Проблема нахождения своего


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «edi4ka» > Проблема нахождения своего читателя
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Проблема нахождения своего читателя

Статья написана 8 сентября 13:30

В самом начале давайте договоримся, что писатель пишет не для самого себя, а для читателя. Согласны с этим тезисом?

Ну, правда же, если пишешь для себя – зачем вообще публиковаться, лезть на всякие конукрсы и т.д. Пишешь для себя, так положи в ящичек и перечитывай, когда захочешь, и т.д.

Поэтому, вооружившись знанием, что писатель пишет для читателя, давайте теперь рассмотрим другой распространённый на форумах вопрос: вопрос про своего читателя.

Часто можно встретить в отзывах на свой рассказ: “Я не на той волне с автором.” Эта фраза может, конечно, оказаться эвфемизмом к “Автор – чудак!”, но есть и наивные отзывисты, которые считают, что они не на той волне, вполне искренно. Встречал даже такого рецензента, который подробно описал, как настраивается контур радиоприёмника на определённую частоту.

Давайте, поделюсь собственным опытом, ниже вы поймёте, почему именно собственным опытом.

Я ориентируюсь на читателя, который имеет культурный багаж, сопоставимый с моим.

Мне кажется странным, если бы я писал для читателя, который имеет другой культурный багаж – либо качественно иной, или количественно иной.

В первом случае, очевидно, читатель просто не понял бы меня,

А во втором случае — если писать для аудитории с маленьким багажом (“Пусть сыграет “Мурку”!”) — встаёт вопрос: а что я хочу донести до них? А если писать для аудитории с бОльшим багажом — то, что я ожидаю от них (кроме снисходительного похлопывания по плечу)?

Возьмём как пример этот мой текст. Для кого я это пишу. Аудитория, которую я держу в уме, набирая буковки этого текста, — это авторы фантастических рассказов, которые участвуют в конкурсе ФЛР-28, читают рассказы в своей “подсудной” группе, пишут на них отзывы, и одновременно жалуются на, допустим, то, что их читают слишком быстро, их тексты неправильно интерпретируют и т.д.

Допустим теперь, я пишу для тех авторов, которые вообще не рефлексировали на тему “свой читатель”. Я – уже несколько потрудившийся на поле раздумий “для кого я пишу” – что я хочу донести до этих авторов с “недостаточным культурным багажом”?

Честный ответ: вообще ничего не хочу писать для них.

Одно дело, если они прямо спросят меня: вот что ты думаешь по этому поводу? Или, например, если мой друг на мой взгляд в чём-то заблуждается – в этом случае я не пройду мимо равнодушно и выскажу свою позицию.

А с другой стороны, допустим меня читают продвинутые челы, знакомые с теорией семиотики, читавшие Умберто Эко, Белецкого и ещё каких-то неизвестных мне авторитетов? Что я могу написать для них?

Мне кажется, единственное, что я могу им сообщить – это поделиться своим личным опытом.

Который, возможно, вызовет у них лишь снисходительную жалость. Как у меня было только что перед этим с теми, кто вообще не рефлексировал на тему “Кто мой читатель”.

Итак, становится очевидно — я пишу для тех, чей культурный багаж сопоставим с моим. В итоге мой идеальный читатель – это не кто-то абстрактный, как у Умберто Эко, – а это на самом деле я сам.

Это, кстати, превосходно стыкуется с немысловатым тезисом Стивена Кинга “Будь искренним”.

(Сделаю лирического отступление, почему мне не нравятся незамысловатые тезисы. Возьмём тезис: “Всякий талант от бога!” С этим трудно спорить, как и с тем, что если уронить кирпич, он упадёт на землю. Но, ведь, интересно не то, что он упадаёт, а, например, а через сколько секунд он упадёт? с какой скоростью упадёт? и т.д.)

Подводя итог: я обосновал тезис, что писатель пишет для себя. Что не надо искать своего читателя, что на самом деле идеальный читатель не кто-то абстрактный, что он на самом деле – я сам.

И тут, конечно, встаёт серьёзный вопрос — а что, если у меня серьёзные проблемы со мной самим?

Это слишком серьёзный вопрос, чтобы освещать его на полях данного опуса. Оставим до другого раза.





99
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 сентября 13:37
Никогда не задумывался, для кого сочиняю. Не проводил исследования ЦА, то есть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 сентября 13:39
Первый «нах» засчитан! Спасибо! )))


Ссылка на сообщение8 сентября 13:38
Ваш читатель найдет вас сам. Иногда не очень быстро, но найдет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 сентября 13:40
Боюсь, для этого надо делать очень большие телодвижения. Но вы правы, безусловно!


