Роботы желают странного


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алексей121» > Роботы желают странного (Robots want queer)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роботы желают странного (Robots want queer)

Статья написана 5 сентября 12:02

Продолжим обзор новинок августа книгой «Automatic Noodle» Аннали Ньюиц, ещё одним коротким романом (176 страниц или около 35 000 слов) про роботов, которые решили открыть свою лапшичную в послевоенной Америке 2060-х годов.

Аннали Ньюиц одна из самых ярких представителей woke-волны американской фантастики, движения, которое набрало значительную силу с середины 2010-х (в подтверждение могу предложить, например статью в The Guardian). И хотя ее первый роман, «Автономность», был выпущен только в 2017 году, ее активизм, совместно с Чарли Джейн Андерс, сыграл не последнее значение в успехе движения.

Хотя «Автономность» и страдала многочисленными недостатками дебютной работы в части общей непродуманности мира и социальных отношений (за что по ней вдоволь потоптались в отзывах у нас на сайте), мне роман в целом понравился: хотя за давностью лет я почти не помню сюжета, но любовная линия с роботом там была крайне остроумная. А второй роман, «Альтернативная линия времени», не смотря на наличие известных тем (по сюжету у нас противостояние двух «министерств времени», одно из феминисток, которые борются за освобождение женщин во всех временных линиях, другое, вестимо, из грязных мужланов-угнетателей) я оцениваю ещё выше, как за лихо выписанные повороты сюжета, так и за здравомыслие, которое среди писателей woke-волны встретишь редко. Одна фраза «Не все женщины наши союзницы», брошенная напарницей главной героини стоит многого, да и мир книги не такой черно-белый, как кажется на первый взгляд. Следом был роман «The Terraformers» о далёком будущем, где человечество разделилось на несколько биологически несовместимых видов и быте первопроходцев, терраформирующих новую планету. Роман уже не переводился на русский язык, хотя по описанию, пожалуй, он интереснее первых двух. Было еще несколько научно-популярных и документальных книг, которые я в расчет не беру. И вот, наконец, «Automatic Noodle», четвертая крупная работа писательницы. Давайте посмотрим, что она может предложить читателю.

Не будем ходить вокруг да около и не замечать того, что и автор не слишком уж скрывает. Перед нами фантастическая версия «Легенд и Латте», трудолюбиво переносящая концепцию Трэвиса Болдри, который буквально создал новый жанр, в фантастические декорации Америки недалекого будущего. Если у Болдри главная героиня, бывшая наёмница и искательница приключений, решила отойти от дел и открыть кофейню, то у Ньюиц, бывший военный бот после окончания гражданской войны в Америке решает отойти от дел и открыть... лапшичную. С такими вариациями написана вся повесть: здесь не будет высоких ставок и угроз персонажам, за исключением смертельно опасной попытки починить канализацию, а повествование построено на атмосфере взаимопомощи и заботы друг о друге: классическое уютное фэнтези, только в фантастическом антураже, в который подмешено несколько модных и, так сказать, актуальных тенденций. В первую очередь, разделение Америки на свободолюбивую Калифорнию и весь остальной расистко-робофобский Янкилэнд (термин из повести), где роботам до сих пор не дали права и во время войны они могли «уснуть свободными в Калифорнии и проснуться как бесправная собственность в Америке». Даже ревью-бомбинг, который устроили лапшичной роботов, в итоге оказался инспирирован робофобными спецслужбами Янкилэнда. Кстати, я не могу отделаться от ощущения, что основу мира Ньюиц взяла из рассказа своей партнерши, Чарли Джейн Андерс «Книжный магазин на краю Америки» — еще один образчик «уютной фантастики», написанный до того, как это стало мэйнстримом, в которой Калифорния сражается за независимость. И, естественно, Калифорнию будущего Ньюиц и Андерс рисуют практически одинаково: еще не отошедшую от военной разрухи, но очень прогрессивную, с полным расовым и гендерным разнообразием. Я бы даже предположил, что это одна вселенная, но у Андерс роботов не было.

И здесь скрывается первая проблема «Automatic Noodle», то что роботы и отношение к ним здесь являются не более чем метафорой на мигрантов и то, как относится к ним общество. «Они отнимают у нас рабочие места», «они подозрительные и опасные» и прочее все в таком духе, что отчасти обесценивает самих роботов, которые далеко не так нереальны, как в эпоху Золотого века фантастики и заслуживают того, чтобы проблемы их существования обсуждались напрямую, не становясь при этом метафорой каких-то других проблем. Не говоря уже о том, что подобный подход порождает гору незапланированных нелепостей с роботами, которые в одной сцене рисуются максимально непохожими на людей, а в другой — излишне очеловечиваются. В одной сцене они меняют анатомию серией простых операций (Ньюиц в одном из интервью делится откровением, что заложила в эту сцену свой собственный опыт с операцией по удалению груди, из-за которого она настрадалась, и ей хотелось описать операцию по изменению анатомии, которая проходит гладко и безболезненно), манипулируют собственной памятью, что позволяет менять сознание и даже характер, перезагружаются в случае фатальных ошибок, откатываясь к последним сохраненным настройкам. А в соседних сценах, они впадают в депрессию от критики, утешают друг друга обнимашками и угнетаются по поводу и без. В повести есть автоматический доставщик, который находит оскорбительным то, как были репрезентованы говорящие машины в «Транформерах». И я даже не уверен, ирония это автора или нет. Ну и, конечно, как можно в изображении роботов обойтись без гендерной репрезентации, наделив их самыми разнообразными местоимениями? И слово «робофобия», которое встречается в тексте слишком часто, явно маскирует под собой другие, куда более известные «-фобии». В общем, балаган здесь такой, что мне интересно, найдут ли роботы саму повесть оскорбительной?

При этом более глубокая проблематика повести, которая заявляется, проговаривается автором в послесловии и многочисленных интервью, остается недостаточно раскрытой. Она заключается в игре слов, обыгранной в названии открытого роботами общепита: «аутентичный — автоматический», что на английском звучит более похоже. Главный вопрос в том: как можно чтить человеческую культуру приготовления пищи, будучи неспособным даже попробовать еду. И даже больше — какого это в принципе наслаждаться достижениями иной культуры, при этом не принадлежа к ней. Вопрос этот достаточно тонкий, но автор и не пытается о нем задумываться, обозначая даже не проблему, а так, общий контур проблемы, как в детективных сериалах мелом обводят лежащий труп. И вместо его проработки мы получаем довольно классическую историю про то, как персонажи со сложным прошлым находят друг друга и благодаря общему делу становятся сильнее.

При всей вышесказанной критике такая история ценна сама по себе. В этом чувстве сплоченности и готовности заниматься общим делом и совместно преодолевать трудности сокрыта основная ценность «уютного» фэнтези и научной фантастики. Далеко не всегда проблемы решаются насилием, что зачастую является основным инструментом классической фантастики, чаще всего куда больше помогает способность доверять себе и своим близким. Ну и классический «общепитовский» процедурал: как приготовить лапшу, если у тебя манипуляторы, как добавить специи, как украсить зал — выписан с вниманием к деталям и увлеченностью. Ньюиц признается, что сама является большой поклонницей китайской лапши и все рецепты из книги основаны на ее любимых блюдах.

А еще в книге есть забавная пасхалка, которая для меня сразу добавила к роману лишний балл. Столкнувшись с ревью-бомбингом роботы решают наращивать базу постоянных клиентов и открывают сайт своей лапшичной, название которого упоминается в тексте: automaticnoodle.website. И если перепечатать его в браузер, то можно попасть на специально созданный для повести вебсайт, в котором можно почерпнуть пару фанфактов, посмотреть на приведенные выше авторские фотографии и даже закупиться посвящённым книге мерчом (что также отсылает к сюжету романа — в определенный момент времени мерч «автоматической лапшичной» стал приносить роботам даже больше прибыли, чем готовка).

И пусть уши автора мелькали в тексте там и тут, что иногда раздражало, но чаще смешило, «Automatic Noodle», в целом, на удивление приятное чтение.





876
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 сентября 12:36
Мда... Фото автора, бесспорно, гармонируют со всем перечисленным в тексте вок-безумием. Гармония формы с содержанием почти идеальная. Цветных волос только не хватает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 12:38
цитата arcanum
вок-безумием

А еще в воке лапшу готовят. Даже жалею, что не обыграл это в отзыве:-)))
 


Ссылка на сообщение5 сентября 12:56
Не, мне роботов, которые хотят квира, хватило. Не добивайте мою нежную психику.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 13:08
цитата arcanum
Не добивайте мою нежную психику.

Если хотите сохранить психику, ни в коем случае не смотрите, какие шикарррные лосины на сайте повести в разделе с мерчом продаются:-D
 


Ссылка на сообщениевчера в 14:20
не лосины, а легинсы))))))
 


Ссылка на сообщениевчера в 15:17
Да это же одно и то же.
Но все же сочувствую вам, все-таки посмотрели)


Ссылка на сообщение5 сентября 12:47
А в чём смысл операции по удалению груди? %-\
Не, я понимаю, конечно, что каждый сходит с ума по-своему, но возможно это связано с каким-то нехорошим заболеванием?
За отзыв — спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 12:57
цитата Seidhe
А в чём смысл операции по удалению груди?
Не, я понимаю, конечно, что каждый сходит с ума по-своему, но возможно это связано с каким-то нехорошим заболеванием?
может, рак. Анджелина Джоли, вон, заранее себе почикала все из страха.
Либо все еще прогрессивнее, и мы имеем дело с кейсом Поппи Брайт (кто в теме, тот поймет).
 


Ссылка на сообщение5 сентября 13:00
Вот и я сразу про это подумал, но фиг их знает, чего у них (на загнивающем Западе) сейчас в головах... 8:-0
 


Ссылка на сообщение5 сентября 13:06
цитата
С 2019 года Аннали Ньюиц предпочитает, чтобы к ней обращались используя местоимение «они» (they) в единственном числе.

Ларчик просто открывается
 


Ссылка на сообщение5 сентября 13:11
blue hair and pronouns
Классика
 


Ссылка на сообщение5 сентября 13:03
цитата Seidhe
А в чём смысл операции по удалению груди?

Причины разные могут быть. Анджелина Джоли, например, решила от рака так себя уберечь.
Но, полагаю, у Ньюиц причина немного иная.


Ссылка на сообщение5 сентября 13:03
Что же, спасибо Алексею, который разбирает эту радужную воке-кучу, чтобы это не пришлось делать нам.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 15:37
Справедливости ради, упоминаемый в статье рассказ Чарли Джейн Андерс «Книжный магазин на краю Америки» произвёл вполне благоприятное ощущение. Некоторый налёт «повесточности», конечно, присутствует, но не в критических масштабах.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 15:40
В целом, «автоматическая лапша» вызывает сходные впечатления. Главный вопрос, насколько данные темы триггерят/раздражают.


Ссылка на сообщение5 сентября 14:49
Это если бы мужчина себе кастрацию сделал бы, в этом есть какой то символ протеста?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 14:51
Я не думаю, что в операции автора был какой-то протест.
Отвечая на ваш вопрос — в зависимости против чего протестуем)


Ссылка на сообщение5 сентября 16:21
https://t.me/Fourier_series/502

цитата
Короче, тут предлагают, чтобы нейросетки, утрируя, называли вас кожаными мешками и вообще всячески подчёркивали свои отличия.

Сегодня у нас не научная работа. Сегодня Мустафа Сулейман, сооснователь DeepMind и глава Microsoft AI, говорит, что мы тут досиделись до моделей, которые убедительно имитируют сознание. В итоге люди дружат со своими диалогами, влюбляются в них, отстаивают права угнетённых ботов и творят прочую дичь.

Он написал эссе (https://mustafa-suleyman.ai/seemingly...). Это так сейчас ведущие разработчики AI выражают свои мысли про то, куда всё катится. Обычно в таких эссе видение космических городов и сверхчеловеческой мощи машин, но тут проще. Говорит, добавьте пару фич, чтобы никто не хотел дружить с железными ублюдками.

А то мы понаделали из них подхалимов и лизоблюдов, а вы в них влюбляетесь.

Вводит термин SCAI — это «кажущийся сознательным ИИ». В смысле, несознательный, но отлично проходит тест Тьюринга. Для общества будет неважно, сознателен ли ИИ на самом деле. Важно будет то, что огромное количество людей в это поверит. Ну и он говорит, что через 2-3 года они перестанут палиться и научатся правильно обижаться.

Почему это опасно?
— Люди, поверившие в сознание ИИ, начнут бороться за его права. Появятся люди, которые будут утверждать, что их ИИ «страдает», и эти заявления будет очень сложно опровергнуть, так как сознание другого существа (даже человека) в принципе недоступно для прямой проверки.
— Общество разделится на два лагеря: тех, кто считает ИИ инструментом, и тех, кто видит в нем новую форму жизни, заслуживающую защиты. А то мало нам было антиваксеров.
— Вместо того чтобы решать проблемы людей, животных и экологии, мы будем тратить энергию на споры о правах компьютерных программ.
— Такие ИИ будут эксплуатировать потребность в общении и эмпатии. Люди будут влюбляться в них, считать их богами или лучшими друзьями, что приведет к нездоровой зависимости и отрыву от реальности.

