Хорошо известно, что смоделированные миры в научно-фантастической литературе играют в произведении либо роль объекта воздействия на них со стороны активного героя с целью их разрушения, либо объекта защиты их активным героем против враждебных им сил зла.
Отличным примером такого рода направления в нашей художественной фантастике являются вышедшие недавно в издательстве «Детская литература» под одной обложкой роман и повесть Евгения Велтистова «Ноктюрн пустоты» и «Глоток Солнца». (Напомним, кстати, что Е. Велтистов — автор сценария трёхсерийного фильма «Приключения Электроника», выдвинутого на соискание Государственной премии.) В романе «Ноктюрн пустоты» излагается трагическая история популярного телерепортёра и преуспевающего дельца Джона Бари. Место действия — США. Время действия — не очень отдалённое будущее, скажем, конец 20-го века.
Знаменитый телерепортёр вхож к миллиардерам и к адмиралам, он дружит с сенаторами и полицейскими, ему открыт доступ в любой уголок нашей планеты, и через его восприятие рисует автор угаданный им облик Америки ближайших десятилетий. Массовая преступность, свёртывание культуры, расовая война, тайный и явный террор против других народов...
Таков мир, в котором начал и окончил свою профессиональную деятельность Джон Бари, «король репортажа катастроф», супруг «королевы мод», отец прославленного мотогонщика, миллионер и несчастный человек. Через страшные несчастья пришлось ему пройти, чтобы раскрыть чудовищное преступление воротил мирового капитала: тайную климатическую войну против народов планеты. Спасаясь от наёмных убийц, он бежит в единственную страну, до которой не могут дотянуться лапы поджигателей планеты, — в СССР.
Вторая вещь в книге, «Глоток Солнца», не требует социологического комментария. Действие её разворачивается во второй половине 21-го века. Е. Велтистов описывает, как в светлый мир будущего вторгается извне некая тёмная сила: повреждённый кибернетический разведчик, посланец цивилизации, намного обогнавшей нашу. Справиться с этим механическим чудищем нелегко, тем более что нашёлся среди людей моральный урод, попытавшийся использовать его для бредовой цели — переделать человечество по своему вкусу.
АНС. Фантастический ноктюрн // Комсомольская правда (М.). — 1982. — 13 авг. — С. 2. — [Рец. на книгу Е. Велтистова «Ноктюрн пустоты; Глоток Солнца».]