Ссылка на сообщение8 сентября 13:43
Это чёт слишком умное для меня. Писать не для себя, но сам себе идеальный читатель.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 сентября 13:45
цитата Дочь Самурая
Это чёт слишком умное для меня.

Это я так старался превзойти самого себя в первой статье колонки! Видимо, получилось )))
 


Ссылка на сообщение8 сентября 13:52
Пишу-то я именно для себя. Мне нравится сочинять, выдумывать. И читатели при этом вообще не при чем. Я не ориентируюсь ни на кого, главное, чтоб мне было интересно это делать.
А вот когда оно написано, почему бы и не дать почитать другим? Бывает, что кому-то интересно, мне этого хватает.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 13:56
Есть такое эмпирическое наблюдение: позитивное даёт меньше счастья, чем негативное — несчастья. Теперь умножьте это на то, что положительных отзывов в разы меньше, чем отрицательных. Вот у меня как-то не получается довольствоваться только «кому-то интересно». Но с другой стороны, вы правы — а куда я денусь!
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:02
Меня согревает и один хороший комментарий. Даже если он не прям хвалебный, а прост человек действительно потратил время и прочитал, заметил там что-то и сказал, что не зря прочёл. Это закрывает с десяток мнений тех, кому скучно, все это было, непонятно и так далее.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:22
Меня в данном случае смущает, что это сродни «тихо сам с собою». Это тогда можно довольствоваться только тем, что показать родственникам и друзьям.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:28
Зачем издеваться над близкими?)
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:31
Зачем издеваться над близкими? — В точку! )))

Вижу, вам скучно на форуме. Давайте, сыграем в более интересную игру — угадайку: вы говорите, в какой вы группе, я постараюсь угадать.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:37
Скажу так, читала 4 серую )
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:40
Понял! Третью я ещё не читал (кроме отзыва, что это самая слабая), мне тогда нужно время. Заодно напишу отзывы — сделаю благое дело!
..Скажем... до завтра постараюсь уложиться...
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:42
Если что, то на форуме есть специальная тема, Угадайка. Там можно не только меня, а и всех угадывать. Авторам обычно нравица.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:44
Да, я знаю. Но я здесь никого не знаю, что я буду угадывать?
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:45
Я вообще это не умею, но потыкала)
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:50
Хех, я умею не лучше вашего, как показывает весь мой опыт игры в угадайку. Но если кому-то нравится, то, действительно, почему бы и нет. Я вас немного знаю по АБ, мне кажется, у меня есть шанс попасть...


Ссылка на сообщение8 сентября 14:29
Все правильно — пишу для себя самого то, что хотел бы прочитать у других, но не нашел.
Чаще всего, после того как написал, мне это не нравится.
Ну штож, еще напишу.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:42
цитата gamayunov
что хотел бы прочитать у других, но не нашел.

Да, я тоже пишу для себя — просто потому, что не умею по-другому. Но не прочь переписать по-своему и то, что прочитал у других )))
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:44
Это называется фанфики, за такое в некоторых местах бьют канделябрами, а в некоторых пищат от восторга — «афтар пиши есчо» :)
 


Ссылка на сообщение8 сентября 14:51
Ну нет! так прямолинейно не умею! могу только что-то частное стырить )))


Ссылка на сообщение8 сентября 15:38
Вы всё правильно написали, но мне кажется вы слишком буквально понимаете фразу «писать для себя». Под этим фразеологизмом люди чаще всего подразумевают отсутствие корысти, т.е. они пишут не для денег и не для популярности. Они просто пишут потому что хотят. В этом смысле «свой читатель» уходит на второй план. На первый выходит «Я хочу написать именно это».
При этом понятно, что все мы люди и хотим, что бы нас читали и понимали. В общем одно другого не исключает, как и ваши рассуждения о ЦА. В этом я с вами согласна. Вовсе не обязательно сремиться угодить всем. Достаточно одной таблетки (с)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 сентября 16:40
цитата Юлия Бриз
вы слишком буквально понимаете фразу «писать для себя».

Пожалуй, да — я оставил за фразой именно тот смысл, который волнует меня.
Да, я хочу, чтобы меня читали и понимали. Видимо, надо просто этого дождаться, я слишком нетерпелив )))
 


Ссылка на сообщение8 сентября 18:11
цитата edi4ka
Видимо, надо просто этого дождаться, я слишком нетерпелив

Чтобы скрасить ожидание, можно отвлечся на что-нибудь интересное. Например, рассказ написать :)))
 


Ссылка на сообщение8 сентября 21:15
Это верно. Просто это означает, что надо писать как бы в никуда.
Но в целом мои проблемы, я думаю, это проблемы новичка. Я еще не написал никакого текста больше 20к с пробелами.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 21:42
цитата edi4ka
надо писать как бы в никуда

Нет. Не обязательно. Одно другому не мешает. Тут нет конфликта: либо для себя, либо для других. И для себя, и для других. Для себя идея «что», для других форма «как».
Допустим, у автора Н есть идея, интересная лично ему,может быть она не особо популярна, но вот ему нравится хоть тресните. Это его желание для себя воплотить то, что хочется. Но воплотить можно по разному. Плюс хочется поделиться идеей с другими. Тогда возникает вопрос как это делать, чтобы люди поняли. Вот тогда автор Н думает о других, чтобы представить своё в лучшем виде.
 


Ссылка на сообщение9 сентября 01:18
Понял. Ну, не буду про что такое «в лучшем виде» и умею ли я в это. Но, боюсь, у меня даже с первой половиной — идеей — есть проблемки. У меня идея быстро сдувается, пока успеешь воплотить её в тексте. Впрочем, это уже совсем-совсем другая тема, не буду ещё и её за уши притягивать )))
 


Ссылка на сообщение9 сентября 12:52
:beer:


Ссылка на сообщение10 сентября 11:09
иногда спустя много веков читают автора совершенно другие люди, другого мышления, другого века, менталитета, другой народности и национальности, есть авторы которые печатаются и печатаются, вернее их издательства печатают, что бывает надоедает смотреть на одни и те же названия книг на обложках, и что они все писали для себя, или для кого, думаю для всех, и мысли их просто совпали с общими, наверное так
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 сентября 11:45
цитата Дизель78
иногда спустя много веков читают автора совершенно другие люди

Ух! мне в это трудно поверить. По одной простой причине: как до них дойдут тексты автора? Тексты могут дойти только, если их берегут и передают дальше современники, т.е. если их читают. Разве не так?
 


Ссылка на сообщение10 сентября 11:50
все тексты хранятся в музеях, либо бывает в церквях, либо каких частных коллекциях, если говорим о физических текстах несколько вековой давности, а для народа они все давно заскринены и оцифрованы
цитата
их берегут и передают дальше современники
 


Ссылка на сообщение10 сентября 11:58
Ну, для меня очевидно, что даже если мои тексты хранятся где-то на серверах, то они давно потонули в общей массе, и никто их оттуда выкапывать не будет. Я даже приведу конкретный пример — я вдруг вспомнил, что был у меня рассказ, который был выложен на сайте журнала «Млечный Путь» ещё до того, как этот журнал перешёл под Амнуеля. Так вот, я с превеликим трудом ту страничку нашёл и рассказ оттуда скачал. Буквально на следующий день той страницы уже не было!
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:11
повезло,...кстати, иногда некоторые произведения выстреливают запоздало, и чаще всего после смерти автора, становятся максимально популярными, к сожалению нужно умереть, чтобы ваши тексты завирусились в умах подрастающего поколения :-)))
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:16
Уверен, это возможно только в том случае, если у автора была своя «фангруппа» (на наши деньги). То есть, его читали современники (ну, или ближайшее молодое поколение), иначе всё потонуло бы в Лете.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:18
какая фанбаза у классиков, бабки дворян и связи, вся русская классика после смерти максимально взлетала в популярности и до сих пор читается
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:19
Вся русская классика публиковалась, и им платили неплохие гонорары.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:21
за их же деньги )) ...врядли какой-то крестьянин Тимошка мог издать стихи или роман.... ну
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:24
цитата Дизель78
за их же деньги ))

Хмм... тут даже граф Толстой с вами не согласился бы )))
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:26
именно граф и согласился бы, ибо не царь его оплачивал, по крайней мере в начале, естественно после популярности уже ему потом платили, но начать то «найти своего читателя» нужно было ему самому за его же деньги, впрочем как и всегда, как и сейчас, не будет рекламы, не будет читателя
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:31
Я имел в виду, что деньги дворян были обеспечены трудом крестьян.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:32
есть одна буктьюбер Юлия Волкодав, у нее есть пару видосиков на тему печатания своих книг, можете посмотреть, там очень интересно и познавательно рассказывается, как сейчас трудно начать печатать свои книги, за свой счет арендовать места в типографии под тиражи, ездить самой по конференциям и ярмаркам, участвовать в шоу и вести свои каналы, не забывать при этом читать другую литературу , и продолжать писать свои новые книги, дабы не иссяк интерес у публики, выпускать побочный мерч, а как только время проходит, тебя уже забыли, и так по кругу.... от автора сейчас ооооочень много требуется сил, сидеть дома на диване и ждать когда придет популярность во время тиктока не получится
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:34
Абсолютно с вами согласен! А любительницу Льва Лещенко я смотрел, да! )))
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:36
она прям с периодичностью раз в год выпускает такие вещи про как тяжело современному автору, но она смогла, и смогут другие
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:38
Меня мотивационные ролики мало трогают. Они приблизительно одинаковые. Я долго думал, что есть такие обучающие ролики, но потом понял, что они тоже все одинаковые )))
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:42
я вообще не был в курсе, что так им тяжко, для себя была интересна последовательность, как выглядит изнутри типографский момент, всегда думал, что если издательство берется за какого-то автора, то оно само за всё платит , еще и зарплату и гонорары от продаж, а оказалось совсем не так, что сам автор вкладывается и не мало, это было озарение.... теперь по другому хожу на автограф сессии, узнав кухню с ее слов
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:45
цитата edi4ka
сам автор вкладывается и не мало

Вот это точно не имеет смысла на мой взгляд.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:49
а платить самому за аренду тиража на складе, а если не разойдется, то забери себе и дари кому хошь)), а если твой тираж выстрелит и его раскупят, то поступит от издательства заказ на доп тираж и еще доп тираж и еще, и снова продавай и арендуй, и с ее слов за счет самого автора, ее этот заколдованный круг достал, и она открыла собственную типографию с тем же названием Волколдав, и сама теперь себе печатается, берет новых авторов, раскручивает все книги своего издательства (причем не дешевые) , а паралельно сама у себя и печатается переиздавая свои творения, ....есть ли в этом смысл, хз
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:51
Какой-то смысл, возможно, есть, если ты молодой и сильный. Пушкин тоже издавал свой журнал.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:53
и нашел своего читателя
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:54
Он его нашёл намного раньше. Я имел в виду, что молодому сильному талантливому человеку мало нагрузки одного писательства, он может и издательство попробовать, почему бы нет
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:17
либо еще загоняют автора из-за глупых высказываний в иноагентский список, запрещается вся его литература, зато в тесных кругах ох как за дорого придется искать те тексты, которые ранее никому не были и нужны, ...третий вариант, Солженицын или Лимонов, при жизни их хаили, а теперь как печатаются их труды, современники не разглядели, а следующее поколение требует...
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:19
Их обоих читали при жизни. Первый вообще Нобелевский лауреат.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:20
так и возвращаясь к теме поста, они для себя писали или для общества ? нашелся читатель?
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:25
Я читал статью, что Пушкин специально заботился о своей популярности. Т.е. писал для читателя, разумеется. Более того, даже воспитывал его! ибо в то время читатель был невоспитанный. Но тема это очень большая, можно долго говорить об этом...
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:27
особенно после его матерных стихов, а как застрелили, так вообще стал самым русским любимым автором,.... нужно громко умереть )
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:31
цитата Дизель78
нужно громко умереть )

какие страсти! нет уж, лучше жить )))
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:34
или вы не образно задали вопрос, а исключительно о себе? при жизни нужен хайп, лучше погрязнее, и тогда вас узнают, запомнят и захотят видеть еще
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:35
Нет, я ведь говорил о СВОЕМ читателе. Том, который понимает и принимает.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:37
и много его у вас, такого понимающего ?
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:39
В том-то и беда, что совсем нет! Поэтому и думаю над этим вопросом. И завидую тем, которые уже нашли
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:44
тогда несколько вариантов, описал выше
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:46
Вообще, вкладывать деньги имеет смысл только, если они отбиваются. Но я лично в такое не играю
 


Ссылка на сообщение10 сентября 13:50


Ссылка на сообщение10 сентября 15:58
В целом согласен, всё логично. Хотя мне сказать особо нечего, я на ФЛР впервые и до этого рассказы не писал и не выкладывал. Разве что придумывал, но даже ни на чём не записывал — и всё равно в какой-то момент казалось что плохо получилось и тогда всё заново. В общем, всё правильно написано в этом посте.
Только очень режет глаз вот это предложение:
цитата edi4ka
Возьмём тезис: “Всякий талант от бога!” С этим трудно спорить, как и с тем, что если уронить кирпич, он упадёт на землю.

Это же совершенно разные категории. Гравитация доказана, а вот про бога и про талант можно спорить ещё долго. Как минимум, никто от рождения не становится чемпионом, люди сначала долго тренируются, а уже затем про них говорят что это таланты.
Но, опять же, спорить можно ещё долго, а я, видимо, не совсем из тех, для кого писался этот пост.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 сентября 19:01
В целом, всё-таки эта статья имеет, как правильно заметила Дочь Самурая, несколько провокационный характер, не стоит воспринимать её слишком серьёзно )))

Что касается аналогии — да, любая аналогия хворает. Я лишь хотел сказать, что во всём интересны вопросы поглубже, чем констатация простых истин.


⇑ Наверх