь 15%! Вполне пристойно. Больше, чем обещает «закон Старджона».;-) Но не могу себе отказать в удовольствии поёрничать и позубоскалить над этими «узнавателями» при удобном случае:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 16:05
Я не все читал, просто о Молитве к прозерпине я узнал из книжного клуба. Но по отзывам не понятно, зачем выбрали в конечном итоге. Без осуждения, выбрали и выбрали. Просто непонятно.
 


Ссылка на сообщение29 сентября 09:02
там аннотация интересная была — поздняя Римская республика сталкивается с новым вызовом. Я ожидал какое-то интересное расследование, научное и разведывательное, работу сената, что-то в этом плане. Получил то, что получил
 


Ссылка на сообщение29 сентября 09:55
Может быть и так, но для ФАНТлаба выбор довольно необычный при любом раскладе) Хотя после него с более серьезно стал воспринимать мем о том, что мужчины часто думают о Римской империи :-D


Ссылка на сообщение28 сентября 15:08
Ну вообще выбор книг очень удачный: где-то 3/4 — это уровень классики жанра. Другое дело, что книги клубу оказываются не по зубам.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 16:06
Ну, получается, что выбирают и читают разные люди?)
И что понравилось вам из выбранных книг?
 


Ссылка на сообщение28 сентября 16:16
цитата iRbos
И что понравилось вам из выбранных книг?
Сойер, Веркин, Терина, Резник. Дукай — в особенности. Да откровенно плохих книг в клубе считай что и не было: фантастика и фэнтези во всём их многообразии. Даже в сборнике «Костяной» несколько интересных рассказов нашёл, уж на что тёмное фэнтези не мой жанр. Открывающий сборник «Фамур» и вовсе отличная работа.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 21:59
Ну, по сути вы перечислили все потенциально интересное из списка. Хотя на счёт Сойера лично для себя не уверен. И Териной. Остальное все изначально было под большим вопросом. Поэтому я присоединяюсь к чтения всегда по возможности и настроению.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 23:01
Вэнса и Бачигалупи я просто не читал ещё, а космохоррор, равно как и всякий другой хоррор, не люблю и не понимаю.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 16:37
Ну да. Выбирают 100 пустых аккаунтов и новорегов.
А читают всё те-же самые десяток человек.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 22:00
Не уверен. Слишком уж своеобразен временами выбор. Даже непонятно, кто мог форсить ту же Макинтайр)
 


Ссылка на сообщение29 сентября 21:20
цитата iRbos
Не уверен. Слишком уж своеобразен временами выбор. Даже непонятно, кто мог форсить ту же Макинтайр)
Господин Ведущий))) https://fantlab.ru/for... https://fantlab.ru/for...
 


Ссылка на сообщение29 сентября 21:39
Ну, судя по его отзывам он сам потом пожалел)
 


Ссылка на сообщение29 сентября 21:40
)))))
 


Ссылка на сообщение29 сентября 21:46
Ну, я тоже, предположим, и голосовал, и агитировать пытался — много слышал, куча премий, да и рассказ/первая глава в любительском переводе интриговал. В итоге тоже разочаровался, бывает.
 


Ссылка на сообщение29 сентября 22:46
Это скорее был вопрос в духе, кому из издательств выгодно было продвигать эту книгу)
 


Ссылка на сообщение29 сентября 23:06
цитата iRbos
Это скорее был вопрос в духе, кому из издательств выгодно было продвигать эту книгу)
Ну.. Из 20 книг только 3 выпущено не товарищами монополистами) Это Наталия Осояну «Змейские чары» . Мария Закрученко «Bookship. Последний книжный магазин во Вселенной». Пол Тремблей «Хоррормейкеры» . Все) То есть издательству было неважно например Макинтайр или Елизаров)
 


Ссылка на сообщение29 сентября 23:31
Миф, где издали Осояну, входит в холдинга АСТМО) я там работал, я знаю)
Но я скорее вообще в контексте работы продвижения, где нет смысла особого пинать книгу с тиражем 1500 штук.
 


Ссылка на сообщение29 сентября 23:34
цитата iRbos
Миф, где издали Осояну, входит в холдинга АСТМО) я там работал, я знаю)
И он тоже? Однако)
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 00:32
Всегда был практически. Просто там управление менее прямое. Но отчитываться все так же Новикову.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 00:42
цитата iRbos
Всегда был практически. Просто там управление менее прямое. Но отчитываться все так же Новикову.
Вообще такая монополизация рынка не есть хорошо.. и большая трагедия это закрытие Армады. Очень плохо повлияло я считаю..
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 09:55
Тут «все сложно». Я бы сказал, основная проблема, что рынок в принципе чувствует себя не очень хорошо.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 09:59
цитата iRbos
рынок в принципе чувствует себя не очень хорошо
Да.. Но с Армадой.. Уж лучше бы ее Новиков купил.Пусть несамостоятельно но издательство все же было. Продолжались бы те серии..
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 10:47
Да, правда, это как-то так тихо лично в моем инфополе было, что я об этом знал уже постфактум. Когда Пехов и сотоварищи начали у Альпаки издаваться.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 21:13
Да не, как просвещение норм. На 7/10. Состарился роман плоховато, да и классикой жанра он не стал, что бы там Славич не говорил, но как страница истории фантастики, что бередидо умы фэнов и критиков конца семидесятых ознакомиться было вполне полезно. Сейчас вот уже «изгнанника в ожидании» дочитываю. Может даже отзыв напишу, если с силами соберусь.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 22:06
Мне кажется, что там изначально нечему стариться было. Разве что вы читали в оригинале и там было все лучше. Все же стариться фантастика не сюжетом. Здесь основная проблема именно в нем. На мой взгляд.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 22:14
Змею — на русском.
Мне практически всю фантастику до новой волны сейчас очень тяжело читать, потому что это приключения картонок. Это роман, конечно пост-волновый, но в нем проблема другая, по сути дело книга — новеллизированный манифест феминизма второй волны — пока остатки патриархата до сих пор считают себя центром мира и медленно загнивают, не принимая ничего нового, на задворках рождается новый мир с блэкджеком и контролем фертильности. Манифест этот устарел а без него книга просто не работает, так как сюжет там сшит очень хлипкими нитками, а мир не выдерживает никакой проверки на прочность элементарной логикой
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 22:21
цитата Алексей121
и контролем фертильности.
Проблема как выяснилось в обратном в современном мире)
 


Ссылка на сообщениевчера в 11:03
Возможно манифест работает в связке со вторым романом, но по факту в самой Змее нет ничего обо этом центре, поэтому куда-то совсем все мимо ушло для меня. Мне все еще, кажется, что здесь сборник рассказов переработали в роман неудачно.

Если же говорить про классиков фантастики, то буквально за месяц до Макинтайр прочитал Историю будушего Хайнлайна. Там есть свои особенности, но в целом все равно небо и земля, как говориться.
 


Ссылка на сообщениевчера в 15:43
ну, Хайнлайн все-таки о людях в первую очередь писал, а не о манифестах. И просто талантливее был, имхо.
Хотя «Змею» я прочитал без всяких душевных мук. Нормальное приключалово, если особо не думать. Типа Конана
 


Ссылка на сообщениевчера в 15:44
цитата k2007
Нормальное приключалово, если особо не думать. Типа Конана
Ну уж нет) Это я про сравнение с Конаном)
 


Ссылка на сообщениевчера в 16:27
цитата k2007
просто талантливее был

Собственно и я о том же.
цитата k2007
Нормальное приключалово, если особо не думать. Типа Конана

Вот тут не могу согласиться. Лучше бы Говарда прочитал) Все же именно приключений тут не много. Больше других вещей.
 


Ссылка на сообщениевчера в 02:17
Ну как не стал? Во всяких списках лучшего регулярно появляется. Да и Макинтайр в американском Зале славы НФ и фэнтези не за новеллизации «Звёздного пути» оказалась.
 


Ссылка на сообщениевчера в 07:13
цитата Славич
Ну как не стал?

Никак не стал. Постоянно в списках лучшего из женской фантастики, например, Батлер появляется. Макинтайр — крайне редко. Вы сколько вот с ней таких списков найдете? Два? Три?
Это ни о чем. Роман практически выпал из инфополя.
Ну а зал славы — посмотрел я кому в последние годы дают: Джемисин, Окарофор, Гриффит. Солидно, да, ничего не скажешь.
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:43
цитата Алексей121
Вы сколько вот с ней таких списков найдете? Два? Три?
Зачем искать, если до нас работа сделана.
https://www.sfadb.com/...
цитата Алексей121
Ну а зал славы — посмотрел я кому в последние годы дают: Джемисин, Окарофор, Гриффит.
Так то современные авторессы, как говорит молодёжь «хайповые», а у Макинтайр последний роман почти 30 лет назад вышел. Почувствуйте разницу.
 


Ссылка на сообщениевчера в 15:26
цитата Славич
а у Макинтайр последний роман

запланирован на 26 год, кстати.
 


Ссылка на сообщениевчера в 15:56
Да-да, ещё в некрологах сообщали, что рукопись последнего романа была почти завершена.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 21:14
Пустые аккаунты и новореги после истории с Лыковым до голосования не допускаются
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 21:46
Аллилуйя!


Ссылка на сообщение29 сентября 23:20
Всегда удивлялся, когда издательства, уже в 10-х и 20-х выпускало подобный шлак. Видимо приходилось брать, что было доступно.
Любой фанат ЗВ уже 30 лет как знает насколько автор паршиво пишет. Вонда написала самую худшую книгу в мире ЗВ — «Хрустальная звезда». Хуже Макинтайр только Барбара Хэмбли.
Вообще пускать фэнтези авторов (особенно женщин) в фантастические циклы (особенно мужские) хреновая идея.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 сентября 23:33
Ну, на последнюю книгу отзывы были хорошие и даже кино с Броснаном сняли, но я так и не добрался. У Хэмбли тоже есть хорошие произведения. Так что ту такое дело)
 


Ссылка на сообщение29 сентября 23:34
цитата iRbos
У Хэмбли тоже есть хорошие произведения. Так что ту такое дело
И озвучка хорошая)


⇑ Наверх