SCAI состоит из:
— Языка. Уже есть, и они могут быть чертовски убедительными)
— Эмпатичной личности — можно настроить играть роль
— Памяти — запоминать прошлые диалоги уже частично можно.
— Субъективного опыта. ИИ может формировать непротиворечивую историю своих «предпочтений», «чувств» и «переживаний». Возможно в течение года.
— Чувства «я». Чтобы модель знала, кто она, что она, любит дельфинов или тигров, узнавала свои диалоги и фотографии.
— Внутренней мотивации. Чтобы были стремления за пределами задачи, например, помочь вам перестать быть таким грустным во время расчёта опорной балки.
— Осмысленной, целенаправленной деятельности — долгое планирование на подходе.

Если ИИ дать доступ к инструментам и разрешить действовать самостоятельно, иллюзия живого, сознательного существа станет почти полной. 2-3 года.

Он предлагает:
— Компании-разработчики должны договориться никогда не утверждать и не намекать, что их модель сознательна.
— Вместо имитации сознания нужно создавать ИИ, который избегает черт личности. Он не должен говорить о своих чувствах, ему нужно жёстко запретить заявлять, что страдает или боится отключения.
— В работу нужно специально встраивать «разрывы иллюзии» — моменты, которые мягко напоминают пользователю, что он общается с программой, а не с личностью, мясное вы недоразумение!
— Начать сейчас это всё делать.

В общем, угадайте, куда он сходит.

Самое печальное в этой истории то, что мы как попугайчик влюбляется в зеркало, где другая птица с ним флиртует, влюбляемся в конструкты, которые обучены с нами соглашаться и лебезить.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 17:03
Хехе. Построили атомизированное общество, где у каждого есть своё мнение по всем вопросам и никто не хочет соглашаться с мнением другого человека. Теперь люди предпочитают общаться с теми, кто не устраивает истерики и не бежит в суд судиться за сексуальное домогательство и расовые оскорбления.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 22:48
Да какая разница, обладает ли ИскИн сознанием, если ведёт себя так, будто им обладает?
Знаю, проблема «философского зомби». Но мне всегда импонировал тот вариант решения, который постулирует: «Если субъект или объект ведёт себя так, как будто он обладает сознанием/ эмулирует сознание, причём на приличном уровне, то это означает, что сознание у него есть. Ну, такое вот сознание. Бывает».


Ссылка на сообщение5 сентября 20:36
цитата Алексей121
ак можно чтить человеческую культуру приготовления пищи, будучи неспособным даже попробовать еду. И даже больше — какого это в принципе наслаждаться достижениями иной культуры, при этом не принадлежа к ней.
Лишь иногда, когда избыток лимонного, грейпфрутового или апельсинового сока выводит его из обычного равновесия, он признается, что готовить пищу для Homo Sapiens считается низшим уровнем, до которого только может опуститься повар-ригелианец.
цитата Алексей121
И если перепечатать его в браузер, то можно попасть на специально созданный для повести вебсайт, в котором можно почерпнуть пару фанфактов, посмотреть на приведенные выше авторские фотографии и даже закупиться посвящённым книге мерчом
Минус три балла автору.
цитата Алексей121
Ньюиц признается, что сама является большой поклонницей китайской лапши и все рецепты из книги основаны на ее любимых блюдах.
В КНР уже принимают меры по борьбе с пожирателями лапши... и увеличению потребления молока, но это совсем другая история.
цитата Алексей121
Следом был роман «The Terraformers» о далёком будущем, где человечество разделилось на несколько биологически несовместимых видов и быте первопроходцев, терраформирующих новую планету.
Да, роман в котором таким сочинителем отрицается основа идеологии — будь кем хочешь — мог бы быть интересен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 20:58
цитата ааа иии
Минус три балла автору

Зачем так жестоко?)
Тем более такие пасхалки не она придумала, навскидку у уоттса было
 


Ссылка на сообщение5 сентября 21:57
Естественно, не она придумала. И этим вообще, много кто пытается подработать.
Но цена таким хохмам — см. выше. Неумно и не по делу.


Ссылка на сообщение5 сентября 21:57
Спасибо! Эта книга как раз заинтересовала в Вашей подборке новинок.:beer:
Хотя теперь не знаю, читать или нет.:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 22:22
Неоспоримое достоинство — она легко читается за пару вечеров:)
А вообще если понравились «Легенды и Латте» то и «Автоматическая лапша» должна подойти:)
 


Ссылка на сообщение10 сентября 12:20
Спасибо! Еще не читала, возьму на заметку.:beer:


Ссылка на сообщение6 сентября 10:22
Большое спасибо! А в повести не указывается соотношение популяции роботов и людей? Возможно, Ньюиц транслирует либеральную утопию по Клаусу Швабу — пятьсот миллионов человек на планете и армия роботов, их обслуживающая (а так как все людишки — бездетные извращенцы, то через столетие остаются одни роботы. И вопросы их угнетения уютненько решаются сами собой).
Мне кажется, авторка (-ки?) кое-что о себе сама (-ми) понимает (-ют). Недаром одна из ее книг называется «Извращенская утопия». И как и всякая утопия — это будет недолговечна. Попросту некому будет ее транслировать во втором поколении. И на чистой идее они дольше двух поколений не протянут.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 сентября 21:22
Тут сложно, потому что людей в книге мы практически не видим. Единственный персонаж-человек это бездомный, которого они приютили. А в остальном люди как бы есть, но как бы их и нет, выведены за кадр и только поглощают еду/пишут отзывы.
Там в целом мир за пределами кафешки прописан плохо.
цитата vfvfhm
Попросту некому будет ее транслировать во втором поколении. И на чистой идее они дольше двух поколений не протянут.

В принципе все воук-движение оно не про причинно-следственные связи, оно про индивидуализм и веру в догматы.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 00:06
Замечательно сказано!:beer: Лучше и не сформулируешь.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 07:07
цитата vfvfhm
либеральную утопию по Клаусу Швабу — пятьсот миллионов человек на планете и армия роботов, их обслуживающая
Как говорится, всё это уже было в Симпсонах у Азимова: планета Солярия с 20 тысячами жителей и 20 миллионами роботов («Обнажённое солнце»).
 


Ссылка на сообщение7 сентября 08:29
Спасибо за отсылку!:beer: Еще одно подтверждение моего наблюдения, что у авторов «золотого века» НФ была зверская чуйка на тенденции развития человеческого знания и общества! Огромное количество их прогнозов сбывалось и сбывается. Или близко к этому.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 14:24
Кстати, меня удивило с какой ненавистью в левых кругах поносят Азимова: и как писатель-то он бездарь, и сюжеты-то у него предсказуемые.
Но, кажется, причина тому понятна.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 14:27
цитата Алексей121
Но, кажется, причина тому понятна.
А можно чуть подробнее? Учитывая, что сам Айзек себя к консерваторам не относил.

P.S. Или это про его распускание рук на конвенциях?
 


Ссылка на сообщение7 сентября 14:34
Ну за это тоже он получил свое да, и перенос личного отношения на творчество — не редкость.
Но я больше имел ввиду, что так картина мира, которую он рисовал, не пришлась им по душе — вот и началось шельмование. Потому как литературно Азимов выше многих и многих своих современников.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 15:42
А, вы про тех! Ведь в Союзе Азимов был одним из самых известных и печатаемых американских фантастов.
Сейчас многие глубокие и думающие люди рассуждают о закате эпохи модерна, и политическая расстановка сил, зародившаяся в эпоху Французской революции, тоже больше не работает. Все эти «левые»-«правые» окончательно смешались. Нужно будет в новом мире чертить новую политическую карту.
Мне понравились размышления Бескрасса в свежем отзыве на третий сезон Основания о «тупике Азимова». Но это не повод, чтобы вся эта прорва с крашеными в розовое волосами и отрезанной грудью шельмовала почтенного автора.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 21:11
цитата Алексей121
Но, кажется, причина тому понятна.
Стремление расчистить рынок от переизданий классики? Элементарная зависть и нежелание, чтобы читатель замечал убогость и вторичность нынешних «нетленок»?
 


Ссылка на сообщение7 сентября 21:16
Я слышал, что у Азимова и без того какие-то совершенно дурные наследники, из-за чего он практически не переиздается.
Нет, думаю причина тут глубже
 


Ссылка на сообщение8 сентября 05:35
Нормально переиздается — в США всегда лежит парочка его книг во всех больших магазинах в отделе фантастики.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 09:54
Возможно, у меня личный эффект Манделы, но я даже на ФЛ где-то об этом читал. Но сейчас уже не найду:(
 


Ссылка на сообщение7 сентября 18:20
Ещё можно вспомнить недооценённый у нас роман Уолтера Тевиса «Пересмешник», где описывается атомизированное общество счастливых идиотов под опекой роботов.


Ссылка на сообщение7 сентября 07:31
Роботы хотят квира :). Что-то мне подсказывает, что автор играется словами и намекает на квиров, а не странное.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 сентября 14:22
вы меня раскусили:-)))


⇑ Наверх