680 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 680. Иллюстрированные сказки: Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов (худ. Б.Лакомб)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

680. Иллюстрированные сказки: Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов (худ. Б.Лакомб)

Статья написана 19 сентября 18:47

Представляю, какие сомнения обуревают наших издателей, когда они решают издавать иллюстрации современных западных художников — иная традиция. Но есть художники настолько скандальные, что все хотят их посмотреть. Так у нас с гарантией на успех издали в 2011 году шокирующую «Белоснежку» Лакомба. И снова оперативность — на французском языке книга вышла всего на год раньше (в издательстве Milan).

На Фантлабе это издание зачислено не в книги, а в иллюстрированные альбомы.

Худ. Б.Лакомб (2011)

Со своей манерой художник Б.Лакомб определился не сразу: его первая книга «Красная шапочка» (2003) была оригинальной, но не запоминающейся. Свою нишу он нашёл, наверное, только в 2009 году, сделав иллюстрации к рассказам Э.По (см.): макабрические мотивы, красота Смерти (непосредственный источник, наверное, молодёжная субкультура готов). Для Э.По такая манера оказалась идеальной. «Белоснежка» у Лакомба была следующей — и в той же манере. Тема смерти в «Белоснежке», без сомнения, есть — но дальше кроме сказок братьев Гримм ничего такого не предвиделось. Однако публика Лакомба уже раскусила, осыпала наградами и причислила к извращенцам. Репутацию пришлось отрабатывать — и Лакомб в 2015 году сделал иллюстрации к «Алисе в стране чудес» (см.)...

«Алису» Лакомба для извращенцев я, конечно, купил, а его «Белоснежку» так и не собрался — поэтому сегодня выборочные иллюстрации из Интернета.

Неизвестно, к какому тексту рисовал Лакомб свои картины для «Белоснежки», но судя по оленьей теме — к тексту, навеянному Диснеем (как многие европейские художники рисуют).

Зачин

1) Королева-мать в окружении чёрных европейских ворон. На кровь слетелись. Но королева-мать реагирует на ворон спокойно, и, вроде бы, даже вороны ей сопереживают.

2) Королева-мачеха перед зеркалом во всей красе: и блондинка (для любителей макабра это отталкивающий типаж), и змеи в волосах.


3) Белоснежка с белоснежными голубками. Вроде бы противостоит чёрным воронам. Но на самом деле роль ворон (к которым у южных европейцев негативное отношение) у Лакомба двойственная и — без соответствующих пояснений в тексте — кажется недостаточно продуманной. А белых голубок готический Лакомб вообще должен презирать.


4) Птичий символизм Лакомба начинает проявляться: королева-мачеха в облике павлина (прямолинейная ассоциация) запирает в клетку падчерицу Белоснежку.


Злодейство

1) Чёрно-белые рисунки Лакомба в этой книге сделаны в другой стилистике, чем его цветные картины.

Чёрно-белая часть только слегка мрачновата и больше напоминает книжные иллюстрации современников братьев Гримм. Похоже на механическое соединение двух разных версий сюиты. Но можно, конечно, найти в этом и намеренный пост-модернистский приём.


2) И вот она — диснеевщина. Лесные звери и птицы плотно прижимаются к Белоснежке, видимо, спасая её от холода. Эпизод, принципиально противоречащий первоисточнику.

Красноглазый кролик — фирменный стиль Лакомба.

У гномов

Манера Лакомба устоялась — гномы сразу ассоциируются с этим художником.


Покушения

В сценах покушения у Лакомба много символизма, не очень глубокого, я думаю. Так, увлечение Сальвадором Дали.

1) Первое покушение — с затягиванием платья Белоснежки, отчего у неё стеснилось дыхание и она упала замертво. На рисунке грудная клетка Белоснежки — это клетка с вороной. Ворона должна задохнуться. Что там ещё в груди? Душа? Чёрная душа Белоснежки? Такой вывод будет верным для тех, кто ворон не любит. Про Лакомба мы такого сказать не можем.


2) Третье покушение. Королева-мачеха в облике белой вороны (она же блондинка). А чёрные вороны кружат с тревогой вокруг ведьмы и Белоснежки. Одна сидит у Белоснежки на голове (высокая степень доверия для вороны).

Вороны в этой сцене рифмуются с воронами с первой иллюстрации — там они сидели перед обречённой на смерть королевой-матерью. Учитывая, что в душе Белоснежка — чёрная ворона, эти вороны — положительные персонажи. Верные друзья Белоснежки. Лакомб с его облагораживанием чёрных ворон — маргинал среди южных европейцев. Эпатирует обывателей.


3) На весь разворот — Белоснежка сладострастно ест отравленное яблоко. Алиса в Стране чудес будет у Лакомба уже откровенно развратной.


4) Белоснежка, упавшая замертво на снег. Красиво. Эту композицию многие художники отрабатывают. Опечаленная ворона на груди Белоснежки. Душа отлетела?

Гроб хрустальный

1) Интересно, что Лакомб понимает и чувствует снежную зиму (в стиле Брейгеля, конечно, как все европейцы). Какой пейзаж! А на переднем плане — какие-то американские белоголовые орланы-падальщики. Лакомб говорит — вот настоящая мерзость, а совсем не чёрные воронушки.


2) Звери у хрустального гроба Белоснежки. Как мы помним, в первоначальной версии сказки у братьев Гримм к гробу прилетели только птицы — голубка, сова и ворон (без объяснения причин). Этих птиц Лакомб рисует. Но рисует также и оленей, зайца, белку — а это уже диснеевские мотивы. Мы с таким набором зверей у гроба встречались на иллюстрации Грабинского (см.) — так что дело обычное для западных иллюстраторов, для которых чаще существует диснеевская версия сказки.

Но Лакомб-то в своих иллюстрациях умудрился развить отдельно линии белой голубки и чёрной вороны — и вот они соединились на гробе Белоснежки. Правда, что значат эти линии — неизвестно. Возможно, это ложная многозначительность мэтра, каждый штрих которого которого подлежит толкованию у поклонников.

Конец злой королевы-мачехи

В стиле старых книжных гравюр соединяются бродячий принц и Белоснежка.

А что там у Диснея сделали с королевой-мачехой я не знаю — и картинки Лакомба к этому сюжету не нашёл.





59
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх